Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать учебные тексты
Задача № 1 Язык и литература

(1) Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба...

(2) А просьба моя состоит в следующем: берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! (3) Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (4) Даже тем, которым не по вкусу «философские отвлечённости» и «поэтические нежности», людям практическим, в глазах которых язык не что иное, как средство к выражению мысли, как простой рычаг, — даже им скажу я: уважайте, по крайней мере, законы механики, извлекайте из каждой вещи всю возможную пользу! (5) А то, право, пробегая иные вялые, смутные, бессильно-пространные разглагольствования в журналах, читатель невольно должен думать, что именно рычаг-то вы заменяете первобытными подпорками, — что вы возвращаетесь к младенчеству самой механики...

(И. С. Тургенев)*

* И. С. Тургенев. По поводу «Отцов и детей». 1869 г.// С. XIV, 109.

Задание № 1

Предположите, с какой целью автор написал этот текст:

1) рассказать о свойствах русского языка;

2) доступно и просто рассказать, как действуют законы механики;

3) убедить читателей, что русский язык надо изучать постоянно;

4) убедить молодых писателей, что русский язык надо беречь и всегда соблюдать законы языка.

Ответ: 4

Задание направлено на проверку умения определять основную задачу речи текста.

Задание № 2

Вы прочитали текст, в котором в основном говорится о том, что:

1) молодые писатели в должной мере не владеют русским языком;

2) язык подчиняется законам механики;

3) русский язык — могущественное орудие в умелых руках, наше достояние;

4) русский язык живой как жизнь.

Ответ: 3

Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста.

Задание № 3

Укажите, с какой целью И. С. Тургенев обращается к примеру «простого рычага».

1) Пытается на простом примере убедить «людей практических» беречь русский язык;

2) стремится убедить читателя в том, что русский язык — могущественное орудие в руках умелых;

3) стремится убедить читателя, что только язык делает человека человеком;

4) стремится показать, как извлечь пользу из знания языка.

Ответ: 1

Задание направлено на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи текста.

Задание № 4

Какое из утверждений является основным тезисом всего текста?

1) «Ещё один последний совет молодым литераторам и одна последняя просьба...»;

2) «обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием...»;

3) «берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками»;

4) «...уважайте, по крайней мере, законы механики, извлекайте из каждой вещи всю возможную пользу!»

Ответ: 3

Задание направлено на формирование умения видеть структуру текста- рассуждения.

Задание № 5

Какой фрагмент текста является главным с точки зрения передачи основной информации текста? (Указаны номера предложений.)

1) 1 и 2

2) 2 и 3

3) 3 и 4

4) 4 и 5

Ответ: 2

Задание направлено на формирование умения видеть структуру текста- рассуждения.

Задание № 6

Прочитайте текст. Напишите, можно ли считать этот текст кратким пересказом (сжатым изложением) исходного текста. Дайте краткое обоснование, например: Этот текст можно(нельзя) считать кратким пересказом исходного текста, потому что...

И. С. Тургенев, обращаясь к молодым литераторам, пишет о том, что необходимо беречь наш язык, обращаться с ним почтительно как с могущественным орудием, которое в умелых руках в состоянии совершать чудеса. Автор называет русский язык прекрасным, говорит о том, что язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Обращаясь к «людям практическим», И. С. Тургенев призывает их уважать законы языка как законы механики, извлекать из каждой вещи всю возможную пользу.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения сжимать текст.

Этот текст можно считать сжатым изложением исходного текста, потому что в нём сохранена главная информация текста (задача речи, тезис), тема текста и авторская позиция.

Задание № 7

К какому из утверждений текста подобраны доказательства (аргументы)?

1) Необходимо беречь русский язык.

2) Обращаться с языком надо почтительно, как с могущественным орудием, которое в умелых руках в состоянии совершать чудеса.

3) Русский язык прекрасен.

4) Язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Аргумент 1

Русский язык можно сравнить с ценностью воды. Живя в краю с большим количеством озёр и рек, кажется, что вода это вовсе не ценность, ведь её так много. Совсем другое отношение к воде у жителей засушливых и пустынных мест, где любой источник воды — это источник жизни, и её отсутствие приведёт к исчезновению всего живого.

Так и с русским языком и культурой за пределами России. Там, где живёт русский язык, — там и сохраняются очаги русской культуры, менталитета и доброго отношения к России. Там, где он исчезает, — пропадает русский дух.

Примеры этого мы можем видеть во многих странах мира: миллионы ассимилировавшихся россиян и их потомков растворились в огромном «плавильном» котле западных цивилизаций, и зачастую только фамилии, заканчивающиеся на «офф», напоминают о том, что эти люди когда-то были частью великой культуры и цивилизации. Большинство из них сохранили доброе отношение к России, но как к некоему факту из жизни предков и не более.

Аргумент 2

На своём историческом пути каждый язык встречает опасности. Приходится бороться с ними и нашему языку. И я сейчас хочу поговорить

с вами об одной из них. Под аркой ворот моего дома одно время висел такой плакат-объявление: Граждане! Просьба сдавать весь утиль дворнику, который накопился! Не знаю, видели ли вы когда-нибудь, как «накопляется дворник». Мне этого наблюдать не приходилось. Конечно, каждый грамотный человек, прочтя эти строки, улыбался; мысленно исправив синтаксическую ошибку, он всё-таки понимал, что хотел сказать автор. Но для этого требовалось некоторое усилие. Хорошо, что перед нами была одна безграмотная фраза. А если бы так была написана целая страница? Каких бы трудов стоило её прочесть и понять?! И первая, главная, опасность, грозящая языку, — это искажение в результате невежества, невладения языком*.

* http://www.about-russian-language.com/greatlanguage.html

Ответ: 1

Задание направлено на формирование умения подбирать правильные доказательства (аргументы) к сформулированному суждению.

Задание № 8

К какому из утверждений текста подобраны данные ниже доказательства (аргументы)?

1) Необходимо беречь русский язык.

2) Обращаться с языком надо почтительно, как с могущественным орудием, которое в умелых руках в состоянии совершать чудеса.

3) Русский язык прекрасен.

4) Язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками.

Аргумент 1

Писатели всегда ищут образного наполнения текста с тем, чтобы создать точное представление о жизни, о событии. Каждому из великих писателей свойственно отличаться «лица необщим выраженьем...» Например, Л. Толстому присуща манера настойчиво подчёркивать, повторять, дополнять важные для него обстоятельства, детали. Он всегда подробно описывает внешность героев, обращает пристальное внимание на интонацию их речи, умение вести себя. Его произведения отличает выразительность, грубоватость и объёмность слова, осязаемая зрительность. Чтобы донести повороты мысли, тонкости движения души, передать значительность описываемых событий, Л. Толстой использует длинную фразу с множеством придаточных предложений. Трепетное отношение к слову было и у М. Горького, который писал о том, что фраза должна быть плавной, экономно построенной из простых слов, притёртых одно к другому так, чтобы каждое давало читателю ясное представление о происходящем. Кропотливая работа писателя над языком, обдуманность и необходимость каждого слова создают неповторимость каждого отдельного произведения, чудесный мир другой реальности, основанной на искусстве слова.

Аргумент 2

При помощи русского языка можно выразить тончайшие оттенки мысли, раскрыть самые глубокие чувства. Нет такого понятия, которое нельзя было бы назвать русским словом. Читая произведения великих писателей, мы погружаемся в мир, созданный их фантазией, следим за мыслями и поведением их героев и подчас забываем, что литература — искусство слова. А ведь всё, о чём мы узнаём из книг, воплощено в слове, вне слова не существует!

Волшебные краски русской природы, описание богатой духовной жизни людей, весь необъятный мир человеческих чувств — всё воссоздаётся писателем с помощью тех самых слов, которые служат и нам в повседневной жизни. Не случайно язык называют одним из самых удивительных орудий в руках человечества.

Ответ: 2

Задание направлено на формирование умения подбирать правильные доказательства (аргументы) к сформулированному суждению.

Задание № 9

Прочитайте текст.*

* http://www.jeducation.ru/6_2007/44.html

Письмо молодёжи XXI века

Мой верный друг!

Мой враг коварный!

Мой царь! Мой раб!

Родной язык!

    В. Брюсов

Здравствуй, дорогой друг!

Моё обращение к тебе не случайно, ведь гибнет, чахнет великий русский язык. Вчитайся, вдумайся в слова поэта В. Брюсова. А кто для тебя родной язык: друг? враг? царь? раб? Язык, как человек, может стать для тебя и верным другом, опорой, помощником, и врагом, если неумело обращаться с ним, не беречь, ведь неосторожным словом можно ранить. Он может властвовать над тобой, преклоняться перед тобой, как раб. Всё в твоих руках, и лишь от тебя зависит этот выбор. Будь осторожен со словами, внимателен к каждой высказанной мысли. Вслушайся. Вникни. Не забудь. У слова свой норов. Своё нутро. И если ты проникнешь в эту суть — слово тебе сотворит добро.

О чём думает твоё поколение? Как говорит твоё поколение?

К сожалению, вы не знаете родной язык — вы им только пользуетесь, изменяя, искажая его. Он, как воздух, вода, всюду, всегда с нами, поэтому так мало внимания вы обращаете на него, мало цените. За что не платят рублём, то кажется дешёвым!

Оглянитесь! Нельзя быть безразличным к тому, как вы пользуетесь языком, как выражаете свои мысли. Об этом хорошо сказал К. Г. Паустовский:

«Человек, равнодушный к родному языку, — дикарь... Потому что его безразличие к языку объясняется полнейшим безразличием к прошлому, настоящему и будущему своего народа».

Сформулируйте основную мысль этого текста, используя цитату из текста И. С. Тургенева.

Ответ:

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Задание направлено на формирование умения формулировать основную мысль с использованием чужого текста (сопоставление текстов, выделение главного).

Задание № 10

Перечитайте 1-й абзац текста, данного в задании 6. Напишите, согласны ли вы с позицией И. С. Тургенева. Обоснуйте своё мнение (приведите свои аргументы).

1 вариант начала работы:

1) Я согласен(-на) с мнением И. С. Тургенева, который пишет о... (выделите главные слова И. С. Тургенева, с которыми Вы согласны).

2) Приведите доказательства-факты (из личного опыта, из учебников), позволяющие подтвердить справедливость слов писателя.

2 вариант начала работы:

1) Я не согласен(-на) с мнением И. С. Тургенева, который пишет о.., потому что (далее приведите своё суждение, тезис).

2) Приведите доказательства-факты (из личного опыта, из учебников), позволяющие подтвердить справедливость выдвинутого вами тезиса.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения аргументировать выдвинутый тезис, используя различные источники информации; структурировать ответ согласно критериям ОГЭ и ЕГЭ.

Проверяется соответствие доказательств-фактов заявленной позиции (тезису, суждению), грамотность речи.