Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Междометия

Текст 33

Прочитайте текст и выполните задания.

...

Батюшки мои какая кр..сота во..кликнула бабушка входя в комн..ту.

Маруся и Нюша почти заканчивали нар..жать ёлку. Нужно было п..весить игрушки на верхн..е ветки. Маруся встала на стул и пот..нулась чтобы повесить игрушку но вдруг... Ай(ай) во..кликнула девочка и игрушка вы..кользнула у неё из рук. Это был большой шар ра..писа(н,нн)ый белыми цв..тами. Увы он ра..бился.

Ужас! сказала Нюша это была моя любимая игрушка. На глаза обеих девочек навернулись слёзы.

Проч(?) сырость сказала бабушка мы сейчас из этой разбитой игрушки сделаем другую.

(А. Беляков)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

"Батюшки мои, какая красота!" — воскликнула бабушка, входя в комнату.

Маруся и Нюша почти заканчивали наряжать елку. Нужно было повесить игрушки на верхние ветки. Маруся встала на стул и потянулась, чтобы повесить игрушку, но вдруг... "Ай — ай!" — воскликнула девочка, и игрушка выскользнула у неё из рук. Это был большой шар, расписанный белыми цветами. Увы, он разбился.

"Ужас! — сказала Нюша. — Это была моя любимая игрушка". На глаза обеих девочек навернулись слёзы.

"Прочь сырость, — сказала бабушка, — мы сейчас из этой разбитой игрушки сделаем другую".

2. Докажите, что это текст художественного стиля.

Ответ:

Цель текста — воздействие. Автор так описывает случившееся, чтобы читатель (слушатель) смог вообразить себе эту картину, ощутить чувства, которые испытывают герои. Текст относится к художественной литературе, предназначен для большого числа людей, отличается простотой, эмоциональностью, выразительностью, используются элементы разговорного стиля, диалоги.

3. Закончите этот рассказ. По возможности используйте междометия.

Ответ:

Слезы на глазах Нюши тут же высохли. "Ой, — сказала девочка, — правда? Бабушка, неужели у нас получится?" "Разве я вас когда-нибудь обманывала? — улыбнулась бабушка. — Конечно, получится". Она аккуратно раскрошила осколки разбитого шара, а затем достала из ящика со старыми игрушками пластмассовый шар. Бабушка обмазала его клеем и затем обваляла в стеклянной крошке. Получившийся шар выглядел так, словно его припорошил иней, а при свете сиял и искрился, отбрасывая многочисленных солнечных зайчиков. "Ура! — обрадованно закричали девчонки. — Какая красотища получилась! Спасибо, бабуля!"

4. Озаглавьте текст.

Ответ:

Разбитая игрушка.

5. Расскажите о междометии. В качестве примеров используйте междометия из текста.

Ответ:

Междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, занимает особое место, выражает чувства, настроения, побуждения, но не называет их. Междометия бывают производными (если произошли из других частей речи) и непроизводными. Междометия не изменяются, не являются членами предложения. Употребляются чаще в устной речи, в художественной речи используются в диалогах. В тексте встречаются такие междометия, как: Батюшки мои, какая, ай-ай, увы, ужас. Все они выражают чувства: удивление, восхищение, восторг, испуг, сожаление, страх. Все они, кроме междометий ай-ай и увы, производные.

6. Подчеркните как член предложения причастный оборот.

Ответ:

Это был большой шар(ᵡ), [расписанный белыми цветами — прич. об., опред.].

7. Выпишите одушевлённые имена существительные.

Ответ:

Маруся, Нюша, бабушка, девочка.

8. Выполните морфологический разбор выделенного слова.

Ответ:

Входя — деепричастие.

I. (Что делая?) входя

II. Морф. пр.: неизм. ф., несов. в., невозвр.

III. Воскликнула (когда?) входя в комнату(обстоят.)