Зачётные работы по русскому языку 8 класс к учебнику Л. А. Тростенцовой - М. Ю. Никулина 2016


Обособленные члены предложения. Уточняющие члены предложения

    Фамилия, имя ...

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните обособленные члены как члены предложения.

1. По обе..м сторонам к..мина стоят фикусы нищенски бедные листвой. (М. Горький) 2. Раздираемое молниями небо др..жало ... (М. Горький) 3. Дождь лил ровно и одното(н, нн)о шумя по траве и де..ревьям. (А. Пушкин) 4. Один раз в году в конце августа на небе по..вляется эта звезда. 5. (Не)смотря на дождь мы пошли в горы. 6. Привлечё(н, нн)ые шумом соседи выбежали во двор. 7. Они работали (не)покладая рук. 8. Рядом на обочин.. дороги стояла курчавая молодая сосенка. (Б. Полевой) 9. (В)низу в зале стали тушить огни. (А. Чехов) 10. Отв..рнувшись он см..хнул сл..зу. 11. Между тучами и морем гордо ре..т Буревес..ник ч..рной молнии подобный... (М. Горький) 12. Алексей сын старосты был уд..вительно добрым юношей. 13. Усталого и измуче(н, нн)ого меня привезли домой. 14. Кроме картин в комнате было много цветов. (К. Паустовский) 15. Мчащ..еся по небу обл..ка быстро т..ряли свои оч..ртания.

2. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

(1) Кому не читали в детстве сказок об огненных змеях, летающих по небу! (2) В природе есть такое явление. (3) Оно напоминает полёт сказочного огненного змея. (4) Это явление связано с небесным телом, называемым болидом.

(5) Болид — это метеор, но очень большой яркости. (6) Его появление там, на небе, оставляет неизгладимое впечатление. (7) По ночному небу, разбрасывая искры, проносится огненный шар. (8)3а ним тянется огромный светящийся хвост. (9) Испугавшись огненной стихии, ночной мрак рассеивается. (10) Яркий свет заливает всё вокруг, как при вспышках сотен молний. (11) Описав по небу большую дугу, болид скрывается за горизонтом или гаснет, рассыпаясь на множество искр. (12) 3вуки взрывов сопровождаются напоминающим раскаты грома гулом.

(13) На небе долго остаётся длинный светящийся след. (14) След, сначала прямой, постепенно искривляется, принимая извилистую форму, и становится похож на сказочного змея из детских сказок.

(В. Мезенцев)

    1) Среди предложений 1 — 5 найдите предложение(-я) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер(-а) этого (этих) предложения(-ий).

    2) Среди предложений 5 — 9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

    3) Среди предложений 7 — 11 найдите предложение с двумя обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

    4) Среди предложений 8 — 13 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    5) В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при согласованном распространённом определении, стоящем после определяемого существительного.

След,(1) сначала прямой, постепенно искривляется,(3) принимая извилистую форму,(4) и становится похож на сказочного змея из детских сказок.

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните обособленные члены как члены предложения.

1. На траве влажной от р..сы заиграли блики солнца. 2. Т..шина прерывалась звуками песни долетавш..й с реки. (М. Горький) 3. Бл..стя на солнце снег лежит..е (А. Пушкин) 4. Он сидел в гости(н,нн)ой завале(н, нн)ой всякими вещами. 5. А он м..тежный просит бури... (М. Лермонтов) 6. Уставш.. от долгой дорог.. ребята быстро уснули. 7. Настенька племя(н,нн)ица егеря была румя(н, нн)ая девушка лет семнадцати. 8. По дорог.. зимн..й ску..ной тройка борзая бежит... (А. Пушкин) 9. Солнце ещё (не)вошедш..е в силу гре..т бережно и ласково. 10. Дождь лил ровно и одното(н,нн)о шумя по траве и деревьям. (А. Пушкин) 11. (Не)смотря на морковный румян..ц она была м..ловидна. (Л. Леонов) 12. Там в самом низу ущелья бурлила быстрая река. 13. Мы слушали ра(с,сс)каз гостя ра..крыв рот. 14. Бабушка (не)любила сидеть сложа руки. 15. А рядом у проталинк.. в траве между к..рней бежит струит..ся маленький серебря(н,нн)ый ручей. (С. Есенин)

2. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

(1) Всё в этой улице необычно, начиная с названия. (2) Узкая, изломанная, она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения. (3) Рельеф её неровен. (4) Расположена эта улица на разных уровнях с крутыми подчас склонами. (5) Застройка её пестра, и архитектурных шедевров нет.

