Комплексный анализ текста - Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - Е. Н. Груздева 2018


Повторение

Текст 34

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)В летн..е время в Сибир.. прелес(?)ны таёжные вечера.

(2) От з..ката солнца до наступления полной т..мноты в тайге прои..ходит такая пр..чудливая игра красок что дух захватыва..т. (3) Начина..тся это с той самой минуты когда багря(н,нн)ая кипень солода повиса..т на м..кушках деревьев. (4)Нет в сутках другого времени, в которое тайга, её самые (не)проходимые и затаё(н,нн)ые утолки с такой силой осв..щались бы солнцем. (5)Именно об этих минутах охотники говорят что вечер с утром спор..т. (6)Если утре(н,нн)ее светило устремле(н,нн)о (в)высь, то вечерн..е целиком отдаёт себя земле.

(7)Крестьяне и охотники Улуюлья давно во..славили утро, ибо утро вечера мудренее. (8)Но и вечеру они отдают должное. (9)Вечер — это рубеж прожитого дня время освобождения от забот время сокрове(н,нн)ых б..сед, из которых черпа..тся мудрость пр..дстоящего утра. (10)По народным преданиям, которые бытуют в Улуюлье, луч(?) вечерн..го солнца чудотворен. (11)Есть в природе такие р..стения которым его пр..косновение даёт жизнь.

(По Г. Маркову)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

В летнее время в Сибири прелестны таёжные вечера.

От заката солнца до наступления полной темноты в тайге происходит такая причудливая игра красок, что дух захватывает. Начинается это с той самой минуты, когда багряная кипень солода повисает на макушках деревьев. Нет в сутках другого времени, в которое тайга, её самые непроходимые и затаенные уголки с такой силой освещались бы солнцем. Именно об этих минутах охотники говорят, что вечер с утром спорит. Если утреннее светило устремлено ввысь, то вечернее целиком отдаёт себя земле.

Крестьяне и охотники Улуюлья давно восславили утро, ибо утро вечера мудренее. Но и вечеру они отдают должное. Вечер — это рубеж прожитого дня, время освобождения от забот, время сокровенных бесед, из которых черпается мудрость предстоящего утра. По народным преданиям, которые бытуют в Улуюлье, луч вечернего солнца чудотворен. Есть в природе такие растения, которым его прикосновение даёт жизнь.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Спор вечера с утром.

3. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Художественный, повествование с элементами рассуждения.

4. Какова основная мысль текста?

Ответ:

Вечера в Сибири - особенное время.

5. Как вы понимаете выражение вечер с утром спорит?

Ответ:

Вечером тайга освещается солнцем с такой силой, какая бывает только поутру, когда солнце только встает. Так что не сразу разберешь, какое время суток светлее.

6. Выпишите из предложений 5 — 8 поговорку.

Ответ:

Утро вечера мудренее.

7. Как вы понимаете выделенное словосочетание? К какому словарю вы обратитесь в случае затруднения?

Ответ:

Кипень — 1. Кипяток. 2. Белая пена от кипения.

Солод — бродильный продукт из проросших, высушенных, и крупно смолотых зерен хлебных злаков, в котором образуется сахар и который употребляется в пивоварении, винокурении и т. п.

Лексическое значение слов отражается в толковых словарях. Возможно, в тексте имеются в виду низкие облака, напоминающие пену и подсвеченные заходящим солнцем.

8. Выпишите из предложений 4 — 6 уточняющую частицу.

Ответ:

Именно.

9. Разберите по членам предложение 1.

Ответ:

В(п.) летнее(прил., обст.) время(сущ., обст.) в(п.) Сибири(сущ., обст.) прелестны(кр. прил., гл.) таёжные(прил., опред.) вечера(сущ., подл.).

Предложение повеств., простое, невоскл., двусост., полн., распр.

10. Из предложений первого абзаца (предложения 1 — 6) выпишите все подчинительные союзы. Определите их значение.

Ответ:

Что — меры и степени; когда — времени; что — изъяснительный; если, то — условия.

11. Выпишите из предложений 4 — 7 слово, правописание которого определяется правилом: «В суффиксах кратких страдательных причастий пишется одна буква Н».

Ответ:

Устремлено.

12. Выполните фонетический разбор слова вечернее.

Ответ:

Вечернее — [в'ич'э́рн'ий'э] — 4 слога.

