Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Л. А. Аксенова 2020

Повторение изученного в V - VIII классах

Работа № 1

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания.

(1)Каково же «геогр..фическое пол..жение» пунктуац..о(н,нн)ых знаков? (2)У них есть три излюбле(н,нн)ых места об..тания конец предл..жения гр..ница между пр..стыми предл..жениями в с..ставе сложного и «про­странство» (в)нутри пр..стого предл..жения. (3)Четыре знака преп..нания вопр..сительный воскл..дательный точ..ка и мног..точие пос..лились в конце предл..жения. (4)На гр..нице между пр..стыми предл..жениями в с..ставе сложного об.. тают тоже четыре знака зап..тая точ..ка с зап..той двоеточие и тире. (5)Внутри пр..стого предл..жения можно встретить не только зап..тую двоето­чие или тире но и т..кие ср..внительно редкие знаки как к..вычки скобки мног..точие.

(6)3наки пр..пинания являясь важным средством оф..рмления письме(н,нн)ой речи указ..вают на её смысло­вое членение. (7)Ф. И. Буслаев извес..ный лингвист писал пунктуац..я сп..собствует яс..ности в изл..жении мыслей отделяя одно предл..жение от другого или одну часть его от другой...

(8)По утв..рждению С. И. Львовой каждый пункту- ац..о(н,нн)ый знак имеет свой неповт..римый «х..рактер». (9)А значит пунктуац..я средство б..льших выр..зительных в..зможностей. (10)Следовательно с помощью знаков пре­пинания пишущий человек не только выр..жает что(то) но и выр..жает самого себя.

(По Г. Граник, С. Бондаренко)

Ответ:

(1)Каково же «географическое положение» пунктуационных знаков? (2)У них есть три излюбленных места обитания: конец предложения, граница между простыми предложениями в составе сложного и «про­странство» внутри простого предложения. (3)Четыре знака препинания: вопросительный, восклицательный, точка и многоточие, поселились в конце предложения. (4)На границе между простыми предложениями в составе сложного обитают тоже четыре знака: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. (5)Внутри простого предложения можно встретить не только запятую, двоето­чие или тире, но и такие сравнительно редкие знаки, как кавычки, скобки, многоточие.

(6)3наки препинания, являясь важным средством оформления письменной речи, указывают на её смысло­вое членение. (7)Ф. И. Буслаев, известный лингвист, писал: «Пунктуация способствует ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой...»

(8)По утверждению С. И. Львовой: «Каждый пунктуационный знак имеет свой неповторимый характер». (9)А значит, пунктуация — средство больших выразительных возможностей. (10)Следовательно, с помощью знаков пре­пинания пишущий человек не только выражает что-то, но и выражает самого себя.

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания.

(1) Несомне(н,нн)ое д..стоинство деепричас..ного оборота краткость речи. (2)(В)отличи.. от сложноподч..нё(н,нн)ого пр..дложения пр..стое пр..дложение с деепричас..ным обо­ротом более сжатое в своём сл..варном составе звучит эн..ргичнее.

(3)Деепричастия и деепричас..ные обороты обл..дая б..льшой выр..зительностью ш..роко и..пользуются в языке художестве(н,нн)ой л..тературы. (4)Эту особе(н,нн)ость деепричас..ных к..нструкц..й можно пок..зать и на таком пр..мере. (5)П..сатель Григорович ра(с,сс)каз..вая о своих л..тературных нач..наниях вспом..нает что его очерк Пе­тербургские шарманщики заслужил од..брение Ф. М. Дос­тоевского но одно место ему (не)понравил..сь. (6)В очерке было такое пр..дложение Когда шарманка перест..ёт играть чиновник из окна бр..сает п..так который пад..ет к ногам шарманщика. (7)Прочитав это пр..дложение Достоевский вдруг раздр..жё(н,нн)о заг..ворил Не то не то У тебя выхо­дит слишком сухо: п..так упал к ногам... Надо было ск..зать: п..так упал на м..стовую звеня и подпрыгивая.

