Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и решать учебные тесты
Задача № 9 Учимся мыслить критически

Задание № 1

Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Отец и сын, которые ехали в легковом автомобиле, попадают в аварию. Отца увозят в больницу на прибывшем вертолёте МЧС (он в тяжёлом состоянии), а сына, так как он чувствует себя удовлетворительно, отправляют в местную больницу и сразу — на операционный стол, что в травматологии. Заходит хирург и восклицает: «Это же мой сын!!!». Возможно ли такое?

Напишите, какие факты из текста вы использовали при формулировке ответа.

Ответ:

Да, такое возможно.

Отец не мог оказаться рядом — его увезли на вертолёте.

Слово хирург не изменяется по родам в русском языке, это существительное может употребляться как в мужском роде, так и в женском.

Хирург — это мать этого мальчика.

Задание № 2

Прочитайте суждения. Определите (выпишите), где суждения истинные (основаны на фактах, логичны), а где суждения ложные (предположительные, бездоказательные).

Недавно в блоге Димка произошло замечательное событие: количество подписчиков на его блог превысило 5000(!). Димок — молодец и хороший блогер. Через год у него будет больше 6000 подписчиков, и он блестяще окончит 7-й класс гимназии.

Суждения истинные: ...

Суждения ложные: ...

Ответ:

Суждения истинные: Димок — молодец и хороший блогер.

Суждения ложные: Через год у него будет больше 6000 подписчиков, и он блестяще окончит 7 класс гимназии.

Задание № 3

В жизни Пушкина всегда были тайны. Одна из них связана с его перстнями, которые он носил как талисманы. Их можно увидеть на руке поэта на знаменитом портрете работы Тропинина. До конца жизни Пушкин не расставался с массивным золотым кольцом витой формы, куда был вставлен восьмиугольный сердолик с вырезанной на нём надписью на древнееврейском: «Симха, сын почтенного рабби Иосифа, да благословенна его память». Его подарила поэту графиня Елизавета Воронцова, с которой он познакомился в 1823 году в Одессе и которую страстно полюбил. Кстати, на Руси издавна считали, что сердолик приносит удачу в любви. Умирая, Пушкин подарил перстень В. А. Жуковскому, которому подарок так пришёлся по душе, что он стал носить его постоянно на среднем пальце правой руки рядом с обручальным кольцом. После кончины Василия Андреевича его сын подарил перстень И. С. Тургеневу. Тот, в свою очередь, высказывал пожелание, чтобы после его смерти кольцо перешло к Л. Н. Толстому. Но возлюбленная Тургенева, Полина Виардо, распорядилась иначе и передала реликвию в Пушкинский музей Александровского лицея. Поэтому перстень был украден, да так и не найден.

Найдите в тексте логические несоответствия (тезис — доказательство).

Ответ:

1) Не говорится о тайне, связанной с талисманами. Исходный тезис текста не подтверждается дальнейшей информацией текста.

2) Последнее предложение текста не является выводом из того, что перстень оказался в музее.

Задание № 4

Найдите и исправьте логические ошибки, допущенные учащимися (логическую ошибку подчеркните в тексте, затем кратко объясните суть ошибки):

1) Троекуров и Дубровский были разными по характеру людьми, однако они дружили. Именно поэтому сын старшего Дубровского учился в Петербурге, и отец не жалел средств на его содержание.

2) Я считаю, что русский язык проходит путь своего естественного развития, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причём нередко неоправданно. Зачем употреблять слово «консенсус», когда есть русское слово «согласие»; «электорат» — «народ». Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи.

3) Изучение географии нужно для того, чтобы дать нам возможность узнать о поверхности, климате, растительности тех мест, где мы не были и, может быть, никогда не будем. Из курса географии мы также узнаём о хозяйстве, промышленности, политическом строе данной страны. Без географии мы не смогли бы путешествовать по стране.

1)

2)

3)

Ответ:

1) Троекуров и Дубровский были разными по характеру людьми, однако они дружили. Именно поэтому сын старшего Дубровского учился в Петербурге, и отец не жалел средств на его содержание.

Нарушена логика: из того, что помещики дружили, не следует суждение о сыне старшего Дубровского.

2) Я считаю, что русский язык проходит путь своего естественного развития, так как и в бытовой, и в официальной сфере используется много иноязычных слов, причём нередко неоправданно. Зачем употреблять слово консенсусу когда есть русское слово согласие; электорат — народ. Наше слепое подражание Западу наносит непоправимый вред русской речи.

Нарушена логика: утверждается, что русский язык развивается, а приводится пример, подтверждающий гибель языка.

3) Изучение географии нужно для того, чтобы дать нам возможность узнать о поверхности, климате, растительности тех мест, где мы не были и, может быть, никогда не будем. Из курса географии мы также узнаём о хозяйстве, промышленности, политическом строе данной страны. Без географии мы не смогли бы путешествовать по стране.

Нарушена логика: последнее предложение не основано на предыдущих суждениях.

Задание № 5

Посмотрев план сочинения ученика на тему: «Образ Мцыри», учитель сказал, что сочинение вряд ли будет оценено положительно. Прочитайте план сочинения. Согласны ли вы с учителем? Почему?

План сочинения

1. Вступление. Моё впечатление о произведении М. Ю. Лермонтова «Мцыри».

2. Основная часть.

— Бегство Мцыри из монастыря.

— Одиночество Мцыри в тюрьме.

— Битва с барсом.

— Встреча с грузинкой.