в — [в´] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

е — [и] — гласный, безударный

ч — [ч´] — согласный, мягкий, глухой

е — [э́] — гласный, ударный

р — [р] — согласный, твердый, звонкий, сонорный

н — [н´] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

е — [и] — гласный, безударный

е:

[й'] — согласный, мягкий, звонкий, сонорный

[э] — гласный, безударный

В слове 8 букв, 9 звуков.

Текст 35

Прочитайте текст и выполните задания.

...

Может быть, именно среди ученых-языковедов с наибольшей силой и наглядностью проявляется любовь к основному предмету изучения — к Слову. Разве не показательно, что сам термин «филология» прямо заявляет об этой любви (греч. philo — «люблю» и logos — «слово»). Факт весьма примечательный и поучительный: любовь была возведена первыми «словесниками» в принцип познания избранного предмета, что налагало на них определенные нравственные обязательства: бережно относиться к слову, к языку вообще, изучать запечатленное слово непредвзято, ничем ему не навязывая, стремясь сохранить его живую ткань, самозабвенно и до конца отдаваясь своему увлечению…

Рыцарской верностью и преданностью Слову отличались Даль и Срезневский, Щерба и Виноградов, Пешковский и Винокур и многие-многие другие.

(Г. Степанов)

1. Озаглавьте текст.

Ответ:

Любовь к Слову учёных-языковедов.

2. Определите стиль и тип речи текста.

Ответ:

Научный, рассуждение.

3. Укажите, какое высказывание противоречит содержанию текста.

1) Любовь к слову наиболее сильно проявляется у учёных-языковедов.

2) Любовь к слову накладывает на учёных-языковедов определённые нравственные обязательства.

3) Надо предвзято изучать запечатлённое слово.

4) Надо бережно относиться к слову.

Ответ:

3) Надо предвзято изучать запечатленное слово.

4. Объясните, почему в тексте Слово написано с большой буквы.

Ответ:

Слово написано с большой буквы, потому что имеется в виду не какое-нибудь отдельно взятое слово, а обобщенное понятие, предмет изучения. Кроме того, прописная буква подчеркивает особое трепетное отношение филологов к тому, что они изучают, его важность и значимость.

5. Как вы понимаете выражение «рыцарская верность и преданность Слову»?

Ответ:

Так же, как рыцари были верны и преданны даме своего сердца, филологи и лингвисты верны и преданны делу своей жизни — служению Слову.

6. Кто такие Даль, Срезневский, Щерба, Виноградов, Пешковский и Винокур? Составьте о каждом небольшую справку.

Ответ:

Владимир Иванович Даль (1801 — 1872) — писатель, врач, лексикограф, создатель «Толкового словаря живого великорусского языка».

И. И. Срезне́вский (1812 — 1880) — русский филолог-славист, этнограф, палеограф. Академик Петербургской Академии наук (1851). В 1855 — 1880 годах — декан историко-филологического факультета Петербургского университета.

Л. В. Щёрба (1880 — 1944) — российский и советский языковед, академик АН СССР, внёсший большой вклад в развитие психолингвистики, лексикографии и фонологии. Один из создателей теории фонемы. Специалист по общему языкознанию, русскому, славянским и французскому языкам.

В. В. Винога́дов (1894 — 1969) — русский литературовед и языковед-русист, академик АН СССР (1946), доктор филологических наук, лауреат Сталинской премии (1951). Основоположник крупнейшей научной школы в отечественном языкознании. Депутат Верховного Совета РСФСР (1951 — 1954). Член Болгарской Академии наук (1946), почётный доктор Пражского университета.

А. М. Пешко́вский (1878 — 1933) — российский и советский лингвист, профессор, один из пионеров изучения русского синтаксиса; также занимался вопросами практического преподавания русского языка в школе.

Г. О. Виноку́р (1896 — 1947) — российский лингвист и литературовед. Труды по русской литературе, истории русского языка, стиховедению, теории словообразования.

7. Объясните подчёркнутые орфограммы и пунктограммы.

Ответ:

Проявляется — проявится; показательно — покажется; бережно — беречь; сохранить — охрана; увлечение — увлечься; возведена — крат. причастие; принцип — И после Ц в корне слова; определенные, нравственные — суффикс -енн- прилагательного; избранного, запечатленное — причастия сов. в.; самозабвенно — самозабвенный, преданностью — преданный.

