Рабочая тетрадь по русскому языку 7 класс - О. Н. Зайцева 2020

Учимся читать и решать учебные тесты
Задача № 7 Тестовые задания с краткой записью ответа

Прочитайте текст и выполните задания № 1 — 5.

(1)Они шли вперёд, еле-еле волоча ноги, изнурённые, замученные и иссушенные палящим безжалостным солнцем. (2)Пустынно было лишённое облаков, крашенное одной ярко-голубой краской небо, а под ним царственно и безмолвно раскинулась песчаная бесконечная пустыня. (3)Ноги тонули в тоннах мелкого, шершавого, будто просеянного через деревянное плотное сито песка, сонно, лениво и величественно пересыпающегося накладывающимися друг на друга сушёными слоями. (4)Погода стояла душная, безветренная, бесконечно длинно и медленно тянулся день. (5)Не попадалось никакой живности вокруг, лишь иногда показывались скорпионы и невиданной расцветки пустынные змеи. (6)Воды не было совсем*.

* http: //www .berestovitskaya. ru/articles-revie w-1 -60. htm

Задание № 1

Найдите в предложении 2 слово(-а), в котором(-ых) правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях, имеющих при себе зависимые слова, пишется НН». Запишите это(-и) причастие(-я) вместе с зависимым словом.

Алгоритм выполнения задания:

• Прочитайте задание, подчеркните ключевые слова в задании (ответьте на вопрос: что я буду искать?). В данном случае в предложении 2 нужно найти полные страдательные причастия, имеющие при себе зависимые слова (или одно причастие с зависимым словом).

• Подчеркните (отметьте) все слова в этом предложении (фрагменте текста), в которых пишется НН.

• Отметьте среди выделенных слов только причастия (информация о залоге причастия — страдательное — избыточна, так как только страдательные причастия имеют суффикс с двумя буквами НН).

• Посмотрите, у какого причастия есть зависимые слова.

• Выпишите причастие с зависимым словом.

• Привыкайте выписывать слова в той форме, в которой они стоят в тексте.

Ответ:

Лишённое облаков, крашенное краской.

Задание № 2

Из предложений выпишите слово, правописание которого определяется правилом: «В прилагательном, образованном от бесприставочных глаголов и не имеющем при себе зависимых слов, пишется Н»: ...

Алгоритм выполнения задания:

• Прочитайте задание, подчеркните ключевые слова в задании (ответьте на вопрос: что я буду искать?). В данном случае во всём тексте нужно найти прилагательные: 1) которые образованы от бесприставочных глаголов, 2) которые не имеют при себе зависимых слов и 3) в которых пишется Н.

• Подчеркните (отметьте) в этом тексте все прилагательные и похожие на прилагательные слова, в которых пишется Н (в суффиксе).

• Отметьте среди выделенных слов слово, образованное от глагола.

• Проверьте, есть ли у найденного слова зависимое (уже необязательное задание, только для самопроверки).

• Выпишите слово.

• Привыкайте выписывать слова в той форме, в которой они стоят в тексте.

Ответ:

Сушёными.

Задание № 3

Среди предложений 1-3 найдите сложное(-ые). Укажите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

Алгоритм выполнения задания:

• Прочитайте задание, подчеркните ключевые слова в задании (ответьте на вопрос: что я буду искать?). В данном случае нужно найти сложные(-ое) предложения(-е).

• Ограничьте чёрточками предложения 1 — 3, чтобы не ошибиться с номерами.

• Подчеркните грамматические основы всех предложений. (Помните! Если тестовое задание связано со знаниями о синтаксисе и(или) пунктуации, то основу предложения надо подчёркивать всегда!)

• Определите, сколько частей в каждом предложении.

• Дайте правильный ответ.

Ответ: 2

Задание № 4

Определите стиль речи текста. Ответ запишите.

Алгоритм, выполнения задания (как определить стиль речи):

• Каждый стиль выполняет в общении (в речи) свою функцию, поэтому, чтобы правильно определить стиль речи, необходимо ответить на вопросы:

— где использован текст, то есть какова ситуация общения?

— какова главная задача речи в данном тексте?

— какие основные стилевые черты выделяются в тексте?

• В данном случае текст используется в рассказе (фрагменте) о пустыне.

• Задача речи — воздействовать на читателя, создать образ пустыни, выразить отношение к трудности пути. (Основная задача речи в художественном стиле — при изображении воздействовать на воображение, чувства, мысли читателя или слушателя, то есть основой является эстетическая функция текста.)