3. Заключение. Почему Мцыри убежал из монастыря?

Прочитайте текст и выполните задания № 6 — 10.

В практической жизни нас интересует прежде всего вопрос о том, как узнать, истинна или ложна та или иная мысль. В отдельных случаях это можно установить сразу, при помощи наших органов чувств — зрения, слуха, осязания и т.д. Таким способом можно проверить истинность, например, таких мыслей, как «в этой комнате три окна», «по улице идёт трамвай», «в море вода солёная». Но как быть с такими утверждениями: «человек произошёл

от обезьяноподобных предков», «все тела состоят из молекул», «вселенная бесконечна», «Петя — хороший мальчик», «курение вредит здоровью»? Здесь нельзя просто посмотреть и увидеть, истинны эти мысли или ложны.

Проверить и доказать истинность таких утверждений можно только логическим путём, с помощью выяснения того, в каких отношениях находятся данные мысли к некоторым другим мыслям, истинность или ложность которых нам уже известна. В этом случае на первый план уже выступает правильность или неправильность рассуждения. От этого будет зависеть истинность или ложность сделанного нами вывода. Если рассуждение построено правильно, если между данными мыслями установлены именно те связи, которые существуют на самом деле, то, будучи уверены в истинности этих мыслей, мы можем быть вполне уверены в истинности того вывода, который получен в результате рассуждения. Но как бы ни были достоверны исходные положения, мы нисколько не можем доверять выводу в том случае, если в рассуждении допущена логическая ошибка.

Рассуждение «2 + 2 = 4, Земля вращается вокруг Солнца, следовательно, Волга впадает в Каспийское море» содержит явную, очевидную для каждого, логическую ошибку. Однако в такой же мере очевидна для всех истинность мысли, что «Волга впадает в Каспийское море».

Явно абсурдные ошибки делаются очень редко, и, во всяком случае, они могут быть скоро исправлены, поскольку их легко обнаружить. Обычно же делаются именно те ошибки, которые не так очевидны. Они-то и являются, на мой взгляд, причиной многочисленных заблуждений, ошибочных выводов и часто дурных поступков людей. Например, немалый вред могут принести ошибочные рассуждения такого типа: «он покраснел — значит, он виноват» или «если у человека повышенная температура, то он болен; у Петрова температура нормальная, следовательно, Петров здоров». В результате таких рассуждений совершенно невинного человека заподозрят и даже обвинят в каком-нибудь весьма неблаговидном поступке, а больного человека, для которого обязателен постельный режим, врач может послать на работу, что может вызвать обострение болезни*.

* http://lib.rus.ec/b/161810/read Симонов Г. Н. Диссертация (научное исследование). Защищена на ученом совете МГУ 23.02.2011.

Ответ:

Ученик должен согласиться с мнением учителя, так как в плане есть пункты не по теме сочинения (например, Вступление); нарушена логика изложения (хронология), нарушена причинно-следственная связь событий (например, бегство — одиночество — битва — встреча). Заключение сочинения не соответствует начальным пунктам плана.

Задание № 6

Кратко сформулируйте на основе текста ответ на вопрос: «Как узнать, истинна или ложна та или иная мысль?»

Ответ:

Задание направлено на поиск информации в тексте, на умение сжать основную информацию текста при ответе на вопрос.

Истинна или ложна та или иная мысль, понять можно, если проверить факт при помощи наших органов чувств. В остальных случаях надо проверять логическим путём.

Задание № 7

Кратко сформулируйте на основе текста ответ на вопрос: «Почему вредны логические ошибки?».

Ответ:

Задание направлено на поиск информации в тексте, на умение сжать основную информацию текста при ответе на вопрос.

Логические ошибки вредны, потому что они являются причиной многочисленных заблуждений, ошибочных выводов и часто дурных поступков людей.

Задание № 8

Найдите в тексте утверждение, которое объективно нельзя назвать фактом. (Ищите суждение, где языковое средство показывает, что перед нами не факт, а мнение.) Выпишите суждение, подчеркнув слово, позволившее вам отличить факт от мнения.

Ответ:

Они-то и являются, на мой взгляд, причиной многочисленных заблуждений, ошибочных выводов и часто дурных поступков людей.

Задание № 9

Какой из источников информации о логических ошибках в речи (текстах) можно считать наиболее достоверным?

1) Справочно-информационный портал грамота.ру русский язык для всех.

2) Блог любителя русского языка http://www.madamam.ru/ blog/

3) Сайт школы № 102 г. Москвы.

4) Страница в Интернете http://www.livejournal.ru.

Ответ: 1

Задание № 10

Можно ли доверять автору прочитанного вами текста? Ответ обоснуйте.

Ответ:

Автору прочитанного текста доверять можно, так как его суждения проверяются очевидными фактами, текст взят из научного исследования (см. сноску).

Задание № 11 (дополнительное: для учащихся, которые хотят знать больше)

Прочитайте текст.

Иван Иванович бреет бороду в неделю два раза; Иван Никифорович — один раз. Иван Иванович чрезвычайно любопытен. Боже сохрани, если что-нибудь начнёшь ему рассказывать, да не доскажешь. Если ж чем бывает недоволен, то тотчас даёт заметить это. По виду Ивана Никифоровича чрезвычайно трудно узнать, доволен ли он или сердит; хоть и обрадуется чему-нибудь, то не покажет. Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если бы раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строениями. (Н. В. Гоголь)

Какая логическая ошибка придаёт комический эффект повествованию?

Ответ:

У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках...