Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020
Осваиваем виды чтения
Задача № 19 Всякая всячина
Частицы можно назвать всякой всячиной языка, ведь они так разнообразны и разнородны. Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё. Некоторые частицы выражают отношение говорящего к его высказыванию: усиленное утверждение (Все ведь знали о предстоящих экзаменах.); отрицание (Корабли не пройдут по северным морям.); вопрос (Откроется ли осенью читальня?); восклицание (Что за тишина в лесу!); условность (Научил бы ты меня плавать.); побуждение (Пусть ёж зимует в сторожке.); желательность (Лишь успеть бы на автобус.); передача чужих слов или сомнение в них (Теперь, мол, она напишет статью.). Другие частицы — обязательные участницы в образовании грамматических форм глагола. Так, формы глагола с частицей бы (читал бы, построил бы) обозначают действие предполагаемое, возможное — это формы сослагательного (условного) наклонения. Частицы пусть, пускай, да, присоединившись к глагольной форме (пусть запомнит, пускай болтают, да простит меня читатель), обозначают побуждение к действию — это формы повелительного наклонения. Частицы могут вносить в предложение и другие дополнительные значения: ограничительное (Только дождь стучит по крыше; Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи; Отец всегда принимал единственно правильное решение.); определительное (Футбольный матч состоится именно сегодня; Билеты продают прямо у входа на стадион; Братья точь-в-точь похожи.); неопределённое (В городке кое-что переменилось; Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное.), частицы с неопределённым значением всегда стоят при местоимениях; присоединительное (Все пошли в класс, я тоже пошёл.); значение приблизительности (Петя прочитал книгу почти до конца; Птицы склевали чуть не все зёрна.); выделительное (От ссадин на руке не осталось и следа; Все учащиеся, даже первоклассники, сажали кусты и деревья.). Видно, что название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Правописание частиц тоже очень разноообразно, но некоторые правила есть.
Похоже, частицы — это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина*.
* http://russkiyjazik.ru/240/
Задание № 1
Выпишите из текста фразы, в которых есть ответ на вопрос: «Почему автор называет частицы всякой всячиной?».
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации соответственно авторской точке зрения.
Автор текста называет частицы всякой всячиной, потому что «они так разнообразны и разнородны» и «это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу».
Задание № 2
Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на вопрос: «Каково общее свойство (значение, функция) частиц?».
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации соответственно авторской точке зрения.
«Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё» и частицы — служебные слова.
Задание № 3
Составьте таблицу «Смысловые значения частиц».
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, классификацию и переработку информации текста.
Смысловое значение |
Примеры |
усиленное утверждение |
Все ведь знали о предстоящих экзаменах. |
отрицание |
Корабли не пройдут по северным морям. |
вопрос |
Откроется ли осенью читальня? |
восклицание |
Что за тишина в лесу! |
условность |
Научил бы ты меня плавать. |
побуждение |
Пусть ёж зимует в сторожке! |
желательность |
Лишь успеть бы на автобус. |
передача чужих слов или сомнение в них |
Теперь, мол, она напишет статью. |
ограничительное |
Только дождь стучит по крыше. |
определительное |
Футбольный матч состоится именно сегодня. |
неопределённое |
Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное. |
значение приблизительности |
Птицы склевали чуть не все зёрна. |
выделительное |
От ссадин на руке не осталось и следа. |
Задание № 4
Заполните таблицу, пользуясь информацией текста.
Общие группы частиц (по значению и роли) |
Примеры частиц (1 — 2) |
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в неявном виде, классификацию и переработку информации текста.
Общие группы частиц (по значению и роли) |
Примеры частиц |
Частицы, обеспечивающие образование грамматических форм |
Бы, пусть, пускай, да |
Частицы, выражающие цель высказывания |
Ли, бы (мягкая просьба) |
Частицы, делающие речь живой, яркой |
Что за тишина в лесу! |
Задание № 5
Выполните упражнение. Помогла ли вам информация текста при выполнении данного упражнения? Ответ кратко поясните. Упражнение
Укажите часть речи выделенных слов.
Бричка ехала прямо, а мельница почему-то стала уходить влево. (А. Чехов)
Было страшно: прямо сердце останавливалось. (С. Смирнов)
Куда ни глянь — всё сверкает, всё искрится.
Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё ниже. (А. Софронов)
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации текста.
Бричка ехала прямо (Н), а мельница почему-то стала уходить влево.
Было страшно: прямо (Ч) сердце останавливалось.
Куда ни глянь — всё (М) сверкает, всё искрится.
Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё (Ч) ниже.
Информации в тексте, чтобы правильно выполнить это упражнение, нет.
Задание № 6
Назовите устаревшие частицы.
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в несплошном тексте в явном виде.
Устаревшие частицы: -де, -с, -тка, -тко.
Задание № 7
Пишутся ли частицы со знаменательным словом слитно?
Ответ:
Задание направлено на поиск информации, данной в несплошном тексте в неявном виде.
Нет, пишутся раздельно и через дефис.
Задание № 8
Переформулируйте в правило 1-ю часть таблицы из текста («Раздельно»).
Ответ:
Задание направлено на информационную обработку текста (перевод информации из одного вида в другой), на формирование умения формулировать утверждения.
Частицы бы (б), же (ж), ли (ль) пишутся раздельно, если их можно опустить или переставить.
Задание № 9
Переформулируйте в правило 2-ю часть таблицы из текста («Через дефис»).
Ответ:
Задание направлено на информационную обработку текста (перевод информации из одного вида в другой), на формирование умения формулировать утверждения.
Пишутся через дефис частицы -ка, -то, -либо, -нибудь, кое-, -де, -с, -тка, -тко. Частица -таки пишется через дефис после наречий, глаголов, частиц.
Задание № 10
Согласны ли вы с автором текста, что частицы — это «всякая всячина»? Выскажите своё суждение, аргументируйте его, используя информацию текста.
Ответ:
Задание направлено на формирование умения использовать полученную информацию для аргументации своей точки зрения.
Ответ свободный, ученик может согласиться или не согласиться с утверждением автора, однако он должен показать, что в аргументах он использует полученную из текста информацию.