Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Частица

Текст 31

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Нынешняя многолюдная промышле(н,нн)ая Рязань имя своё ун..следовала от древней столиц.. Рязанского княжества стоявш..й в (пол)ста километрах (в)низ по Оке, на и..гибе реки, где южные степи ближе всего подходили к Русской земле. (2)Города нет давно но след его явстве(н,нн)о сохр..нился не затопта(н,нн) поз(?)ним строительством и (не)стёрт ни сохою ни плугом, хотя древн..е гор..дище многие лета п..халось.

(3)Старая Рязань сегодня — это только обв..тшалая д..ревенька с горс(?)кой домов церковью, це(н,нн)ой как памятник, с посадками лука и хрена древн..м кладбищем перевозом через Оку. (4)Д..ревня стоит на подоле, где и в прежн..е времена вот так(же), если погл..деть (с)верху, п..стрели бы ог..роды дома сады стёжки.

(5)Сам город стоял на круче окружё(н,нн)ый гр..мадным насыпным валом и рвом. (6)Это з..мляное з..лёное ожерелье и по нынешн..й день производ..т сильное впеч..тление. (7)Такую(же) древнюю насыпь я вид..л лишь в Переславле-Залесском. (8)Но там гор..дище (не)большое. (9)В Рязани же вал тян..тся больше чем на два километра и он лишь немного оплыл пот..рял крутизну. (10)(По)прежнему на него (не)просто взобрат(?)ся (по)прежнему ров возле вала ливн..вый дождь наполня..т водой. (11)Легко представля..шь стену из дуба с башнями и воротами на в..лу.

(12)Но дер..во (не)могло сохранит(?)ся а земля(н,нн)ая основа крепости сохр..нилась. (13)Как ст..пные курганы, она увита и скрепле(н,нн)а травами — донником пижмой полынью и пахуч..й тр..вожащей душу тимьян-травою. (14)Вал будораж..т память пробужда..т ж..лание узнать: а что же было за этой громадной насыпью возведё(н,нн)ой людьми?

(По В. Пескову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Нынешняя многолюдная промышленная Рязань имя своё унаследовала от древней столицы Рязанского княжества, стоявшей в полста километрах вниз по Оке, на изгибе реки, где южные степи ближе всего подходили к Русской земле. Города нет давно, но след его явственно сохранился, не затоптан поздним строительством и не стерт ни сохою, ни плугом, хотя древнее городище многие лета пахалось.

Старая Рязань сегодня — это только обветшалая деревенька с горсткой домов, церковью, ценной как памятник, с посадками лука и хрена, древним кладбищем, перевозом через Оку. Деревня стоит на подоле, где и в прежнее время вот так же, если поглядеть сверху, пестрели бы огороды, дома, сады, стежки.

Сам город стоял на круче, окруженный громадным насыпным валом и рвом. Это земляное зелёное ожерелье и по нынешний день производит сильное впечатление. Такую же древнюю насыпь я видел лишь в Переславле-Залесском. Но там городище небольшое. В Рязани же вал тянется больше чем на два километра, и он лишь немного оплыл, потерял крутизну. По - прежнему на него непросто взобраться, по-прежнему ров возле вала ливневый дождь наполняет водой. Легко представляешь стену из дуба с башнями и воротами на валу. Но дерево не могло сохраниться, а земляная основа крепости сохранилась. Как степные курганы, она увита и скреплена травами - донником, пижмой, полынью и пахучей, тревожащей душу тимьян-травою. Вал будоражит память, пробуждает желание узнать: а что же было за этой громадной насыпью, возведенной людьми?

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

История Рязани.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Научный научно-популярный), повествование с элементами описания.

4. Какова тема текста?

Ответ:

Старая Рязань, история города и сохранившиеся исторические-свидетельства.

5. Выпишите из текста все частицы и сделайте их морфологический разбор.

Ответ:

Не, только, же, бы, лишь.

Не — частица

I. Доп. значение отрицания.

II. Смысловая.

Бы — частица.

I. Образует условн. накл.

II. Формообразующ.

Только — частица.

I. Доп. значение выделения, ограничения.

II. Смысловая.

Же — частица.

I. Доп. значение усиления.

II. Смысловая.

Лишь — частица.

I. Доп. значение выделения.

II. Смысловая.

6. Среди предложений 5 — 9 найдите сложное предложение и запишите его номер.

Ответ: 9

7. Из предложений 13 — 14 выпишите причастия.

Ответ:

Увита, скреплена, тревожащей, возведенной.

8. Из предложений 9 — 12 выпишите предлоги.

Ответ:

В, на, возле, из, с.

9. Из предложений 3 — 4 выпишите разносклоняемое существительное, выделите в нём суффикс и окончание, укажите его падеж.

Ответ:

В (прежнее) время (я — оконч.) — В. п.

10. Из слов текста составьте диктант на тему: «Правописание проверяемых безударных гласных корня».

Ответ

Текст 32

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Однажды я услышал ра..говор двоих. (2)Одному было семь лет а другому на сорок больше.

(3) — Ты читал «Тома Сойера»?

(4) — Нет.

(5) — А «Вия»?

(6) — Нет.

(7) — Счас(?)ливый — в..дохнул с завистью старший.

(8)И правда, можно было поз..видовать. (9)Мальчишке только ещё предст..яло насл..ждение смеят(?)ся вместе с озорным Марком Твеном. (10)Он только ещё будет глазами расшире(н,нн)ыми от ужаса и во..торга впиват(?)ся в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». (11)Всё это (в)переди. (12)Важно лиш(?) н.. упустить минуты и (во)время прочесть все эти пр..красные книги.

