Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Предлог

Текст 25

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)В 1831 году по пр..бытии моём к бабушк.. в Павловск, мне было сказано, чтобы шёл я к Васильчиковым. (2)Студент какой-то там живёт, говорят, тоже пописыва..т сообщила мне бабушка. (3)Я отправился... (4)Около Александры Степановны с..дели две подруги. (5)Глядя снисходительно (по)верх очков на тут же у стола сидевшего худощавого молодого человека старушки поднялись мне (на)встречу усадили меня у стола потом Александра Степановна обратилась к юноше Что же Николай Васильевич начинайте! (6)Молодой человек посмотрел на меня. (7)Он был бедно одет и казался очень застенчив. (8)Ввек мне (не)забыть выражения его лица! (9)Какой тонкий ум сказался в его чуть пр..щуренных глазах. (10)Он пододвинулся к столу (не)спеша развернул своими дли(н,нн)ыми худыми руками рукопись и стал читать... (11)В продолжени.. всего времени я слушал жадно. (12)Читал он про украинскую ночь: «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы (не)знаете украинской ночи!..» (13)Он предавал чита..мому особый колорит. (14)Описывая украинскую ноч(?) он будто пер..ливал в душу впеч..тления летн..й свежести синей усея(н,нн)ой звёздами выси благоухания душевного простора... (15)Пр..знаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. (16) По окончании я бросился ему на шею и заплакал. (17)Молодого этого человека звали Николай Васильевич Гоголь.

(По В. Соллогубу)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

В 1831 году по прибытии моём к бабушке в Павловск, мне было сказано, чтобы шёл я к Васильчиковым. «Студент какой-то там живёт, говорят, тоже пописывает» —сообщила мне бабушка. Я отправился... Около Александры Степановны сидели две подруги. Глядя снисходительно поверх очков на тут же у стола сидевшего худощавого молодого человека, старушки поднялись мне навстречу, усадили меня у стола, потом Александра Степановна обратилась к юноше: «Что же, Николай Васильевич, начинайте!» Молодой человек посмотрел на меня. Он был бедно одет и казался очень застенчив. Ввек мне не забыть выражения его лица! Какой тонкий ум сказался в его чуть прищуренных глазах. Он пододвинулся к столу, не спеша развернул своими длинными худыми руками рукопись и стал читать... В продолжение всего времени я слушал жадно. Читал он про украинскую ночь: «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!..» Он придавал читаемому особый колорит. Описывая украинскую ночь, он будто переливал в душу впечатления летней свежести, синей, усеянной звёздами выси, благоухания, душевного простора... Признаюсь откровенно, я был поражён, уничтожен. По окончании я бросился ему на шею и заплакал. Молодого этого человека звали Николай Васильевич Гоголь.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Знакомство с Гоголем. Встреча с Гоголем.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Художественный, повествование.

4. Как вы понимаете слова: «Он придавал читаемому особый колорит» (предложение 13)?

Ответ:

Особый колорит — это своеобразие, характерный отпечаток, ярко выраженная особенность. Описание в общем-то знакомого природного явления — украинской ночи — в изображении и чтении Гоголя выглядело необыкновенным, особенным.

5. Выпишите все предлоги и укажите, производный или непроизводный это предлог.

Ответ:

В, к, на, у, про — непроизводные; по прибытии, около, в продолжение, по окончании — производные.

6. Выпишите наречия образа действия.

Ответ:

Снисходительно, поверх, бедно, не спеша, жадно, откровенно.

7. Из предложения 5 выпишите причастие и выполните его морфологический разбор.

Ответ:

Сидевшего — причастие.

I. (Какого?) сидевшего. Н. ф. — сидевший.

II. Пост. пр.: действ., несов. в., прош. вр.;

непост. пр.: в м. р., ед. ч., В. п.

III. Человека (какого?) сидевшего (опред.) у стола.

Читаемому — причастие.

I. (Какому?) читаемому. Н. ф. — читаемый.

II. Пост. пр.: страд., несов. в., наст. вр.;

непост.: в ср. р., ед. ч., Д. п.

III. Придавала (чему?) читаемому (дополн.).

8. Из предложения 5 выпишите глагол в повелительном наклонении.

Ответ:

Начинайте.

9. Разберите по членам предложение 11.

Ответ:

В продолжение(п.) всего(мест.) времени(сущ.) (обстоят.) я(мест., подл.) слушал(гл., сказ.) жадно(нар., обстоят.).

Предложение повеств., простое, невоскл., полн., распр., двусост.

10. Напишите номер нераспространённого предложения.

Ответ: 3

11. Выполните фонетический разбор слова шею.