• Стилевые черты: эмоциональность речи, образность.

Ответ:

Художественный.

Задание № 5

Определите тип речи данного текста.

Алгоритм выполнения задания (как определить тип речи):

• Тип речи выбирается автором в зависимости от содержания речи и задачи речи (цели общения).

• Ответьте на вопросы:

— автор ставит задачу статически изобразить действительность? (Описание: перечислены признаки увиденной персонажем картины: предмета, явления, действия.)

— автор ставит задачу динамически отразить действительность? (Повествование: последовательно описаны действия и состояние персонажей.)

— автор ставит задачу отразить причинно-следственные связи явлений действительности? (Рассуждение: даны размышления персонажа с отражением языковыми средствами их последовательности.)

• В данном тексте последовательно описаны действие и окружающий мир.

Ответ:

Описание.

Прочитайте текст и выполните задания № 6 — 10.

Системное меню вызывается кнопкой, расположенной в левом верхнем углу окна. Команды данного меню стандартизированы для всех приложений среды Windows. Системное меню имеется в наличии в каждом окне документа. Его можно вызвать даже в том случае, если окно свёрнуто до пиктограммы, щёлкнув на пиктограмме один раз кнопкой мыши. Существует также способ открытия системного меню посредством клавиатуры — с помощью комбинации клавиш [Alt-пробел]. Команды системного меню выбираются с помощью мыши, клавиш управления курсором или путём ввода подчёркнутых в названии команды букв вместе с [Alt],

Задание № 6

А. Выпишите из текста страдательные причастия.

Б. Опишите последовательность ваших действий при решении теста (мы вам рекомендуем найти свой, удобный и эффективный именно для вас, алгоритм, записать его, запомнить и применять для выполнения подобных заданий).

Алгоритм: ...

Ответ:

Расположенной, стандартизированы, свёрнуто, подчёркнутых.

Задание № 7

А. Выпишите из текста слова, правописание которых зависит от контекста (эти слова в определённых условиях могут писаться как слитно, так и раздельно).

Б. Опишите последовательность ваших действий при решении теста (мы вам рекомендуем найти свой, удобный и эффективный именно для вас алгоритм, записать его, запомнить и применять для выполнения подобных заданий).

Алгоритм: ...

Ответ:

Также, вместе, даже.

Задание № 8

А. Выпишите из текста необособленное согласованное распространённое определение.

Б. Опишите последовательность ваших действий при решении теста (мы вам рекомендуем найти свой, удобный и эффективный именно для вас, алгоритм, записать его, запомнить и применять для выполнения подобных заданий).

Алгоритм: ...

Ответ:

Подчёркнутых в названии команды.

Задание № 9

А. Определите стиль речи текста.

Б. Заполните таблицу. При правильном заполнении таблицы вы сможете ею пользоваться при определении текстов данного стиля.

Базовые вопросы для определения стиля текста

Ответы на вопросы

Какова сфера применения данного текста (жанр, например)?


Какова задача текста?


Какова общая стилистика текста (эмоциональный или нет)?


Каковы основные языковые особенности текста?

а) б) в) г) д) е)

Ответ:

Научный.

Базовые вопросы для определения стиля текста

Ответы на вопросы

Какова сфера применения данного текста (жанр, например)?

Инструкция

Какова задача текста?

Сообщить точные сведения, имеющие практическое значение, дать точные рекомендации, указания

Какова общая стилистика текста? (Эмоциональный или нет)

Научный, точный, бесстрастный (без выражения эмоций)

Каковы основные языковые особенности текста?

а) Широкое использование терминологии (курсор, пиктограмма, системное меню, клавиатура, команда); б) употребление отглагольных существительных (открытие, управление, ввод, комбинация вместо глаголов открыть, управлять, ввести, комбинировать); в) употребление отымённых предлогов (с помощью комбинации, путём ввода); г) употребление специфических оборотов официальной речи (имеется в наличии); д) в предложениях преимущественно прямой порядок слов; е) сказуемые выражаются возвратными глаголами (меню вызывается, команды выбираются), страдательными причастиями в краткой форме (стандартизованы)

Задание № 10

А. Определите тип речи текста.

Б. Опишите последовательность ваших действий при решении теста (мы вам рекомендуем найти свой, удобный и эффективный именно для вас, алгоритм, записать его, запомнить и применять для выполнения подобных заданий).

Алгоритм: ...

Ответ:

Описание