Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и понимать тексты
Задача № 13 Бежин луг

Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясно; утренняя заря не пылает пожаром: она разливается кротким румянцем. Солнце — не огнистое, не раскалённое, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное — мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый её туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра... Но вот опять хлынули играющие лучи, — и весело и величаво, словно взлетая, поднимается могучее светило. Около полудня обыкновенно появляется множество круглых высоких облаков, золотисто-серых, с нежными белыми краями. Подобно островам, разбросанным по бесконечно разлившейся реке, обтекающей их глубоко прозрачными рукавами ровной синевы, они почти не трогаются с места; далее, к небосклону, они сдвигаются, теснятся, синевы между ними уже не видать; но сами они так же лазурны, как небо: они все насквозь проникнуты светом и теплотой. Цвет небосклона, лёгкий, бледно-лиловый, не изменяется во весь день и кругом одинаков; нигде не темнеет, не густеет гроза; разве кое-где протянутся сверху вниз голубоватые полосы: то сеется едва заметный дождь. К вечеру эти облака исчезают; последние из них, черноватые и неопределённые, как дым, ложатся розовыми клубами напротив заходящего солнца; на месте, где оно закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо, алое сиянье стоит недолгое время над потемневшей землёй, и, тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на нём вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. В такие дни жар бывает иногда весьма силён, иногда даже «парит» по скатам полей; но ветер разгоняет, раздвигает накопившийся зной, и вихри-круговороты — несомненный признак постоянной погоды — высокими белыми столбами гуляют по дорогам через пашню. В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба... (И. С. Тургенев)

Задание № 1

Прочитайте сжатый текст произведения И. С. Тургенева «Бежин луг». Вычеркните из него фразы (утверждения), не соответствующие содержанию исходного текста.

Сжатие текста:

Летний июльский день. Тихое, спокойное, умиротворённое состояние природы, кротость природы. Свежо, солнечно. В полдень мелькают облака. Солнце вновь и вновь появляется из-за них весело и величаво. Постоянство погоды. Едва заметный дождь. К вечеру облака исчезают. Солнце спокойно уходит в свои покои. Ало-розовый закат. И вот уже появилась первая вечерняя звезда. В такие дни краски все смягчены; светлы, но не ярки; на всём лежит печать какой-то трогательной кротости. Даже под вечер не чувствуется сырости. Идеальная погода для сбора грибов.

Ответ:

Задание направлено на соотнесение информации исходного и вторичного текстов. Задание готовит учащихся к выполнению сжатия с элементами содержательной и языковой компрессии текста.

Вычеркнуть (исправить) нужно только последние два слова: не для сбора грибов, а для уборки урожая.

Задание № 2

Сколько состояний природы передано в исходном тексте И. С. Тургенева? Назовите их.

1) ...

2) ...

3) ...

Ответ:

Задание направлено на группировку информации текста; на умение пользоваться при выполнении задания текстовыми «подсказками» как самой формулировки задания, так и последующими заданиями задачи. (Задача — тоже текст!)

Даны три пункта для ответа — три состояния природы. В последующих заданиях этой задачи (№ 3, 4, 5) эти состояния названы: утро (восход солнца), полдень, вечер (закат солнца).

Задание № 3

Заполните таблицу.

Утро (восход солнца)

Какие цвета преобладают? (по тексту)

Какие это цвета? (ваше толкование)









Ответ:

Задание направлено на поиск и классификацию информации в тексте, на умение толковать (понимать) переносное значение слов.

Утро (восход солнца)

Какие цвета преобладают? (по тексту)

Какие это цвета? (Ваше толкование)

кроткий румянец

Светлые красно-розовые тона

светлое и приветно лучезарное солнце

жёлтое, искристое

лиловый туман тучи

имеющий цвет фиалки или тёмных соцветий сирени

блеск кованого серебра

состояние солнца, когда оно едва соприкасается с краем облака и начинает светить сквозь него, поблёскивая серебристо-золотым цветом

Задание № 4

Какие цвета можно увидеть в полдень? Заполните таблицу.

