Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018
Союзы
Текст 27
Прочитайте текст и выполните задания.
...
Человек по имени Эскулап пр..славился как первый врач(?) в истории Древней Греции. Он зан..мался медиц..ной в чём(то) граничивш..й со знахарством. Но постепенно всё сильнее и сильнее стала развиваться исти(н,нн)ая медиц..на.
Врач(?) по имени Гиппократ, живш..й пр..близительно в 400 году до нашей эры, так много ..делал для того, чтобы о.. делить медиц..ну от вл..яния знахарства, что и получил гордое звание «Отец медиц..ны».
В трудах по медиц..не он учил своих последователей что исти(н,нн)ый врач должен вн..мательно наблюдать за ходом болезни должен пр..менять для л..чения щ..дящие методы чтобы организм больного пробудил скрытые силы для борьбы с (не)дугом.
Гиппократу удалось описать многие болезни. ..деланные им наблюдения верны и сегодня. И потому именно Гиппократа мы с полным правом мож..м назвать первым врач..м на з..мле.
(По А. Леокуму)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Ответ:
Человек по имени Эскулап прославился как первый врач в истории Древней Греции. Он занимался медициной, в чем-то граничившей со знахарством. Но постепенно все сильнее и сильнее стала развиваться истинная медицина.
Врач по имени Гиппократ, живший приблизительно в 400 году до нашей эры, так много сделал для того, чтобы отделить медицину от влияния знахарства, что и получил гордое звание "Отец медицины".
В трудах по медицине он учил своих последователей, что истинный врач должен внимательно наблюдать за ходом болезни, должен применять для лечения щадящие методы, чтобы организм больного пробудил скрытые силы для борьбы с недугом.
Гиппократу удалось описать многие болезни. Сделанные им наблюдения верны и сегодня. И потому именно Гиппократа мы с полным правом можем назвать первым врачом на земле.
2. Определите стиль и тип речи текста.
Ответ:
Научный (научно-популярный), повествование.
3. Озаглавьте текст.
Ответ:
Первый врач на земле.
4. Почему Гиппократа «мы с полным правом мож..м назвать первым врач..м на з..мле»?
Ответ:
Мы с полным правом можем назвать первым врачом на земле Гиппократа, потому что он много сделал для того, чтобы отделить медицину от знахарства, описал многие болезни, учил внимательно следить за ходом заболевания и применять щадящие методы.
5. Выпишите из текста все союзы и укажите, сочинительные они или подчинительные.
Ответ:
Подчинительные: как, для того чтобы, что и, что, чтобы; сочинительные: и.
6. В предложении из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при причастном обороте.
Врач(?) по имени Гиппократ,(1) живш..й пр..близительно в 400 году до нашей эры,(2) так много ..делал для того,(3) чтобы о..делить медиц..ну от вл..яния знахарства,(4) что и получил гордое звание «Отец медиц..ны».
Ответ: 1, 2.
7. Укажите лексическое значение выделенного слова. К какому словарю вы обратитесь?
Ответ:
Знахарство — это известные с древности у народов всех стран, "примитивные’' способы лечения, которые традиционно сопровождаются различными ритуалами.
Текст 28
Прочитайте текст и выполните задания.
...
(1)Было это за год до во(с,сс)тания д..кабристов. (2)Пушкин т..мился в (с,сс)ылке под Псковом, в селе Михайловском.
(3)3ам..ло зап..рошило кругом дороги. (4)И вдруг — колокольчик. (5)Выб..жал Пушкин. (6)Тройка а в тройке — Пущин. (7)Иван Иванович Пущин среди д..кабристов зан..мает особое место...
(8)Д..кабрист Веденяпин минуя каторгу был сразу отправл..н на пос..ление. (9)Прои..ходил он из (не)богатого рода. (10)Никто ему из России деньгами помочь (не)мог... (11)Поселили его в Киренске.
(12)Устроит(?)ся на работу здесь, в Киренске, Веденяпину (не)удалось. (13)Ходил он в (не)радос(?)ных думах. (14)Дело было как раз к з..ме. (15)И вдруг пр..дложили ему место реп..титора в каком(то) богатом доме. (16)Было, правда, это не в Киренске а в сор..ка в..рстах от него. (17)3а работу, или, как тогда говорили, за услужение, об..щали Веденяпину хорошую плату.
