Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Осваиваем виды чтения
Задача № 18 Тайны наречий

* http://russkiyjazik.ru/230/

Наречие как часть речи определяется прежде всего функционально: наречие — «приглаголие», обозначает признак действия. Происхождение же наречий очень разнообразно, как и их внешний облик. Многие наречия с точки зрения современного языка ни от чего не образованы. Исторически, однако, они обнаруживают связь со словами разных частей речи. От существительных произошли наречия бегом, даром, кубарем, нагишом, пешком, рядом, торчком. Всё это «застывшие» формы творительного падежа существительных, которых иногда уже нет в современном языке. Наречия ввысь, вглубь, вширь; набок, назад, наперёд, наспех; сбоку, сверху, сзади, снизу, спереди когда-то были сочетаниями падежных форм существительных с предлогами. Краткие формы прилагательных с предлогами тоже часто становились наречиями: добела, докрасна, досуха, дочиста; задолго, запросто, засветло, затемно; набело, надолго, налево, направо, насухо; свысока, сгоряча, слева, справа.

В современном же языке наречия свободно образуются от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов или -ому и без приставки с помощью суффиксов -о, -и: по-русски, по-новому, громко, мастерски. Особое место занимают наречия на -о, с большой регулярностью образующиеся от качественных прилагательных: бодро, быстро, важно, глупо, гордо, грубо, грустно, крепко, ловко, мудро, плохо, сильно, скучно, честно, ясно и др. Эти наречия внешне совпадают с краткими формами среднего рода прилагательных: Его лицо грустно. — Он грустно улыбнулся. Да наречия ли это? Может быть, это формы прилагательных среднего рода, выступающие при глаголах? В статье «О частях речи в русском языке» Лев Владимирович Щерба писал: «Мы бы, вероятно, сознавали подобные наречия формой соответственных прилагательных, если бы в той же функции не употреблялось большого количества неизменяемых слов, не являющихся производными от прилагательных: очень, слишком, наизусть, сразу и т. д.».

У наречий на -о есть важные отличия от всех остальных наречий, связанные с их близостью к прилагательным. Обычно при отглагольных существительных могут выступать те же наречия, что и при соответствующих глаголах: ездить верхом — езда верхом, читать вслух — чтение вслух, бежать вприпрыжку — бег вприпрыжку, разговаривать вполголоса — разговор вполголоса и т.п. Наречия же на не могут определять отглагольные существительные. Сочетанию ехать быстро соответствует быстрая езда, а отнюдь не езда быстро. Вот ещё примеры: громко кричать — громкий крик, отчаянно сопротивляться — отчаянное сопротивление, плохо работать — плохая работа, интересно рассказывать — интересный рассказ и т. п. Это объясняется просто: так как лексические значения наречий на и соответствующих прилагательных полностью совпадают, естественно употребить при существительном специально для этого «приспособленную» форму прилагательного! Близость наречий на к прилагательным особенно ярко проявляется в том, что у них есть внешне неразличимые формы сравнительной степени: удар сильнее — ударил сильнее; рассказ интереснее —рассказывал интереснее; крик всё громче — кричал громче. Что же это такое — эти два сильнее, два интереснее, два громче? Одна и та же форма, выступающая в разных ролях, или две разные формы, одна из которых образована от прилагательного, а другая — от наречия? В научных трудах высказывались обе точки зрения. В любом случае интересен сам факт полного совпадения простой сравнительной степени у прилагательных и наречий. Повторим примеры с совпадающими формами. Его лицо грустно. — Он грустно улыбнулся. И добавим третью: Сегодня ему было особенно грустно. Что это за третье грустно?

Задание № 1

Перечислите части речи, от которых могут быть образованы наречия.

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в не сплошном тексте.

Имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, деепричастие (формы имён существительных и прилагательных в ответ не входят, вопрос о частях речи).

Задание № 2

Составьте опорный конспект, служащий ответом на вопрос: «Как исторически наречиями стали формы имён существительных и прилагательных?»

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде. Задание проверяет умение правильно понимать учебную задачу и перерабатывать текстовую информацию, выделяя различное и общее. Вариант опорного конспекта (схемы):

Задание № 3

Опишите способ(-ы) образования наречий, характерный(-ые) для современного русского языка.

