Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020
Учимся читать и понимать тексты
Задача 15 Вертушинка
1. У нас в России так много чудесных названий рек, озёр, сёл и городов.
2. Одно из самых точных и поэтических названий, данных народом, принадлежит крошечной реке Вертушинке.
3. Вертушинка всё время вертится, как егоза, шныряет, журчит, бормочет, звенит и пенится около каждого камня или упавшего ствола берёзы, тихонько напевает, разговаривает сама с собой, пришёптывает и несёт по дну очень прозрачную воду.
4. В Московской области никаких гор нет, но Вертушинка вымывает и притаскивает откуда-то большие камни.
5. Это, конечно, валуны, которые остались от ледникового периода.
6. Трудно поверить, что эти камни были свидетелями катастрофы нашей земли, что ледник свирепо проволок их через всю Россию и бросил их в уютной Вертушинке мирно доживать бесконечный и спокойный каменный век.
(По К. Г. Паустовскому)
Задание № 1
Заполните таблицу.
Смысловые части текста (микротемы), № предложений |
Сжатое (краткое) описание микротемы |
Ответ:
Задание направлено на формирование умений по содержательной компрессии текста, структурированию текста, исходя из темы.
Смысловые части текста (микротемы) № предложений |
Сжатое (краткое) описание микротемы |
||
№ 1 — 2 |
Восхищение писателя чудесными названиями рек, озёр и городов |
||
№ 3 |
Описание течения реки |
||
№ 4 |
Откуда река притаскивает камни? |
||
№ 5 — 6 |
Рассуждение-ответ о появлении камней в реке |
||
Задание № 2
Классифицируйте средства художественной и языковой выразительности, которые автор использует для описания «нрава» Вертушинки.
1)
2)
3)
Ответ:
Задание направлено на формирование умения выделять и классифицировать художественно-выразительные средства.
Сравнительный оборот: «как егоза». Олицетворения: вертится, бормочет, напевает, разговаривает, пришёптывает.
Ряд однородных сказуемых: вертится, шныряет, бормочет, звенит и т. д.
Задание № 3
Заполните таблицу.
Роль имён прилагательных в тексте |
||
Слово (имя прилагательное) или слова, если характеристика общая |
Роль в тексте |
Классификация (логическое определение или эпитет) |
Ответ:
Задание направлено на формирование умения определять роль частей речи в тексте.
Роль имён прилагательных в тексте |
||
Слово (имя прилагательное) или слова, если характеристика общая |
Роль в тексте |
Классификация (логическое определение или эпитет) |
Точных, больших, прозрачную, большие, ледниковый, каменный |
Прилагательные помогают назвать признаки предметов |
Логические определения |
Чудесных, крошечная, поэтический, уютный, бесконечный, спокойный |
Используются как средство эмоционального воздействия на читателя |
Эпитеты |
Задание № 4
Какие типы речи использованы автором в этом тексте? Укажите номера предложений и определите тип речи.
1) ...
2) ...
3) ...
Ответ:
Задание направлено на формирование умения строить типологическую основу текста.
1) № 1 — 2 — рассуждение
2) № 3 — описание действия
3) № 4 — 6 — рассуждение
Задание № 5
Запишите основную тему текста. С какой целью автор создавал текст?
Прочитайте тексты и выполните задания № 6 — 10.
Речка Вертушинка
Над тобой не одна осинка
Одурманенно склонена.
Колдовством твоим, Вертушинка,
Вся душа до краёв полна.
Завертела, обворожила,
Закружила меня чуть свет.
Что ж ты делаешь, вражья сила? —
И зимой избавленья нет.
С увлеченьем, с ожесточеньем,
Изворачиваясь и дразня,
Обнажаешь мои коренья,
Словно хочешь свалить меня.
Не весеннее наше дело:
Сколь ни тешься, ни молодись —
Я не тот, и ты обмелела,
Так застынь же, угомонись!
