Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020
Учимся читать и понимать тексты
Задача № 10 Солнце
Вращение Земли вокруг своей оси происходит благодаря воздействию внешнего источника энергии — Солнца*. Воздействие Солнца на планету — главная причина существования этого явления. В данный момент существует следующее объяснение механизма земного вращения. Жидкие и газообразные субстанции планеты разогреваются под воздействием солнечной энергии (атмосфера и гидросфера). Разогрев происходит неравномерно, что способствует формированию «воздушных» и «морских» течений. Течения, взаимодействуя с твёрдой субстанцией (земной корой) Земли, способны двигать её в разных направлениях. От топографических особенностей коры, как от парусов, зависит определение скорости и направления вращения. Недостаточная твёрдость и монолитность коры служит причиной её перемещения (дрейфа континентов). Перемещения коры влияют на ускорение или замедление вращения, могут стать причиной перемены направления вращения. Вполне возможны кардинальные изменения профиля коры вследствие колебаний и вибраций, контактное воздействие земной коры с подлежащими, менее подвижными слоями. В момент воздействия в контактных участках выделяется огромное количество тепловой энергии, достаточное для «разогрева» планеты. Кстати, именно в этих участках идёт интенсивный процесс минерализации и формирования горных пород.
* http://www.voproshaika.narod.ru/pochemy_79.html
Изменения скорости вращения Земли дают следующие результаты:
• долговременные (оледенения Земли и глобальные потепления);
• кратковременные (погода);
• геологические (появляющиеся и исчезающие материки);
• биологические (исчезновение многих видов животных, например динозавров);
• генетические (изменения внешнего типа человека разумного).
Научные исследования скорости вращения Земли привели к следующим выводам:
• изменения скорости вращения имеют суточный ритм;
• подтверждён факт существования периодических изменений, имеющих причину в метеорологических явлениях в совокупности с топографией земной коры;
• происходят одиночные, внезапные изменения, пока не имеющие объяснения.
А вот и характерные факты:
• в 1956 г. внезапное изменение скорости вращения Земли произошло после небывало мощной вспышки на Солнце, произошедшей 25 февраля
того же года;
• в период с июня по сентябрь Земля вращается быстрее, чем в среднем за год, а в остальное время — медленнее.
Задание № 1
Расположите пункты плана в соответствии с содержанием текста. Ответ запишите последовательностью цифр.
План
1) Объяснения механизма земного вращения.
2) Выводы, к которым пришли в результате научных исследований скорости вращения Земли.
3) Результаты изменения скорости вращения Земли.
4) Причины вращения Земли.
5) Факты изменения скорости вращения Земли.
Ответ:
Задание учит вести поиск необходимой информации в тексте, выделяя его основные структурно-содержательные части.
4, 1, 3, 2, 5.
Задание № 2
Заполните таблицу.
Вопрос (начало фразы) |
Ответ |
Главная причина вращения Земли — это |
|
Жидкие и газообразные субстанции планеты — это |
|
Что двигает земную кору? |
|
Почему континенты дрейфуют? |
|
Где происходит наиболее интенсивный процесс минерализации и формирования горных пород? |
Ответ:
Задание направлено на поиск деталей текста, на поиск ответов в соответствии с текстовой информацией.
Вопрос (начало фразы) |
Ответ |
Главная причина вращения Земли — это |
Воздействие Солнца, внешнего источника энергии, на планету |
Жидкие и газообразные субстанции планеты — это |
Атмосфера и гидросфера |
Что двигает земную кору? |
Течения |
Почему континенты дрейфуют? |
Земная кора недостаточно твёрдая и монолитная |
Где происходит наиболее интенсивный процесс минерализации и формирования горных пород? |
В контактных участках |
Задание № 3
Что (какое утверждение) лежит в основе текста? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Задание направлено на формирование умения выделять основную задачу текста.
В основе текста лежит объяснение механизмов земного вращения. Текст-описание.
Задание № 4
На основе текста составьте таблицу «Результаты изменения скорости вращения Земли».
Ответ:
Задание направлено на формирование умений переводить информацию текста из одного вида в другой, структурировать информацию.
Результаты изменения скорости вращения Земли
Долговременные |
Оледенения Земли и глобальные потепления |
Кратковременные |
Погода |
Геологические |
Появляющиеся и исчезающие материки |
Биологические |
Исчезновение многих видов животных, например, динозавров |
Генетические |
Изменения внешнего типа человека разумного |
Задание № 5
Как бы вы озаглавили текст? Выберите один из вариантов. Объясните свой выбор.
1) Почему вращается Земля?
