Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать учебные тексты
Задача № 2 Д. Н. Ушаков

Деятельность Д. Н. Ушакова была на редкость разносторонней: его работы посвящены диалектологии, лексикографии, теоретической грамматике, педагогике, описательной фонетике, стилистике, истории русского языка... Но особенной его любимицей была орфоэпия. Здесь соединились и теоретические интересы Д. Н. Ушакова, и его эстетические пристрастия, и блестящая его педагогическая практика.

Красота московской речи признана не только теми, кто ею владеет. Ещё М. В. Ломоносов (который сам, несомненно, по-севернорусски окал) в своей «Российской грамматике» (1755) писал: «Московское наречие не токмо для важности столичного города, но и для своей отменной красоты прочим справедливо предпочитается»*.

Речь самого Д. Н. Ушакова воспринималась его современниками как эстетическая ценность. А. А. Реформатский говорил: «Он был учёным, но он одновременно был и художником. Каждый его научный труд — это до некоторой степени художественное произведение... Он был и актёром, декламатором, во всяком случае, большим мастером устного живого слова»**.

О речи Ушакова Р. И. Аванесов писал: «Сам Дмитрий Николаевич был носителем исключительного по красоте и совершенству русского литературного произношения и обладал безошибочным языковым чутьём. Слушать его было эстетическим наслаждением. Естественно, что именно Д.Н. Ушаков был постоянным консультантом по вопросам орфоэпии во Всероссийском театральном обществе, Радиокомитете... Сохранилась пластинка с записью лекции Дмитрия Николаевича о русском произношении и чтения им же рассказа А. П. Чехова «Дачники». Слушание этой пластинки доставило бы огромное удовольствие всем любителям и ценителям русской речи. Интересно наблюдать не только его несравненное произношение, всеми признанное. Интересна также предложенная им фразировка, которая свидетельствует о незаурядном даровании чтеца-исполнителя»***.

* Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии. М.; Л., 1952, С. 430.

** Стенограмма заседания на филологическом факультете МГУ 23.7.1942 в память о Д. Н. Ушакове. (В дальнейшем в тексте указывается: Стенограмма.) С. 10.

*** См.: Вопросы культуры речи. М., 1964. Вып. 5, С. 17.

Орфоэпическое («московское») произношение было дорого Д. Н. Ушакову как явление культуры, как материально-очевидное выражение духовной близости людей.

Задание № 1

На какие стороны деятельности Д. Н. Ушакова автор текста обращает особое внимание?

1) В области диалектологии;

2) в области истории русского языка;

3) в области орфоэпии;

4) в области лексикографии.

Ответ: 3

Задание № 2

Обоснуйте утверждение: «Деятельность Д. Н. Ушакова была на редкость разносторонней».

Ответ:

Деятельность Д. Н. Ушакова была на редкость разносторонней, потому что его работы посвящены диалектологии, лексикографии, теоретической грамматике, педагогике, описательной фонетике, стилистике, истории русского языка... В области орфоэпии соединились и теоретические интересы Д. Н. Ушакова, и его эстетические пристрастия, и блестящая его педагогическая практика. (При ответе на данный вопрос орфоэпия «должна прозвучать».)

Задание № 3

Выпишите из текста доказательства суждения: «Речь самого Д. Н. Ушакова воспринималась его современниками как эстетическая ценность».

Ответ:

А. А. Реформатский говорил: «Он был учёным, но он одновременно был и художником. Каждый его научный труд — это до некоторой степени художественное произведение... Он был и актёром, декламатором, во всяком случае, большим мастером устного живого слова».

О речи Ушакова Р. И. Аванесов писал: «Сам Дмитрий Николаевич был носителем исключительного по красоте и совершенству русского литературного произношения и обладал безошибочным языковым чутьём. Слушать его было эстетическим наслаждением».

Задание № 4

Укажите, какое из приведённых суждений является тезисом всего текста:

1) Особенной любимицей Д. Н. Ушакова была орфоэпия.

2) Интересы учёного многогранны.

3) Орфоэпическое («московское») произношение было дорого Д. Н. Ушакову.

4) Слушать Д. Н. Ушакова было эстетическим наслаждением.

Ответ: 1

Задание № 5

Напишите, почему Д. Н. Ушакову было дорого «московское» произношение.

Ответ:

Орфоэпическое («московское») произношение было дорого Д. Н. Ушакову как явление культуры, как материально-очевидное выражение духовной близости людей.

Задание № 6

Кто из современников Д. Н. Ушакова говорил об особенностях произношения Д. Н. Ушакова?

Прочитайте текст и выполните задания № 7 — 9.

