Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Осваиваем виды чтения
Задача № 17 Фантастические миры

Прочитайте текст и выполните задания № 1 — 2.

Возвращение со звёзд*

* http://www.phantastike.ru/lem

«Возвращение со звёзд» Станислава Лема лишь с огромным трудом можно назвать фантастическим романом. Скорее, автор пишет о человеческих взаимоотношениях, о взаимовлиянии человека и природы.

Лем не первый в истории мировой фантастики ставит вопрос об адаптации человека к окружающей его среде, когда он вдруг попадает в эпоху, отстоящую от его родной на столетия и тысячелетия. Первым здесь был, пожалуй, Герберт Уэллс с его «Машиной времени». Тем не менее Лем с достоинством серьёзного писателя по-новому раскрывает известную уже проблему. Он одновременно ироничен и серьезен, фантастичен и реален, саркастичен и фантасмагоричен. Здесь вы не найдёте его извечных космических кораблей с ламповыми компьютерами, зато попытаетесь познать психологию человека в её многогранности и непредсказуемости.

Задание № 1

Прочитайте краткую аннотацию к произведению Станислава Лема. Кратко ответьте на вопросы, используя информацию, данную в аннотации.

1) О чём данное произведение?

2) Какова основная проблема произведения?

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о теме и проблеме произведения).

1) Это произведение «о человеческих взаимоотношениях, о взаимовлиянии человека и природы». Такова тема.

2) Основная проблема произведения: «адаптация человека к окружающей его среде, когда он вдруг попадает в эпоху, отстоящую от его родной на столетия и тысячелетия».

Задание № 2

Вы прочитали краткую аннотацию к книге «Возвращение со звёзд» Станислава Лема. Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.

Прочитайте текст и выполните задания № 3 — 4.

Глас Господа

Разве мы одни во Вселенной? Нет! Существует множество цивилизаций!

Тогда среди этого множества должна быть хоть одна цивилизация, которая достигла уровня человеческого развития или даже превзошла его. Но почему они не пытаются вступить с нами в контакт? Может, их отделяют миллионы световых лет и контакт невозможен? А может, они пытаются вступить в контакт, но мы просто не знаем, каким образом они пытаются это сделать. Может, мы, исследуя космос, не догадываемся, что сигнал будет зашифрован в виде обычного космического шума...

Роман основан на реальном поиске внеземных цивилизаций (SETI), автор

просто развивает эту тему шире, чем мы можем себе вообразить. Он показывает, что немалую роль в исследовании космоса играет роль личности.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).

В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении аннотации.

Задание № 3

Прочитайте краткую аннотацию к произведению Станислава Лема. Кратко ответьте на вопросы, используя информацию, данную в аннотации.

1) О чём данное произведение?

2) Каков основной вопрос, волнующий автора произведения?

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о теме и проблеме произведения).

1) Это произведение о реальном поиске внеземных цивилизаций (SETI).

2) Но почему они не пытаются вступить с нами в контакт?

Задание № 4

Вы прочитали краткую аннотацию к книге «Глас Господа» Станислава Лема. Захотели ли Вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.

Прочитайте рецензию и выполните задания № 5 — 6.

Изюминка произведений Рэя Брэдбери в том, что в них найдёт что- то интересное человек любого возраста и любой профессии. Читая книги Брэдбери, мне нравилось бродить по фантастическим мирам. Но более всего, пожалуй, тронуло меня «Вино из одуванчиков», потому как близко к моей жизни: про сорванцов, про добрых бабушек, про загадочных соседей и закадычных друзей. Минимум фантастики и умеренная фантазия, и получается вполне себе моя жизнь.

Не сочтите за дурновкусие, но «Вино из одуванчиков» объединяет в себе качества двух замечательных вещей нашего времени: «Гарри Поттера» и «Доктора Хауса». С первым, пожалуй, всё ясно: во-первых, это целый сказочный мир, построенный на определённом наборе аксиом. Дети и рады рисовать его в своей голове, смешивая с фантазиями. Чего уж там греха таить: и я в нём утонул в своё время. Во-вторых, как герои «Гарри Поттера» растут вместе с их поклонниками, так и рассказы Рэя тем ярче расцветают, чем старше становится читатель.

Что же касается «Хауса», то здесь я хочу сказать о сложности вопросов, которые ставятся перед читателями. В основном это вопросы выбора: между человеком и роботом, между одиночеством и сожительством с искусственным интеллектом. Только в «Хаусе» герои ставятся перед выбором явно. А в рассказах Рэя я сталкивался с уже свершившимся фактом и его последствиями. Мне оставалось лишь право делать выводы...

Есть книги, меняющие мировоззрение, есть книги, меняющие мир. Без сомнения, рассказы Брэдбери есть в обоих списках.*

* http: //interesnyeknigi .ru/2011/09/13/vino-iz-oduvanchikov-rej -bredberi-3 /

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).

В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы один аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении аннотации.

Задание № 5

Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:

1) Как ставятся в произведениях Р. Брэдбери проблемы выбора героев?

2) Какова тематика рассказа «Вино из одуванчиков», по мнению автора рецензии?

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации об основах содержания произведения).

1) Ставятся перед героями не явно, а как свершившийся факт с его последствиями.

2) Про сорванцов, про добрых бабушек, про загадочных соседей и закадычных друзей.

Задание № 6

Вы прочитали рецензию на книгу Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.

Прочитайте рецензию и выполните задания № 7 — 8.

