Русский язык 7 класс - Диагностические работы - Н. Н. Соловьёва 2018

Служебные части речи. Культура речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие
2-й вариант

Часть А

1. Определите, в каком из словосочетаний или в какой из предложно-падежных форм нет предлога.

  1) меж дубов                          

  2) под крутой горой

  3) вдоль лесной полосы                

  4) пройти насквозь тайгу

  Ответ: 4

2. Определите, какой из предлогов является составным.

  1) в продолжение нескольких суток

  2) отступив от привычных правил поведения

  3) опуститься с лёгкостью

  4) встать около метро

  Ответ: 1

3. Определите, какой из предлогов не является производным.

  1) выстроиться вдоль шоссе

  2) невзирая на тьму

  3) рассматривать картинки в альбоме

  4) выглядывать из-под зонта

  Ответ: 3

4. Укажите пример, в котором употребляется предлог.

  1) (в)течен.. реки                    

  2) (в)виду недомогания

  3) (в)следств.. по делу                

  4) (в)заключен.. находятся

  Ответ: 2

5. Отметьте неверное утверждение.

  Внизу по всей длине темнеющего оврага копошились какие-то сизые существа, похожие на кусты, или это были кусты, похожие на живые существа.

  1) По — предлог, простой, непроизводный, управляет дательным падежом.

  2) Или — союз, простой, сочинительный, соединяет части сложного предложения.

  3) Похожие, темнеющего — причастия, образующие причастный оборот.

  4) Сизые, живые — качественные прилагательные.

  Ответ: 3

6. В каких словосочетаниях отсутствуют частицы?

  1) держась за руки

  2) просто не знать об этом

  3) вот и ты

  4) сделать хоть что-нибудь

  Ответ: 1

7. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.

  1) Дама с собачкой съезжает перед обедом.

  2) Деваться некуда, придётся терпеть.

  3) Тернистый путь.

  4) Ох, простите.

Выберите ответ:

  1) имя существительное        7) наречие

  2) имя прилагательное        8) предлог

  3) имя числительное        9) союз

  4) местоимение        10) частица

  5) глагол        11) междометие

  6) причастие

  Ответ: 8, 7, 2, 5

8. В каком примере частица является формообразующей?

  1) лишь слегка наклониться

  2) пусть подойдёт ближе

  3) как ни в чём не бывало

  4) прокомментируйте-ка этот факт

  Ответ: 2

9. Отметьте пример с раздельным написанием частицы.

  1) Жухлая стерня оборвалась, и какие(то) лиловые кустарнички задымились среди жёлтых листьев.

  2) Вы(же) ничего не знаете о происшедших событиях!

  3) Главное удовольствие было всё(таки) впереди, именно — охота.

  4) Происходил барин от однодворцев и состоял будто где(то) прежде на службе.

  Ответ: 2

10. Отметьте пример, в котором не является частицей.

  1) (не)(по)себе                

  2) (не)поколебимый

  3) (не)увядаемый              

  4) (не)описуемый

  Ответ: 1

11. Определите, в каких предложениях выделенные слова — наречия, а в каких — служебные части речи. Укажите нужную цифру в скобках.

  1) Грузовик затормозил у дома напротив ( ).

  2) Никогда не забуду, как ( ) мы отдыхали этим летом.

  3) Около ( ) подъезда стоял грузовик.

  4) Я и ( ) не знал об этом.

  Выберите ответ:

  1) наречие                      

  2) предлог

  3) союз

  4) частица

  Ответ: 1, 3, 2, 4

12. Соотнесите утверждение с ответом. Укажите рядом нужную цифру в скобках.

  1) Частица ( ) присоединяется к словам с помощью дефиса.

  2) Междометие ( ) выражает приказ.

  3) Союз ( ) является составным.

  4) Эмоциональная частица ( ) носит восклицательный характер.

  Выберите ответ:

  1) стоп!

  2) что за

  3) то  

  4) потому что

  Ответ: 3, 1, 4, 2

13. Отметьте пример, в котором на месте пропусков должна быть одна и та же гласная.

  1) Каждый раз н.. могу н.. удивляться, когда поблизости от белого гриба вижу яркие мухоморы.

  2) Я н..когда подобной женщины н.. видывал. Она была далеко н.. красавица.

  3) Нет н..чего тайного, что н.. стало бы явным!

  4) Н..подвижен был воздух, н.. листочка н.. шелохнулось.

  Ответ: 1

14. Отметьте среди приведённых утверждений неправильное, которое не соотносится с данными предложениями.

  Кот Василий, который живёт у нас, очень любит читать книги. Я работаю за письменным столом, а он сидит рядом и заглядывает в мою рукопись или книгу. Мне кажется, что он всё понимает, потому что часто не даёт переворачивать страницу, когда я хочу это сделать.

  1) А, или, и, — союзы, связывающие в данном тексте однородные члены предложения.

  2) Союзные слова что и который выполняют роль подлежащих.

  3) Предлог у управляет родительным падежом.

  4) (У) нас, он, я — личные местоимения.

  Ответ: 2

15. Определите, к каким группам по значению относятся выделенные междометия. Укажите в скобках нужную цифру.

  1) Ну ( ), быстрей, я жду тебя уже десять минут.

  2) Цыц ( ), тебе говорят!

  3) Ах ( ), как это приятно и неожиданно!

  4) Эй ( ), друг, подожди меня!

  Выберите ответ:

  1) выражение чувства

  2) выражение побуждения

  3) выражение чувства и волеизъявления по отношению к речи собеседника

  Ответ: 2, 3, 1, 2

Часть В

  Прочитайте текст. Выполните после него задания. Ответы на вопросы 17 и 18 запишите, используя свободные строчки.

(1) У Журавлёва был теперь свой конь, за ним закреплённый, узаконенный решением правления. (2) Журавлёв лелеял его. (3) Не отпускал целыми днями от себя, пас в огороде на пырее, который раньше мать выкашивала корове на сено.

(4) К узде нашил бляхи, нарезанные из консервной банки. (5) Начистил металлическую оправу на старинном седле. (6) Бич выпросил, плетённый из шестнадцати ременных лент, тяжёлый, круглый, с металлическими кольцами, у одной старухи. (7) За это ей с колхозного двора навоза привёз для грядок. (8) Бич с гладкой ручкой и волосяным концом. (9) Стоит хлестнуть им, он, пробежав по траве, лопается оглушительным хлопком, и долго оседают мелкие волосяные хлопья.

(10) Как только садилось солнце, Журавлёв выходил к своему коню, привязанному у ворот. (11) Выходил в старых ботинках на голую ногу. (12) Ноги в неполно зашнурованных раструбах ботинок болтались, как цыплячьи. (13) Из-под кепки, напяленной на голову, выбились волосы. (14) Садился в седло, и конь задирал голову, выскакивал на дорогу.

(15) На задах огородов уже собирались лошади, остывали от седёлок и хомутов, хватали траву и мотали головами. (16) Нехотя трогались, заслышав Журавлёва, сбивались и сворачивали на дорогу. (17) Стекали по крутому спуску за деревню в луга, через исток, в сумрак крушины и тальника. (18) Затухал глухой топот табуна далеко у речки Ини, блестевшей в кустах.

(19) Потом долго в деревне ничего не было слышно.

(По Б. Коньякову)

16. Укажите тип данного текста.

  1) описание

  2) повествование с элементами описания

  3) рассуждение

  4) повествование

  Ответ: 2

17. Укажите предложения, в которых рассказывается, как выглядит бич.

  Ответ: 6, 8

18. Укажите предложение, в котором есть сравнительный оборот.

  Ответ: 12