Самостоятельные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - Л. А. Аксенова 2020
Повторение изученного в V - VIII классах
Работа № 1
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
(1)Каково же «геогр..фическое пол..жение» пунктуац..о(н,нн)ых знаков? (2)У них есть три излюбле(н,нн)ых места об..тания конец предл..жения гр..ница между пр..стыми предл..жениями в с..ставе сложного и «пространство» (в)нутри пр..стого предл..жения. (3)Четыре знака преп..нания вопр..сительный воскл..дательный точ..ка и мног..точие пос..лились в конце предл..жения. (4)На гр..нице между пр..стыми предл..жениями в с..ставе сложного об.. тают тоже четыре знака зап..тая точ..ка с зап..той двоеточие и тире. (5)Внутри пр..стого предл..жения можно встретить не только зап..тую двоеточие или тире но и т..кие ср..внительно редкие знаки как к..вычки скобки мног..точие.
(6)3наки пр..пинания являясь важным средством оф..рмления письме(н,нн)ой речи указ..вают на её смысловое членение. (7)Ф. И. Буслаев извес..ный лингвист писал пунктуац..я сп..собствует яс..ности в изл..жении мыслей отделяя одно предл..жение от другого или одну часть его от другой...
(8)По утв..рждению С. И. Львовой каждый пункту- ац..о(н,нн)ый знак имеет свой неповт..римый «х..рактер». (9)А значит пунктуац..я средство б..льших выр..зительных в..зможностей. (10)Следовательно с помощью знаков препинания пишущий человек не только выр..жает что(то) но и выр..жает самого себя.
(По Г. Граник, С. Бондаренко)
Ответ:
(1)Каково же «географическое положение» пунктуационных знаков? (2)У них есть три излюбленных места обитания: конец предложения, граница между простыми предложениями в составе сложного и «пространство» внутри простого предложения. (3)Четыре знака препинания: вопросительный, восклицательный, точка и многоточие, поселились в конце предложения. (4)На границе между простыми предложениями в составе сложного обитают тоже четыре знака: запятая, точка с запятой, двоеточие и тире. (5)Внутри простого предложения можно встретить не только запятую, двоеточие или тире, но и такие сравнительно редкие знаки, как кавычки, скобки, многоточие.
(6)3наки препинания, являясь важным средством оформления письменной речи, указывают на её смысловое членение. (7)Ф. И. Буслаев, известный лингвист, писал: «Пунктуация способствует ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну часть его от другой...»
(8)По утверждению С. И. Львовой: «Каждый пунктуационный знак имеет свой неповторимый характер». (9)А значит, пунктуация — средство больших выразительных возможностей. (10)Следовательно, с помощью знаков препинания пишущий человек не только выражает что-то, но и выражает самого себя.
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
(1) Несомне(н,нн)ое д..стоинство деепричас..ного оборота краткость речи. (2)(В)отличи.. от сложноподч..нё(н,нн)ого пр..дложения пр..стое пр..дложение с деепричас..ным оборотом более сжатое в своём сл..варном составе звучит эн..ргичнее.
(3)Деепричастия и деепричас..ные обороты обл..дая б..льшой выр..зительностью ш..роко и..пользуются в языке художестве(н,нн)ой л..тературы. (4)Эту особе(н,нн)ость деепричас..ных к..нструкц..й можно пок..зать и на таком пр..мере. (5)П..сатель Григорович ра(с,сс)каз..вая о своих л..тературных нач..наниях вспом..нает что его очерк Петербургские шарманщики заслужил од..брение Ф. М. Достоевского но одно место ему (не)понравил..сь. (6)В очерке было такое пр..дложение Когда шарманка перест..ёт играть чиновник из окна бр..сает п..так который пад..ет к ногам шарманщика. (7)Прочитав это пр..дложение Достоевский вдруг раздр..жё(н,нн)о заг..ворил Не то не то У тебя выходит слишком сухо: п..так упал к ногам... Надо было ск..зать: п..так упал на м..стовую звеня и подпрыгивая.
(8)По спр..ведливому зам..чанию Достоевского деепричастия «звеня» и «подпрыгивая» действительно гораздо жив..писнее они дор..совывают дв..жение. (9)Урок великого писателя Григорович запомнил на всю ж..знь. (10)Зам..чание это вспом..нал он с бл..годарностью было для меня целым откр..вением.
