Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и понимать тексты
Задача № 11 Голубая стрекоза

(1 )В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. (2)Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось. (3)Я шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчёлкой жужжала, я всё же шёл, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее. (4) «Вы с ума сошли», — сказал мне строгий голос из-под земли. (5)Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. (6)В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. (7)Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. (8)Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне: (9) «Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?» (10) «Что же мне делать?» — спросил я, очень обрадованный его решительным тоном. (11) «Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых..» (12)Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель. (13)В это время один умирающий шептал мне: (14) «Вот бы водицы...» (15)Я по первому слову раненого побежал за водой. Но он пил и повторял мне: (16)«Водицы, водицы, ручья...» (17)С изумлением поглядел я на него, и вдруг всё понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души. (18)Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. (19)Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья. (20)В косых лучах вечернего солнца особенным зелёным светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. (21)А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. (22)Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. (23)И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза. (24)«Спасибо», — прошептал он. (25)Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он ещё раз улыбнулся, ещё раз сказал спасибо и снова закрыл глаза. (26)Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал: (27)«А что, она ещё летает?» (28) Голубая стрекоза ещё кружилась. (29)«Летает, — ответил я, — и ещё как!» (30) Он опять улыбнулся и впал в забытьё. (31) Между тем мало-помалу смеркалось, и я тоже мыслями своими улетел далеко-далеко и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает: (32) «Всё ещё летает?» (33)«Летает», — сказал я, не глядя, не думая. (34) «Почему же я не вижу?» — спросил он, с трудом открывая глаза. (35) Я испугался. (36)Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил ещё вполне разумно. (37)Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. (38)Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел. (39)Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза. (40)Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. (41)Мы не могли заметить её на фоне темнеющего леса, но вода — эти глаза земли — остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме. (42)«Летает, летает!» — воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза. (43)И я ему показал отражение. (44)И он улыбнулся. (45) Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, — по-видимому, его спасли доктора, но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.

(М. Пришвин, 1914)

Задание № 1

Выпишите из предложений 1 — 3 глагольные сочетания, которые показывают состояние рассказчика, оказавшегося на войне.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения искать языковую информацию, данную в тексте в явном виде, обобщать информацию, делать выводы, основываясь на явно выраженной языковой информации текста.

Поехал военным корреспондентом, попал в сражение, записывал впечатления, не оставляло чувство личной ненужности; шёл по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью.

Задание № 2

Какие фразы текста подчёркивают, что рассказчик хочет быть полезным и нужным, «когда дело разгорелось»?

Ответ:

Задание направлено на формирование умения поиска точной языковой информации, вычленение её в тексте.

Очень обрадованный его решительным тоном. Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал наконец себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.

Задание № 3

Почему раненому не хватало воды, которую принёс ему рассказчик? Отвечая на вопрос, используйте цитирование.

Ответ:

Задание направлено на формирование умения понимать текст на содержательном уровне, работать с деталью.

Раненому не хватало воды, которую ему принёс рассказчик, потому что ему хотелось не только пить, но и видеть воду (предложение 16).

С изумлением поглядел я на него, и вдруг всё понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души (предложение 17).

Задание № 4

Перечитайте предложения 22 и 25. О какой борьбе здесь идёт речь?

Ответ:

Задание направлено на формирование умения искать в тексте информацию, вычленять её в тексте, устанавливать причинно-следственные связи.

Речь идёт о борьбе жизни и смерти. Раненый борется за жизнь. Жизнь природы даёт ему силы. Появление стрекозы даёт силы раненому для новой борьбы за жизнь.

Задание № 5

Найдите в тексте предложения, где раненый улыбается. Доказательством какого утверждения могут служить найденные предложения?

Ответ:

Задание направлено на формирование умения искать в тексте информацию, вычленять её в тексте, аргументировать свои суждения.

Предложения 23, 25, 30. Раненый наслаждается красотой и чудом жизни перед лицом смерти.

Задание № 6

Закончите предложение: В 14-м предложении частица бы в неполном предложении при отсутствии сказуемого в форме условного наклонения передаёт...

Ответ:

Задание направлено на умение объяснять грамматические явления в тексте.

В 14-м предложении частица бы в неполном предложении при отсутствии сказуемого в форме условного наклонения передаёт состояние раненого, его робкую просьбу.

Задание № 7

С какой художественной целью автор в предложении 31 использует сложные наречия (мало-помалу и далеко-далеко)?

Ответ:

Задание направлено на умение объяснять лексико-грамматические явления в тексте.

В 31-м предложении сложные наречия помогают почувствовать состояние умиротворения и автора, и раненого.

Задание № 8

Прочитайте синонимы к слову трепет. Выпишите те из синонимов, которые, с вашей точки зрения, могут объяснить состояние раненого.

Синонимы: взволнованность, ажитация, дрожание, страх, смятение, вибрирование, страсть, дрожь, колебание, ужасть, вибрация, смятенность, вздрагивание, волнение, боязнь, испуг, ужас, содрогание, жуть.

Ответ:

Задание направлено на понимание текста (понимание состояния героя).

Могут быть выписаны слова: взволнованность, волнение.

Задание № 9

С какой художественной целью автор в предложении 17 использует однокоренные слова трепетными и трепет?

Ответ:

Задание направлено на умение объяснять лексические явления в тексте.

Однокоренные слова трепетными и трепет в 17-м предложении помогают увидеть состояние раненого, его взволнованную душу.

Задание № 10

Подберите в тексте доказательства (с указанием номера предложения) приведённого тезиса:

Случай, произошедший с автором во время Первой мировой войны, убедил его в том, что красота природы способна на многое, даже на спасение человеческой жизни.

Ответ:

Задание направлено на умение аргументировать тезис.

1-й аргумент — 20 — 29-е предложения. Именно в них автор представляет нам, как умирающий боец наслаждается красотой природы, умиляется полётом голубой стрекозы.

2-й аргумент — 41 — 44-е предложение. Слова автора о летающей стрекозе, её отражении на фоне воды, об улыбке раненого.