Русский язык - Диагностические работы 8 класс - Н. Н. Соловьёва 2017

Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Простое двусоставное предложение

• 1-й вариант •

• Часть А •

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

    После этого рассказа Полесье, куда я сейчас попал, представилось мне совершенно иным. (К. Паустовский.)

    1) я попал, представилось мне

    2) Полесье представилось, я попал

    3) представилось мне совершенно иным, попал сейчас

    4) я попал, Полесье представилось иным

    Ответ: 4

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

    1) на цирковой арене      имя прилагательное

    2) бежать стремглав      наречие

    3) красный от натуги      имя существительное

    4) по-детски наивно      глагол

    Ответ: 1) имя сущ.; 2) глагол; 3) имя прилаг.; 4) нареч.

3. Какой пример не является словосочетанием?

    1) стёганое одеяло

    2) пошёл и не вернулся

    3) улетающий вдаль

    4) пройтись пешком

    Ответ: 2

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — согласование.

    1) прятаться от грозы

    2) платье в горошек

    3) о бедном гусаре

    4) бешено мчаться

    Ответ: 3

5. Подчеркните в каждом предложении подлежащее. Укажите при помощи стрелочек, какой частью речи оно выражено.

    Ответ: 1) глагол; 2) словосоч.; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

    1) Зелёный луг, как чудный сад, пахуч и свеж в часы рассвета. (И. Суриков.)

    2) В ожиданье конь убогий, точно вкопанный, стоит... (А. Майков.)

    3) Пусть я — радость отраженья... (И. Анненский.)

    4) Буду готов сразиться с вами...

    простое глагольное сказуемое

    составное глагольное сказуемое

    составное именное сказуемое

    Ответ: 1) сост. имен, сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. имен, сказ.; 4) сост. глаг. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Все мы знаем, что рождение новой жизни это таинство самой матери-природы.

    2) Древние народы, принимая в жизнь нового человека, внимательно наблюдали за происходящими природными явлениями.

    3) Если рождение ребёнка сопровождала яркая звезда на небосводе, то его родители называли «Утренней звездой», если начинался сильный ветер, то имя могло быть «Порывистый ветер» или «Вихрь».

4) Современные родители часто называют детей, просто ориентируясь на свои симпатии к имени. (По материалам «Полной энциклопедии имён».)

    Ответ: 1

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

    1) Грудь его вздымалась горой.

    2) Это вызывает в наблюдателе детские представления.

    3) Сорок лиц смотрят на дверь.

    4) Между тем я всегда был оптимистом и очень любил жизнь. подлежащее

    сказуемое

    обстоятельство

    дополнение

    определение

    Ответ: 1) обст.; 2) опред.; 3) подлеж.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

    1) Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и лечатся одинаково. (А Пушкин.)

    2) Все эти представления и размышления очень рано стали соотноситься с темой жизни человеческой. (По Т. Ерёминой.)

    3) Художник воспроизводит и внутренний мир человека и его характер. (О. Никологорская.)

    4) О происхождении выражения «на курьих ножках» существует несколько легенд. (По В. Муравьёву.)

    Ответ: 4

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

    1) Взяв на откуп университетскую типографию, он [Новиков] умножил механические способы книгопечатания, отдавал переводить книги, завёл лавки в других городах, всячески старался приохотить публику ко чтению, угадывал общий вкус и не забывал частного. (Н. Карамзин.)

    2) Исторические процессы без выдающихся исторических личностей не изменили бы своего направления, но были бы сильно замедлены... (Д. Лихачёв.)

    3) Я сам обезумел от удивления смотря на обставленную высокими домами улицу. (М. Загоскин.)

    4) О, если бы её [поэзию] могли состарить годы! (Н. Некрасов.)

    Ответ: 3

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Прочитал Моня, что вечный двигатель невозможен, что многие и многие пытались всё же изобрести такой двигатель... (2) Посмотрел внимательно рисунки тех «вечных двигателей» и задумался.