(11)Исти(н,нн)ый мастер слова Достоевский (не)мог ост..ваться равн..душным к «слабым местам» в творчестве собратьев по перу.
(По И. Голуб, Д. Розенталю)
Ответ:
(1)Несомненное достоинство деепричастного оборота — краткость речи. (2)В отличие от сложноподчинённого предложения, простое предложение с деепричастным оборотом более сжатое в своём словарном составе, звучит энергичнее.
(3)Деепричастия и деепричастные обороты, обладая большой выразительностью, широко используются в языке художественной литературы. (4)Эту особенность деепричастных конструкций можно показать и на таком примере. (5)Писатель Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. (6)В очерке было такое предложение: «Когда шарманка перестаёт играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». (7)Прочитав это предложение, Достоевский вдруг раздражённо заговорил: «Не то, не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая».
(8)По справедливому замечанию Достоевского, деепричастия «звеня» и «подпрыгивая» действительно гораздо живописнее, они дорисовывают движение. (9)Урок великого писателя Григорович запомнил на всю жизнь. (10)Замечание это — вспоминал он с благодарностью — было для меня целым откровением.
(11)Истинный мастер слова, Достоевский, не мог оставаться равнодушным к «слабым местам» в творчестве собратьев по перу.
Работа № 2
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Предложения 1,9 разберите по членам.
1) Качество речи пок..затель уровня инте(л,лл)ектуального и эмоц..онального развития человека. (А. Герасимова) 2) Автор идёт от мысли к сл..вам а ч..татель от слов к мысли. (Н. Шамфор) 3) Читайте простонародные ска..ки мол..дые п..сатели чтоб видеть свойства ру(с,сс)кого языка. (А. Пушкин) 4) Высокая культура разг..вора и письме(н,нн)ой речи хорош..е знание и развитие чутья языка умение пользоват..ся его выр..зительными средствами самая луч..шая опора самое верное подспорье самая надёжн..я реком..ндац..я каждого человека в его обществе(н,нн)ой жизни и творческой деятельности. (В, Виноградов) 5) В языке всё части слов сл..ва сл..восоч..тания пр..дложения име..т звуковое оф..рмление. (И. Постникова) 6) В словосоч..тании п..р..крещивают..ся разные уровни языковой с..стемы лексика морф..логия и синт..ксис. (В. Круковер) 7) Язык самая ж..вая самая обильная и проч..ная связь соед..няющ..я о..жившие ж..вущие и будущие пок..ления в одно в..ликое историческое ж..вое целое. (К. Ушинский) 8) Обществе(н,нн)ая реч.. должна быть и прав..льной и выр..зительной зав..щал нам сегодня ж..вущим академик Виноградов. 9) Обладая и лексическим и гра(м,мм)атическим зн..чением слово сп..собно объед..нят..ся с другими сл..вами включат..ся в предложение. (И. Постникова) 10) Ус..ная фраза перенесё(н,нн)ая на бумагу всегда подв..ргается некоторой обработк.. хотя бы по части синт..ксиса. (В. Шергин) 11) Славяно- ро(с,сс)ийский язык по св..детельству самих иностра(н,нн)ых эстетиков (не) уступает ни в муж..стве л..тинскому ни в плавности греческому пр..восходя все европейские языки. (К. Горбачевич)
Ответ:
1) Качество речи — показатель уровня интеллектуального и эмоционального развития человека. (А. Герасимова) 2) Автор идёт от мысли к словам, а читатель от слов к мысли. (Н. Шамфор) 3) Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтоб видеть свойства русского языка. (А. Пушкин) 4) Высокая культура разговора и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья языка, умение пользоваться его выразительными средствами самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности. (В. Виноградов) 5) В языке всё: части слов, слова, словосочетания, предложения имеют звуковое оформление. (И. Постникова) 6) В словосочетании перекрещиваются разные уровни языковой системы: лексика, морфология и синтаксис. (В. Круковер) 7) Язык — самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая ожившие, живущие и будущие поколения в одно великое историческое живое целое. (К. Ушинский) 8) «Общественная речь должна быть и правильной, и выразительной», — завещал нам сегодня, живущим, академик Виноградов. 9) Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение. (И. Постникова) 10) Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса. (В. Шергин) 11) Славяно-российский язык, по свидетельству самих иностранных эстетиков, не уступает ни в мужестве латинскому, ни в плавности греческому, превосходя все европейские языки. (К. Горбачевич)
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания. Предложения 1, 8 разберите по членам.