Для того чтобы понять, хороша ли книга, мне достаточно прочесть первый и последний абзацы, а также кусочек из середины. Если кусочек радует — можно присмотреться повнимательней. С этой книги началось моё знакомство с творчеством автора, и именно её недавно перечитал уже в третий (!!!) раз. Это очень много, учитывая её объём.

Сама книга Ирины Дедюховой «Повелительница снов» — фантастический роман о жизни... советской ведьмы. Вначале, когда читал про детство

героини, казалось, что протирал потускневшее стекло, сквозь которое всё ярче и ярче проступало моё личное детство. Такое впечатление, словно смотрел интересное кино. Такое, которое никогда не снимет ни один режиссёр. Книга очень большая, букв много. Но читается взахлёб. Там есть моменты, в которые хочется смеяться или плакать. Образы яркие, выпуклые. Автор считается «скандальным», но меня интересуют не скандалы, а настоящий «корм для души». И эта книга такой корм реально даёт. Это и развлекуха, и лечение одновременно. Реально, от души советую всем очень-очень.

Она есть в онлайн-библиотеке, я копировал текст оттуда и переносил в телефон, с которого и читал. Ссылку легко найдёте сами, в Сети лежит свободно.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).

В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.

Задание № 7

Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:

1) Какие достоинства книги как художественного произведения подчёркивает автор рецензии?

2) Как автор рецензии определяет, стоит читать книгу или нет? Укажите последовательность.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о художественных особенностях произведения).

1) Образы яркие, выпуклые. И эта книга такой корм реально даёт («корм для души»),

2) Прочесть первый абзац; прочесть последний абзац; прочесть кусочек из середины; если кусочек радует — можно присмотреться повнимательней.

Задание № 8

Вы прочитали рецензию на книгу Ирины Дедюховой «Повелительница снов». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.

Прочитайте рецензию и выполните задания № 9 — 10.

Бросайте всё и садитесь немедленно читать «Карту времени»! Язык отличный, сюжет закрученный, интрига, юмор, героям сопереживаешь. Единственно, не читайте подробных аннотаций и спойлеров, могут неожиданный поворот сюжета проспойлерить. Официальная аннотация не передаёт и десятой части прелести книги, хотя по сути и верна.

«Роман испанского писателя Феликса Пальмы «Карта времени» можно назвать историческим, приключенческим или научно- фантастическим — и любое из этих определений будет верным. Действие происходит в Лондоне конца XIX века, в эпоху, когда важнейшие научные открытия заставляют людей поверить, что они способны достичь невозможного — скажем, путешествовать во времени. Кто-то желал посетить будущее, а кто-то, наоборот, — побывать в прошлом, и не только побывать, но и изменить его. Но можно ли изменить прошлое? Можно ли переписать Историю? Над этими вопросами приходится задуматься писателю Г.-Дж.Уэллсу, когда он попадает в совершенно невероятную ситуацию, достойную сюжетов его собственных фантастических сочинений.

Роман «Карта времени», удостоенный в Испании премии «Атенео де Севилья», уже вышел в США, Англии, Японии, Франции, Австралии, Норвегии, Италии и других странах. В Германии по итогам читательского голосования он занял второе место в списке лучших книг 2010 года»*.

* http://interesnyeknigi.ru/2012/03/20/karta-vremeni-feliks-palma/

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).

В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.

Задание № 9

Найдите в тексте рецензии ответы на вопросы:

1) Какими языковыми средствами автор рецензии выражает своё восхищение прочитанной книгой?

2) Какие проблемы выделяет автор рецензии как основные в книге «Карта времени»?

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск информации о языковых особенностях, отношении автора рецензии и проблеме произведения).

1) Побудительное восклицательное предложение: Бросайте всё и садитесь немедленно читать «Карту времени»!; прямые авторские оценки книги: Язык отличный, сюжет закрученный, интрига, юмор, героям сопереживаешь; Официальная аннотация не передаёт и десятой части прелести книги...

2) Но можно ли изменить прошлое? Можно ли переписать Историю?

Задание № 10

Вы прочитали рецензию на книгу Феликса Пальмы «Карта времени». Захотели ли вы прочитать саму книгу? Кратко объясните свою читательскую позицию.

Изучающее чтение. Если ты знаешь, что именно эту книгу (статью) нужно прочитать или изучить, проанализировать для получения новой (ценной, интересной) информации, для осмысления каких-либо фактов, явлений, событий и т.п., используй изучающее чтение. Его ещё называют критическое, аналитическое, углублённое, творческое. Цель изучающего чтения — глубокое и полное понимание информации, содержащейся в тексте, выяснение непонятного, определение позиции автора и своего отношения к содержанию текста и мнению автора. Изучающее чтение мы используем тогда, когда нам нужно понять текст до мельчайших подробностей, когда нам необходимо наиболее полно и точно извлечь из текста содержащуюся в нём информацию. Часто предполагается, что эту информацию впоследствии нам придётся воспроизводить или использовать в той или иной форме. Так мы читаем всё, что нам очень нужно для нашей дальнейшей деятельности: важные для нас письма, инструкции, параграфы учебника, материал для контрольных работ и экзаменов и т.п. Изучающее чтение часто сопровождается разными видами фиксирования информации на письме в виде планов, конспектов, логико-смысловых схем текста (например, схем, таблиц, зрительных опор, включающих элементы рисунка, символы) и т. п.*

* http://galina.do.am/load/modul_3/zanjatie_8/3-1-0-20

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (определение читательской позиции на основе основной информации о произведении).

В ответе должен быть тезис (понравилась, захотел прочитать и т. д.) и хотя бы 1 аргумент в защиту своей позиции, основанной на чтении рецензии.