(3) Моне шёл двадцать шестой год. (4) Он жил с бабкой, хотя где-то были и родители, мать с отцом, но бабка ещё маленького взяла его к себе от родителей и вырастила. (5) Моня окончил семилетку в деревне, поучился в сельскохозяйственном техникуме полтора года, не понравилось, бросил, до армии работал в колхозе, отслужил в армии, приобрёл там специальность шофёра и теперь работал в совхозе шофёром. (6) Моня был белобрыс, скуласт, с глубокими маленькими глазами. (7) Большая нижняя челюсть его сильно выдавалась вперёд, отчего даже вид у Мони был крайне заносчивый и упрямый. (8) Вот уж что у него было, так это было: если ему влезет в лоб какая-то идея — то ли научиться играть на аккордеоне, то ли отстоять в своём огороде семнадцать соток, сколько у них с бабкой, а не пятнадцать, как по закону положено, — то идея эта, какая в него вошла, подчиняла себе всего Моню. (9) Больше он ни о чём не мог думать и своего добивался.

(10) Так и тут, с этим двигателем. (11) Моня перестал видеть и понимать всё вокруг, весь отдался великой изобретательской задаче. (12) Что бы он ни делал — ехал на машине, ужинал, смотрел телевизор, — все мысли о двигателе. (13) Он набросал уже около десятка вариантов двигателя, но сам же и браковал их один за другим. (14) Мысль работала судорожно, Моня вскакивал ночами, чертил какое-нибудь очередное колесо... (15) В своих ... он всё время топтался вокруг колеса, сразу с колеса и начал и продолжал искать новые и новые способы — как заставить колесо постоянно вертеться. (16) И наконец способ был найден. (По В. Шукшину.)

11. Определите тип речи текста.

    1) повествование

    2) повествование с элементами описания

    3) рассуждение с элементами описания

    4) описание

    Ответ: 2

12. Какие предложения дают нам представление о внешности Мони?

    Ответ: 3, 6, 7

13. В каком предложении заключена основная мысль текста?

    Ответ: 11

14. Какое существительное пропущено в 15-м предложении?

    1) мыслях

    2) догадках

    3) размышлениях

    4) думах

    Ответ: 2

15. Укажите номер предложения, в котором встречаются неопределённые формы глагола в роли определения.

    Ответ: 8

16. Укажите номера предложений, в которых используются числительные.

    Ответ: 3, 5, 8

17. Из 10 — 16-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

    Ответ: был найден

18. Из 10 — 16-го предложений выпишите однородные составные глагольные сказуемые.

    Ответ: перестал видеть и понимать, начал и продолжал искать

• 2-й вариант •

• Часть А •

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

    Виляя хвостиками, игриво прижимаясь к земле, неразумные волчата поползли к человеку, надеясь пуститься с ним наперегонки, но тут из овражка выскочила волчица и глухо зарычала. (По Ч. Айтматову.)

    1) волчата поползли пуститься, выскочила волчица

    2) виляя, прижимаясь, волчата поползли, выскочила волчица

    3) волчата поползли, выскочила и зарычала волчица

    4) волчата поползли пуститься, выскочила и глухо зарычала

    Ответ: 3

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

    1) нырнуть в прорубь      деепричастие

    2) за стременной поводок    имя       числительное

    3) сидя в засаде      имя существительное

    4) один из нас      глагол

    Ответ: 1) глагол; 2) имя сущ.; 3) деепр.; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

    1) сказать в сердцах

    2) база данных

    3) народ расступился

    4) комочек шерсти

    Ответ: 3

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — управление.

    1) равнодушный ко всему

    2) больно вспоминать

    3) отправить в никуда

    4) над страшной бездной

    Ответ: 1

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

    Ответ: 1) имя числит.; 2) служ. часть речи (субст.); 3) местоим.; 4) словосоч.

6. С Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

    1) Пни, камни, кочек бугорки, и между них седой пушицы торчат, качаясь, колоски. (Н. Холодковский.)

    2) Живуч оказался дед Щукарь! (М. Шолохов.)

    3) Нам песня строить и жить помогает. (Б. Лебедев-Кумач.)

    4) Иметь разборчивый почерк — первое правило вежливости. (Б. Ключевский.)

    простое глагольное сказуемое

    составное глагольное сказуемое

    составное именное сказуемое

    Ответ: 1) прост, глаг. сказ.; 2) сост. имен. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Найдите предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Некий английский фабрикант окрасил свои цехи в чёрный цвет, это породило эпидемию нервных заболеваний у работниц.

    2) На одном заводе в Чикаго рабочие отказались обедать в новом кафетерии, потому что сверкающее белизной помещение напоминало больницу.

    3) Кабины самолётов оказалось нерациональным красить в жёлтый цвет, так как он ухудшает работу вестибулярного аппарата.

    4) Для горячих цехов более целесообразны не красный, оранжевый и другие тёплые тона, а голубой и зелёный цвета так как они улучшают физическое состояние человека и повышают его работоспособность.

    Ответ: 4

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

    1) Замешательство продолжалось пять минут.

    2) Главное свойство моей души — нетерпение.

    3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

    4) Чтобы я мог купить завтрак, мне давали пять копеек.

    подлежащее

    сказуемое

    обстоятельство

    дополнение

    определение

    Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) опред.; 4) дополн.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

    1) Зачастую портрет рассказывает нам о мыслях мечтах надеждах человека больше чем мог бы рассказать он сам. (О. Никологорская.)

    2) Крик осла был протяжен и долог проникал в мою душу как стон... (А Блок.)

    3) Мягкий свет падает на витрины с выставленными в них античными вазами. (По материалам «Детской роман-газеты».)

    4) Шифр набор знаков составленный путём перестановки букв внутри текста а также замены одной буквы либо на другой знак либо на какой-нибудь символ. (По материалам «Детской энциклопедии».)

    Ответ: 3

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

    1) Проходили минуты, проходили часы.

    2) Отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилия опережая напряжённо работающую машину.

    3) Я подошёл, и долго не мог ничего понять.

    4) Ты начинал думать, что поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия, спрятанную в лунной дорожке. (По В. Астафьеву.)

    Ответ: 3

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Было в деревне два кузнеца-молодца. (2) Одного звали Фомкой, а другого Ерёмкой. (3) По-уличному их прозвали воробьями. (4) Ерёмка действительно походил на воробья. (5) Он был маленький, задиристый и горластый. (6) При споре с людьми даже подпрыгивал, будто хотел переклевать их. (7) Но зато Фомка важно держал себя. (8) Ходил по земле не как-нибудь, а каждую ногу с достоинством ставил, чтобы видели все — идёт человек. (9) При разговоре не каждый раз поворачивал голову в сторону своего собеседника, чтобы тот чувствовал, когда он дельные слова говорит, а когда пустое мелет.

(10) Работали они в разных кузницах и терпеть не могли друг друга. (11) Своими спорами они будоражили всю деревню. (12) Если Фомка шёл в сторону кузницы Ерёмки, из домов выбегали все от мала до велика, чувствуя, что сейчас произойдёт такое, о чём будут говорить целый год.

(13) Но спорили воробьи молча.

(14) Однажды Фомка принёс Ерёмке горсть стекла и на глазах своего соперника сделал бутылку с такими тонкими стенками, что, кажется, стоит дотронуться до них — и лопнет бутылка, как мыльный пузырь. (15) А к вечеру приходит к своему сопернику Ерёмка и подаёт ему бутылку обратно. (16) Только бутылка уже была окована железными обручами, да ещё внутри неё оказался громадный огурец.

(17) Тогда Фомка со спокойным лицом отставил бутылку, подобрал с пола ... кусочек железа, величиной с ноготок, выковал из него ромашку и приколол к картузу Ерёмки. (18) Ерёмка поклонился в знак благодарности, взял в руки цветок, каждую тычинку отделил одну от другой и возвратил опять Фомке. (19) Фомка разозлился, схватил лом, накалил его и, как на верёвке, сделал три узла. (20) Ерёмка оглядел как следует узлы, снова подогрел лом, не торопясь развязал узлы и прямёхонький лом вернул хозяину.

(21) А потом воробьи сели друг против друга, выпили по кружке медовухи и закусили тем огурцом, который был в бутылке, но вытащили его, не разбивая её.

(22) Этот день был самый шумный в деревне, все только и говорили о кузнецах, а они после этого часа снесли одну кузницу и стали работать вместе. (По И. Панькину.)

11. Определите тип речи текста.

    1) повествование

    2) повествование с элементами описания

    3) рассуждение с элементами описания

    4) описание

Ответ: 2

12. Из первого абзаца выпишите приложение-определение, выраженное именем существительным.

Ответ: кузнеца-молодца

13. В первых двух абзацах найдите фразеологизмы и выпишите их.

    Ответ: молоть пустое, от мала до велика

14. Какое прилагательное пропущено в 17-м предложении?

    1) махонький

    2) небольшой

    3) маленький

    4) микроскопический

    Ответ: 1

15. Подберите один-два синонима к выделенному слову.

    Ответ: тревожили, беспокоили

16. В каких предложениях используется сравнительный оборот?

    Ответ: 14, 19

17. Среди 17 — 22-го предложений найдите предложение с деепричастным оборотом.

    Ответ: 21

18. Из 13 — 18-го предложений выпишите составное именное сказуемое.

    Ответ: была окована

• 3-й вариант •

• Часть А •

1. Укажите грамматические основы приведённого предложения.

    Дед не любил горячего чая, но не пользовался блюдечком, а приглашал кого-нибудь из внуков подуть в чашку, и они наперебой старались перед ним отличиться. (Б. Окуджава.)

    1) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались

    2) дед не любил, не пользовался, приглашал, они старались отличиться

    3) дед не любил чая, не пользовался блюдечком, приглашал кого-нибудь, они старались

    4) дед не любил чая, не пользовался, приглашал подуть, они старались отличиться

    Ответ: 2

2. Обозначьте главное слово в словосочетаниях и при помощи стрелочек укажите, какой частью речи оно выражено.

    Ответ: 1) имя сущ.; 2) деепр.; 3) глагол; 4) имя числит.

3. Какой пример не является словосочетанием?

    1) стреляный воробей

    2) лодка с вёслами

    3) около террасы

    4) пятый слева

    Ответ: 3

4. Отметьте словосочетание, в котором есть подчинительная связь — примыкание.

    1) бег наперегонки

    2) перечитал с удовольствием

    3) трястись от страха

    4) любоваться картинкой

    Ответ: 1

5. В приведённых примерах подчеркните подлежащие. Укажите при помощи стрелочек, какими частями речи они выражены.

    Ответ: 1) словосоч.; 2) глагол; 3) имя сущ.; 4) местоим.

6. Подчеркните сказуемые. Укажите при помощи стрелочек их вид.

    1) Матушка присела на грядке выкопать сныть — самый живучий сорняк любого огорода в Подмосковье.

    2) Учительница попросила ребят открыть тетради и записать тему урока.

    3) Он больше не будет к тебе обращаться за советом.

    4) Быть самым умным — значит стать за всё ответственным.

    простое глагольное сказуемое

    составное глагольное сказуемое

    составное именное сказуемое

    Ответ: 1) сост. глаг. сказ.; 2) прост, глаг. сказ.; 3) сост. глаг. сказ.; 4) сост. имен. сказ.

7. Отметьте предложение с пунктуационной ошибкой.

    1) Александр Васильевич Суворов — великий полководец, один из основоположников русского военного искусства.

    2) Начитавшись в детстве старинных книг о войнах, сражениях и походах, Суворов мечтал стать великим полководцем.

    3) Отец Суворова долго не соглашался определить сына на нелёгкую военную службу, потому что тот рос очень болезненным.

    4) Однако увидев в сыне не по годам развитую волю и непреклонное упорство, отец уступил и пятнадцати лет от роду Суворов поступил в военную школу.

    Ответ: 4

8. Укажите при помощи стрелочек синтаксическую роль выделенных слов.

    1) В ту эпоху и в армии и во флоте носили усы.

    2) Иногда порт заполнялся серыми военными судами.

    3) Ел черешню без обычного ощущения упоения.

    4) Чтобы я мог позавтракать, мне давали пять копеек.