(18)Об..дрился Веденяпин. (19)Не пропадёт он теперь без крыши без дров без хлеба. (20)В одном лишь сложность: чтобы выехать из Киренска, пусть всего и на сорок вёрст, необходимо разр..шение царя. (21)И для того, чтобы поступить на работу, хотя бы и реп..титором, тоже необходимо царское разр..шение.
(22)Пр..шлось Веденяпину писать в Петербург и просить царской милости. (23)Согласен написал царь. (24)Это было разр..шение на п..реезд из Киренска. (25)«Но в услужение идти (не)разрешать», — следовало дальше. (26)Это к..салось самой работы. (27)Так и остался Веденяпин ни с чем.
(28)Но (не)пропал Веденяпин. (29)(Не)умер с голоду (не) остался без дров без крыши.
(30)Нах..дясь в заключени.. д..кабристы создали ка(с,сс)у взаимопомощи, то есть часть денег ..делали общими. (31)Кто был богаче — больше денег в неё вносил. (32)Кто был беден — совсем немного.
(33)(Не)умер Веденяпин с голоду потому, что декабристы сами ему помогли. (34)Из этой обществе(н,нн)ой ка(с,сс)ы.
(35)Организатором и бе..сменным пр..дседателем денежной ка(с,сс)ы и был Иван Иванович Пущин.
(36)Был Пущин человеком на ре..кость отзывчивым и справедливым. (37)«Рыцарем правды» называли его декабристы.
(По С. П. Алексееву)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Ответ:
Было это за год до восстания декабристов. Пушкин томился в ссылке под Псковом, в селе Михайловском.
Замело, запорошило кругом дороги. И вдруг — колокольчик. Выбежал Пушкин. Тройка, а в тройке — Пущин. Иван Иванович Пущин среди декабристов занимает особое место...
Декабрист Веденяпин, минуя каторгу, был сразу отправлен на поселение. Происходил он из небогатого рода. Никто ему из России деньгами помочь не мог... Поселили его в Киренске.
Устроиться на работу здесь, в Киренске, Веденяпину не удалось. Ходил он в нерадостных думах. Дело было как раз к зиме. И вдруг предложили ему место репетитора в каком-то богатом доме. Было, правда, это не в Киренске, а в сорока верстах от него. За работу, или, как тогда говорили, за услужение, обещали Веденяпину хорошую плату.
Ободрился Веденяпин. Не пропадёт он теперь без крыши, без дров, без хлеба. В одном лишь сложность: чтобы выехать из Киренска, пусть всего и на сорок верст, необходимо разрешение царя. И для того, чтобы поступить на работу, хотя бы и репетитором, тоже необходимо царское разрешение.
Пришлось Веденяпину писать в Петербург и просить царской милости. ’'Согласен", — написал царь. Это было разрешение на переезд из Киренска. "Но в услужение идти не разрешать", — следовало дальше. Это касалось самой работы. Так и остался Веденяпин ни с чем.
Но не пропал Веденяпин. Не умер с голоду, не остался без дров, без крыши.
Находясь в заключении, декабристы создали кассу взаимопомощи, то есть часть денег сделали общими. Кто был богаче - больше денег в неё вносил. Кто был беден - совсем немного.
Не умер Веденяпин с голоду потому, что декабристы сами ему помогли. Из этой общественной кассы.
Организатором и бессменным председателем денежной кассы и был Иван Иванович Пущин.
Был Пущин человеком на редкость отзывчивым и справедливым. "Рыцарем правды" называли его декабристы.
2. Озаглавьте текст.
Ответ:
Рыцарь правды. Настоящий друг.
3. Определите стиль и тип речи текста.
Ответ:
Научный (научно-популярный), повествование.
4. Составьте план текста.
Ответ:
1) Пушкин в Михайловском.
2) Приезд Пущина.
3) История Веденяпина.
4. Пущин-организатор кассы взаимопомощи.
5. Рыцарь правды.
5. Почему Ивана Ивановича Пущина называли «рыцарем правды»?
Ответ:
И. И. Пущина называли "рыцарем правды", потому что он был мужественным и благородным, отзывчивым и справедливым человеком. Он организовал кассу взаимопомощи для декабристов, навестил Пушкина в Михайловском, помогал тем, кто оказывался в беде, например, Веденяпину.
6. Обведите в тексте все союзы.
Ответ:
И; а; и; а; или; как; чтобы; и; и; для того, чтобы; хотя; и; тоже; и; и; но; что; и; и.
7. Выпишите по одному сочинительному и подчинительному союзу и выполните их морфологический разбор.
Ответ:
I. Или — союз
II. Морф. пр.: сочинит., разделит., прост.
I. Чтобы — союз
II. Морф. пр.: подчин., цели, прост.
8. Выпишите из текста предложение с однородными членами и разберите его по составу.
Ответ:
Не(ч.) пропадёт(гл., сказ.) он(мест., подл.) теперь(нар., обстоят.) без(п.) крыши(сущ., доп.), без(п.) дров(доп., сущ.) без(п.) хлеба(сущ., доп.).
Предложение полное, двус., распр., осложнено однор. членами, выраж. дополнением.
9. Среди предложений 1 — 11 найдите предложение с деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: 8
Текст 29
Прочитайте текст и выполните задания.
...
Константин Паустовский (не)может знать всех своих учеников потому что их по стране ми(л,лл)ионы. Всюду можно встретить горяч..х покло(н,нн)иков его творчества.
Себя я сч..таю дважды учеником Константина Георгиевича. Он учил меня улавливать ясную праз(?)ничность пр..роды заставлял верить что мир пр..красен и пр..красны живущ..е в нём люди.
Но случилось что он стал моим пр..мым педагогом. На семинаре в Литературном институте однажды ра..бирался ра..сказ об одной продавщице и об одном покупателе. Ра..сказ давал повод для критики. И мы с молодым азартом набросились на автора, своего же приятеля. И вдруг Константин Георгиевич который обычно был вежлив и на редкость бережен в обращении гневно вз..рвался. Он говорил что на свете нет ничего более важного и зн..чительного, чем человеческое д..стоинство, и нет ничего более пр..ступного, как быть слепым и глухим к нему.
(Не)уважение к человеку (не)умение ценить его д..стоинство подобно ржавчине раз(?)едают обществе(н,нн)ую жизнь.
З..щите человека а значит защите всего общества отдал свою жизнь К. Паустовский, жизнь человека и писателя.
(По В. Тендрякову)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Ответ:
Константин Паустовский не может знать всех своих учеников, потому что их по стране миллионы. Всюду можно встретить горячих поклонников его творчества.
Себя я считаю дважды учеником Константина Георгиевича. Он учил меня улавливать ясную праздничность природы, заставлял верить, что мир прекрасен и прекрасны живущие в нём люди.
Но случилось, что он стал моим прямым педагогом. На семинаре в Литературном институте однажды разбирался рассказ об одной продавщице и об одном покупателе. Рассказ давал повод для критики. И мы с молодым азартом набросились на автора, своего же приятеля. И вдруг Константин Георгиевич, который обычно был вежлив и на редкость бережен в обращении, гневно взорвался. Он говорил, что на свете нет ничего более важного и значительного, чем человеческое достоинство, и нет ничего более преступного, как быть слепым и глухим к нему.
Неуважение к человеку, неумение ценить его достоинство подобно ржавчине разъедают общественную жизнь.
Защите человека, а значит защите всего общества отдал свою жизнь К. Паустовский, жизнь человека и писателя.
2. Озаглавьте текст.
Ответ:
Защитник человека.
3. Определите стиль текста.
Ответ:
Публицистический.
4. Какой тип речи основной в этом тексте?
Ответ:
Повествование.
5. Выпишите слова, в которых заключена основная мысль текста.
Ответ:
Неуважение к человеку, неумение ценить его достоинство подобно ржавчине разъедают общественную жизнь.
6. Почему В. Тендряков считает себя дважды учеником К. Паустовского?
Ответ:
В. Тендряков считает себя дважды учеником К. Паустовского, потому что, во-первых, является горячим поклонником его творчества, а во-вторых, Паустовский стал его прямым педагогом на семинаре в Литературном институте.
7. Обведите все союзы.
Ответ:
Потому что; что; и; но; что; и; и; и; и; что; и; чем; и; как; и; а; и.
8. Выпишите подчинительные союзы.
Ответ:
Потому что; что; как
9. Разберите по членам любое предложение текста.
Ответ:
Всюду(нар., обст.) можно встретить(гл., сказ.) горячих(прил., опред.) поклонников(сущ., дополн.) его(мест., опред.) творчества(сущ., дополн.).
Предложение повеств., простое, невоскл., неполн., односост., распростр.
10. Выполните фонетический разбор слова всюду.
Ответ:
Всюду — [фс´у́ду] — 2 слога
в — [ф] — согласный, твердый, глухой
с — [с´] — согласный, мягкий, глухой
ю — [у́] — гласный, ударный
д — [д] — согласный, твердый, звонкий
у — [у] — гласный, безударный
В слове 5 букв, 5 звуков
Текст 30
Прочитайте текст и выполните задания.
...
(1)В Москве, в одном из классов Училища в..яния и ж..вописи с..дел мальчик и ждал когда школьный сторож(?) кончит свой обход.
(2)Остават(?)ся в училищ.. после кла(с,сс)ов строго во..прещалось но Левитану некуда было и..ти. (3)Родители ум..рли, дома у него (не)было а старший брат который учился в этом же училищ.., сам часто (не)знал, где найти ночлег.
(4)Работал Левитан упрямо с увлечением учился блестяще.
(5)Ему было семнадцать лет когда однажды в мастерскую пр..шёл художник Саврасов, автор знаменитой к..ртины «Грачи прилетели». (6)Он вдруг ост..новился у мольберта Левитана: его поразила так просто, от души написа(н,нн)ая (не)большая к..ртина. (7)Понравился и скромный очень застенчивый мальчик в поноше(н,нн)ом п..джаке и Саврасов через несколько недель предложил Левитану перейти к нему в мастерскую.
(8)Наступил март и саврасовская мастерская выехала за город чтобы посмотреть на последний снег на руч(?)и на сия..щее голубизной весе(н,нн)ее небо! (9)Целые дни бродил учитель с учениками по лесам и полям зар..жал всех своей вдохнове(н,нн)ой любовью к пр..роде.
(По Н. Шер)
1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
Ответ:
В Москве, в одном из классов Училища ваяния и живописи сидел мальчик и ждал, когда школьный сторож кончит свой обход.
Оставаться в училище после классов строго воспрещалось, но Левитану некуда было идти. Родители умерли, дома у него не было, а старший брат, который учился в этом же училище, сам часто не знал, где найти ночлег.
Работал Левитан упрямо, с увлечением, учился блестяще.
Ему было семнадцать лет, когда однажды в мастерскую пришёл художник Саврасов, автор знаменитой картины «Грачи прилетели». Он вдруг остановился у мольберта Левитана: его поразила так просто, от души написанная небольшая картина. Понравился и скромный, очень застенчивый мальчик в поношенном пиджаке, и Саврасов через несколько недель предложил Левитану перейти к нему в мастерскую.
Наступил март, и саврасовская мастерская выехала за город, чтобы посмотреть на последний снег, на ручьи, на сияющее голубизной весеннее небо! Целые дни бродил учитель с учениками по лесам и полям, заражал всех своей вдохновенной любовью к природе.
2. Озаглавьте текст.
Ответ:
Левитан и Саврасов.
3. Определите стиль и тип речи текста.
Ответ:
Художественный, повествование.
4. Составьте план текста.
Ответ:
1) Левитан в Училище ваяния и живописи.
2) Трудная доля Левитана.
3) Трудолюбие и целеустремленность молодого художника.
4) Визит Саврасова.
5) Симпатия знаменитого художника.
6) Перемена в судьбе Левитана.
5. Отметьте, какое утверждение не соответствует содержанию текста.
1) Левитан прекрасно учился.
2) Семнадцатилетнего Левитана заметил известный художник Саврасов.
3) Часто Левитану негде было ночевать.
4) Саврасов дал денег на учёбу Левитану.
Ответ:
4) Саврасов дал денег на учебу Левитану.
6. Укажите значение слова мастерская (предложение 7).
1) Часть цеха.
2) Помещение, в котором работает живописец или скульптор.
3) Небольшая комната.
4) Небольшое производственное или ремонтное предприятие.
Ответ:
2) Помещение, в котором работает живописец или скульптор.