8. Выпишите выделенные слова, укажите, какими частями речи они являются, отметьте также, самостоятельные или служебные эти части речи.

Ответ:

Служебные части речи: именно, разве — частицы, к — предлог, что — союз; самостоятельные части речи: них — местоимение, навязывая, стремясь — деепричастия, самозабвенно — наречие.

Текст 36

Прочитайте текст и выполните задания.

Взятие Рейхстага

(1)Мы получили задание помоч(?) прорвавш..йся в Рейхстаг роте. (2)Под свист пуль рёв мин и снарядов проб..раемся к зданию. (З)Рядом со мной б..гут зигзагами мои фронтовые товарищи: Иван Рыченков и ст..ршина Комаров.

(4)На площад.. перед Рейхстагом стоит (не)смолка..щий гул. (5)Глаза заст..лает пороховыми газами. (6)Трудно дышать. (7)Гулкие взрывы гранат автоматные оч..реди доносят(?)ся из здания. (8)Там уже идёт рукопашный бой. (9)Вб..гаем в здание и б..жим на второй этаж. (10)Вдруг одна дверь ра..пахивается и один за другим выб..гают четверо фашистов. (11)Дли(н,нн)ой очередью стр..ляю по ним. (12)Трое падают четвёртый бросается на Ивана. (13)Стр..лять нельзя. (14)Убью товарища. (15)Немец здоровый, на плечах офицерские погоны. (16)Что делать?

(17)Фашист пистолетом колотит Ивана по голове. (18)А тот одной рукой мёртвой хваткой обхватил шею немца а другой тян..тся к голенищу сапога, откуда торчит рукоять кинжала. (19)Пол..жение кр..тическое. (20)Вдруг немец п..ворачивает(?)ся ко мне спиной и я усп..ваю что есть силы пнуть его. (21)Этого достаточно чтобы немец ослабил хватку и Иван дотянулся до кинжала.

(22)Мы переб..рались с этажа на этаж. (23)Пр..бывали и пр..бывали наши бойцы. (24)Постепе(н,нн)о смолкла стрельба. (25)Победа! со всех концов ра..дались радос(?)ные во..гласы.

(По А. Лебедеву)

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Мы получили задание помочь прорвавшейся в Рейхстаг роте. Под свист пуль, рев мин и снарядов пробираемся к зданию. Рядом со мной бегут зигзагами мои фронтовые товарищи: Иван Рыченков и старшина Комаров.

На площади перед Рейхстагом стоит несмолкающий гул. Глаза застилает пороховыми газами. Трудно дышать. Гулкие взрывы гранат, автоматные очереди доносятся из здания. Там уже идёт рукопашный бой. Вбегаем в здание и бежим на второй этаж. Вдруг одна дверь распахивается, и один за другим выбегают четверо фашистов. Длинной очередью стреляю по ним. Трое падают, четвёртый бросается на Ивана. Стрелять нельзя. Убью товарища. Немец здоровый, на плечах офицерские погоны. Что делать?

Фашист пистолетом колотит Ивана по голове. А тот одной рукой мёртвой хваткой обхватил шею немца, а другой тянется к голенищу сапога, откуда торчит рукоять кинжала. Положение критическое. Вдруг немец поворачивается ко мне спиной, и я успеваю что есть силы пнуть его. Этого достаточно, чтобы немец ослабил хватку, и Иван дотянулся до кинжала.

Мы перебирались с этажа на этаж. Прибывали и прибывали наши бойцы. Постепенно смолкла стрельба. "Победа!" — со всех концов раздались радостные возгласы.

2. О каком событии рассказано в этом тексте? Что такое Рейхстаг? Какая война закончилась взятием Рейхстага?

Ответ:

В тексте рассказывается о штурме Рейхстага — здания германского парламента. Взятием Рейхстага закончилась Великая Отечественная война 1941 — 1945 годов.

3. Почему солдаты «бегут зигзагами» (предложение 3)?

Ответ:

Солдаты бегут зигзагами, чтобы избежать попадания пуль.

4. К какому стилю речи относится этот текст?

Ответ:

Разговорный, художественный.

5. Составьте план текста.

Ответ:

1) Идём на помощь.

2) На площади перед Рейхстагом.

3) Бой в здании.

4) Критическое положение.

5) Фашист убит.

6) Победа!