(13)По(моему), какой бы интересной н.. была домашняя и школьная жизнь ребёнка, н.. прочти он этих драгоце(н,нн)ых книг — он обворован. (14)Такие утраты нево..полнимы. (15)Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница (не)велика. (16)В детстве же сч..т времени ведётся иначе, тут каждый день — открытия. (17)И острота во..приятия в дни детства такова что ра(н,нн)ие вп..чатления могут вл..ять потом на всю жизнь. (18)Вот почему и страшно пот..рять напрасно хоть час в пору этих золотых лет.

(19)Никто бы н.. позавидовал девстве(н,нн)ой нетронутости ума и несомне(н,нн)ой примитивности чу(?)ств собеседника игнорирующ..го мир книг. (20)Хорошая, (во)время прочита(н,нн)ая книга может иногда решить судьбу человека стать его пут..водной звездой на всю жизнь определить его ид..алы.

(21)Как(то) я побывал в тех местах где дед Мазай спасал несчас(?)ных зайцев. (22)Ребята с которыми я ра..говаривал в одной из деревень ра..суждали о космических кораблях о полёте на Луну о событиях в мире. (23)Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описыва..т их родные места, ребята замялись и никто, увы, н.. смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» н.. одного четверостишия. (24)Я с горечью подумал: а н.. была бы богаче их душа, если бы (на)ряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных русских поэтов.

(25)Без некоторых книг (не)пережитых в детстве и отрочестве сущность человека со всей его психологией останется грубой и (не)отёса(н,нн)ой.

(С. Михалков)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Однажды я услышал разговор двоих. Одному было семь лет, а другому на сорок больше.

— Ты читал "Тома Сойера"?

— Нет.

— А "Вия"?

— Нет.

— Счастливый, — вздохнул с завистью старший.

И правда, можно было позавидовать. Мальчишке только ещё предстояло наслаждение смеяться вместе с озорным Марком Твеном. Он только ещё будет глазами расширенными от ужаса и восторга, впиваться в строчки гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Всё это впереди. Важно лишь не упустить минуты и вовремя прочесть все эти прекрасные книги.

По-моему, какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребёнка, не прочти он этих драгоценных книг — он обворован. Такие утраты невосполнимы. Это взрослые могут прочесть книжку сегодня или через год — разница невелика. В детстве же счет времени ведётся иначе, тут каждый день — открытия. И острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Вот почему и страшно потерять напрасно хоть час в пору этих золотых лет.

Никто бы не позавидовал девственной нетронутости ума и несомненной примитивности чувств собеседника, игнорирующего мир книг. Хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы.

Как-то я побывал в тех местах, где дед Мазай спасал несчастных зайцев. Ребята, с которыми я разговаривал в одной из деревень, рассуждали о космических кораблях, о полёте на Луну, о событиях в мире. Но когда я заговорил с ними о Некрасове, напомнил строки, где поэт описывает их родные места, ребята замялись, и никто, увы, не смог прочитать наизусть из «Деда Мазая» ни одного четверостишия. Я с горечью подумал: а не была бы богаче их душа, если бы наряду с тем, что они знают о науке, политике и технике, они знали бы ещё и стихи — много стихов! — Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, Блока и других замечательных

Без некоторых книг, не пережитых в детстве и отрочестве, сущность человека со всей его психологией останется грубой и неотёсанной.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Драгоценные-книги. Мир детских книг.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Публицистический, повествование и рассуждение.

4. Выпишите предложение, в котором содержится главная мысль текста.

Ответ: 20.

5. Выпишите из текста все частицы и охарактеризуйте их.

Ответ:

Правда — смысловая, утверждение, уверенность; только — смысловая, ограничение; лишь — смысловая, выделение, ограничение; не, ни — смысловая, отрицание, усиление отрицания; это — смысловая, усиление; же — смысловая, выделение; вот — смысловая, указание; хоть — смысловая, усиление; бы — формообразующая, образует условное наклонение.

6. Объясните употребление частицы ни в предложении 23.

Ответ:

Усиливает отрицание при сказуемом: никто не смог прочитать ни одного четверостишия.

7. Выпишите из предложения 25 слово, правописание которого определяется правилом: «НЕ пишется раздельно с полными причастиями, при которых есть зависимые слова».

Ответ:

(Книг), не пережитых (в детстве и отрочестве).

8. Выпишите из предложений 1 — 2 имена числительные.

Ответ:

Двоих, одному, семь, сорок.

9. Разберите по членам предложение 21, составьте его схему.

Ответ:

Как-то(нар., обст.) я(мест., подл.) побывал(гл., сказ.) в(п.) тех(мест., опред.) местах(сущ., обстоят.), где(нар.) дед(сущ.) Мазай(сущ.) спасал(гл., сказ.) несчастных(прил., опред.) зайцев(сущ., доп.).

Предложение повеств., невоскл., сложное, полн., двусост., распр.

10. Среди предложений 13 — 18 найдите такое, в котором содержится эпитет. Выпишите это слово.

Ответ:

Золотых лет.

11. Напишите небольшое сочинение-рассуждение, взяв за основу слова автора о том, что «хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы».

Ответ:

Роль книг в нашей жизни невозможно переоценить. Хорошие книги воздействуют не только на наш разум, но и на нашу душу, личность, характер. Сочувствуя, сопереживая героям, мы делаемся лучше, добрее, благороднее, задумываемся над тем, как нужно поступать в той или иной ситуации. А "хорошая, вовремя прочитанная книга может иногда решить судьбу человека, стать его путеводной звездой, на всю жизнь определить его идеалы". Думаю, если расспросить любого выдающегося человека, в его жизни наверняка окажется какая-нибудь такая книга.