(6) Кузнецкий мост — старинная торговая улица Москвы. (7) Особый московский отпечаток придаёт ей обаяние и привлекательность. (8) Она вызывает в памяти и воображении образы далёкого прошлого, дышит историей, ни на мгновение при этом не теряя живого характера нашей современницы.

(9) Почему же Кузнецкий и почему мост? (10) Тогда, в древности, часть улицы к востоку от Неглинной называлась Неглинным верхом. (11) Это был высокий берег притока Москвы-реки, доныне протекающего под Неглинной улицей. (12) В конце пятнадцатого века великий князь московский Иван III поселил здесь кузнецов, работавших на Пушечном дворе, стоявшем на современной Пушечной улице. (13) Мост, переброшенный через реку Неглинную, стал именоваться Кузнецким. (14) По нему носившая имя улица «Кузнецкая» постепенно получила название «Кузнецкий мост».

(Ю. Федосюк)

    1) Среди предложений 2 — 7 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    2) Среди предложений 5 — 9 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    3) Среди предложений 9 — 12 найдите предложение с двумя обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите номер этого предложения.

    4) Среди предложений 10 — 14 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    5) В данных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении, относящемуся к личному местоимению.

Узкая,(1) изломанная,(2) она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения. Расположена эта улица на разных уровнях,(3) с крутыми подчас склонами. Застройка её пестра, (4) и архитектурных шедевров нет.

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 3

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните обособленные члены.

1. На окне серебряном от ин..я за ночь хризантемы ра..цвели. (С. Есенин) 2. Покрытые снегом деревья б..лели вдали... (М. Дудин) 3. Становилось слышно, как о..считывая с..кунды с точн..стью метронома капа..т из крана вода. (К. Паустовский) 4. Здесь в (не)болыном овра..ке волки сделали пр..вал после долгого пути. (Ч. Айтматов) 5. (Не)смотря на боль от контузии всё в нем л..ковало пело. (Б. Полевой) 6. Мощё(н, нн)ая булыжником дорога подн..малась на вал. (Д. Гранин) 7. Они работали спустя рукава. 8. Вот уже другую станц..ю еду в т..леге или скате как её называют здесь. (И. Гончаров) 9. Туда к к..стру и пош..л председатель. (Б. Распутин) 10. Кучер мой слез молча и (не)торопясь. (И. Тургенев) 11. Челкаш испуга(н,нн)ый изумлё(н,нн)ый и озлобле(н, нн)ый сидел на песке... (М. Горький) 12. Измуче(н, нн)ый работой он крепко спал. 13. Св..ркнувшая в ж..стких волосах Плюшкина с..дина верная п..друга скупости помогла ей ещё более развит..ся. (Н. Гоголь) 14. Ра..сказ очень понравился мне за исключением (не)которых д..талей. (М. Горький) 15. Ему ли карлику т..гаться с исп..лином? (А. Пушкин)

2. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

(1) Утром, после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным. (2) Художник даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской.

(3) Репин — великий мастер.

(4) Он мучил себя работой до обморока, переписывая каждую картину до двенадцати раз. (5) Во время создания той или иной композиции на него нередко нападало такое отчаяние, что он в один день уничтожал всю картину и на следующий день снова принимался за неё.

(6) К старости у него стала сохнуть правая рука — он сейчас же стал учиться писать левой.

(7) А когда от старческой слабости Репин уже не мог держать в руках палитру, он повесил её, как тяжёлый камень, на шею.

(8) Если войдёшь в расположенную под его мастерской комнату, то слышишь топот его ног. (9) Это он после каждого мазка отходит поглядеть на холст, потому что мазки были рассчитаны на далёкого зрителя. (Ю)Каждый день, в шесть часов, художник отправлялся на прогулку и вышагивал по нескольку вёрст; он уходил отдыхать, когда изнемогал до бесчувствия.

(По К. Чуковскому)

    1) Среди предложений 1 — 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    2) Среди предложений 8 — 10 найдите предложение с уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

    3) Среди предложений 5 — 9 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    4) Среди предложений 6 — 10 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    5) В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющем обстоятельстве.

Утром,(1) после завтрака,(2) Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством,(3) потому что тружеником он был беспримерным.

    Оценка

    Работа над ошибками

    Фамилия, имя ...

Вариант 4

1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните обособленные члены.

1. Над горной пустыней окружавшей меня с..ял легкий л..зурный купол. (И. Бунин) 2. Человек (не)помнящий прошлого лишает себя гр..дущего. (М. Дудин) 3. Разбежавшись Лёнька прыгнул. 4. Я (ни)чего (не)мог разл..чить кроме мутного кручения м..тели. (А. Пушкин) 5. Он похудевший и осунувшийся уехал (за)границу. (В. Набоков) 6. Разморё(н,нн)ые жарой люди двигаются медле(н,нн)о вяло. (В. Шукшин) 7. Дочь генерала м..ловидная полная девушка сидела с женихом в дальнем углу гости(н, нн)ой. (А. Толстой) 8. Почти (не)знакомые до этого мы через (пол)часа б..седы становились друзьями. (А. Степанов) 9. Я спрятался за куст любуясь работой дятла. (В. Песков) 10. Пр..водник поставил на столик чай печенье и вежл..во кивнув уд..лился. (А. Пушкин) 11. Он решился войти смело гл..деть прямо (не)смотря (ни)(на)что. (А. Чехов) 12. Там на горизонте было видно ра..плывающ..еся п..тно (в)друг вынырнувшего солнца. 13. Я слушал его ра..весив уши. (А. Толстой) 14. Три года она работала не покладая рук. 15. Где(то)там в двух километрах (от)сюда среди болот скрывает..ся Ч..рное озеро. (К. Паустовский)

2. Прочитайте текст и выполните задания 1 — 5.

(1) Мне бы хотелось сказать несколько слов об искусстве садов и парков. (2) Садово-парковое искусство — наиболее захватывающее и наиболее воздействующее на человека из всех искусств. (3) Такое утверждение кажется на первый взгляд странным. (4) Почему, в самом деле, садово-парковое искусство должно быть более действенным, чем поэзия, литература, философия, театр, живопись и т. д.?

(5) Но вдумайтесь беспристрастно и вспомните собственные впечатления от посещения наиболее дорогих нам всем исторических парков, совсем уже запущенных.

(6) Вы идёте в парк, чтобы отдохнуть, подышать чистым воздухом, с его ароматом весны или осени, цветов и трав. (7) Парк окружает вас всюду, со всех сторон. (8) Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам всё новые виды, и вы, гуляя по его аллеям, только облегчаете ему, заросшему весенней травой, показ самого себя. (9) Вас окружает тишина, и в тишине с особой остротой возникает шум весенней листвы вдали или шуршание опавших осенних листьев под ногами, слышится пение птиц или лёгкий треск ветки вблизи; создающие ощущение пространства и простора звуки настигают вас. (10) Создав особую «симфонию» красок, объёмов, звучаний, парк раскрывает ваши чувства.

(По Д. Лихачёву)

    1) Среди предложений 6 — 10 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    2) Среди предложений 5 — 10 найдите предложение с уточняющим обстоятельством места. Напишите номер этого предложения.

    3) Среди предложений 1 — 5 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    4) Среди предложений 7 — 10 найдите предложение с необособленным согласованным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

    5) В данных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном определении, относящемуся к личному местоимению.

Вы и парк обращены друг к другу; парк открывает вам всё новые виды,(1) и вы,(2) гуляя по его аллеям,(3) только облегчаете ему,(4) заросшему весенней травой,(5) показ самого себя.

    Оценка

Работа над ошибками