6. Из предложений 1 — 16 выпишите причастия и выполните их морфологический разбор.

Ответ:

Несмолкающий — причастие.

I. (Какой?) несмолкающий. Н. ф. — несмолкающий

II. Пост. пр.: действ., несов. в., наст. вр.;

непост. пр.: в м. р., ед. ч., И. п.

III. Гул (какой?) несмолкающий(опред.).

Прорвавшейся — причастие.

I. (Какой?) прорвавшейся. Н. ф. — прорвавшийся

II. Пост. пр.: действ., сов. в., прош. вр.;

непост. пр.: в ж. р., ед. ч., Д. п.

III. Роте (какой?) прорвавшейся(опред.).

7. Из предложения 20 выпишите союзы и охарактеризуйте их.

Ответ:

Чтобы — подчинительный, цели;

и — сочинительный, соединительный.

8. Из предложений 10 — 16 выпишите собирательные числительные.

Ответ:

Четверо, трое.

9. Из предложений 1 — 3 и 22 — 25 выпишите слова с безударной чередующейся гласной в корне.

Ответ:

Пробираемся, перебирались.

10. Выполните синтаксический разбор предложения 4.

Ответ:

На(п.) площади(сущ., обстоят.) перед(п.) Рейхстагом(сущ., доп.) стоит(гл., сказ.) несмолкающий(прич., опред.) гул(сущ., подл.).

Предложение повеств., невоскл., простое, двусост., распр., полн., неосложн.

Текст 37

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1)Главную кр..соту б..р..гов реки (Ч,ч)усовая сост..вляют скалы которые с (не)большими промежутками тянут(?)ся сплошным утёсистым гребнем. (2)Некоторые из них подн..маются (в)верх, точно коло(с,сс)альные стены какого-то гиган(?)ского (средне)векового города иногда такая ст..на тян..тся по берегу на несколько вёрст. (3)В некоторых местах горная п..рода выв..трилась и пр..вратилась в губчатую ма(с,сс)у, в других она осыпа..тся и отстаёт, как старая штукатурка.

(4)Сыростью и холодом ве..т от этих каме(н,нн)ых стен, на душе ст..новится жутко, и хочет(?)ся ещ.. раз в..глянуть на яркий солнечный свет на ш..рокое пр..волье горной панорамы на син..е небо под которым дышит(?)ся так ле..ко и св..бодно. (5)М..лейший звук ..десь о..даётся чу..ким эхом.

(6)После скал и утёсов главную кр..соту б..р..гов реки (Ч,ч)усовая сост..вляет лес. (7)С..дые мохнатые ели пр..дают горам суровое в..личие. (8)Особе(н,нн)о кр..сивы молоденькие пихты которые смело к..рабкаются по страшным кручам. (9)Очень хороши тёмные сибирские кедры стоящие там и сям на берегу.

(10)Как настоящие аристократы, они держ..тся ос..бняком и как бы нарочно сторонят(?)ся простых елей и пихт которые р..стут где попало и как попало, только было бы за что уцепит(?)ся к..рнями.

(По Д. Мамину-Сибиряку)

1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Главную красоту берегов реки Чусовая составляют скалы, которые с небольшими промежутками тянутся сплошным утесистым гребнем. Некоторые из них поднимаются вверх/ точно колоссальные- стены какого-то гигантского средневекового города, иногда такая стена тянется по берегу на несколько верст. В некоторых местах горная порода выветрилась и превратилась в губчатую массу, в других она осыпается и отстает, как старая штукатурка.

Сыростью и холодом веет от этих каменных стен, на душе становится жутко, и хочется еще раз взглянуть на яркий солнечный свет, на широкое приволье горной панорамы, на синее небо, под которым дышится так легко и свободно. Малейший звук здесь отдается чутким эхом.

После скал и утёсов главную красоту берегов реки Чусовая составляет лес. Седые мохнатые ели придают горам суровое величие. Особенно красивы молоденькие пихты, которые смело карабкаются по страшным кручам. Очень хороши тёмные сибирские кедры, стоящие там и сям на берегу.

Как настоящие аристократы, они держатся особняком и как бы нарочно сторонятся от простых елей и пихт, которые растут где попало и как попало, только было бы за что уцепиться корнями.

2. Докажите, что это текст.