1) Язык вел..чайшее д..стояние народа его гордость и с..кровище. (Из журнала «Русский язык в школе») 2) Все науки в гра(м,мм)атик.. нужду имеют п..сал М. В. Ломоносов. 3) Подли(н,нн)ая кр..сота языка действующ..я как сила созд..ётся точ..ностью яс..ностью звуч..ностью слов которые оф..рмляют к..ртины х..рактеры идеи книг. (М. Горький) 4) Язык образ всего внутре(н,нн)его мира человека его ума сер..ца восп..тания умстве(н,нн)ых и нравстве(н,нн)ых сил... (По И. Гончарову) 5) Зоркость глаза точ..ность мысли сов..рше(н,нн)ое знание языка умение отобрать самые нужные сл..ва для выр..жения самого главного всё это открывает необ..зримые в..зможности реал..стического письма. (В. Инбер) 6) Язык для поэта это в..личестве(н,нн)ая с..мфония д..рующ..я радость творч..ства наполняющ..я смыслом жизнь вн..сящ..я свою г..рмонию в разум и чу..ства. (Р. Кавецкая) 7) Зачем о смертные мы всем другим наукам ст..раемся учит..ся так усердно а реч.. единую царицу мира мы з..бываем? (Еврипид) 8) В печали и радости наш народ обр..щался к выр..зительному ру(с,сс)кому слову нах..дя в нём необх..димые о..зывы бодрость и увере(н,нн)ость в своих силах. (В. Аксёнов) 9) Шаблон в язык в..едается крепко особе(н,нн)о в язык л..тературный. (К. Паустовский) 10) Сл..варь В. И. Даля явление исключительное и пожалуй (не) повторимое. (К. Горбачевич) 11) Кто бы ни был ты мой ч..татель я хочу чтобы ты полюбил в..л..колепную науку язык..знание. (Л. Успенский) 12) Д. С. Лихачёв гов..рил в..рнейший способ узнать человека его умстве(н,нн)ое развитие его м..ральный облик его х..рактер пр..слушат..ся к тому как он гов..рит.
Ответ:
1) Язык — величайшее достояние народа, его гордость и сокровище. (Из журнала «Русский язык в школе») 2) «Все науки в грамматике нужду имеют», — писал М. В. Ломоносов. 3) Подлинная красота языка, действующая как сила, создаётся точностью, ясностью, звучностью слов, которые оформляют картины, характеры, идеи книг. (М. Горький) 4) Язык — образ всего внутреннего мира человека, его ума, сердца, воспитания умственных и нравственных сил... (По И. Гончарову) 5) Зоркость глаза, точность мысли, совершенное знание языка, умение отобрать самые нужные слова для выражения самого главного — всё это открывает необозримые возможности реалистического письма. (В. Инбер) 6) Язык для поэта — это величественная симфония, дарующая радость творчества, наполняющая смыслом жизнь, вносящая свою гармонию в разум и чувства. (Р. Кавецкая) 7) «Зачем, о смертные, мы всем другим наукам стараемся учиться так усердно, а речь, единую царицу мира, мы забываем?» (Еврипид) 8) В печали и радости наш народ обращался к выразительному русскому слову, находя в нём необходимые отзывы, бодрость и уверенность в своих силах. (В. Аксёнов) 9) Шаблон в язык въедается крепко, особенно в язык литературный. (К. Паустовский) 10) Словарь В. И. Даля — явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. (К. Горбачевич) 11) Кто бы ни был ты, мой читатель, я хочу, чтобы ты полюбил великолепную науку — языкознание. (Л. Успенский) 12) Д. С. Лихачёв говорил: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушается к тому, как он говорит».
Работа № 3
Вариант 1
1. Соотнесите номер предложения и его характеристику.
1) На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.
2) Меж тем в лазурных небесах плывёт луна, царица ночи...
3) Листва, сорванная с деревьев, закружилась в воздухе.
4) Белый гусь сидел, высоко вытянув шею.
а) Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
б) Предложение с обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимым словом.
в) Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
г) Предложение с обособленным приложением.
Ответ:
2. Соотнесите номер предложения и его характеристику.
1) Завтра, если не будет дождя, мы с братом пойдём на рыбалку.
2) За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние.