2) Каковы результаты изменения скорости вращения Земли?
3) Научные исследования о результатах изменения скорости вращения Земли.
4) Солнце.
Ответ: 2
Задание проверяет системность понимания текста.
Задание № 6
Почему автор использовал в этом тексте тип речи описание?
Ответ:
Задание направлено на формирование умения соотносить содержание произведения и языковую сторону его выражения.
Автор использовал в этом тексте тип речи описание, потому что ему важно дать объяснение механизмов земного вращения, назвать факты и результаты.
Задание № 7
Иллюстрацией к каким фактам текста может служить данный рисунок?
Прочитайте фрагмент постов форума http//kosmosx.net.ru/ forum/10-1424-1 и выполните задания 8 — 10.
habar писал(а):
Добавлено (26.11.2011,11:58)
Вот возражения к вопросу «Почему вращается Земля?» на сайте «Почему». Все знают, что наша планета вращается вокруг своей оси, она в свою очередь вращается вокруг Солнца, а Солнце вместе с планетами вращается вокруг центра нашей галактики. А теперь задумайтесь, почему? Где та сила, которая заставляет вращаться всю эту карусель? Сейчас уже установлено, что скорость вращения Земли вокруг своей оси постепенно уменьшается. Казалось бы, вот ответ на вопрос. Раньше Землю «раскрутили», и теперь она по инерции вращается. Но расчёты показывают, что при таком подходе она уже давно бы остановилась. Тот же самый вопрос возникает и по поводу Солнца, почему оно вращается, да ещё и увлекает за собой все планеты? Новейшие исследования космоса позволили сделать выводы о наличии в центрах галактик массивных чёрных дыр. В центре нашей галактики есть огромная чёрная дыра. Судя по тому, что все звёзды в галактике вращаются вокруг её центра, можно предположить, что виновник вращения — массивная чёрная дыра. Но вопрос, почему чёрная дыра вращается, опять остаётся без ответа. Самое интересное, откуда они все берут энергию на это вращение? Ведь закон сохранения энергии никто не отменял, а расходы этой энергии должны быть просто колоссальны. Это значит, что вращение Земли исходит изнутри или из вакуумного частотного пространства с образованием именно взаимно-центрического вращения.
habar писал(а):
И почему нагрев должен порождать вращение?
Вот
RW0LBR писал(а):
Солнце нагревает газообразную и жидкую фазы планет (атмосфера и гидросфера).
В результате неравномерности нагрева возникают «воздушные» и «морские» течения, которые посредством взаимодействия с твёрдой фазой планеты начинают её раскручивать в ту или иную сторону.
habar писал(а):
Не говоря уже о том, что смена времён года или неравномерность нагрева Земли в течение года порождала бы в таком случае и неравномерность продолжительности суток.
Так и есть! (В смысле это так.) И вообще, человеку всё объяснили, а он ещё и чушь несёт, переспрашивает.
Ответ:
Данный рисунок служит иллюстрацией к основной теме текста: наша Земля вращается.
Задание № 8
Какой ответ на вопрос о причинах вращения Земли даёт автор поста habar? Выпишите причины вращения Земли, которые указывает автор поста.
1) ...
2) ...
Ответ:
Задание проверяет умение работать с пониманием диалогического текста.
1) Виновник вращения — массивная чёрная дыра.
2) Вращение Земли исходит изнутри или из вакуумного частотного пространства с образованием именно взаимно-центрического вращения.
Задание № 9 .
Как вы думаете, автор поста habar согласен с точкой зрения, изложенной на сайте «Почему», или нет? Ответ обоснуйте.
Ответ:
Задание направлено на обучение навыкам устанавливать источник информации. Задание проверяет умение работать с пониманием диалогического текста. Задание учит вести поиск доказательств в тексте.
Автор поста habar не согласен с точкой зрения, изложенной на сайте «Почему», потому что он пишет о «возражениях». Далее в тексте приводятся эти возражения.
Автор habar приводит дополнительные аргументы, когда RWOLBR цитирует текст с сайта «Почему».
Задание № 10
Понаблюдайте за культурой речи и общения автора habar. Какие выводы вы сделали?
Ответ:
Задание ориентировано на воспитание культуры речи, в том числе при общении в сети Интернет. Для данного уровня учащихся достаточно будет, если они отметят общую грамотность, логичность речи, корректность высказывания, приведут в качестве аргумента последнюю фразу: «И вообще, человеку всё объяснили, а он ещё и чушь несёт, переспрашивает». То есть обратят внимание на то, что автор поста следит за своей речью, в данном случае заменяя грубое «чушь несёт» на нейтральный синоним.