Ответ:

Это текст, поскольку предложения в нем связаны между собой по смыслу и грамматически, объединены в целое темой и основной мыслью. Текст можно озаглавить, в нем можно выделить микротемы.

3. Озаглавьте текст.

Ответ:

Красота берегов реки Чусовая.

4. Определите стиль текста.

Ответ:

Художественный.

5. Проанализируйте средства связи предложений в тексте.

Ответ:

В тексте преобладает цепная связь. Предложения связаны между собой с помощью личных и указательных местоимений, контекстуальных синонимов, местоименного наречия.

6. Выпишите из предложений 6 — 9:

эпитеты ...

олицетворение ...

Ответ:

Эпитеты: главную красоту, седые ели, суровое величие, по страшным кручам.

Олицетворение: молоденькие пихты красивы, смело карабкаются.

7. Выпишите из текста наречия и выполните морфологический разбор одного из них.

Ответ:

Смело — наречие.

I. (Как?) смело, признак действия;

II. Морф. пр.: неизм. сл., обр. действ.

III. Карабкаются (как?) смело(обст.).

8. Выполните синтаксический разбор предложения 9.

Ответ:

Очень(нар., обстоят.) хороши(кр. прил., сказ.) тёмные(прил., опред.) сибирские(прил., опред.) кедры(сущ., подл.), [стоящие там и сям на берегу — прич. об., опред.].

Предложение повеств., невоскл., двусост., прост., распр., полн., осложнено обособл. определением, выраж. прич. об.

9. Среди предложений 6 — 9 найдите такое, в котором есть причастный оборот. Напишите номер этого предложения.

Ответ: 9

10. Выпишите из предложений 4 — 6 прилагательное в форме превосходной степени.

Ответ:

Малейший.

11. Из предложений 4 — 5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук».

Ответ:

Взглянуть.

12. Укажите лексическое значение слов:

панорама (предложение 4) ...

аристократы (предложение 10) ...

Ответ:

Панорама — это вид местности (обычно с возвышенного места), простирающейся на далекое пространство.

Аристократы — это представители высшего привилегированного слоя дворянства, знати, аристократии (истор.). В переносном значении это человек, сторонящийся масс, ставящий себя в исключительное положение; белоручка (разг. ирон.).

13. Выпишите из предложений 7—9 фразеологизм.

Ответ:

Там и сям.

Текст 38

Прочитайте текст и выполните задания.

...

(1) Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) принадлежит к величайшим русским художникам.

(2) В своём творчестве художник наиболее полно отр..зил ру(с,сс)кую действительность второй половины XIX — начала XX века. (3)Его рисунок живопись композиция были безупречны. (4)Всё живёт и дышит в его полотнах отличается большой выр..зительностью и одухотворённостью. (5)Лица фигуры каждая складка одежды обстановка вещи несут отп..чаток х..рактера людей которым они пр..надлежат.

(6) Несмотря на разносторонность тематики, произведения Репина очень д..ходчивы и понятны любому человеку.

(7) Репин начал свою самостоятельную художестве(н,нн)ую деятельность с произведения, полного чувства высокой человечности. (8)В течение трёх лет (1870-1873) он создавал картину «Бурлаки». (9)Перед зрителем встаёт живая действительность суровая правда жизни, обычная для тех времён картина тяжёлого труда.

(10)Тему художник нашёл случайно. (11)Однажды на Неве в воскресный день он увид..л две контрас(?)ные группы: барышень, собравшихся кататься на лодках, и бурлаков, грязных, измуче(н,нн)ых. (12)Взволнова(н,нн)ый Репин не мог прод..лжать пр..гулку он бросился домой и нач..л набрас..вать увиде(н,нн)ую картину. (13)Для пристального изучения жизни бурлаков и более точного их из..бражения художник уезжает на Волгу. (14)В к..ртине чу(?)ствуется тщательный подбор типов, каждый из бурлаков — индивидуальность живой человек со своим прошлым мысл..щий человек облада..щий определё(н,нн)ым х..рактером. (15)В этом-то и заслуга Репина: в условиях (не)человеческого труда он увидел душу народа разгл..дел и пок..зал его внутре(н,нн)ий мир.

(По Н. Моргуновой-Рудницкой)

1. Вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания, раскройте скобки.

Ответ:

Илья Ефимович Репин (1844 — 1930) принадлежит к величайшим русским художникам.

В своём творчестве художник наиболее полно отразил русскую действительность второй половины XIX — начала XX века. Его рисунок, живопись, композиция были безупречны. Всё живёт и дышит в его полотнах, отличается большой выразительностью и одухотворённостью. Лица, фигуры, каждая складка одежды, обстановка, вещи несут отпечаток характера людей, которым они принадлежат.

Несмотря на разносторонность тематики, произведения Репина очень доходчивы и понятны любому человеку.

Репин начал свою самостоятельную художественную деятельность с произведения, полного чувства высокой человечности. В течение трёх лет (1870 — 1873 г.) он создавал картину "Бурлаки». Перед зрителем встаёт живая действительность, суровая правда жизни, обычная для тех времён картина тяжёлого труда.

Тему художник нашёл случайно. Однажды на Неве в воскресный день он увидел две контрастные группы: барышень, собравшихся кататься на лодках, и бурлаков, грязных, измученных. Взволнованный Репин не мог продолжать прогулку: он бросился домой и начал набрасывать увиденную картину. Для пристального изучения жизни бурлаков и более точного их изображения художник уезжает на Волгу. В картине чувствуется тщательный подбор типов, каждый из бурлаков - индивидуальность, живой человек со своим прошлым., мыслящий человек, обладающий определенным характером. В этом-то и заслуга Репина: в условиях нечеловеческого труда он увидел душу народа, разглядел и показал его внутренний мир.

2. Озаглавьте текст.

Ответ:

Величайший русский художник.

3. Определите стиль текста.

Ответ:

Научный (научно-популярный).

4. Составьте план текста.

Ответ:

1) И. Е. Репин — величайший русский художник.

2) Особенности творчества Репина.

3) Начало самостоятельной художественной деятельности: картина "Бурлаки".

4) История возникновения замысла картины.

5) Заслуга Репина.

5. Укажите средство связи между предложениями 7 и 8.

Ответ:

Личное местоимение, контекстуальные синонимы.

6. Из предложений 5 — 9 выпишите производные предлоги.

Ответ:

Несмотря на, в течение.

7. Какой частью речи является слово безупречны из предложения 3?

Ответ:

Краткое прилагательное.

8. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (или цифру), обозначающие запятые при однородных членах.

Лица,(1) фигуры,(2) каждая складка одежды,(3) обстановка,(4) вещи несут отпечаток характера людей,(5) которым они принадлежат.

Ответ:

1, 2, 3, 4.

9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (или цифры), обозначающую запятую при причастном обороте.

В картине чувствуется тщательный подбор типов,(1) каждый из бурлаков — индивидуальность,(2) живой человек со своим прошлым,(3) мыслящий человек,(4) обладающий определённым характером.

Ответ: 4

10. Из предложений 14 — 15 выпишите слова с орфограммой: «Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени».

Ответ:

Мыслящий, обладающий.

11. Каким способом образовано слово отпечаток?

Ответ:

Приставочно-суффиксальный.

12. Выполните фонетический разбор любого слова из текста.

Ответ:

[ф'игу́ры] — 3 слога.

ф — [ф'] — согласный, мягкий, глухой

и — [и] — гласный, безударный

г — [г] — согласный, твердый, звонкий

у — [у́] — гласный, ударный

р — [р] — согласный, твердый, звонкий, сонорный

ы — [ы] — гласный, безударный

В слове 6 букв, 6 звуков

Текст 39

Прочитайте текст и выполните задания.

Маленький восьмилетний Тема стоял над сломанным цветком и с ужасом вдумывался в безвыходность своего положения. Всего несколько минут тому назад, как он вышел через террасу в сад в самом веселом, беззаботном расположении духа.

Он шел по аккуратно расчищенным дорожкам сада, вдыхая в себя свежесть начинающегося летнего утра, и с наслаждением осматривался. Вдруг… Его сердце от радости и наслаждения сильно забилось… Любимый папин цветок, над которым он столько возился, наконец расцвел! Еще вчера папа внимательно его осматривал и сказал, что раньше недели не будет цвести. И что это за роскошный, что это за прелестный цветок! Никогда никто, конечно, подобного не видал. Но самое большое счастье, конечно, то, что никто другой, а именно он, Тема, первый увидел, что цветок расцвел. Он вбежит в столовую и крикнет во все горло:

— Махровый расцвет!

Папа бросит чай и сейчас же пройдет в сад. Он, Тема, будет бежать впереди и беспрестанно оглядываться: радуется ли папа? Восторг переполняет маленькое сердце Темы. Он приседает на корточки и тянется к цветку губами. Его поза самая неудобная и неустойчивая. Он теряет равновесие, протягивает руки и… Все погибло! Боже мой, но как же это случилось?! Может быть, можно поправить? Ведь это случилось оттого, что он не удержался, упал. Если б он немножко, вот сюда, уперся рукой, цветок остался бы целым. Ведь это одно мгновение, одна секунда…

(По Н. Гарину-Михайловскому)

1. Озаглавьте текст.

Ответ:

Непоправимая случайность.

2. Докажите, что это текст художественного стиля.

Ответ:

Цель текста — воздействие, автор таким образом описывает события, чтобы читатель мог представить себе изображаемую картину, ощутить чувства маленького Темы, текст взят из художественной литературы, автор — известный писатель, в тексте широко используются изобразительно-выразительные средства.

3. Какой тип речи представлен в последнем абзаце текста?

Ответ:

Рассуждение.

4. Обведите в тексте все союзы. Выпишите их, распределив в две колонки: сочинительные союзы, подчинительные союзы.

Ответ: и; как; и; и; и; что; и; что; а; что; и; и; и; и; и; но; оттого что; если.

Сочинительные союзы

Подчинительные союзы

и, а, но

как, что, оттого что, если

5. Выполните морфологический разбор двух наречий из текста.

Ответ:

Вчера — наречие

I. (Когда?) вчера; признак действия

II. Морф. пр.: неизм. сл., времени

III. Осматривал (когда?) вчера(обстоят.).

Внимательно — наречие

I. (Как?) внимательно; признак деист.

II. Морф. пр.: неизм., образа действ.

III. Осматривал (как?) внимательно(обст.).

6. Объясните подчёркнутые орфограммы.

Ответ:

Сломанным — причастие сов. в., есть приставка, поэтому пишется -НН-; террасу — удвоенная согласная пишется в словарном слове; беззаботном — удвоенная согласная пишется на стыке приставки и корня, пишется буква З, так как находится перед звонкой З; расположении — на конце приставки пишется С, так как находится перед глухой П; расчищенным — причастие сов. в., есть приставка, поэтому пишется -НН-, на конце приставки пишется С, так как находится перед глухой Ч; начинающегося, летнего (утра) — окончание определяется по вопросу какого?; наслаждение — проверочное слово "слАдость"; увидел — суффикс -е-, так как в инфинитиве увидЕть; расцвел — на конце приставки пишется С, так как находится перед глухой Ц; беспрестанно — на конце приставки пишется С, так как находится перед глухой П; оглядываться — пишется ться в неопр. форме глагола; переполняет — неизм. приставка, приседает — глагол I спр., неудобная, неустойчивая — можно подобрать синонимы без НЕ — дискомфортная, зыбкая.

7. Разберите по членам выделенное предложение.

Ответ:

Он(мест., подл.) шел(гл., сказ.) по(п.) аккуратно(нар., обстоят.) расчищенным(прич., опред.) дорожкам(сущ., доп.) сада(сущ., доп.), [вдыхая в себя свежесть начинающегося летнего утра — дееприч. об.], и(с.) с(п.) наслаждением(сущ., обстоят.) осматривался(гл., сказ.).

Предложение повеств., невоскл., двусост., прост., распр., полн., осложнено обособл. обстоят., выраж. дееприч. об.

8. Подберите антонимы к выделенным словам.

Ответ:

Никогда — всегда; расцвел — отцвел, завял; восторг — отчаяние, ужас, отвращение.

9. Над каждым словом выделенного предложения надпишите, какой частью речи оно является.

Ответ:

Он(мест.) шел(гл.) по(п.) аккуратно(нар.) расчищенным(прич.) дорожкам(сущ.) сада(сущ.), вдыхая(дееприч.) в(п.) себя(мест.) свежесть(сущ.) начинающегося(прич.) летнего(прил.) утра(сущ.), и(с.) с(п.) наслаждением(сущ.) осматривался(гл.).

10. Напишите, каким способом образовано слово безвыходность.

Ответ:

Суффиксальный.

11. Выпишите из первого абзаца текста слово(-а) с чередующейся гласной в корне.

Ответ:

Положения, расположении.