3) По лугам дул ветер, а в лесах стояла тишина.
а) Сложносочинённое.
б) Сложноподчинённое.
в) Сложное бессоюзное.
3. Расставьте знаки препинания.
1) С каждым днём всюду богаче и разнообразнее становится жизнь в лесу в поле на болоте в пруду и в озере. 2) Листва сорванная с деревьев закружилась и стала подниматься кверху. 3) Солнце село но долго ещё не тухнет закат. 4) Что ты рано осень в гости к нам пришла? 5) Зайцы спасаясь от лыжников путали сложные петли. 6) То разгорается то гаснет фонарик то горе то радость освещает он. 7) Загадки позволяют многое узнать о быте и характере русского народа. 8) Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара. 9) Лицо Николая и голос тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 10) Перед глазами ходил океан и колыхался и светился и уходил куда-то в бесконечность.
Ответ:
1) С каждым днём всюду богаче и разнообразнее становится жизнь в лесу, в поле, на болоте, в пруду и в озере. 2) Листва, сорванная с деревьев, закружилась и стала подниматься кверху. 3) Солнце село, но долго ещё не тухнет закат. 4) Что ты рано, осень, в гости к нам пришла? 5) Зайцы, спасаясь от лыжников, путали сложные петли. 6) То разгорается, то гаснет фонарик, то горе, то радость освещает он. 7) Загадки позволяют многое узнать о быте и характере русского народа. 8) Хозяйка первая услыхала стук в ворота и лай собаки и растолкала от сна Анисью и Захара. 9) Лицо Николая и голос, тепло и свет в комнате успокаивали Власову. 10) Перед глазами ходил океан, и колыхался, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.
Вариант 2
1. Соотнесите номер предложения и его характеристику.
1) Протиснувшись в одном месте сквозь заросли, я увидел в светлой воде маленьких рыбок.
2) Луна, спутник Земли, обращена к ней всегда одной стороной.
3) Перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков.
4) Мягкий ветер, дувший со всех сторон, иногда усиливался.
а) Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
б) Предложение с обособленным определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.
в) Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
г) Предложение с обособленным приложением.
2. Соотнесите номер предложения и его характеристику.
1) Тогда Игорь взглянул на светлое солнце и увидел, что прикрыло оно его воинов тьмою.
2) С поля пахло рожью и дождём, ночь была душиста и прохладна.
3) Княжна хотела встать, но князь удержал её за руку.
а) Сложносочинённое.
б) Сложноподчинённое.
в) Сложное бессоюзное.
3. Расставьте знаки препинания.
1) Пробираясь сквозь кусты рыболов осыпал себя росой и теперь она посверкивала в его волосах. 2) Манифеста ещё
никто не читал но все знали о его появлении. 3) Пословицы обогащают нашу речь делают её образной яркой. 4) И снова отсечённая от танков огнём залегла на голом склоне пехота. 5) Пословицы это цвет народного ума. 6) Мороз крепчал и щипал лицо и уши. 7) Летом Лёнька вместе с матерью копал огород и сеял косил и убирал сено. 8) Красноватый и дымный шнур огня и копоти ронял тусклый и ломкий свет в закопчённую темноту кузницы. 9) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев и барская любовь.
Ответ:
1) Пробираясь сквозь кусты, рыболов осыпал себя росой, и теперь она посверкивала в его волосах. 2) Манифеста ещё никто не читал, но все знали о его появлении. 3) Пословицы обогащают нашу речь, делают её образной, яркой. 4) И снова, отсечённая от танков огнём, залегла на голом склоне пехота. 5) Пословицы — это цвет народного ума. 6) Мороз крепчал и щипал лицо и уши. 7) Летом Лёнька вместе с матерью копал огород и сеял, косил и убирал сено. 8) Красноватый и дымный шнур огня и копоти ронял тусклый и ломкий свет в закопчённую темноту кузницы. 9) «Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь».
Работа № 4
Вариант 1
1 Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений 1,2, 3.