7. Объясните, как вы понимаете выражение «вдохнове(н,нн)ая любовь к пр..роде».
Ответ:
Вдохновенная любовь к природе — значит любовь, дарящая вдохновение и сопровождающаяся приливом творческих сил, подъемом, воодушевлением. Художники не уставали восхищаться красотой природы, умели подмечать ее в самых привычных явлениях.
8. Напишите, какие картины Левитана и Саврасова вы знаете.
Ответ:
И. Левитан: "Лето", "Над вечным покоем", "Тихая обитель", "Золотая осень".
А. Саврасов: "Грачи прилетели", "Ночное", "Распутица".
9. Обведите в тексте все союзы. Графически покажите, что сочинительные союзы соединяют части сложного предложения или однородные члены.
Ответ:
В Москве, в одном из классов Училища ваяния(дополн.) и(с.) живописи(дополн.) сидел(гл.) мальчик и(с.) ждал(сказ.), когда(с.) школьный сторож кончит свой обход.
Оставаться в училище после классов строго воспрещалось(гл.), но(с.) Левитану некуда было идти(сказ.). Родители умерли, дома у него не было(сказ.), а(с.) старший брат(подл.), который учился в этом же училище, сам часто не знал(сказ.), где найти ночлег.
Работал Левитан упрямо, с увлечением, учился блестяще.
Ему было семнадцать лет, когда(с.) однажды в мастерскую пришёл художник Саврасов, автор знаменитой картины «Грачи прилетели». Он вдруг остановился у мольберта Левитана: его поразила так просто, от души написанная небольшая картина. Понравился(сказ.) и(с.) скромный, очень застенчивый мальчик в поношенном пиджаке, и(с.) Саврасов(подл.) через несколько недель предложил(сказ.) Левитану перейти к нему в мастерскую.
Наступил(сказ.) март(подл.), и(с.) саврасовская мастерская(подл.) выехала(сказ.) за город, чтобы(с.) посмотреть на последний снег, на ручьи, на сияющее голубизной весеннее небо! Целые дни бродил учитель с учениками по лесам(доп.) и(с.) полям(доп.), заражал всех своей вдохновенной любовью к природе.
10. Разберите по членам предложения 1 и 8.
Ответ:
(В(п.) Москве(сущ.), в(п.) одном(числ.) из(п.) классов(сущ.) Училища(сущ.) ваяния(сущ.) и(с.) живописи(сущ.) — дополн.) сидел(гл., сказ.) мальчик(сущ., подл.) и(с.) ждал(гл., сказ.), когда(с.) школьный(прил., опред.) сторож(сущ., подл.) кончит(гл., сказ.) свой(мест., опред.) обход(сущ., сказ.).
Предложение повеств., сложное, невоскл., полн., двусост., распр.
Наступил(гл., сказ.) март(сущ., подл.), и(с.) саврасовская(прил., опред.) мастерская(сущ., подл.) выехала(гл., сказ.) за(пр.) город(сущ., обстоят.), чтобы(п.) посмотреть(гл.,сказ.) на(п.) последний(прил., опред.) снег(сущ., дополн.), на(п.) ручьи(сущ., дополн.), на(п.) сияющее(прил., опред.) голубизной(сущ., дополн.) весеннее(прил., опред.) небо(сущ., дополн.)!
Предложение повеств., невоскл., сложное, состоит из двух частей, соединено союзной связью, союзом и.
11. Выпишите из предложений 1 — 4 все наречия. Сделайте морфологический разбор одного из них.
Ответ:
Строго, некуда, часто, где, когда, упрямо, блестяще.
Упрямо — наречие.
I. (Как?) упрямо, признак действия
II. Морф. пр.: неизм. сл., образа действия
III. Работал (как?) — прямо(обстоят.).
12. Объясните значение выделенного слова.
Ответ:
Мольберт — это подставка для укрепления холста, картона, доски на нужной для работы художника высоте.
13. Подберите синоним и антоним к слову застенчивый (предложение 7).
Ответ:
Синонимы: стеснительный, трусливый, стыдливый, конфузливый, робкий, дикий, смущающийся.
Aнтонимы: смелый, решительный.
14. Определите способ образования слова голубизна.
Ответ:
Суффиксальный.