(8)По спр..ведливому зам..чанию Достоевского деепри­частия «звеня» и «подпрыгивая» действительно гораздо жив..писнее они дор..совывают дв..жение. (9)Урок велико­го писателя Григорович запомнил на всю ж..знь. (10)Зам..чание это вспом..нал он с бл..годарностью было для меня целым откр..вением.

(11)Исти(н,нн)ый мастер слова Достоевский (не)мог ост..ваться равн..душным к «слабым местам» в творчестве собратьев по перу.

(По И. Голуб, Д. Розенталю)

Ответ:

(1)Несомненное достоинство деепричастного оборота — краткость речи. (2)В отличие от сложноподчинённого предложения, простое предложение с деепричастным обо­ротом более сжатое в своём словарном составе, звучит энергичнее.

(3)Деепричастия и деепричастные обороты, обладая большой выразительностью, широко используются в языке художественной литературы. (4)Эту особенность деепричастных конструкций можно показать и на таком примере. (5)Писатель Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Дос­тоевского, но одно место ему не понравилось. (6)В очерке было такое предложение: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». (7)Прочитав это предложение, Достоевский вдруг раздражённо заговорил: «Не то, не то! У тебя выхо­дит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».

(8)По справедливому замечанию Достоевского, деепри­частия «звеня» и «подпрыгивая» действительно гораздо живописнее, они дорисовывают движение. (9)Урок велико­го писателя Григорович запомнил на всю жизнь. (10)Замечание это — вспоминал он с благодарностью — было для меня целым откровением.

(11)Истинный мастер слова, Достоевский, не мог оставаться равнодушным к «слабым местам» в творчестве собратьев по перу.

Работа № 2

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания. Предложения 1,9 разберите по членам.

1) Качество речи пок..затель уровня инте(л,лл)ектуального и эмоц..онального развития человека. (А. Герасимова) 2) Автор идёт от мысли к сл..вам а ч..татель от слов к мысли. (Н. Шамфор) 3) Читайте про­стонародные ска..ки мол..дые п..сатели чтоб видеть свой­ства ру(с,сс)кого языка. (А. Пушкин) 4) Высокая культура разг..вора и письме(н,нн)ой речи хорош..е знание и разви­тие чутья языка умение пользоват..ся его выр..зительными средствами самая луч..шая опора самое верное подспорье самая надёжн..я реком..ндац..я каждого человека в его обществе(н,нн)ой жизни и творческой деятельности. (В, Виноградов) 5) В языке всё части слов сл..ва сл..восоч..тания пр..дложения име..т звуковое оф..рмление. (И. Постникова) 6) В словосоч..тании п..р..крещивают..ся разные уровни языковой с..стемы лек­сика морф..логия и синт..ксис. (В. Круковер) 7) Язык са­мая ж..вая самая обильная и проч..ная связь со­ед..няющ..я о..жившие ж..вущие и будущие пок..ления в одно в..ликое историческое ж..вое целое. (К. Ушинский) 8) Обществе(н,нн)ая реч.. должна быть и прав..льной и выр..зительной зав..щал нам сегодня ж..вущим академик Виноградов. 9) Обладая и лексическим и гра(м,мм)атическим зн..чением слово сп..собно объед..нят..ся с другими сл..вами включат..ся в предложение. (И. Постникова) 10) Ус..ная фраза перенесё(н,нн)ая на бумагу всегда подв..ргается некоторой обработк.. хотя бы по части синт..ксиса. (В. Шергин) 11) Славяно- ро(с,сс)ийский язык по св..детельству самих иностра(н,нн)ых эстетиков (не) уступает ни в муж..стве л..тинскому ни в плавности греческому пр..восходя все ев­ропейские языки. (К. Горбачевич)

Ответ:

1) Качество речи — показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека. (А. Герасимова) 2) Автор идёт от мысли к словам, а читатель от слов к мысли. (Н. Шамфор) 3) Читайте про­стонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свой­ства русского языка. (А. Пушкин) 4) Высокая культура разговора и письменной речи, хорошее знание и разви­тие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (В. Виноградов) 5) В языке всё: части слов, слова, словосочетания, предложения имеют звуковое оформление. (И. Постникова) 6) В словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лек­сика, морфология и синтаксис. (В. Круковер) 7) Язык — са­мая живая, самая обильная и прочная связь, со­единяющая ожившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский) 8) «Общественная речь должна быть и правильной, и выразительной», — завещал нам сегодня, живущим, академик Виноградов. 9) Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. (И. Постникова) 10) Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. (В. Шергин) 11) Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все ев­ропейские языки. (К. Горбачевич)

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания. Предложения 1, 8 разберите по членам.