1) Тусклый свет л..жал на х..лстах краски хмур..лись. 2) Я поб..жал к хате но суховей настиг меня. 3) И вдруг в сыроватой после дождя пр..хладе я почу..ствовал как н..сётся волнами вдоль реки уд..вительный зап..х цв..тущих лип. 4) Часа через два когда всё на пристани умолкло я разбудил своего к..зака. 5) Поэт нам дор..г тем что он о счастье нам напом..нает и сумр..к ж..зни оз..ряет. 6) Заря разг..рается вот уже зол..тые пол..сы пот..нулись по небу в оврагах клубятся пары. 7) В высокой сочной тр..ве видно было много цв..тов а (кое) где бл..стели как коралл (ярко) красные ягодки земл..ники. 8) Всем извес..но что сорока самая б..лтливая птица на свете. 9) Человек есть тайна говорил Ф. М. Достоевский. 10) В одном из стихотворений Бунин писал ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного. 11) Моя задача не раз говорил Островский служить русскому драматическому искусству.
Ответ:
1) Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. 2) Я побежал к хате, но суховей настиг меня. 3) И вдруг в сыроватой после дождя прохладе я почувствовал, как несётся волнами вдоль реки удивительный запах цветущих лип. 4) Часа через два, когда всё на пристани умолкло, я разбудил своего казака. 5) Поэт нам дорог тем, что он о счастье нам напоминает и сумрак жизни озаряет. 6) Заря разгорается, вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. 7) В высокой, сочной траве видно было много цветов, а кое-где блестели, как коралл, ярко-красные ягодки земляники. 8) Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете. 9) «Человек есть тайна», — говорил Ф. М. Достоевский. 10) В одном из стихотворений Бунин писал: «Ищу я в этом мире сочетанья прекрасного и вечного. 11) «Моя задача, — не раз говорил Островский, — служить русскому драматическому искусству».
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений 1,2,3.
1) Сер..дина каждой тр..винки с..дая а кр..я (тёмно) з..лёные. 2) Я вид..л как р..ботал Гайдар. 3) В мелколесье пахн..т прелью хлюп..ет под ногами ч..рная торфя(н,нн)ая вода. 4) Всматр..ваясь в эти здания пон..маешь что хороший вкус это прежде всего чу..ство меры. 5) З..ря разг..ралась за окнами и в её свете ст..ял сад засыпа(н,нн)ый цв..тами мокрого снега. 6) Рожь гнулась и к..чалась на нивах лес с..невший (в) переди побл..днел ра(с,з)плылся и и(с,з)чез по полям шумно стр..мились к нам (на) встречу колеблющиеся столбы ливня. 7) Комн..та когда я открыл окно наполн..лась зап..хом цв..тов р..стущих в п..лисаднике. 8) Солнце прят..лось за х..лодные в..ршины и беловатый туман нач..нал ра(с,з)ходиться в д..линах. 9) Л. Толстой утверждал главное средство во всяком искусстве чувство меры. 10) Завтра сказал учитель всем классом идём в музей. 11) Праздная жизнь не может быть чистой писал Чехов.
Ответ:
1) Середина каждой травинки седая, а края тёмно-зелёные. 2) Я видел, как работал Гайдар. 3) В мелколесье пахнет прелью, хлюпает под ногами черная торфяная вода. 4) Всматриваясь в эти здания, понимаешь, что хороший вкус — это, прежде всего, чувство меры. 5) Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега. 6) Рожь гнулась и качалась на нивах, лес, синевший впереди, побледнел, расплылся и исчез, по полям, шумно стремились к нам на встречу колеблющиеся столбы ливня. 7) Комната, когда я открыл окно, наполнилась запахом цветов, растущих в палисаднике. 8) Солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах. 9) Л. Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве — чувство меры». 10) «Завтра, — сказал учитель, — всем классом идём в музей». 11) «Праздная жизнь не может быть чистой», — писал Чехов.
Работа № 5
Вариант 1
1. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1) Капли мёда словно жемчуг.
2) Пословицы своеобразный учебник жизни.
3) Счастье есть победа любви.
4) Я грамотей и стихотворец.
Ответ: 2
2. В каком предложении перед как нужно поставить запятую?
1) Пруд как блестящая сталь.
2) Дождь лил как из ведра.
3) И берёзы стоят как большие свечки.
Ответ: 1, 3
3. Укажите, чем осложнено предложение.
Тополь разумеется не единственное дерево способное очищать воздух от углекислого газа.
1) Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Вводным словом и определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.
3) Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
Ответ:
4. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Наутро дед взял посох и кусок хлеба и побрёл в город.
2) Было прохладно и на улицах пахло горькой сладостью берёзовых почек.
3) Умение видеть по-доброму окружающих тебя людей не только показатель этической культуры но и результат огромной работы духа.