В эпоху, когда колебались многие основы культуры, Д. Н. Ушаков хотел спасти одну из её опор — русскую орфоэпическую традицию.

Свои выступления в защиту орфоэпии Д. Н. Ушаков называл «походами». «Мне вспоминаются два моих орфоэпических похода. А то, что сейчас предпринимается, — это уже третий поход», — писал Ушаков в 1940 г. Почему так воинственно? Потому что действительно в этом деле надо было проявить мужество, чувство независимости и сознание своей личной ответственности за культуру.

В 20-е и 30-е годы получил большое распространение революционный подход ко всем гуманитарным наукам. Всё было пропитано запахом примитивно-извращённого «классового» подхода. Пушкин был идеологом дворянства, Гоголь — тоже. Языковеды тоже были оклеены ярлыками.

Естественно, традиционная орфоэпия («дореволюционная»!) тоже получила свой ярлык: это было произношение буржуазно-дворянской интеллигенции. Порицать его считалось очень революционным и правильным. (А защитник этого произношения Д. Н. Ушаков сразу становился подозрительным лицом.)

Уже то, что орфоэпическое произношение принадлежало интеллигенции, звучало как осуждение. «Слово интеллигент звучит у нас как провокатор», — писали тогда партийные деятели. Итак, в защите произносительной традиции видели вредную идеологическую подоплёку.

Другим препятствием на пути орфоэпии было равнодушие, безразличие неведения. Люди, в чьих руках была культура, просто не представляли, что можно говорить орфоэпически правильно и неправильно. Они научились пользоваться носовым платком, могли прочесть газету, но до орфоэпии у них дело не дошло. Для них орфоэпия была простая блажь. Наполеон I, который, чтобы выступать публично, брал уроки у известных учителей, был для них неподходящая фигура. Их негативное отношение к культуре произношения оказалось долговечным. Совсем недавно руководители радио отдали команду: нечего всякие выдумки выдумывать, по радио надо говорить, как все! Можно себе представить, какая стена в 20-е годы встала перед Д. Н. Ушаковым...

Как же Д. Н. Ушаков совершал свои походы за орфоэпию? Он поступал так, как ему подсказывало его чувство достоинства и ответственности за судьбу речевой культуры. В прямые споры с революционной идеологией он не вступал. Он читал доклады, лекции, выступал перед учителями, писал статьи, беседовал, объяснял, убеждал своим собственным произношением. Он сам любил правильную орфоэпическую речь, он наслаждался её красотой и поэтому мог увлечь учителей, артистов, студентов, школьников...

А. А. Реформатский зорко увидел одну важную черту Д. Н. Ушакова: у него и в статьях, и во всей его деятельности «ясно выражены и подлинный, интимный интерес к теме, и его убеждённость, и его «веротерпимость» в отношении «инакомыслящих». Это относится и к орфоэпическим его походам.

Ответ:

А. А. Реформатский, Р. И. Аванесов.

Задание № 7

Почему свои выступления в защиту орфоэпии Д. Н. Ушаков называл «походами»?

Ответ:

Свои выступления в защиту орфоэпии Д. Н. Ушаков называл «походами», потому что надо было проявить мужество, чувство независимости и сознание своей личной ответственности за культуру.

Задание № 8

Перечислите «препятствия», которые мешали становлению правильной русской речи.

1.

2.

Ответ:

1) Традиционная орфоэпия («дореволюционная»!) получила ярлык: это было произношение буржуазно-дворянской интеллигенции. Порицать его считалось очень революционным и правильным.

2) Препятствием на пути орфоэпии было равнодушие, безразличие неведения. Люди, в чьих руках была культура, просто не представляли, что можно говорить орфоэпически правильно и неправильно.

Ответ проверяется по ключевым словам.

Задание № 9

Что делал Д. Н. Ушаков во время своих «походов»? Выпишите тезис и три примера, подтверждающие этот тезис.

Тезис

1.

2.

3.

Ответ:

Тезис.

Он поступал так, как ему подсказывало его чувство достоинства и ответственности за судьбу речевой культуры.

1) В прямые споры с революционной идеологией он не вступал.

2) Он читал доклады, лекции, выступал перед учителями, писал статьи, беседовал, объяснял, убеждал своим собственным произношением.

3) Он сам любил правильную орфоэпическую речь, он наслаждался её красотой и поэтому мог увлечь учителей, артистов, студентов, школьников...

Задание № 10

Что объединяет тексты в этой задаче?

Ответ:

Тема (Д. Н. Ушаков), основная мысль — любовь Д. Н. Ушакова к орфоэпии, борьба за правильную русскую речь.