Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и понимать тексты
Задача № 12 Друг

Задание № 1

Из одного текста был выписан ряд слов: грустных, преданных, голодный, лохматый, неистово, ненавистный, холодный, взлохмачивая, грязную, продувает насквозь, долго, жалко, нечего, не грусти, в недоумении, маленькая, постоянно на работе, нужно, за поворотом, оставляя, живое существо, надеждами и переживаниями, прости, не могу, не смотри, и вообще... Ситуация, осознали ценность, помогают «видеть», «слышать», встречи, друга, преданности, любви, жажду отдавать и быть необходимым, в крови, служение, жизнь, предназначение, смысл, поиск хозяина, друга, необходимости, с благодарностью, благотворное, важное, быть другом, помочь, найти, жить, в жизни, человеческим законом, Кодекс Чести.

На основании этих слов определите тему текста.

Ответ:

Задание направлено на умение читать ключевые слова текста, на их основе прогнозировать основное тематическое содержание текста.

Тема — человек и выброшенные животные, жестокость человека.

Задание № 2

На основании предложенных в задании № 1 слов определите, сколько в тексте микротем. Ответ обоснуйте.

Ответ:

Задание направлено на умение читать ключевые слова текста, на их основе прогнозировать основное тематическое содержание текста.

В этом тексте их две, потому что сначала идут слова эмоционально окрашенные, рассказывающие о бедном животном, голодном и мёрзнущем на ветру, и о человеке, оставившем живое существо где-то за поворотом. А вторая — выражает авторскую позицию: говорит о необходимости животных в нашей жизни, о том, что животные нужны нам так же, как и мы им.

Задание № 3

На основании предложенных в задании № 1 слов предположите, какой стиль речи использован автором текста. Ответ обоснуйте.

Ответ:

Задание направлено на умение читать ключевые слова текста, на их основе прогнозировать стилевую доминанту текста.

Стиль речи — публицистический. Есть художественно-выразительные средства (эпитеты), эмоционально-окрашенные слова, слова, выражающие позицию автора и однозначно формулирующие её. В этих словах читается призыв автора к людям, стремление автора защитить высказанную точку зрения.

Задание № 4

На основании предложенных в задании № 1 слов сформулируйте авторскую позицию.

Прочитайте текст и выполните задания 5 — 10.

(1)— Друг, ты чей?

(2)Пара грустных преданных глаз взирает на тебя снизу вверх.

(3)— Ты, наверное, голодный? (4)И где же твоя семья?

(5)Лохматый хвост начинает неистово заметать пыль на асфальте. (6) Ненавистный холодный ветер, взлохмачивая грязную шерсть, продувает насквозь, но какое это теперь имеет значение! (7)Вот хозяин, они так долго друг друга искали!

(8)— Эх, как жалко, что даже нечего дать тебе перекусить... (9)Ну, мне пора. (10)Ты не грусти, всё будет хорошо. (11)Давай, пока!

(12)«Что такое, ты уходишь? А как же...» (13)Лохматый хвост замирает в недоумении.

(14)— Прости, не могу тебя сейчас взять. (15)И не смотри так — квартира маленькая, я постоянно на работе. (16)Да и вообще, с тобой заниматься нужно... (17)Удаляющийся силуэт скрывается за поворотом, оставляя живое существо наедине со своими надеждами и переживаниями...

(18)3накомая ситуация? (19)Вот только концовка бывает разной. (20)Иногда — как описано выше, а порой кто-то после подобной встречи находит друга. (21)О преданности и любви собаки по отношению к человеку написаны книги, сняты фильмы, но даже они не в силах передать ту жажду отдавать и быть необходимым, которая у них буквально в крови. (22) Служение человеку для собаки — это жизнь. (23)Быть рядом — предназначение. (24)Отнимите это у собаки, и жизнь потеряет для неё всякий смысл, останется лишь поиск хозяина, друга, собственной необходимости. (25)В последние несколько лет психологи, ветеринары и владельцы собак в полной мере осознали ценность контактов между человеком и собакой. (26)Теперь собаки не только помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим, но на них возложены и важные обязанности «развлекать» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей. (27)Было обнаружено, что само присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт. (28)Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки. (29)Самое важное для них — быть другом для человека. (30)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.

(31)Так что ситуации, похожие на описанную в начале статьи, — это не просто разговор на уровне «взять — не взять». (32)Быть может, попытавшись хотя бы раз помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом, мы с вами научимся жить в соответствии со своим законом — человеческим, который известен с самых давних времён как Кодекс Чести.

(По А. Морозову)

Ответ:

Задание направлено на умение читать ключевые слова текста, на их основе прогнозировать авторское отношение к изображаемому.

Автор хочет, чтобы все люди приняли Кодекс Чести и жили по человеческим законам, не выгоняли бы своих животных и помогали бездомным. Сопоставив глаголы помогают видеть, слышать, отдавать, быть необходимым, быть другом, помочь, найти, жить в конце текста с самыми последними словами служение, жизнь, предназначение, смысл, поиск хозяина, друга, человеческим законом, Кодекс Чести, можно понять, что писатель хочет, чтобы люди никогда не предавали своих четвероногих друзей.

Задание № 5

Каково общее предназначение собаки в жизни, по мнению автора?

Ответ:

Задание направлено на поиск явно выраженной смысловой информации текста.

(22)Служение человеку для собаки — это жизнь. (23)Быть рядом — предназначение.

Задание № 6

Какова роль собаки в жизни человека?

1)

2)

3)

4)

Ответ:

Задание направлено на поиск явно выраженной смысловой информации текста.

1) Собаки помогают «видеть» слепым, «слышать» глухим.

2) Собаки «развлекают» старых и больных людей, нетрудоспособных и душевно надломленных взрослых и детей.

3) Присутствие собаки оказывает огромное оздоровительное воздействие на таких людей, оживляя их обычно унылый быт.

4) Собак приводят в детские дома или дома престарелых, и их обитатели с благодарностью ощущают на себе благотворное воздействие тепла и расположения, которое оказывают им собаки.

Задание № 7

Что является для собаки самым важным, по мнению автора?

Ответ:

Задание направлено на поиск явно выраженной смысловой информации текста.

(29)Самое важное для них — быть другом для человека. (30)Преданным, готовым на любые лишения, подчас с риском для жизни, и хранящим свою верность при любых условиях.

Задание № 8

Поразмышляйте о том, зачем в последнем абзаце автор употребляет (в основном) глаголы в форме инфинитива. Установите связь между этими словами и авторским замыслом.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения анализировать языковые средства текста и строить на их основе элементы интерпретации текста.

Ответ свободный, однако ученик должен отметить, что формы глаголов в последнем предложении указывают на определённую категоричность вывода автора: человек в ответе за бездомных животных.

Задание № 9

Укажите в тексте предложение, передающее основную мысль автора текста.

Ответ:

Задание направлено на умение определять основную мысль текста. Предложение 32.

Задание № 10

На основе текста сформулируйте Кодекс Чести.

Ответ:

Задание направлено на умение структурировать и переформулировать авторский текст.

Кодекс Чести — это помочь живому существу найти своё место в жизни и начать жить в соответствии со своим (в данном случае «собачьим») законом.