    подлежащее

    сказуемое

    обстоятельство

    дополнение

    определение

    Ответ: 1) обст.; 2) подлеж.; 3) дополн.; 4) сказ.

9. Укажите предложение, в котором не содержатся однородные члены. Знаки препинания внутри предложений не расставлены.

    1) Наибольшей популярностью армяк пользовался среди ямщиков и городских извозчиков. (В. Ситников.)

    2) Сколько поколений русских детей слушали этот старинный напев? (И. Соколов-Микитов.)

    3) Пороки злоупотребления вот что не меняется а надевает на себя всевозможные личины... (П. Бомарше.)

    4) Там волны с блесками и всплесками непрекращаемого танца. (Н. Гумилёв.)

    Ответ: 2

10. Отметьте предложение, в котором неверно расставлены знаки препинания.

    1) Стояла ночь и впереди теплохода росчерком играл лунный блик.

    2) Искрясь, извиваясь змейкой, прыгая головастиком и убегая шустрой ящеркой, блик лунного света сулил знание неразгаданных тайн природы и всемирного бытия.

    3) Ты начинал верить, чего-то с нетерпением ждать.

    4) От долгого наблюдения начинало казаться, что вот-вот теплоход настигнет живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа. (По В. Астафьеву.)

    Ответ: 1

• Часть В •

    Прочитайте текст. Выполните задания, приведённые после него. Ответы на 12, 13, 15 — 18-й вопросы запишите, используя предоставленные для этого строки.

(1) Маму называли «крепким специалистом». (2) Это определение очень к ней подходило. (3) Всегда собранная, одетая скромно, но безупречно, с иголочки, мама была человеком волевым и «с убеждениями», как подчёркивали её сослуживцы. (4) Например, без косы, которая золотистой подковой обрамляла голову, я маму просто ни разу в жизни не видела. (5) Впрочем, напоминая по форме подкову, эта золотистая коса по сути, скорее, была короной, ибо, прикоснувшись к ней, мама обретала ещё большую, чем обычно, уверенность в себе и принимала осанку владычицы. (6) Когда она протягивала руку к косе, я знала, что сейчас будет сказано что-то очень важное и поучительное.

(7) Бездумно мама не бросала слов ни на ветер, ни в безветренную погоду. (8) Она выстраивала мысли с алгебраической точностью, вынося за скобки всё лишнее. (9) И почти никогда не меняла свои ... точки зрения на какие-либо точки с запятыми или многоточия.

(10) Мама всюду как бы была при исполнении служебных обязанностей. (11) Она без устали боролась за окружающую среду, которую постоянно кто-нибудь загрязнял. (12) Даже трубы мне, казалось, в её присутствии дымили застенчиво, не в полную силу. (13) А курить вообще никто не решался. (14) Правда, порой меня удивляло, что мама, борясь с отравлением природы, самой природой не восхищалась, не замечая её красот. (15) Борьба для неё была свойственней, чем любовь. (16) Если, конечно, речь не шла обо мне. (17) А может, такое обобщение было и вовсе неверным, несправедливым. (По А. Алексину.)

11. Определите тип речи текста.

    1) повествование

    2) повествование с элементами описания

    3) рассуждение с элементами описания

    4) описание с элементами рассуждения

    Ответ: 4

12. В каком предложении заключена основная мысль текста?

    Ответ: 15

13. Укажите предложения, описывающие внешность мамы.

    Ответ: 3, 4, 5

14. Какое прилагательное пропущено в 9-м предложении?

    1) конкретные

    2) твёрдые

    3) точные

    4) жёсткие

    Ответ: 2

15. Укажите номер предложения, в котором встречается авторская интерпретация фразеологизма.

    Ответ: 7

16. В каком предложении встречается отрицательное местоимение в роли подлежащего?

    Ответ: 13

17. Из последнего абзаца выпишите составные именные сказуемые.

    Ответ: была свойственней; было неверным, несправедливым

18. Из 6-го предложения выпишите грамматические основы.

    Ответ: она протягивала, я знала; будет сказано что-то важное и поучительное