Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Л. А. Аксенова 2020
8 класс
Обобщающие слова при однородных членах
Вариант 1
1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однородные члены подчеркните как члены предложения.
1) Юношескую непосредственность задор огонёк надо заботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки заливные луга ширь небесная на много вёрст всё это делает Константиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 4) Здесь и справа и слева двери были белы. 5) В поле в роще в воздухе везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые деревья осина ольха берёзки ещё голы стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки ни крючки ни лестницы не помогли добраться до дна пещеры. 8) Нигде ни в одном из окон ни в пропускных будках в шахтах ни на переездах не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать классиков Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова...
Ответ:
1) Юношескую непосредственность, задор, огонёк надо заботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки, заливные луга, ширь небесная на много вёрст — всё это делает Константиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя, умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 4) Здесь, и справа, и слева двери были белы. 5) В поле, в роще, в воздухе — везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые деревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы не помогли добраться до дна пещеры. 8) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропускных будках в шахтах, ни на переездах — не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать классиков: Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова...
2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять постановку тире.
1. Ноябрь — первый месяц зимы.
2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.
3. Смелому — уважение, трусу — презрение.
4. «Береги честь смолоду», — учит пословица.
1. Ноябрь — первый месяц зимы.
Тире ставится потому, что и сказуемое, и подлежащее выражены именем существительным.
2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.
После однородных слов и перед обобщающим словом ставим тире.
Вариант 2
1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однородные члены подчеркните как члены предложения.
1) Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни воскресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец ни сестра ни друзья. 3) Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 4) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в огороде и на железной крыше дома и на хворосте и на ботве. 6) Звуки и запахи тучи и люди были странно красивы. 7) И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким увереньям ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья и ребячьи лица и гнедой Лысан стали в лучах заходящего солнца алыми.
Ответ:
1) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни воскресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец, ни сестра, ни друзья. 3) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. 4) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы — ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в огороде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве. 6) Звуки и запахи, тучи и люди — были странно красивы. 7) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким увереньям, ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья, и ребячьи лица, и гнедой Лысан — стали в лучах заходящего солнца алыми.
2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять постановку тире.
1. И деревья, и трава — всё было в инее.
2. «Завтра пойдём на рыбалку», — сказал дедушка.
3. Россия — многонациональное государство.
4. В труде — счастье.