Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и понимать тексты
Задача № 14 Игрушка

* Текст для задачи предложен учителем Е. А. Хроминой, ГОУ ЦО № 422 «Перо

В детстве я не знал, кем хочу стать. Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже. В голове у меня была путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

Помнится, то я хотел быть астрономом, то мечтал стать капитаном дальнего плавания, а то хотелось превратиться в машиниста метро или начальника станции. А однажды мне приспичило стать боксёром, потому что я увидел в телевизоре тяжёлую кожаную «грушу» — такой продолговатый мяч, по которому надо бить изо всех сил, чтобы развивать силу удара. И я решил стать самым сильным человеком во дворе.

Я попросил папу купить мне кожаную боксёрскую грушу. А мама вдруг | достала откуда-то здоровенного плюшевого Мишку, бросила его на диван и сказала:

— Чем не груша?

Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об 1 него тренироваться и развивать силу удара.

Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные глаза: один жёлтый, стеклянный, а другой большой, белый — из пуговицы от наволочки, и я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что Мишка озорно смотрел на меня своими разными глазами, расставил ноги и выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто уже заранее сдавался...

И вдруг я вспомнил, как давно-давно я с этим Мишкой ни на минуту не расставался, и сажал его за стол обедать, и у него такая забавная мордочка становилась, когда я его чем-нибудь перемазывал, прямо как живая, и я его спать с собой укладывал, и, укачивая его, шептал ему разные сказки прямо в бархатные ушки. Я его любил тогда всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший самый лучший друг, настоящий друг детства. Он сидит, смеётся разными глазами, а я хочу тренировать об него силу удара...

— Что с тобой? — спросила подошедшая мама.

А я не знал, что со мной, и задрал голову к потолку, чтобы слёзы вкатились обратно, и потом сказал:

— Я раздумал. Я никогда не буду боксёром.

(В. Драгунский «Денискины рассказы»)

Задание № 1

Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов.

1) Игрушка.

2) Увлечение боксом.

3) Настоящий друг детства.

4) Груша для бокса.

Ответ: 3

Задание направлено на выявление общего понимания содержания текста, «сворачивание» текста.

Задание № 2

Какое значение для героя-рассказчика имела игрушка, о которой он говорит как о «настоящем друге детства»? Объясните свою точку зрения.

Ответ:

Задание направлено на понимание общего содержания текста, умение аргументировать выдвинутый тезис. С этой игрушкой связаны у героя тёплые воспоминания о детстве и детской дружбе.

Задание № 3

Почему герой-рассказчик не знал, кем он хочет стать? Почему вы так думаете?

Ответ:

Задание направлено на понимание общего содержания текста, умение аргументировать заявленный тезис. Герою-рассказчику трудно было сделать выбор, так как его привлекали самые разные профессии.

Задание № 4

Как характеризует автор маму героя-рассказчика? Группа учеников оценила маму главного героя. С чьим мнением вы согласны? Объясните.

Первый: Мама рассказчика — чёрствый человек, недолюбливающий животных.

Второй: Мама рассказчика — равнодушный человек, мало интересующийся друзьями сына.

Третий: Мама героя — педантичный человек, она не терпит, когда в доме хранится что-то, что не используется долгое время.

Четвёртый: Мама героя — здравомыслящий человек, для неё Мишка — всего лишь старая игрушка, которую можно использовать как угодно.

Ответ:

Задание направлено на выявление и сопоставление информации текста, аргументацию тезиса.

Правильно мнение четвёртого участника дискуссии. Мама героя — здравомыслящий человек, для неё Мишка — всего лишь старая игрушка, которую можно использовать как угодно.

Задание № 5

Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово сдавался. Какие ещё значения могут быть у данного слова?

Ответ:

Задание направлено на определение значения слова в контексте.

Сдавался — признавал себя побеждённым. Ещё могут быть значения становился тише, становился слабее, отступал от своего мнения.

Задание № 6

Почему, говоря о «здоровенной» плюшевой игрушке, рассказчик называет её Мишкой?

Ответ:

Задание направлено на понимание текста на содержательном уровне, поиск информации, аргументации.

Имя «Мишка» передаёт давнее ласковое, дружеское отношение героя к игрушке.

Задание № 7

Опираясь на текст, объясните, почему рассказчик, вспомнив о своём детском увлечении Мишкой, заплакал.

Ответ:

Задание направлено на понимание содержания текста на уровне подтекста, реконструкцию авторского замысла, интерпретацию текста, аргументацию.

Герою-рассказчику трудно было сдержать свои эмоции под влиянием нахлынувших воспоминаний; он понял, что самого лучшего друга не может использовать в качестве груши для бокса.

Задание № 8

Выбор профессии всегда сложен. У некоторых сбываются мечты, когда они мечтали в детстве стать врачом или космонавтом, но у многих всё равно это так и остаётся мечтой, ведь сейчас большинство людей работают ради получения денег, не задумываются о получении удовольствия от этой работы, приходят уставшими или измученными рутиной на работе. Для того чтобы выбрать свой путь, нужно знать свои способности и то, что может принести пользу людям. Как выбирал себе профессию герой- рассказчик?

Ответ:

Задание направлено на понимание содержания текста на уровне подтекста, реконструкцию авторского замысла, интерпретацию текста, аргументацию.

«Мне все люди вокруг нравились и все работы тоже». Герой выбирал себе профессию по внешней привлекательности, не думая о её важности и необходимости. Он не учитывал свои способности, возможности и умения.

Задание № 9

Виктор Драгунский прожил большую, интересную жизнь. Но не все знают, что до того, как стать писателем, в ранней молодости он был рабочим, затем актёром, «рыжим» — клоуном на манеже Московского цирка, снимался в кино, руководил маленьким Театром пародий «Синяя птичка». Можно ли считать, что смена профессий стала основой для написания этого эпизода книги? Аргументируйте свой ответ.

Ответ:

Задание направлено на интерпретацию текста, реконструкцию авторского замысла, рефлексию на содержание текста, умение аргументировать.

Пробуя себя в разных профессиях, рассказчик ищет своё призвание. Именно этот период поиска правильного решения в выборе специальности, только в несколько ином контексте, описывает Драгунский в своей книге. Только самостоятельно познакомившись с трудностями этого выбора, человек может рассказывать о своих мыслях и чувствах, возникающих в этот период. Поэтому можно предположить, что этот эпизод книги в какой-то мере автобиографичен.

Задание № 10

Герой книги «Денискины рассказы» является вымышленным персонажем. Можно ли утверждать, что такие ребята реально существуют? Объясните свою точку зрения.

Ответ:

Задание направлено на рефлексию на собственной деятельности, обоснование собственной позиции.

Такие мальчики существуют в реальной жизни. Ситуация, описанная автором, не является фантастической. Она вполне реалистична. На месте вымышленного персонажа мог оказаться как сам В. Драгунский, так и любой другой человек. Всё, что происходит с Дениской, — это наша реальная жизнь, наши бытовые ситуации, в которых мы сами ежедневно оказываемся.