Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020
Учимся читать и решать учебные тесты
Задача № 8 Тестовые задания с развёрнутым ответом на вопрос
Задание № 1
Объясните, почему в сочетаниях «девочка рассеянна» и «облака рассеяны» одно и то же слово пишется по-разному.
Алгоритм выполнения задания:
Тестовые задания с развёрнутым ответом на вопрос требуют умения самостоятельно построить текст определённого типа (зависит от задания).
• В данном случае основным является вопрос Почему? Следовательно, необходимо построить высказывание, являющееся рассуждением по типу речи.
Начинайте отвечать с переформулировки вопроса в повествовательное предложение с дальнейшим употреблением союзов «потому что», «так как», например: В сочетаниях «девочка рассеянна» и «облака рассеяны» одно и то же слово пишется по-разному, потому что...
• Проанализируйте задание. Ответьте на вопрос.
Приводите последовательно доказательства (аргументы), подтверждающие ваш тезис, например: В сочетаниях «девочка рассеянна» и «облака рассеяны» одно и то же слово пишется по-разному, потому что слово «рассеян (нн)а(ы)» в каждом из сочетаний слов является определённой частью речи. Подчёркнутая фраза будет тезисом, который надо доказать.
• Если доказательств несколько, используйте слова — организаторы речи, например: во-первых, во-вторых.
• Перечитайте получившееся рассуждение, проверьте логику созданного вами текста, исправьте допущенные ошибки.
Ответ:
В сочетаниях девочка рассеянна и облака рассеяны одно и то же слово пишется по-разному, потому что слово рассеян(нн)ы(а) в каждом из сочетаний слов является определённой частью речи.
В сочетании девочка рассеянна слово пишется с двумя нн, так как является именем прилагательным.
В сочетании облака рассеяны слово пишется с одной н, так как является кратким причастием.
Задание № 2
Объясните, зачем в предложении «В Ельце особенно сильно чувствуешь уголки России, сотни раз описанные Буниным, прелесть родной земли, дыхание её безграничных ржаных полей» стоят запятые.
Алгоритм выполнения задания:
• Тестовые задания с развёрнутым ответом на вопрос требуют умения самостоятельно построить текст определённого типа (зависит от задания).
• В данном случае основным является вопрос зачем? = с какой целью? Следовательно, необходимо построить высказывание, являющееся рассуждением по типу речи.
• Начинайте отвечать с переформулировки вопроса в повествовательное предложение с дальнейшим употреблением союза «чтобы», например: В предложении «В Ельце особенно сильно чувствуешь уголки России, сотни раз описанные Буниным, прелесть родной земли, дыхание её безграничных ржаных полей» стоят запятые, чтобы...
• Проанализируйте задание. Ответьте на вопрос.
• Если доказательств несколько, используйте слова — организаторы речи, например: во-первых, во-вторых.
Перечитайте получившееся рассуждение, проверьте логику созданного вами текста, исправьте допущенные ошибки.
Ответ:
В предложении «В Ельце особенно сильно чувствуешь уголки России, сотни раз описанные Буниным, прелесть родной земли, дыхание её безграничных ржаных полей» стоят запятые, чтобы, во-первых, обособить согласованное определение, выраженное причастным оборотом; во- вторых, выделить однородные члены предложения.
Задание № 3
Прочитайте текст и характеристику текста, сделанную учеником 7-го класса. Выполните задание С1.
Воспитанный человек... Если о вас скажут такое, считайте, что удостоились похвалы.
Так что же такое воспитанность? Это не только хорошие манеры. Это нечто более глубокое в человеке. Быть воспитанным — значит быть внимательным к другому, деликатным, тактичным, скромным.
Мне представляется, что таким был артист Художественного театра Василий Иванович Качалов. Он непременно запоминал все имена и отчества людей, с которыми встречался. Он уважал людей и всегда интересовался ими. При нём каждая женщина чувствовала себя привлекательной, достойной заботы. Все ощущали себя в его присутствии умными, очень нужными.
