Русский язык 7 класс - Диагностические работы - Н. Н. Соловьёва 2018
Служебные части речи. Культура речи
Предлог. Союз. Частица. Междометие
3-й вариант
Часть А
1. Определите, в каком из словосочетаний или в какой из предложно-падежных форм нет предлога.
1) объехать вокруг лесопарка
2) попасть в заключение
3) говорить вокруг да около
4) возле крепостного вала
Ответ: 3
2. Определите, какой из предлогов является составным.
1) выйти вместе со всеми
2) кружиться в поднебесье
3) посадить рядом с собой
4) в заключение балета «Лебединое озеро»
Ответ: 4
3. Определите, какой из предлогов является производным.
1) обосноваться в новом доме
2) переехать из-за плохого климата
3) жить за счёт других
4) беречься от простуды
Ответ: 3
4. Укажите пример, в котором не употребляется предлог.
1) (в)следств.. участвовали
2) (в)заключени.. следует сказать
3) (в)последстви.. выяснилось
4) (в)следстви.. вмешательства
Ответ: 1
5. Отметьте неверное утверждение.
Для полноты ощущения жизни совсем не обязательно, чтобы у ребёнка было много дорогих игрушек, чтобы в праздничные дни он непременно побывал на пяти или шести ёлках, чтобы конфеты и мороженое выдавались по первому требованию.
1) Для — предлог, непроизводный, простой, управляет родительным падежом.
2) Чтобы, или, и — союзы, простые, сочинительные.
3) Пяти, шести — числительные, простые, количественные.
4) Ощущения, требованию — существительные 2-го склонения, которые имеют особенности в образовании окончаний.
Ответ: 2
6. В каких словосочетаниях отсутствуют частицы?
1) не балованный жизнью
2) ни один из моих друзей
3) неужели закончился
4) бегать друг за другом
Ответ: 4
7. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова.
1) На этом мы и закроем тему.
2) Кругом всё стало неузнаваемо, за исключением белой стены.
3) Читатель не сознаёт, что существуют три типа истории.
4) Наконец он стряхнул с себя сон.
Выберите ответ:
1) имя существительное 7) наречие
2) имя прилагательное 8) предлог
3) имя числительное 9) союз
4) местоимение 10) частица
5) глагол 11) междометие
6) причастие
Ответ: 10, 8, 3, 7
8. В каком примере частица является формообразующей?
1) ни за что ни про что
2) не оглядывайтесь
3) пусть нам повезёт
4) неужели вам не жаль
Ответ: 3
9. Отметьте пример с дефисным написанием частицы.
1) Кого(нибудь) мы должны были предупредить!
2) Наготове был пистолет со взведённым курком, но вряд ли Алексей смог(бы) применить его в эту первую ночь, проведённую им в лесу.
3) Дом назывался охотничьим, как(будто) там жили охотники.
4) Принеси(ка) мне почитать новые книги, а также газеты и журналы.
Ответ: 4
10. Отметьте пример, в котором не является приставкой.
1) (не)(по)плечу
2) (не)поколебимый
3) (не)(по)себе
4) (не)(в)меру
Ответ: 2
11. Определите, в каких предложениях выделенные слова — наречия, а в каких — служебные части речи. Укажите в скобках нужную цифру.
1) Даже ( ) ребёнок это в силах понять!
2) Этот мальчик всё делает наперекор ( ).
3) Мы улыбнулись, незнакомец также( ) нам улыбнулся в ответ.
4) Когда ( ) вы отправитесь в Англию, мы уже будем в Лондоне.
Выберите ответ:
1) наречие .
2) предлог
3) союз
4) частица
Ответ: 4, 1, 3, 3
12. Соотнесите утверждение с ответом. Укажите рядом нужную цифру в скобках.
Частица ( ) образована от глагола.
Частица ( ) присоединяется к глаголу и наречию дефисом.
Слово ( ) в различных условиях может быть союзом или местоимением.
