Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Осваиваем виды чтения
Задача № 19 Всякая всячина

Частицы можно назвать всякой всячиной языка, ведь они так разнообразны и разнородны. Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё. Некоторые частицы выражают отношение говорящего к его высказыванию: усиленное утверждение (Все ведь знали о предстоящих экзаменах.); отрицание (Корабли не пройдут по северным морям.); вопрос (Откроется ли осенью читальня?); восклицание (Что за тишина в лесу!); условность (Научил бы ты меня плавать.); побуждение (Пусть ёж зимует в сторожке.); желательность (Лишь успеть бы на автобус.); передача чужих слов или сомнение в них (Теперь, мол, она напишет статью.). Другие частицы — обязательные участницы в образовании грамматических форм глагола. Так, формы глагола с частицей бы (читал бы, построил бы) обозначают действие предполагаемое, возможное — это формы сослагательного (условного) наклонения. Частицы пусть, пускай, да, присоединившись к глагольной форме (пусть запомнит, пускай болтают, да простит меня читатель), обозначают побуждение к действию — это формы повелительного наклонения. Частицы могут вносить в предложение и другие дополнительные значения: ограничительное (Только дождь стучит по крыше; Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи; Отец всегда принимал единственно правильное решение.); определительное (Футбольный матч состоится именно сегодня; Билеты продают прямо у входа на стадион; Братья точь-в-точь похожи.); неопределённое (В городке кое-что переменилось; Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное.), частицы с неопределённым значением всегда стоят при местоимениях; присоединительное (Все пошли в класс, я тоже пошёл.); значение приблизительности (Петя прочитал книгу почти до конца; Птицы склевали чуть не все зёрна.); выделительное (От ссадин на руке не осталось и следа; Все учащиеся, даже первоклассники, сажали кусты и деревья.). Видно, что название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Правописание частиц тоже очень разноообразно, но некоторые правила есть.

Похоже, частицы — это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина*.

* http://russkiyjazik.ru/240/

Задание № 1

Выпишите из текста фразы, в которых есть ответ на вопрос: «Почему автор называет частицы всякой всячиной?».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации соответственно авторской точке зрения.

Автор текста называет частицы всякой всячиной, потому что «они так разнообразны и разнородны» и «это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу».

Задание № 2

Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на вопрос: «Каково общее свойство (значение, функция) частиц?».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации соответственно авторской точке зрения.

«Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё» и частицы — служебные слова.

Задание № 3

Составьте таблицу «Смысловые значения частиц».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, классификацию и переработку информации текста.

Смысловое значение

Примеры

усиленное утверждение

Все ведь знали о предстоящих экзаменах.

отрицание

Корабли не пройдут по северным морям.

вопрос

Откроется ли осенью читальня?

восклицание

Что за тишина в лесу!

условность

Научил бы ты меня плавать.

побуждение

Пусть ёж зимует в сторожке!

желательность

Лишь успеть бы на автобус.

передача чужих слов или сомнение в них

Теперь, мол, она напишет статью.

ограничительное

Только дождь стучит по крыше.

определительное

Футбольный матч состоится именно сегодня.

неопределённое

Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное.

значение приблизительности

Птицы склевали чуть не все зёрна.

выделительное

От ссадин на руке не осталось и следа.

Задание № 4

Заполните таблицу, пользуясь информацией текста.

Общие группы частиц (по значению и роли)

Примеры частиц (1 — 2)







Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в неявном виде, классификацию и переработку информации текста.

Общие группы частиц (по значению и роли)

Примеры частиц

Частицы, обеспечивающие образование грамматических форм

Бы, пусть, пускай, да

Частицы, выражающие цель высказывания

Ли, бы (мягкая просьба)

Частицы, делающие речь живой, яркой

Что за тишина в лесу!

Задание № 5

Выполните упражнение. Помогла ли вам информация текста при выполнении данного упражнения? Ответ кратко поясните. Упражнение

Укажите часть речи выделенных слов.

Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. (А. Чехов)

Было страшно: прямо сердце останавливалось. (С. Смирнов)

Куда ни глянь — всё сверкает, всё искрится.

Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё ниже. (А. Софронов)

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации текста.

Бричка ехала прямо (Н), а мельница почему-то стала уходить влево.

Было страшно: прямо (Ч) сердце останавливалось.

Куда ни глянь — всё (М) сверкает, всё искрится.

Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё (Ч) ниже.

Информации в тексте, чтобы правильно выполнить это упражнение, нет.

Задание № 6

Назовите устаревшие частицы.

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в несплошном тексте в явном виде.

Устаревшие частицы: -де, -с, -тка, -тко.

Задание № 7

Пишутся ли частицы со знаменательным словом слитно?

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в несплошном тексте в неявном виде.

Нет, пишутся раздельно и через дефис.

Задание № 8

Переформулируйте в правило 1-ю часть таблицы из текста («Раздельно»).

Ответ:
Задание направлено на информационную обработку текста (перевод информации из одного вида в другой), на формирование умения формулировать утверждения.

Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, если их можно опустить или переставить.

Задание № 9

Переформулируйте в правило 2-ю часть таблицы из текста («Через дефис»).

Ответ:

Задание направлено на информационную обработку текста (перевод информации из одного вида в другой), на формирование умения формулировать утверждения.

Пишутся через дефис частицы -ка, -то, -либо, -нибудь, кое-, -де, -с, -тка, -тко. Частица -таки пишется через дефис после наречий, глаголов, частиц.

Задание № 10

Согласны ли вы с автором текста, что частицы — это «всякая всячина»? Выскажите своё суждение, аргументируйте его, используя информацию текста.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения использовать полученную информацию для аргументации своей точки зрения.

Ответ свободный, ученик может согласиться или не согласиться с утверждением автора, однако он должен показать, что в аргументах он использует полученную из текста информацию.