Однажды поздно вечером Василий Иванович увидел две странные женские фигуры. Это оказались слепые, которые заблудились. Качалов немедленно предложил им свои услуги, проводил до трамвая, помог сесть в вагон. Корни этого поступка не просто в знании хорошего тона, а в сердечности и
доброте к людям. Значит, всё дело в мыслях и побуждениях. А знание норм поведения только помогает проявлению внутренней доброты и человечности. (По С. Гиацинтовой)
Ответ ученика*
* http://www.coolsoch.ru/arh/rus/11/1-25.htm
Этот текст художественного стиля. Он актуален, общественно значим по тематике, эмоционален. Среди характерных для этого стиля языковых и речевых средств можно назвать следующие:
1) именительный представления (Воспитанный человек...);
2) непосредственное обращение к собеседнику (Если о вас скажут...);
3) риторический вопрос;
4) неполные предложения;
5) оправданный повтор слов и синтаксический параллелизм конструкций (см. третий абзац);
6) противопоставления;
7) ряды однородных членов с сопоставительным и противительным значением;
8) отвлечённая лексика (воспитанность, человечность, побуждения).
Этот текст относится к рассуждению. Тезис (второй абзац) оформлен в виде вопроса и ответов на него и построен по типу описания предмета: в качестве «данного» используется понятие «воспитанность», а в качестве «нового» — слова, которые раскрывают это понятие. Затем идёт доказательство истинности этого утверждения, приводится пример истинно воспитанного человека. В этой части текста используется сначала описание предмета (черты характера Качалова), затем повествование (один из поступков Качалова). Далее автор, комментируя пример, возвращается к высказанному в начале текста положению и делает из него вывод: истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям.
Задание С1
В чём ошибся ученик 7-го класса: в определении стиля, типа речи, в обосновании ответа, или ошибки есть везде? Напишите ответ с обоснованием.
Алгоритм выполнения задания:
• Перечитайте вопрос, уясните, что от вас требуется.
• Необходимо ответить на вопрос В чём?, то есть выдвинуть свой тезис, который вы и будете обосновывать.
• Необходимо дать обоснование, то есть ответить на вопрос Почему именно так?
• Проанализируйте задание. Ответьте на вопрос.
• Начинайте ответ, используя слова вопроса: Ученик ошибся (по логике вопроса ученик ошибся точно, только где?) ...
• Продолжите свой ответ с нового предложения, доказывая справедливость выдвинутого вами предположения. Если вам надо привести слова ответа ученика, то процитируйте их, заключив в кавычки.
• Перечитайте получившееся рассуждение, проверьте логику созданного вами текста, исправьте допущенные ошибки.
Ответ:
Ученик 7-го класса ошибся в определении стиля речи. Приведённый текст публицистического стиля, потому что в первую очередь текст актуален, общественно значим по тематике; задача речи — объяснить, что такое воспитанность, доказать, что «истоки воспитанности — в доброте и уважении к людям».
Задание № 4
Объясните, как образовано слово полёт.
Алгоритм выполнения задания:
• Тестовые задания с развёрнутым ответом на вопрос требуют умения самостоятельно построить текст определённого типа (зависит от задания).
• В данном случае основным является вопрос Как? Информационное поле вопроса предполагает ответ, связанный с описанием порядка образования слова. Следовательно, необходимо построить высказывание, являющееся описанием по типу речи. Не забывайте, что вы пишете в научном стиле.
• Аналогичны заданному вопросы: какой? каким образом?
• Начинайте отвечать с переформулировки вопроса в повествовательное предложение: Слово «полёт» образовано...
• Перечитайте получившийся ответ, проверьте логику созданного вами текста (предложения), исправьте допущенные ошибки.
Ответ:
Слово полёт образовано от глагола полетать бессуффиксальным (безаффиксным) способом.
Задание № 5
Объясните, когда в суффиксах причастий перед одной или двумя Н пишется буква Е, а когда А(-Я).
Алгоритм, выполнения, задания:
• В данном случае основным является вопрос Когда? Информационное поле вопроса предполагает ответ, связанный с рассказом (пересказом, воспроизведением) правила правописания. Не забывайте, что вы пишете в научном стиле.
• Смысл вопроса по контексту: когда? в каком случае? Тип речи вашего текста — описание различных случаев применения правила.
• Вопрос состоит из двух частей. Ответ формулируется по каждой части.