Слово ( ) может в определённых условиях выполнять функции союза или частицы.
Выберите ответ:
1) и
2) таки
3) что
4) бывало
Ответ: 4, 2, 3, 1
13. Отметьте пример, в котором на месте пропусков должна быть одна и та же гласная.
1) Как бы там н.. было, но этой ночью в избе н..кто, кроме детей, н.. лёг.
2) Нет н..чего тайного, что н.. стало бы явным!
3) Неподвижен был воздух, н.. листочка н.. шелохнулось.
4) Охотники шли по почти н..заметному следу хищника. Вдруг разнёсся по лесу глухой рёв. Это был н..знакомый и страшный голос какого-то зверя.
Ответ: 4
14. Отметьте среди приведённых утверждений неправильное, которое не соотносится с данными предложениями.
Матросы убирали тент. Он вырывался из рук и бился на ветру. Другие полезли по рейкам: они отдавали сезни (мягкие верёвки), которыми были плотно подвязаны к рейкам скрученные треугольные паруса. Они были на всех трёх мачтах. Новые, яркобелые.
1) Союзы по, к управляют в тексте дательным падежом.
2) Слово другие выступает в тексте в качестве существительного.
3) Числительное трёх выполняет функцию определения.
4) Скрученные — отглагольное прилагательное.
Ответ: 3
15. Определите, к каким группам по значению относятся выделенные междометия. Укажите в скобках нужную цифру.
1) Алло ( ) ! Что вы сказали?
2) Мне, увы ( ), уже не попасть на спектакль.
3) Фи ( ), как вам не стыдно!
4) А я говорю, марш ( ) домой!
Выберите ответ:
1) выражение чувства
2) выражение побуждения
3) выражение чувства и волеизъявления по отношению к речи собеседника
Ответ: 2, 1, 1, 3
Часть В
Прочитайте текст. Выполните после него задания. Ответы на вопросы 17 и 1 8запишите, используя свободные строчки.
(1) Окрошка хороша тем, что в неё можно положить что угодно: мясо, курицу, рыбу, варёную колбасу, практически любые овощи, яйца, зелень. (2) Ещё в окрошку в обязательном порядке следует добавить мелко порубленные свежие стебельки петрушки, укропа, лука. (3) Особый вкус придадут вашему супу нарезанные листья черемши, но только в том случае, если любите острое.
(4) Надо лишь соблюсти некоторые правила. (5) Овощи и яйца должны быть отварными. (6) Исключения составляют огурцы, редис, i помидоры. (7) Все компоненты следует нарезать мелкими кусочками. (8) Многие из моих подруг вместо мяса кладут в окрошку «Докторскую» колбасу. (9) Именно «Докторскую», без вкраплений жира, потому что от «Любительской» или «Языковой» квас приобретает «сальный» вкус. (10) Кое-кто любит добавить ещё консервированную кукурузу или фасоль. (11) Густая часть окрошки должна составить примерно два стакана на литр кваса. (12) Однако количество гущи зависит от вашего - вкуса. (13) Всю зелень надо мелко-мелко нарубить, посолить, слегка помять деревянной ложкой и только после этого положить в окрошку. (14) Если готовите это блюдо с рыбой, обязательно влейте лимонный сок: по одной чайной ложке на литр кваса.
(15) В жарких странах, например на Арабском Востоке, существует свой вариант нашей окрошки. (16) Густая часть там такая же, как в России, а вместо кваса используется продукт, похожий на кефир.
(17) Подают окрошку холодной.
(По Д. Донцовой)
16. Укажите тип данного текста.
1) описание
2) повествование с элементами рассуждения
3) рассуждение
4) повествование
Ответ: 2
17. Укажите сложные предложения, в которых разъясняющая часть следует за подчинительным союзом.
Ответ: 1, 3, 9, 14
18. Укажите предложение, в котором есть сравнительный оборот.
Ответ: 16