1) Язык вел..чайшее д..стояние народа его гордость и с..кровище. (Из журнала «Русский язык в школе») 2) Все науки в гра(м,мм)атик.. нужду имеют п..сал М. В. Ломо­носов. 3) Подли(н,нн)ая кр..сота языка действующ..я как сила созд..ётся точ..ностью яс..ностью звуч..ностью слов которые оф..рмляют к..ртины х..рактеры идеи книг. (М. Горький) 4) Язык образ всего внутре(н,нн)его мира че­ловека его ума сер..ца восп..тания умстве(н,нн)ых и нравстве(н,нн)ых сил... (По И. Гончарову) 5) Зоркость глаза точ..ность мысли сов..рше(н,нн)ое знание языка умение отобрать самые нужные сл..ва для выр..жения самого главного всё это открывает необ..зримые в..зможности ре­ал..стического письма. (В. Инбер) 6) Язык для поэта это в..личестве(н,нн)ая с..мфония д..рующ..я радость творч..ства наполняющ..я смыслом жизнь вн..сящ..я свою г..рмонию в разум и чу..ства. (Р. Кавецкая) 7) Зачем о смертные мы всем другим наукам ст..раемся учит..ся так усердно а реч.. единую царицу мира мы з..бываем? (Еври­пид) 8) В печали и радости наш народ обр..щался к выр..зительному ру(с,сс)кому слову нах..дя в нём не­обх..димые о..зывы бодрость и увере(н,нн)ость в своих си­лах. (В. Аксёнов) 9) Шаблон в язык в..едается крепко особе(н,нн)о в язык л..тературный. (К. Паустовский) 10) Сл..варь В. И. Даля явление исключительное и пожа­луй (не) повторимое. (К. Горбачевич) 11) Кто бы ни был ты мой ч..татель я хочу чтобы ты полюбил в..л..колепную науку язык..знание. (Л. Успенский) 12) Д. С. Лихачёв гов..рил в..рнейший способ узнать человека его умстве(н,нн)ое развитие его м..ральный облик его х..рактер пр..слушат..ся к тому как он гов..рит.

Ответ:

1) Язык — величайшее достояние народа, его гордость и сокровище. (Из журнала «Русский язык в школе») 2) «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал М. В. Ломо­носов. 3) Подлинная красота языка, действующая как сила, создаётся точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют картины, характеры, идеи книг. (М. Горький) 4) Язык — образ всего внутреннего мира че­ловека, его ума, сердца, воспитания умственных и нравственных сил... (По И. Гончарову) 5) Зоркость глаза, точность мысли, совершенное знание языка, умение отобрать самые нужные слова для выражения самого главного — всё это открывает необозримые возможности реалистического письма. (В. Инбер) 6) Язык для поэта — это величественная симфония, дарующая радость творчества, наполняющая смыслом жизнь, вносящая свою гармонию в разум и чувства. (Р. Кавецкая) 7) «Зачем, о смертные, мы всем другим наукам стараемся учиться так усердно, а речь, единую царицу мира, мы забываем?» (Еврипид) 8) В печали и радости наш народ обращался к выразительному русскому слову, находя в нём не­обходимые отзывы, бодрость и уверенность в своих си­лах. (В. Аксёнов) 9) Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный. (К. Паустовский) 10) Словарь В. И. Даля — явление исключительное и, пожа­луй, неповторимое. (К. Горбачевич) 11) Кто бы ни был ты, мой читатель, я хочу, чтобы ты полюбил великолепную науку — языкознание. (Л. Успенский) 12) Д. С. Лихачёв говорил: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушается к тому, как он говорит».

Работа № 3

Вариант 1

1. Соотнесите номер предложения и его характеристику.

1) На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

2) Меж тем в лазурных небесах плывёт луна, царица ночи...

3) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.

4) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею.

а) Предложение с обособленным определением, выра­женным причастным оборотом.

б) Предложение с обособленным определением, выра­женным прилагательным с зависимым словом.

в) Предложение с обособленным обстоятельством, выра­женным деепричастным оборотом.

г) Предложение с обособленным приложением.

Ответ:

2. Соотнесите номер предложения и его характеристику.

1) Завтра, если не будет дождя, мы с братом пойдём на рыбалку.

2) За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распро­страняла тусклое сияние.

3) По лугам дул ветер, а в лесах стояла тишина.

а) Сложносочинённое.

б) Сложноподчинённое.

в) Сложное бессоюзное.

3. Расставьте знаки препинания.

1) С каждым днём всюду богаче и разнообразнее стано­вится жизнь в лесу в поле на болоте в пруду и в озере. 2) Листва сорванная с деревьев закружилась и стала подниматься кверху. 3) Солнце село но долго ещё не тухнет закат. 4) Что ты рано осень в гости к нам пришла? 5) Зай­цы спасаясь от лыжников путали сложные петли. 6) То разгорается то гаснет фонарик то горе то радость освещает он. 7) Загадки позволяют многое узнать о быте и характере русского народа. 8) Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара. 9) Ли­цо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 10) Перед глазами ходил океан и колыхался и светился и уходил куда-то в бесконечность.

Ответ:

1) С каждым днём всюду богаче и разнообразнее стано­вится жизнь в лесу, в поле, на болоте, в пруду и в озере. 2) Листва, сорванная с деревьев, закружилась и стала подниматься кверху. 3) Солнце село, но долго ещё не тухнет закат. 4) Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? 5) Зай­цы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли. 6) То разгорается, то гаснет фонарик, то горе, то радость освещает он. 7) Загадки позволяют многое узнать о быте и характере русского народа. 8) Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара. 9) Ли­цо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 10) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Вариант 2

1. Соотнесите номер предложения и его характеристику.

1) Протиснувшись в одном месте сквозь заросли, я уви­дел в светлой воде маленьких рыбок.

2) Луна, спутник Земли, обращена к ней всегда одной стороной.

3) Перед окном у нас был луг, весь золотой от множест­ва цветущих одуванчиков.

4) Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усили­вался.

а) Предложение с обособленным определением, выра­женным причастным оборотом.

б) Предложение с обособленным определением, выра­женным прилагательным с зависимыми словами.

в) Предложение с обособленным обстоятельством, выра­женным деепричастным оборотом.

г) Предложение с обособленным приложением.

2. Соотнесите номер предложения и его характеристику.

1) Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что прикрыло оно его воинов тьмою.

2) С поля пахло рожью и дождём, ночь была душиста и прохладна.

3) Княжна хотела встать, но князь удержал её за руку.

а) Сложносочинённое.

б) Сложноподчинённое.

в) Сложное бессоюзное.

3. Расставьте знаки препинания.

1) Пробираясь сквозь кусты рыболов осыпал себя росой и теперь она посверкивала в его волосах. 2) Манифеста ещё

никто не читал но все знали о его появлении. 3) Послови­цы обогащают нашу речь делают её образной яркой. 4) И снова отсечённая от танков огнём залегла на голом склоне пехота. 5) Пословицы это цвет народного ума. 6) Мороз крепчал и щипал лицо и уши. 7) Летом Лёнька вместе с матерью копал огород и сеял косил и убирал сено. 8) Крас­новатый и дымный шнур огня и копоти ронял тусклый и ломкий свет в закопчённую темноту кузницы. 9) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.

Ответ:

1) Пробираясь сквозь кусты, рыболов осыпал себя росой, и теперь она посверкивала в его волосах. 2) Манифеста ещё никто не читал, но все знали о его появлении. 3) Послови­цы обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. 4) И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. 5) Пословицы — это цвет народного ума. 6) Мороз крепчал и щипал лицо и уши. 7) Летом Лёнька вместе с матерью копал огород и сеял, косил и убирал сено. 8) Крас­новатый и дымный шнур огня и копоти ронял тусклый и ломкий свет в закопчённую темноту кузницы. 9) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».

Работа № 4

Вариант 1

1 Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений 1,2, 3.

1) Тусклый свет л..жал на х..лстах краски хмур..лись. 2) Я поб..жал к хате но суховей настиг меня. 3) И вдруг в сыроватой после дождя пр..хладе я почу..ствовал как н..сётся волнами вдоль реки уд..вительный зап..х цв..тущих лип. 4) Часа через два когда всё на пристани умолкло я разбудил своего к..зака. 5) Поэт нам дор..г тем что он о счастье нам напом..нает и сумр..к ж..зни оз..ряет. 6) Заря разг..рается вот уже зол..тые пол..сы пот..нулись по небу в оврагах клубятся пары. 7) В высокой сочной тр..ве видно было много цв..тов а (кое) где бл..стели как коралл (ярко) красные ягодки земл..ники. 8) Всем из­вес..но что сорока самая б..лтливая птица на свете. 9) Че­ловек есть тайна говорил Ф. М. Достоевский. 10) В одном из стихотворений Бунин писал ищу я в этом мире сочета­нья прекрасного и вечного. 11) Моя задача не раз говорил Островский служить русскому драматическому искусству.

Ответ:

1) Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. 2) Я побежал к хате, но суховей настиг меня. 3) И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несётся волнами вдоль реки удивительный запах цветущих лип. 4) Часа через два, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. 5) Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает и сумрак жизни озаряет. 6) Заря разгорается, вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. 7) В высокой, сочной траве видно было много цветов, а кое-где блестели, как коралл, ярко-красные ягодки земляники. 8) Всем из­вестно, что сорока — самая болтливая птица на свете. 9) «Че­ловек есть тайна», — говорил Ф. М. Достоевский. 10) В одном из стихотворений Бунин писал: «Ищу я в этом мире сочета­нья прекрасного и вечного. 11) «Моя задача, — не раз говорил Островский, — служить русскому драматическому искусству».

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений 1,2,3.

1) Сер..дина каждой тр..винки с..дая а кр..я (тёмно) з..лёные. 2) Я вид..л как р..ботал Гайдар. 3) В мелколесье пахн..т прелью хлюп..ет под ногами ч..рная торфя(н,нн)ая вода. 4) Всматр..ваясь в эти здания пон..маешь что хоро­ший вкус это прежде всего чу..ство меры. 5) З..ря разг..ралась за окнами и в её свете ст..ял сад засыпа(н,нн)ый цв..тами мокрого снега. 6) Рожь гнулась и к..чалась на нивах лес с..невший (в) переди побл..днел ра(с,з)плылся и и(с,з)чез по полям шумно стр..мились к нам (на) встречу колеблющиеся столбы ливня. 7) Комн..та когда я открыл окно наполн..лась зап..хом цв..тов р..стущих в п..лисаднике. 8) Солнце прят..лось за х..лодные в..ршины и беловатый туман нач..нал ра(с,з)ходиться в д..линах. 9) Л. Толстой утверждал глав­ное средство во всяком искусстве чувство меры. 10) Завтра сказал учитель всем классом идём в музей. 11) Праздная жизнь не может быть чистой писал Чехов.

Ответ:

1) Середина каждой травинки седая, а края тёмно-зелёные. 2) Я видел, как работал Гайдар. 3) В мелколесье пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода. 4) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хоро­ший вкус — это, прежде всего, чувство меры. 5) Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. 6) Рожь гнулась и качалась на нивах, лес, синевший впереди, побледнел, расплылся и исчез, по полям, шумно стремились к нам на встречу колеблющиеся столбы ливня. 7) Комната, когда я открыл окно, наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике. 8) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах. 9) Л. Толстой утверждал: «Глав­ное средство во всяком искусстве — чувство меры». 10) «Завтра, — сказал учитель, — всем классом идём в музей». 11) «Праздная жизнь не может быть чистой», — писал Чехов.

Работа № 5

Вариант 1

1. В каком предложении должно быть тире между главными чле­нами?

1) Капли мёда словно жемчуг.

2) Пословицы своеобразный учебник жизни.

3) Счастье есть победа любви.

4) Я грамотей и стихотворец.

Ответ: 2

2. В каком предложении перед как нужно поставить запятую?

1) Пруд как блестящая сталь.

2) Дождь лил как из ведра.

3) И берёзы стоят как большие свечки.

Ответ: 1, 3

3. Укажите, чем осложнено предложение.

Тополь разумеется не единственное дерево способное очищать воздух от углекислого газа.

1) Обособленным определением, выраженным причаст­ным оборотом.

2) Вводным словом и определением, выраженным при­лагательным с зависимыми словами.

3) Вводным словом и определением, выраженным при­частным оборотом.

Ответ:

4. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну за­пятую.

1) Наутро дед взял посох и кусок хлеба и побрёл в го­род.

2) Было прохладно и на улицах пахло горькой сладо­стью берёзовых почек.

3) Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры но и ре­зультат огромной работы духа.

4) Солнце докатилось до края земли и растеклось по не­бу вишнёвым заревом.

Ответ: 2, 3

5. Строение какого предложения соответствует схеме:

О: О, О, О — ...?

1) Теперь уж ни реки ни гор ни неба ничего не было видно.

2) Птичьи голоса слышались повсюду в поле в роще у реки.

3) Наше национальное богатство леса поля залежи по­лезных ископаемых охраняется законом.

Ответ: 3

6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять за­пятые.

Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на уда­ляющегося в сторону (5) маленького человека.

Ответ: 1, 2, 3, 4

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), выделяющая(-ие) вводное(-ые) слово(-а).

В погожий солнечный день воздух (1) кажется (2) чис­тым и прозрачным. В нём (3) однако (4) парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц.

Ответ:

В погожий солнечный день воздух кажется чис­тым и прозрачным. В нём, однако, парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц.

3, 4

8. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно? Запи­шите предложение в исправленном виде.

1) Пришвин говорил, что: «Любить природу — значит любить Родину».

2) Менделеев утверждал, что «без явно усиленного тру­долюбия нет ни талантов, ни гениев».

3) По мнению Гёте, «природа... казнит всякую бездея­тельность».

4) Пушкин пишет:

Дни осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой.

Ответ:

2) Менделеев утверждал, что: «Без явно усиленного тру­долюбия нет ни талантов, ни гениев».

9. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, — а, — п».

1) Выходите сударь сказал старик приехали.

2) Завтра урока не будет сообщил учитель.

3) Отец пообещал на каникулах поедем в деревню к ба­бушке.

Ответ: 1

10. Найдите предложение с речевой ошибкой. Запишите его в ис­правленном виде.

1) Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».

2) Толстой говорил, что «слово — выражение мысли».

Ответ:

1) Тургенев говорил, что: «берегите язык, этот клад, это достояние».

11. Укажите сложное бессоюзное предложение.

1) Фонарь освещал колодец, старый клён под забором, растрёпанный ветром куст настурции.

2) Когда я открывал окна, в комнату залетали сухие ду­бовые листья.

3) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увя­нувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор.

4) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк дороги, то река уходила торжественным поворотом в леса...

Ответ:

Вариант 2

1. В каком предложении должно быть тире между главными чле­нами?

1) И небо словно бирюза.

2) Я учитель.

3) Русская музыка своеобразная летопись истории стра­ны.

4) Рыбаку дождь не помеха.

Ответ: 3.

2. В каком предложении перед как нужно поставить запятую?

1) Большое озеро как блюдо.

2) Мещёрские леса величественны как кафедральные со­боры.

3) Я был среди них как белая ворона.

Ответ: 2

3. Укажите, чем осложнено предложение.

Одним словом глаз да глаз нужен был на границе про­ходившей по Усманке.

1) Обособленным определением, выраженным причаст­ным оборотом.

2) Вводным словом и определением, выраженным при­лагательным с зависимыми словами.

3) Вводным словом и определением, выраженным при­частным оборотом.

Ответ:

Одним словом, глаз да глаз нужен был на границе, про­ходившей по Усманке.

4. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну за­пятую.

1) Кое-где на дороге попадается угрюмая ракита или мо­лодая берёзка с мелкими клейкими листьями.

2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые фонарики.

3) В вашем сердце есть и гордость и прямая честь.

4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелё­ными то тёмно-синими.

Ответ: 3, 2

2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные, розовые и голубые фонарики.

3) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

5. Строение какого предложения соответствует схеме:

О: О, О, О — ... ?

1) Со всех сторон из-за заборов из калитки изо всех уг­лов посыпались выстрелы.

2) Сестра знала несколько языков английский немецкий французский.

3) Леса поля луга всё оживает весной.

Ответ: 1

Со всех сторон: из-за заборов, из калитки, изо всех уг­лов — посыпались выстрелы.

6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять за­пятые.

Вронский остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошёл в аллею (6) ведущую к дому.

Ответ:

1, 2, 3, 4, 6

Вронский остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошёл в аллею, ведущую к дому.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), выделяющая(-ие) вводное слово.

Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой светимостью.

Ответ:

Существует, как известно, довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и, следовательно, очень малой светимостью.

как известно — вводное сочетание из разряда «источник сообщения», выделяемое запятыми 1 и 2;

следовательно — вводное слово из разряда «порядок мыслей, их связь, итог», выделенное запятыми 3 и 4.

8. Какие предложения с цитатой оформлены неправильно? Запи­шите предложения в исправленном виде.

1) Вовенарг писал: «праздность более утомляет, чем труд».

2) По мнению Герцена, «только труд даёт душевное здо­ровье».

3) Герцен утверждал, что «только труд даёт душевное здоровье».

4) Твардовский в поэме «Василий Тёркин» говорит о своём герое:

«Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда...»

Ответ: 1, 4

Вовенарг писал: «Праздность более утомляет, чем труд».

Твардовский в поэме «Василий Тёркин» говорит о своём герое:

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда...

9. Укажите предложение, соответствущее схеме: «П, - а, - п».

1) Отец пообещал вернусь к обеду.

2) Василиса Егоровна прехрабрая дама заметил важно Швабрин.

3) Ваня попросила сестра никогда не лги мне.

Ответ: 3

«Ваня, — попросила сестра, — никогда не лги мне».

10. Найдите предложение с речевой ошибкой. Запишите его в ис­правленном виде.

1) Ломоносов утверждал, что «неусыпный труд все пре­пятствия преодолевает».

2) Циолковский писал, что «основная цель моей жиз­ни — продвинуть человечество хоть немного вперёд».

Ответ: 2

Циолковский говорил, что «основная цель моей жиз­ни — продвинуть человечество хоть немного вперёд».

11. Укажите сложное бессоюзное предложение.

1) Ветер свистел за окнами, сбивал в голых ветвях по­следние листья.

2) Как только я выходил в парк, сотни птиц начинали суетиться в ветвях.

3) Опять погода стужей дышит, зато на окнах, сквозь лучи, мороз опять узоры пишет своей серебряной парчи.

4) С поля пахло рожью и дождём, ночь была душиста и прохладна.

Ответ:

Работа № 6

Вариант 1

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания.

(1) Пушкин это лучшее что есть в каждом из людей.

(2) Великий и ж..ла(н,нн)ый спутник веч..ный совреме(н,нн)ик он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости. (3)Он всегда откл..кается на зов нашего сер..ца жаждущ..го пр..красных откр..вений спр..ведливо заметил Ю. Айхенвальд.

(4)Любое из человеческих чу..ств любовь п..чаль гнев грусть Пушкин подн..мал в своей поэзии до высочайшей точки. (5)Его поэзия обл..гораживает нашу ж..знь.

(6)Думаю что тайна безмерного об..яния Пушкина в том что он в каждом мгновени.. ж..зни в каждой её песчинк.. вид..л ощ..щал переж..вал огромный веч..ный вс..ленский смысл. (7)И потому он был велик во всём и в своих н..деждах и в своих з..блуждениях и в своих победах и в своей любви к людям к природе в любви к Родине к её ис­тории её будущему.

(8)Жизнь вел..чайшая тайна требующ..я серьёзного глу­бокого отношения полной о(т,д)дачи. (9)3а понимание это­го ж..знь дар..т человеку ощ..щения счастья г..рмонии полноты существования. (10) В конечном сч..те это и есть идеал каждого из нас.

(По Д. Лихачёву)

Ответ:

(1)Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей.

(2)Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости. (3)«Он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений,» — справедливо заметил Ю. Айхенвальд.

(4)Любое из человеческих чувств — любовь, печаль, гнев, грусть — Пушкин поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. (5)Его поэзия облагораживает нашу жизнь.

(6)Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждом мгновении жизни, в каждой её песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл. (7)И потому он был велик во всём: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к её ис­тории, её будущему.

(8)Жизнь — величайшая тайна, требующая серьёзного, глу­бокого отношения, полной отдачи. (9)3а понимание это­го жизнь дарит человеку ощущения счастья, гармонии, полноты существования. (10)В конечном счёте это и есть идеал каждого из нас.

2. Выполните синтаксический разбор предложения 3.

Ответ:

3. Выпишите грамматическую основу предложения 9. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Ответ:

3а понимание это­го жизнь(п.) дарит(ск.) человеку ощущения счастья, гармонии, полноты существования.

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. От­вет запишите цифрой.

Ответ: 2

5. Из предложения 8 выпишите сказуемое, определите его вид.

Ответ:

требующая (несов. в.)

Вариант 2

1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте зна­ки препинания.

(1)Б..гата славными им..нами з..мля ру(с,сс)кая... (2)Среди них особое место зан..мает М. В. Ломоносов пер­вый наш г..ниальный уч..ный выд..ющ..йся поэт обществе(н,нн)ый деятель двинувший (в) перёд р..звитие отеч..стве(н,нн)ой науки культуры и языка.

(3)Н..учная и (общественно)л..тературная деятельность ро(с,сс)ийского мыслителя была ре..кой по охвату пр..блем их глуб..не и кач..ству творч..ского мышления. (4)В хими.. физик.. г..ографи.. и истори.. в горнорудном дел.. мета(л,лл)урги.. и ф..лологи.. во всех отр..слях Ломоносову уд..лось сов..ршить фундам..нтальные открытия.

(5)Ж..знь Михаила Васильевича это пр..мер служения родине народу.

(6)Ломоносов всегда буд..т вызывать глубокий инт..рес как личность прод..монстрировавш..я силу человеческого разума как борец с тьмой и (не) вежеством.

(7)Наконец Ломоносов (ни)когда (не)отделял знаний че­ловека от его уб..ждений. (8)Он сч..тал что науки должны быть подч..не(н,нн)ы высшим обществе(н,нн)ым целям в том числе нравстве(н,нн)ым без которых эв..люц..я челове­чества может ок..зат..ся ущербной. (9)Необх..димыми ус­ловиями обществе(н,нн)ого прогре(с,сс)а уч..ный считал многое и рачительное отн..шение к пр..роде и трудовую активность личности в соч..тании с чес..ностью и л..квидацию сословного (не) равенства.

(По И. Щеблыкину)

Ответ:

(1)Богата славными именами земля русская... (2)Среди них особое место занимает М. В. Ломоносов — пер­вый наш гениальный ученый, выдающийся поэт, общественный деятель, двинувший вперёд развитие отечественной науки, культуры и языка.

(3)Научная и общественно-литературная деятельность российского мыслителя была речкой по охвату проблем, их глубине и качеству творческого мышления. (4)В химии, физике, географии и истории, в горнорудном деле, металлургии и филологии — во всех отраслях Ломоносову удалось совершить фундаментальные открытия.

(5)Жизнь Михаила Васильевича — это пример служения родине, народу.

(6)Ломоносов всегда будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.

(7)Наконец, Ломоносов никогда не отделял знаний че­ловека от его убеждений. (8)Он считал, что науки должны быть подчинены высшим общественным целям, в том числе нравственным, без которых эволюция челове­чества может оказаться ущербной. (9)Необходимыми ус­ловиями общественного прогресса ученый считал многое: и рачительное отношение к природе, и трудовую активность личности в сочетании с честностью, и ликвидацию сословного неравенства.

2. Выполните синтаксический разбор предложения 3.

Ответ:

3. Выпишите грамматическую основу предложения 1. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.

Ответ:

земля(п. сущ. им. п.) богата(ск. кр. прил.))

4. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. От­вет запишите цифрой.

Ответ: 1

5. Из предложения 6 выпишите сказуемое, определите его тип (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).

Ответ: будет вызывать.