4) Солнце докатилось до края земли и растеклось по небу вишнёвым заревом.
Ответ: 2, 3
5. Строение какого предложения соответствует схеме:
О: О, О, О — ...?
1) Теперь уж ни реки ни гор ни неба ничего не было видно.
2) Птичьи голоса слышались повсюду в поле в роще у реки.
3) Наше национальное богатство леса поля залежи полезных ископаемых охраняется законом.
Ответ: 3
6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Я совсем растерялся (1) не понимая происходящего (2) и (3) стоя на одном месте (4) бессмысленно смотрел на удаляющегося в сторону (5) маленького человека.
Ответ: 1, 2, 3, 4
7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), выделяющая(-ие) вводное(-ые) слово(-а).
В погожий солнечный день воздух (1) кажется (2) чистым и прозрачным. В нём (3) однако (4) парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц.
Ответ:
В погожий солнечный день воздух кажется чистым и прозрачным. В нём, однако, парят миллионы невидимых нам мельчайших частиц.
3, 4
8. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно? Запишите предложение в исправленном виде.
1) Пришвин говорил, что: «Любить природу — значит любить Родину».
2) Менделеев утверждал, что «без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев».
3) По мнению Гёте, «природа... казнит всякую бездеятельность».
4) Пушкин пишет:
Дни осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой.
Ответ:
2) Менделеев утверждал, что: «Без явно усиленного трудолюбия нет ни талантов, ни гениев».
9. Укажите предложение, соответствующее схеме: «П, — а, — п».
1) Выходите сударь сказал старик приехали.
2) Завтра урока не будет сообщил учитель.
3) Отец пообещал на каникулах поедем в деревню к бабушке.
Ответ: 1
10. Найдите предложение с речевой ошибкой. Запишите его в исправленном виде.
1) Тургенев писал, что «берегите язык, этот клад, это достояние».
2) Толстой говорил, что «слово — выражение мысли».
Ответ:
1) Тургенев говорил, что: «берегите язык, этот клад, это достояние».
11. Укажите сложное бессоюзное предложение.
1) Фонарь освещал колодец, старый клён под забором, растрёпанный ветром куст настурции.
2) Когда я открывал окна, в комнату залетали сухие дубовые листья.
3) Роняет лес багряный свой убор, сребрит мороз увянувшее поле, проглянет день как будто поневоле и скроется за край окружных гор.
4) То по крутым берегам серой стеной стояло осиновое мелколесье, то дуплистая ива лежала поперёк дороги, то река уходила торжественным поворотом в леса...
Ответ:
Вариант 2
1. В каком предложении должно быть тире между главными членами?
1) И небо словно бирюза.
2) Я учитель.
3) Русская музыка своеобразная летопись истории страны.
4) Рыбаку дождь не помеха.
Ответ: 3.
2. В каком предложении перед как нужно поставить запятую?
1) Большое озеро как блюдо.
2) Мещёрские леса величественны как кафедральные соборы.
3) Я был среди них как белая ворона.
Ответ: 2
3. Укажите, чем осложнено предложение.
Одним словом глаз да глаз нужен был на границе проходившей по Усманке.
1) Обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Вводным словом и определением, выраженным прилагательным с зависимыми словами.
3) Вводным словом и определением, выраженным причастным оборотом.
Ответ:
Одним словом, глаз да глаз нужен был на границе, проходившей по Усманке.
4. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.
1) Кое-где на дороге попадается угрюмая ракита или молодая берёзка с мелкими клейкими листьями.
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные розовые и голубые фонарики.
3) В вашем сердце есть и гордость и прямая честь.
4) Вдали морские волны казались то голубыми то зелёными то тёмно-синими.
Ответ: 3, 2
2) На новогодних гирляндах сияли и искрились синие и красные, розовые и голубые фонарики.
3) В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
5. Строение какого предложения соответствует схеме:
О: О, О, О — ... ?
1) Со всех сторон из-за заборов из калитки изо всех углов посыпались выстрелы.
2) Сестра знала несколько языков английский немецкий французский.
3) Леса поля луга всё оживает весной.
Ответ: 1
Со всех сторон: из-за заборов, из калитки, изо всех углов — посыпались выстрелы.
6. Укажите, на месте каких цифр в предложении должны стоять запятые.