Ответ:

Шею — [шэй´у] — 2 слога

ш — [ш] — согласный, твердый, глухой

е — [э́] — гласный, ударный

ю:

 [й´] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

[у] — гласный, безударный

В слове 3 буквы, 4 звука

Текст 26

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Сто лет почти минуло с той поры когда по ж..лтым доро..кам в гору ходил Левитан. (2)3а сотню лет сколько воды унесла в море Волга? (3)Выр..сли переменились города на её берегах. (4)А Плёс остался Плёсом. (5)И это его стари(н,нн)ое постоянство об..рнулось сегодня це(н,нн)остью. (6)Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на совреме(н,нн)ый лад.

(7)Овраги в Плёсе громадные. (8)Из-за них городок недоступен автомобилям. (9)Тут царству..т пешеход. (10)Гли- ня(н,нн)ые доро..ки змейками уб..гают на кручи мимо таинстве(н,нн)ых (не)пролазных каньонов. (11)Весной овраги пенятся белым цветом черёмух и служат пр..ютом для соловьёв. (12)Летом тут пахнет нагретыми лопухами ежевикой жасмином. (13)(В)низу, в потёмках, журчат ручейки, (в)верху, на припёке, гр..мят куз(?)нечики. (14)Осенью по оврагам шуршат дрозды, как детские самолётики из бумаги, скользят над желтеющ..м миром сороки. (15)В пахуч..м царстве зар..слей тут хочет(?)ся заблудит(?)ся. (16)Но (не)возможно. (17)Доро..ки выводят тебя на в..ршину откоса под полог гр..мадных старых б..рёз. (18)Отсюда Волга — как на ладони.

(В. Песков)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Сто лет почти минуло с той поры, когда по желтым дорожкам в гору ходил Левитан. За сотню лет сколько воды унесла в море Волга? Выросли, переменились города на её берегах. А Плес остался Плесом. И это его старинное постоянство обернулось сегодня ценностью. Возможно, овраги и кручи помешали его застроить на современный лад.

Овраги в Плесе громадные. Из-за них городок недоступен автомобилям. Тут царствует пешеход. Глиняные дорожки змейками убегают на кручи мимо таинственных непролазных каньонов. Весной овраги пенятся белым цветом черемух и служат приютом для соловьев. Летом тут пахнет нагретыми лопухами, ежевикой, жасмином. Внизу, в потемках, журчат ручейки, вверху, на припеке, гремят кузнечики. Осенью по оврагам шуршат дрозды, как детские самолетики из бумаги, скользят над желтеющим миром сороки. В пахучем царстве зарослей тут хочется заблудиться. Но невозможно. Дорожки выводят тебя на вершину откоса под полог громадных старых берёз. Отсюда Волга — как на ладони.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Плес. Городок на Волге.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Художественный, описание.

4. Какие картины И. И. Левитана вы знаете?

Ответ:

Художник, мастер «пейзажа настроения».

5. Выпишите из предложений 7 — 15 средства выразительности и охарактеризуйте их.

Ответ:

Сравнения (дорожки убегают змейками; сороки, как детские самолетики из бумаги);

эпитеты (громадные овраги; таинственные каньоны; в пахучем царстве);

метафоры (овраги пенятся белым цветом черемух; царствует пешеход; царство зарослей).

6. Найдите предложение, содержащее риторический вопрос. Напишите его номер.

Ответ: 3

7. Выпишите все предлоги и сделайте морфологический разбор одного из них.

Ответ:

С, по, в, за, на, из-за, мимо, для, по, из, над, под.

Мимо — предлог

I. Убегают(ᵡ) мимо каньона(Р. п.).

II. Морф. пр.: прост., произв., неизм.

8. Обведите все наречия.

Ответ:

Почти, сегодня, тут, внизу, вверху, тут, отсюда.

9. Разберите по членам предложение 12.

Ответ:

Летом(обстоят. времени) тут(обстоят. места) пахнет(простое гл. сказ.) нагретыми(согл. опред.) лопухами, ежевикой, жасмином (простые дополнения).

10. В предложении 3 подчеркните однородные члены как члены предложения.

Ответ:

Выросли(сказ.), переменились(сказ.) города на её берегах.

11. Найдите среди предложений 7 — 11 сложное слово и выпишите его. Графически обоснуйте свой выбор.

Ответ:

Пешеход (пеш, ход — корни, е — соед. гл., нулевое окончание)

12. Выпишите из предложений 1 — 12 слова, написание которых определяется правилом: «Две буквы Н пишутся в прилагательных, образованных при помощи суффикса -Н- от существительных с основой на Н».

Ответ:

Старинное, ценностью (сущ.), современный.