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде (языковое средство выделения информации — частица же).

В современном же языке наречия свободно образуются от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов или -ому и без приставки с помощью суффиксов -о, -и, а также с суффиксом от качественных прилагательных.

Задание № 4

Почему наречия на занимают особое место, с точки зрения автора текста?

1)

2)

3)

4)

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, вычленение информации соответственно авторской точке зрения, запись информации в сжатом виде.

Наречия на занимают особое место, потому что: 1) с большой регулярностью образуются от качественных прилагательных; 2) внешне совпадают с краткими формами среднего рода прилагательных; 3) наречия на не могут определять отглагольные существительные; 4) есть внешне неразличимые формы сравнительной степени с именем прилагательным.

Задание № 5

Назовите основной критерий, по которому Л. В. Щерба относит наречия на именно к наречиям. Поясните этот критерий (кратко напишите, что он значит).

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, но в разных местах текста, соотнесение информации в соответствии с учебной задачей.

Наличие одной функции с наречиями не на (быть «при глаголе», обозначать признак действия).

Задание № 6

С какой целью автор текста приводит примеры типа: ездить верхом — езда верхом; ехать быстро — быстрая езда (но не езда быстро)?

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в явном виде, но в разных местах текста, соотнесение информации в соответствии с учебной задачей, формулировку выводов на основе данной в тексте информации.

Автор текста приводит примеры типа: ездить верхом — езда верхом; ехать быстро — быстрая езда (но не езда быстро), чтобы показать, что наречия на не могут определять отглагольные существительные, так как лексические значения наречий на и соответствующих прилагательных полностью совпадают.

Задание № 7

Ответьте на вопрос текста, используя информацию текста в целом: «Что же это такое — эти два сильнее, два интереснее, два громче?».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в неявном виде, соотнесение информации в соответствии с учебной задачей, формулировку выводов на основе информации, данной в тексте.

Эти два сильнее, два интереснее, два громче — имя прилагательное и наречие в сравнительной степени. Различаются по функции, относятся к существительному или глаголу соответственно.

Задание № 8

Ответьте на вопрос текста, используя информацию текста в целом: «Что это за третье грустно?».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации, данной в тексте в неявном виде, соотнесение информации в соответствии с учебной задачей, формулировку выводов на основе данной в тексте информации.

Третье грустно — слово категории состояния. Слова различаются по функции (что обозначают, от какой части речи зависят).

Задание № 9

Пользуясь информацией текста, выполните упражнение. Упражнение

Распределите выделенные слова в две колонки. Дайте пояснения: почему вы распределили слова именно таким образом.

Мальчик спит спокойно. Море спокойно. Котёнок уютно устроился на диване. В нашем доме уютно.







Ответ:

Задание направлено на умение пользоваться информацией текста, обобщать информацию (без специального указания учащийся при объяснении своего выбора называет колонки таблицы).

Наречие

Имя прилагательное

Мальчик спит спокойно.

Море спокойно.

Котёнок уютно устроился на диване.


И:

Наречие

Слово категории состояния

Мальчик спит спокойно.


Котёнок уютно устроился на диване.

В нашем доме уютно.

Можно и:

Имя прилагательное

Слово категории состояния

Море спокойно.



В нашем доме уютно.

Но тогда видно, что учащийся не в полной мере владеет приёмами систематизации информации.

Задание № 10

Пользуясь информацией текста, выполните упражнение. Упражнение

Определите часть речи зависимых слов в словосочетаниях:

Говорил громче, веселее разгорается, вода темнее, рассказ интереснее, река глубже, снега синей, прыгнул выше, трещала сильнее, дерево выше, становится темнее, река шире, дышим глубже.

Ответ:

Задание направлено на умение пользоваться информацией текста.

Определите часть речи зависимых слов в словосочетаниях: говорил громче (Н), веселее (Н) разгорается, вода темнее (П), рассказ интереснее (П), река глубже (П), снега синей (П), прыгнул выше (Н), трещала сильнее (Н), дерево выше (П), становится темнее (СКС), река шире (П), дышим глубже (Н).