Вронский остановил кучера (1) не доезжая до аллеи (2) и (3) отворив дверцу (4) на ходу выскочил из кареты (5) и пошёл в аллею (6) ведущую к дому.
Ответ:
1, 2, 3, 4, 6
Вронский остановил кучера, не доезжая до аллеи, и, отворив дверцу, на ходу выскочил из кареты и пошёл в аллею, ведущую к дому.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые), выделяющая(-ие) вводное слово.
Существует (1) как известно (2) довольно много звёзд спутники которых обладают незначительной массой и (3) следовательно (4) очень малой светимостью.
Ответ:
Существует, как известно, довольно много звёзд, спутники которых обладают незначительной массой и, следовательно, очень малой светимостью.
как известно — вводное сочетание из разряда «источник сообщения», выделяемое запятыми 1 и 2;
следовательно — вводное слово из разряда «порядок мыслей, их связь, итог», выделенное запятыми 3 и 4.
8. Какие предложения с цитатой оформлены неправильно? Запишите предложения в исправленном виде.
1) Вовенарг писал: «праздность более утомляет, чем труд».
2) По мнению Герцена, «только труд даёт душевное здоровье».
3) Герцен утверждал, что «только труд даёт душевное здоровье».
4) Твардовский в поэме «Василий Тёркин» говорит о своём герое:
«Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда...»
Ответ: 1, 4
Вовенарг писал: «Праздность более утомляет, чем труд».
Твардовский в поэме «Василий Тёркин» говорит о своём герое:
Парень в этом роде
В каждой роте есть всегда...
9. Укажите предложение, соответствущее схеме: «П, - а, - п».
1) Отец пообещал вернусь к обеду.
2) Василиса Егоровна прехрабрая дама заметил важно Швабрин.
3) Ваня попросила сестра никогда не лги мне.
Ответ: 3
«Ваня, — попросила сестра, — никогда не лги мне».
10. Найдите предложение с речевой ошибкой. Запишите его в исправленном виде.
1) Ломоносов утверждал, что «неусыпный труд все препятствия преодолевает».
2) Циолковский писал, что «основная цель моей жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд».
Ответ: 2
Циолковский говорил, что «основная цель моей жизни — продвинуть человечество хоть немного вперёд».
11. Укажите сложное бессоюзное предложение.
1) Ветер свистел за окнами, сбивал в голых ветвях последние листья.
2) Как только я выходил в парк, сотни птиц начинали суетиться в ветвях.
3) Опять погода стужей дышит, зато на окнах, сквозь лучи, мороз опять узоры пишет своей серебряной парчи.
4) С поля пахло рожью и дождём, ночь была душиста и прохладна.
Ответ:
Работа № 6
Вариант 1
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
(1) Пушкин это лучшее что есть в каждом из людей.
(2) Великий и ж..ла(н,нн)ый спутник веч..ный совреме(н,нн)ик он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости. (3)Он всегда откл..кается на зов нашего сер..ца жаждущ..го пр..красных откр..вений спр..ведливо заметил Ю. Айхенвальд.
(4)Любое из человеческих чу..ств любовь п..чаль гнев грусть Пушкин подн..мал в своей поэзии до высочайшей точки. (5)Его поэзия обл..гораживает нашу ж..знь.
(6)Думаю что тайна безмерного об..яния Пушкина в том что он в каждом мгновени.. ж..зни в каждой её песчинк.. вид..л ощ..щал переж..вал огромный веч..ный вс..ленский смысл. (7)И потому он был велик во всём и в своих н..деждах и в своих з..блуждениях и в своих победах и в своей любви к людям к природе в любви к Родине к её истории её будущему.
(8)Жизнь вел..чайшая тайна требующ..я серьёзного глубокого отношения полной о(т,д)дачи. (9)3а понимание этого ж..знь дар..т человеку ощ..щения счастья г..рмонии полноты существования. (10) В конечном сч..те это и есть идеал каждого из нас.
(По Д. Лихачёву)
Ответ:
(1)Пушкин — это лучшее, что есть в каждом из людей.
(2)Великий и желанный спутник, вечный современник, он идёт с нами от нашего детства и до нашей старости. (3)«Он всегда откликается на зов нашего сердца, жаждущего прекрасных откровений,» — справедливо заметил Ю. Айхенвальд.