(А. Яшин)
Маленькая речка Вертушинка очень похожа на большую полноводную реку. В ней есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты. Весною она широко разливается. Тогда в Вертушинку заходит из большой многоводной реки крупная рыба метать икру. Ранней весной здесь попадаются щуки, а под нависшими берегами, под корнями кустарников и деревьев прячутся скользкие налимы. Летом множество цветов растёт на берегах Вертушинки. Цветут незабудки. В глубоких затончиках плавают белые лилии и жёлтые кувшинки. Порхают над цветами бабочки, резвятся стрекозы. Над заросшим подводной травою затоном жужжат, перелетая с цветка на цветок розоватой кашки, пчёлы, садятся на кашку тяжёлые шмели. Выводки маленьких диких уток — чирков прячутся в густой зелёной осоке. В начале лета можно увидеть проворных, покрытых пухом молодых утят, ловко ныряющих у зарослей высокого камыша и рогоза. К Вертушинке подходят огромные живущие в лесу рогатые лоси. Здесь же резвятся по ночам зайцы, прыгают лёгкие белки. Зимой на снегу можно видеть много беличьих, лисьих и заячьих следов. Когда-то я водил моего маленького внука Сашу на Вертушинку. Мы спускали на воду лёгкие бумажные и берестяные кораблики, и они уплывали от нас, как настоящие пароходы на большой многоводной реке. Я очень люблю Вертушинку. Спрятавшись в густых кустах, долго сижу на её крутом берегу, слушаю пение птиц, тихое журчанье воды, наблюдаю скрытую жизнь. Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек. Здесь раскрывается передо мною жизнь, которую трудно наблюдать и видеть на широкой многоводной реке.
(И. В. Соколов-Микитов «Вертушинка»)
Вертушинка
Ах, речка, Вертушинка —
Крутые берега,
По заводям — кувшинки,
А на лугах — стога.
Кругом всё зеленеет.
Прозрачны небеса,
Прохладой в поле веет,
Задумчивы леса.
Забуду ль этот вечер
И лодки лёгкий бег?
Я кличу издалеча:
«Не забывай вовек.
Пускай тебе приснятся
Поля, луга, стога
И речка Вертушинка —
Крутые берега».
(П. Куприяновский)
Ответ:
Задание направлено на проверку умения определять основную тему текста, основную цель высказывания.
Тема: о названии реки. Рассказывается о необычном названии реки, автор хотел показать, как в названии отразилась народная мудрость. Автор помогает лучше узнать, понять и полюбить окружающий нас мир.
Задание № 6
Найдите утверждение, в котором указана характеристика Вертушинки, не встречающаяся ни в одном из трёх текстов о ней.
1) Вертушинка — широкая многоводная река в любое время года.
2) По берегам Вертушинки растут осины.
3) В Вертушинке есть свои отмели и затоны, быстрые каменистые перекаты.
4) В глубоких затончиках Вертушинки плавают белые лилии и жёлтые кувшинки.
Ответ: 1
Задание направлено на выявление точной информации при её большом объёме.
Задание № 7
Приведите доказательства того, что у Вертушинки крутые берега. Используйте цитирование.
Ответ:
Задание направлено на поиск текстовых доказательств.
«Ах, речка, Вертушинка — Крутые берега» и «...И речка Вертушинка — Крутые берега» (П. В. Куприяновский)
«Я очень люблю Вертушинку. Спрятавшись в густых кустах, долго сижу на её крутом берегу...» (И. В. Соколов-Микитов «Вертушинка»)
Задание № 8
Приведите доказательства того, что Вертушинка — речка быстрая.
Ответ:
Задание направлено на поиск текстовых доказательств, интерпретацию текста (поиск скрытой информации текста).
Так застынь же, угомонись! (А. Яшин)
В ней ...быстрые каменистые перекаты (И. В. Соколов-Микитов «Вертушинка»)
Задание № 9
Заполните таблицу «Река Вертушинка» (животный и растительный мир).
Растения (в том числе по берегу) |
Рыба |
Насекомые |
Ответ:
Задание направлено на поиск текстовой информации с фоновыми «помехами».
Растения (в том числе по берегу) |
Рыба |
Насекомые |
Незабудки, белые лилии и жёлтые кувшинки, розоватая кашка, подводная трава, осока, камыш, рогоз, осина |
Щуки, налимы |
Бабочки, стрекозы, пчёлы, шмели |
Задание № 10
Выпишите из текстов фрагменты, в которых видно авторское отношение к Вертушинке.
Ответ:
Задание направлено на поиск текстовой информации с ярко выраженной позицией автора.
Колдовством твоим, Вертушинка,
Вся душа до краёв полна.
Я кличу издалеча:
«Не забывай вовек.
Пускай тебе приснятся
Поля, луга, стога
И речка Вертушинка —
Крутые берега».
Я очень люблю Вертушинку.
...Маленькие речки и лесные ручьи мне милее широких и многоводных рек.