Объект

Цвета





Ответ:

Задание направлено на поиск и классификацию информации в тексте.

Объект

Цвета

облака

Золотисто-серые, с нежными белыми краями, лазурные

небо (небосклон)

с глубоко прозрачными рукавами ровной синевы; лазурный, лёгкий, бледно-лиловый; голубоватые полосы едва заметного дождя

Задание № 5

Как автор описывает вечер (закат солнца)? Заполните таблицу.

Объект

Изобразительно-выразительные средства (тропы)

Сравнение

облака


солнце


звезда


Ответ:

Задание направлено на поиск информации художественного текста (средства художественной выразительности).

Объект

Изобразительно-выразительные средства (тропы):


Сравнение

облака

как дым ложатся розовыми клубами

солнце

закатилось так же спокойно, как спокойно взошло на небо

звезда

тихо мигая, как бережно несомая свечка

Задание № 6

Выпишите из текста И. С. Тургенева слова, которые, с вашей точки зрения, говорят о том, что автор видит в природе красоту и величие, преклоняется перед ней.

Ответ:

Задание направлено на поиск информации художественного текста (авторское отношение).

Например, автор употребляет слова из «высокой» книжной лексики: сиянье, светило, пылать пожаром и т. п., из чего мы делаем вывод об отношении писателя к природе: он видит в природе красоту и величие, преклоняется перед ней.

Задание № 7

Какие эпитеты, выражающие настроение и душевное состояние, писатель употребляет в описании природы? Каково общее настроение пейзажа? Ответ дайте в форме высказывания.

Ответ:

Задание направлено на поиск информации художественного текста (средства выразительности, авторское отношение); на умение обобщать найденную информацию в соответствии с заданием.

Такие эпитеты, как кроткий, спокойный, весёлый, нежный, постоянный, трогательный, мягкий, нежный и т.д., говорят об общем душевном настроении автора, вызванном созерцанием природы, — умиротворённость, гармоничность.

Задание № 8

Докажите, что перед вами текст художественного стиля. (Приведите 2 аргумента из текста, подтверждающие обоснованность тезиса.)

Ответ:

Задание направлено на умение видеть тезис в задании, на умение использовать найденную в тексте информацию для аргументации предложенного тезиса.

Основные доказательства:

1) Задача речи — создать художественное впечатление, художественный образ летнего дня. Это своего рода один идеальный день лета:

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...»

2) Цель автора — нарисовать живую картину природы, изобразить картину летнего дня, передать читателю эмоции автора, воздействовать с помощью созданных образов на чувства и мысли читателя.

3) Использована речевая многозначность слова, открывающая в нём смыслы и смысловые оттенки, а также синонимия на всех языковых уровнях, благодаря чему появляется возможность подчеркнуть тончайшие оттенки значений (использовать ответы на задания 5 — 7).

4) На первый план выходят эмоциональность и экспрессивность изображения, образные представления...

Задание № 9

Выпишите из текста предложение(-я), которое(-ые) открывает(-ют) новую тему повествования. Предположите, какая тема окажется в центре внимания автора дальше.

Ответ:

Задание направлено на системный тематический анализ текста.

«В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуете сырости. Подобной погоды желает земледелец для уборки хлеба...» Упоминание о сборе урожая, переводящее наше внимание на крестьянский быт, задаёт тему того, о чём дальше пойдёт речь в рассказе.

Задание № 10

Вспомните (представьте) картину летнего дня, который вам запомнился. Заполните таблицу, используя ключевые слова, ориентирующие читателя на текст художественного стиля.

Летний день

Звуки


Цвета


Движение объектов







Ответ:

Задание направлено на умение отбирать материал по определённому заданию, классифицирование информации личных впечатлений.