• В суффиксах причастий перед одной или двумя Н пишется буква Е, если...
• В суффиксах причастий перед одной или двумя Н пишется буква А (-Я), если...
Прочитайте текст и выполните задания 6 — 10. При выполнении заданий руководствуйтесь таблицей.
Таблица
Тип вопроса или задания |
Элементы ответа по структуре |
Почему? Зачем? С какой целью? |
Ответ-рассуждение; потому что, чтобы, так как |
Обоснуйте ответ; докажите тезис, утверждение... |
Ответ-рассуждение; потому что, чтобы, так как; во-первых, во-вторых, итак, таким образом |
Кто? Что? Когда? Где? Сколько? |
Ответ — изложение факта, языкового явления, приведение примеров; пересказ текста |
Какой? В каком случае? Как? Каким образом? |
Ответ — описание языкового явления, процесса поиска, анализа; размышление над фактами языка; анализ текста |
Собеседники бывают интересными и скучными. Один по пустяковому поводу обронит фразу — и её хочется запомнить и повторить. Другой говорит о самых важных вещах — а слушать скучно. Почему так происходит? Ведь главное назначение языка — сообщать что-то. Казалось бы, чем больше в речи содержится информации и чем она важнее, тем больший интерес представляют слова говорящего и пишущего.
Но вот в поезде вы с интересом слушаете историю из жизни случайного попутчика. Чем она вас привлекает? Информацией, которая в ней содержится? Да, информация в ней есть, но сама по себе она для вас совершенно бесполезна. Ваше любопытство ничуть не уменьшится, если история приукрашена или вовсе выдумана — хотя в этом случае её информативная ценность равна нулю. Чтобы повествование было интересным, рассказчик должен вызвать в вас те чувства, на которые он рассчитывает: умилить, напугать, рассмешить. Тогда главным содержанием окажутся какие-то забавные свойства человеческой натуры или мысли о том, как нелепо и несправедливо устроен наш мир или что-нибудь подобное.
Когда говорящему удаётся сообщить не только информацию, но и чувства, когда важно не только что сказано, но и как это сказано, — значит, он владеет искусством слова.
Значит, не всё сводится к информации?
(По В. Николаевой)
Ответ:
Буквы а и я пишутся перед одной и двумя н в причастиях, образованных от глаголов на -атъ, -ять. Буква е пишется перед одной и двумя н в причастиях, образованных от глаголов на -ишь, -етъ.
Задание № 6
Почему иногда «информативная ценность» речи «равна нулю»? Ответ обоснуйте словами из текста (используйте цитирование).
Ответ:
Иногда бывает, что «информативная ценность» речи «равна нулю», потому что рассказчик описывает историю, которая «приукрашена или вовсе выдумана».
Задание № 7
Докажите, что перед вами текст-рассуждение.
Ответ:
1. Чётко прослеживаются структурные части: тезис, аргументы, доказательная база, вывод.
2. Есть слова — организаторы речи типа рассуждения (значит).
3. Конструкции с вопросительными предложениями имеют цель вовлечь читателя в диалог, в полемику. Они придают тексту черты публицистического стиля.
Задание № 8
Что, на ваш взгляд, значит владение искусством слова?
Ответ:
В предпоследнем абзаце содержится авторская позиция по данной проблеме, но она не категорична, так как последнее предложение оставляет за читателями право выбора при размышлении на эту тему. Важно, чтобы при ответе ученик высказал свою позицию. (Что, на ваш взгляд, значит владение искусством слова?) Позиция автора может быть приведена как аргумент или как тезис, который ученик оспаривает.
Задание № 9
С какой целью автор использует в тексте глаголы в настоящем и будущем времени?
Ответ:
Автор использует в тексте глаголы в настоящем и будущем времени, чтобы показать актуальность темы текста, создать динамичность повествования, включить читателя в ход размышлений.
Задание № 10
Что вы могли рассказать случайному попутчику? Почему именно это?
Ответ: свободный.
Важно:
Структура ответа ученика (сначала описание того, что расскажет; потом
— обоснование выбора, а следовательно, аргументы):
— теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т. п.);
— навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
— критическое мышление (умение отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т. п.);
— творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
— регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности).