Русский язык 7 класс - Диагностические работы - Н. Н. Соловьёва 2018

Служебные части речи. Культура речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие
1-й вариант

Часть А

1. Определите, в каком из словосочетаний или в какой из предложно-падежных форм нет предлога.

  1) смотреть вокруг                      

  2) из-за облака

  3) из-под самого носа                  

  4) остановились около нас

  Ответ: 1

2. Определите, какой из предлогов является составным.

  1) мусс из взбитых сливок с клубникой

  2) в отличие от предшествующих событий

  3) витать над пустошью

  4) на разъездах вокруг вагонов

  Ответ: 2

3. Определите, какой из предлогов является производным.

  1) в стоге сена

  2) в отличие от телевизора «Рубин»

  3) из-под тяжёлого матраса

  4) отклониться от намеченного пути

  Ответ: 2

4. Укажите пример, в котором употребляется предлог.

  1) в течении Волги                      

  2) в следствии по делу

  3) в заключении находятся              

  4) в течение века

  Ответ: 4

5. В нынешнем году я узнал то место, где была сломлена берёзка. Она висела зелёная, потому что, вероятно, ремешок коры подавал сок висящим сучьям.

  1) Где, потому что — союзы, составные, подчинительные.

  2) Висящим — причастие в форме мн. ч. Д. п.

  3) В — предлог, простой, непроизводный, управляет предложным падежом.

  4) Сломлена — краткое причастие.

  Ответ: 1

6. В каких словосочетаниях отсутствуют частицы?

  1) побывал ли там                  

  2) довольно-таки успешно

  3) виднеется вдали                  

  4) поступить именно так

  Ответ: 3

7. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1) Уже двенадцатый час.

  2) И что за тревоги?

  3) Да ничего же он не обдумывал.

  4) И поверьте, бедолага — самое точное слово.

  Выберите ответ:

  1) имя существительное              7) наречие

  2) имя прилагательное              8) предлог

  3) имя числительное                9) союз

  4) местоимение                    10) частица

  5) глагол                           11) междометие

  6) причастие

  Ответ: 1, 10, 4, 5

8. В каком примере частица является формообразующей?

  1) мы же только расстались

  2) лишь коснуться слегка пальцами

  3) ну и встаньте на рассвете

  4) хотя бы вы приехали

  Ответ: 4

9. Отметьте пример с раздельным написанием частицы.

  1) Где(то) вдали желтеет поспевающая рожь.

  2) Выходи(ка), сосед, старику пособить.

  3) Что(бы) вам такого рассказать?

  4) Выделил(ли) ты окончание?

  Ответ: 3

10. Отметьте пример, в котором не является частицей.

  1) (не)сводя глаз                    

  2) (не)возмутимый

  3) (не)доумевающий

  4) (не)взирая на вьюгу

  Ответ: 1

11. Определите, в каких предложениях выделенные слова — наречия, а в каких — служебные части речи. Укажите рядом нужную цифру в скобках.

  1) Спортсмены бегали вокруг ( ) стадиона.

  2) Как ( ) прекрасен этот мир!

  3) Едва ( ) он встал с постели, началась суета во всём доме.

  4) Как ( ) вы сюда вошли?

  Выберите ответ:

  1) наречие

  2) предлог

  3) союз    

  4) частица

  Ответ: 2, 4, 3, 1

12. Соотнесите утверждение с ответом. Укажите рядом нужную цифру в скобках.

  1) С помощью частицы ( ) образуется форма условного наклонения глагола.

  2) Частица ( ) участвует в образовании формы повелительного наклонения глагола.

  3) С помощью частицы ( ) образуются отрицательные местоимения и наречия.

  4) Сочинительный союз ( ) выражает противопоставление.

  Выберите ответ:

  1) пусть  

  2) ни

  3) однако  

  4) бы

  Ответ: 4, 1, 2, 3

13. Отметьте пример, в котором на месте пропуска во всех случаях пишется одна и та же гласная.

  1) Я никогда н.. одной строки в жизни н.. написал н.. на русском языке.

  2) Как н.. жаль было матери отдавать сына из дома, она н.. решилась н.. исполнить воли покойного мужа.

  3) Нет, н.. Кремля, н.. его зубчатых стен, н.. его тёмных переходов, н.. пышных дворцов его описать невозможно.

  4) Семья, дающая человеку н.. с чем н.. сравнимое сознание защищённости, прочности и душевного комфорта, — это папа и мама, это нерасторжимое единство, взамен которого, как бы мы себя н.. утешали и н.. уговаривали, увы, н.. существует ничего.

  Ответ: 3

14. Отметьте среди приведённых утверждений неправильное, которое не соотносится с данными предложениями.

  Вчера кот Василий проспал целый день, хотя мы пытались его разбудить. Когда подходили к креслу, где спал Василий, он поднимал уши, шевелил усами, но глаза его оставались закрыты. Так наш кот выражал протест, потому что вчера позабыли купить его любимую рыбку.

  1) Но, потому что, хотя, где — подчинительные союзы.

  2) Функцию обстоятельства в тексте выполняют, например, следующие слова, словосочетания и словоформы: к креслу, вчера, целый день, так.

  3) Закрыты — краткое страдательное причастие.

  4) Функцию определения в тексте выполняют, например, слова: целый, наш, любимый, его.

  Ответ: 1

15. Определите, к какой группе по значению относятся выделенные междометия.

  Укажите в скобках нужную цифру.

  1) Ура ( ) У нас каникулы!

  2) Ой ( ) ли? Что-то не верится.

  3) Вот ещё ( ), не буду я этого делать!

  4) Тс ( ), говорите тише.

  Выберите ответ:

  1) выражение чувства

  2) выражение побуждения

  3) выражение чувства и волеизъявления по отношению к речи собеседника

  Ответ: 1, 1, 3, 2

Часть В

  Прочитайте текст. Выполните после него задания. Ответы на вопросы 17 и 18 запишите, используя свободные строчки.

(1) На станции было ветрено и шумно в это утро. (2) За бурыми вагонами взвивались вверх и рассеивались на ветру чёрно-белые дымы, а ветер разносил какой-то звонкий звук, как будто с этим мелодичным звуком рассыпались в голубом воздухе чёрные дымы и белые. (3) Головастые галки тоже звонко и отрывисто вскрикивали, перелетая то и дело в переполохе, и, чумазые, как кочегары, важно расхаживали по чёрной, прокопчённой земле.

(4) Люди, казалось, тоже бестолково и всполошенно суетились на перроне, торопились куда-то, бежали через рельсы, лезли, раскорячившись, под вагоны, тащили, расплёскивая, вёдра с дымящимся кипятком. (5) Покрикивали, словно галки.

(6) Раздавались вдруг бухающий грохот стартовавшего паровоза, лязг железа и опять утробное бухание пара, прерываемое порой торопливым и грозным взрывом какого-то адского хохота, а потом снова размеренное бухание набиравшего силы и скорость паровоза глушило живые голоса. (7) И видны были вспыхи серого пара и дыма, которые двигались толчками за глухой стеной бурых вагонов, забивших пути узловой станции.

  (8) Солнце светило. (9) Кургузые товарные вагоны, отбрасывая белёсые от инея тени, казались длинноногими какими-то существами.

  (10) Они чуть касались колёсами накатанных рельсов, словно стояли на цыпочках, готовые вот-вот заскользить по голубому льду.

  (11) Здесь и был тот самый эшелон, который вот уже двое суток стоял в ожидании на запасном пути, битком набитый московскими ребятами.

(По Г. Семёнову)

16. Укажите тип данного текста.

  1) описание

  2) повествование с элементами описания

  3) рассуждение

  4) повествование

  Ответ: 1

17. Из 6-го предложения выпишите прилагательные, употреблённые в переносном смысле, вместе с существительными, с которыми они согласуются.

  Ответ: торопливый и грозный взрыв, адский хохот, живые голоса

18. Укажите номера предложений, в которых выражается тем или иным способом сравнение.

  Ответ: 2, 3, 5, 9, 10