(4)Любое из человеческих чувств — любовь, печаль, гнев, грусть — Пушкин поднимал в своей поэзии до высочайшей точки. (5)Его поэзия облагораживает нашу жизнь.
(6)Думаю, что тайна безмерного обаяния Пушкина в том, что он в каждом мгновении жизни, в каждой её песчинке видел, ощущал, переживал огромный, вечный, вселенский смысл. (7)И потому он был велик во всём: и в своих надеждах, и в своих заблуждениях, и в своих победах, и в своей любви к людям, к природе, в любви к Родине, к её истории, её будущему.
(8)Жизнь — величайшая тайна, требующая серьёзного, глубокого отношения, полной отдачи. (9)3а понимание этого жизнь дарит человеку ощущения счастья, гармонии, полноты существования. (10)В конечном счёте это и есть идеал каждого из нас.
2. Выполните синтаксический разбор предложения 3.
Ответ:
3. Выпишите грамматическую основу предложения 9. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Ответ:
3а понимание этого жизнь(п.) дарит(ск.) человеку ощущения счастья, гармонии, полноты существования.
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 2
5. Из предложения 8 выпишите сказуемое, определите его вид.
Ответ:
требующая (несов. в.)
Вариант 2
1. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки; расставьте знаки препинания.
(1)Б..гата славными им..нами з..мля ру(с,сс)кая... (2)Среди них особое место зан..мает М. В. Ломоносов первый наш г..ниальный уч..ный выд..ющ..йся поэт обществе(н,нн)ый деятель двинувший (в) перёд р..звитие отеч..стве(н,нн)ой науки культуры и языка.
(3)Н..учная и (общественно)л..тературная деятельность ро(с,сс)ийского мыслителя была ре..кой по охвату пр..блем их глуб..не и кач..ству творч..ского мышления. (4)В хими.. физик.. г..ографи.. и истори.. в горнорудном дел.. мета(л,лл)урги.. и ф..лологи.. во всех отр..слях Ломоносову уд..лось сов..ршить фундам..нтальные открытия.
(5)Ж..знь Михаила Васильевича это пр..мер служения родине народу.
(6)Ломоносов всегда буд..т вызывать глубокий инт..рес как личность прод..монстрировавш..я силу человеческого разума как борец с тьмой и (не) вежеством.
(7)Наконец Ломоносов (ни)когда (не)отделял знаний человека от его уб..ждений. (8)Он сч..тал что науки должны быть подч..не(н,нн)ы высшим обществе(н,нн)ым целям в том числе нравстве(н,нн)ым без которых эв..люц..я человечества может ок..зат..ся ущербной. (9)Необх..димыми условиями обществе(н,нн)ого прогре(с,сс)а уч..ный считал многое и рачительное отн..шение к пр..роде и трудовую активность личности в соч..тании с чес..ностью и л..квидацию сословного (не) равенства.
(По И. Щеблыкину)
Ответ:
(1)Богата славными именами земля русская... (2)Среди них особое место занимает М. В. Ломоносов — первый наш гениальный ученый, выдающийся поэт, общественный деятель, двинувший вперёд развитие отечественной науки, культуры и языка.
(3)Научная и общественно-литературная деятельность российского мыслителя была речкой по охвату проблем, их глубине и качеству творческого мышления. (4)В химии, физике, географии и истории, в горнорудном деле, металлургии и филологии — во всех отраслях Ломоносову удалось совершить фундаментальные открытия.
(5)Жизнь Михаила Васильевича — это пример служения родине, народу.
(6)Ломоносов всегда будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как борец с тьмой и невежеством.
(7)Наконец, Ломоносов никогда не отделял знаний человека от его убеждений. (8)Он считал, что науки должны быть подчинены высшим общественным целям, в том числе нравственным, без которых эволюция человечества может оказаться ущербной. (9)Необходимыми условиями общественного прогресса ученый считал многое: и рачительное отношение к природе, и трудовую активность личности в сочетании с честностью, и ликвидацию сословного неравенства.
2. Выполните синтаксический разбор предложения 3.
Ответ:
3. Выпишите грамматическую основу предложения 1. Укажите, чем выражено подлежащее и сказуемое.
Ответ:
земля(п. сущ. им. п.) богата(ск. кр. прил.))
4. Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.
Ответ: 1
5. Из предложения 6 выпишите сказуемое, определите его тип (простое глагольное, составное глагольное, составное именное).
Ответ: будет вызывать.