Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Л. А. Аксенова 2020

8 класс
Обобщающие слова при однородных членах

Вариант 1

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Юношескую непосредственность задор огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки залив­ные луга ширь небесная на много вёрст всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя умей всё пережить печаль и радость и тревогу. 4) Здесь и справа и слева двери были белы. 5) В поле в ро­ще в воздухе везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья осина ольха берёзки ещё голы стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки ни крючки ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде ни в одном из окон ни в пропу­скных будках в шахтах ни на переездах не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова...

Ответ:

1) Юношескую непосредственность, задор, огонёк надо за­ботливо хранить и лелеять. 2) Высокий берег Оки, залив­ные луга, ширь небесная на много вёрст — всё это делает Кон­стантиново одним из красивейших уголков страны. 3) Живя, умей всё пережить: печаль, и радость, и тревогу. 4) Здесь, и справа, и слева двери были белы. 5) В поле, в ро­ще, в воздухе — везде царствовало безмолвие. 6) Некоторые де­ревья: осина, ольха, берёзки — ещё голы, стволы и сучья их на холсте безветренного тёплого дня набросаны так и сяк. 7) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы не помогли добрать­ся до дна пещеры. 8) Нигде: ни в одном из окон, ни в пропу­скных будках в шахтах, ни на переездах — не видно было даже проблеска света. 9) Учитель советует читать и изучать клас­сиков: Пушкина, Тургенева, Л. Толстого, Чехова...

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

3. Смелому — уважение, трусу — презрение.

4. «Береги честь смолоду», — учит пословица.

1. Ноябрь — первый месяц зимы.

Тире ставится потому, что и сказуемое, и подлежащее выражены именем существительным.

2. Вверху и внизу — всюду пели жаворонки.

После однородных слов и перед обобщающим словом ставим тире.

Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания. Обобщающие слова и однород­ные члены подчеркните как члены предложения.

1) Нет ничего откладывать нельзя ни праздник ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец ни сестра ни друзья. 3) Почти везде на суше в океане в атмосфере и даже в вечных льдах обитают живые существа. 4) Ни верёвки ни крючки ни лестницы ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде и на железной крыше дома и на хворосте и на ботве. 6) Звуки и запахи тучи и люди были странно красивы. 7) И кочи и моховые болота и пни всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах я не верю ничему ни снам ни сладким уве­реньям ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья и ребячьи лица и гнедой Лысан стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

Ответ:

1) Нет, ничего откладывать нельзя: ни праздник, ни вос­кресную прогулку. 2) Не смогли приехать на этот праздник ни отец, ни сестра, ни друзья. 3) Почти везде: на суше, в океане, в атмосфере и даже в вечных льдах — обитают живые существа. 4) Ни верёвки, ни крючки, ни лестницы — ничто не помогло добраться до дна пещеры. 5) Иней лежал и в ого­роде, и на железной крыше дома, и на хворосте, и на ботве. 6) Звуки и запахи, тучи и люди — были странно красивы. 7) И кочи, и моховые болота, и пни — всё хорошо под сиянием лунным. 8) Ах, я не верю ничему: ни снам, ни сладким уве­реньям, ни даже сердцу твоему. 9) И берёзовые стволы у ручья, и ребячьи лица, и гнедой Лысан — стали в лучах захо­дящего солнца алыми.

2. Составьте схемы предложений, которые будут объяснять поста­новку тире.

1. И деревья, и трава — всё было в инее.

2. «Завтра пойдём на рыбалку», — сказал дедушка.

3. Россия — многонациональное государство.

4. В труде — счастье.