Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Осваиваем виды чтения
Задача № 16 Без названия

Цель ознакомительного чтения — общее знакомство с содержанием текста, выявление его темы, идеи, проблематики. Этот вид чтения мы используем, когда нам нужно бегло прочитать текст для общего ознакомления с содержанием. Это чтение как бы для себя. Так мы читаем, например, художественную литературу для собственного удовольствия. Такой вид чтения часто используется и при работе со специальной литературой. При ознакомительном чтении уже возникает вопрос не только о чём этот текст, но и что именно говорится в нём по тем или иным вопросам. Мы не только понимаем содержание прочитанного, но и можем доказать свою точку зрения относительно содержания, охарактеризовать главные действующие лица и оценить их поступки. Кроме этого, мы в состоянии дать оценку прочитанному — интересно ли оно нам, понятно ли, нашли ли мы для себя что-то новое*.

* http://galina.do.am/load/modul_3/zanjatie_8/3-l-0-20

Задача № 16 «Без названия»

Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают нас больше всего — звёзды над головой и совесть внутри нас...». Великий русский учёный в конце XIX века выдвинул идею о возможности освоения человеком космического пространства. Основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал пути развития космонавтики и ракетостроения. Первоначально эти мысли были опубликованы им в виде научно- фантастических повестей, а затем, в 1903 г., была опубликована знаменитая работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе.

Прошло всего лишь 58 лет, и в небо полетели не только сами ракеты, но и человек на их борту. В 1961 году, когда Юрий Гагарин, сын плотника из села Клушино, стал самым знаменитым человеком на Земле, ему было только двадцать семь лет. За 108 минут, пока проходил полёт, жизнь Гагарина стала частью широкомасштабной легенды о великом советском человеке, который первым полетел в космос. А. Твардовский писал:

Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронёсся по людским сердцам!

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясённый сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пёстром пламене знамён,

Когда безвестный сын земли смоленской

Землёй-планетой был усыновлён.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей,

По круговой, вовеки небывалой,

В пучинах неба вымахнул над ней...

Ю. Гагарин на корабле

«Восток-1»

С первого полёта человека в космос стали учитываться космические рекорды по продолжительности полёта, дальности, высоте, поднятой на высоту массе, времени пребывания членов экипажа вне корабля. Большинство рекордов сегодня принадлежит отечественным космонавтам. Самый длительный общий налёт (803 суток) за несколько полётов имеет российский космонавт Сергей Крикалёв. Самое длительное непрерывное пребывание на орбите космонавтов и астронавтов (3644 суток) произошло с сентября 1989 г. по август 1999 г.

Космическими аппаратами исследовались планеты Солнечной системы: Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Юпитер, а также Солнце; автоматическими станциями осуществлены лунные экспедиции. Искусственные спутники Земли осуществляют космическую связь, телевизионные передачи. Со спутников ведётся военная разведка, изучение природных ресурсов Земли, проводится её картографирование, исследуются метеорологические явления.

Задание № 1

Просмотрите текст и озаглавьте его. Кратко объясните данное вами название.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (озаглавливание текста). Задание также востребует умение обосновать свой выбор.

Например, Развитие космонавтики. (Нельзя только о Гагарине.) Обоснование названия может быть только по теме текста.

Задание № 2

Расположите данные заголовки в последовательности, соответствующей содержанию текста. (Укажите номера последовательности перед заголовками.)

— Роль искусственных спутников.

— «Гремел он музыкой вселенской...».

— «Две вещи поражают нас больше всего — звёзды над головой и совесть внутри нас...».

— Идея о возможности освоения человеком космического пространства.

— Космические рекорды.

— Гагарин в космосе.

— Исследование планет.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (соответствие плана содержанию).

1) «Две вещи поражают нас больше всего — звёзды над головой и совесть внутри нас...».

2) Идея о возможности освоения человеком космического пространства.

3) Гагарин в космосе.

4) «Гремел он музыкой вселенской...».

5) Космические рекорды.

6) Исследование планет.

7) Роль искусственных спутников.

Задание № 3

Найдите в тексте ответ на вопрос: «В какой области находится село Клушино?».

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск конкретной информации с учётом сопоставления информации текста, данной в различных фрагментах текста).

Село Клушино находится в Смоленской области (информация из стихотворения Твардовского).

Задание № 4

Перечитайте фрагмент текста.

Великий русский учёный в конце XIX века выдвинул идею о возможности освоения человеком космического пространства. Основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал пути развития космонавтики и ракетостроения. Первоначально эти мысли были опубликованы им в виде научно-фантастических повестей, а затем, в 1903 г., была опубликована знаменитая работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе.

Подчеркните в этом фрагменте фразы, слова, сочетания или предложения, которые можно было бы опустить как второстепенную информацию.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск основной информации текста).

Великий русский учёный в конце XIX века выдвинул идею о возможности освоения человеком космического пространства. Основоположник современной космонавтики Константин Эдуардович Циолковский обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал пути развития космонавтики и ракетостроения. Первоначально эти мысли были опубликованы им в виде научно-фантастических повестей, а затем, в 1903 г., была опубликована знаменитая работа «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он показал возможность достижения космических скоростей и иных небесных тел с помощью ракеты на жидком топливе.

Задание № 5

Напишите название корабля, на котором совершил свой полёт Ю. А. Гагарин. Укажите фрагмент текста, где об этом сказано.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск фоновой информации текста).

О названии корабля в текстах как таковых ничего не сказано. Название корабля указано на картинке: «Восток-1».

Задание № 6

Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить, ознакомившись с этим текстом.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск личностно значимой информации).

В ответе должны быть приведены именно факты.

Задание № 7

Соответствует ли данный вывод содержанию текста: Древняя мудрость гласит: «Две вещи поражают нас больше всего — звёзды над головой и совесть внутри нас...».

Объясните свою позицию.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (выделение главной информации текста, формулирование главной информации текста).

Нет, не соответствует. Данная фраза эмоционально открывает текст, но тематически с текстом не связана. Основное тематическое содержание текста не соотносится с предложенным «выводом».

Задание № 8

Назовите наиболее интересные данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск личностно значимой информации).

Ответ ученика должен быть структурирован: данные (какие, информация обобщена) — где можно использовать (на уроке, в беседе...).

Задание № 9

Прочитайте текст и составьте на основе содержания 5 вопросов для викторины о космонавтике.

Ответ:

Задание направлено на овладение приёмами ознакомительного чтения (поиск личностно значимой информации).

Вопросы не должны выходить за рамки содержания текста.

Задание № 10

Какое значение для вас сегодня имеет полёт Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961 года?

Ответ:

Задание направлено на оценку информации текста, рефлексию.

Ответ свободный, построен по типу рассуждения: значение (тезис) — доказательства.