Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Словосочетание. Предложение. Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения

Работа 1

Вариант 1

1. Укажите варианты ответа, в которых нет словосочетания. Запишите номера ответов.

1) день и ночь

2) совсем рядом

3) мы бежим

4) ночная фиалка

Ответ: 1, 3

2. Укажите именные словосочетания. Запишите номера ответов.

1) ситцевое платье

2) бежать навстречу

3) письмо от друга

4) писать аккуратно

Ответ: 1, 3

3. Укажите вариант ответа, в котором неверно указаны главное и зависимое слово. Выпишите это словосочетание, исправив ошибку.

Ответ: слепо(з.) верить(гл.)

4. Укажите словосочетание со связью примыкание. Запишите номер ответа.

1) берёзовая роща

2) увидеть лес

3) пошёл рисовать

4) добрый человек

Ответ: 3

5. Укажите словосочетание со связью согласование. Запишите номер ответа.

1) новая работа

2) работать над сочинением

3) победить врага

4) смеяться до слёз

Ответ: 1

6. Укажите словосочетание со связью управление. Запишите номер ответа.

1) настойчивое требование

2) плохая погода

3) увидев море

4) почти серьёзно

Ответ: 3

7. Замените словосочетание глиняный кувшин, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: кувшины из глины

8. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.

1) Предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов или одного из них.

2) Нераспространёнными предложениями могут быть как односоставные, так и двусоставные предложения.

3) Предложения не представляют собой отдельные высказывания.

4) В грамматической основе выражается грамматическое значение предложения.

Ответ: 3

9. Укажите верное суждение. Запишите номер ответа.

По интонации предложения делятся

1) на восклицательные и невосклицательные

2) на повествовательные, вопросительные и побудительные

3) на вопросительные и повествовательные

4) на побудительные и восклицательные

Ответ: 1

Прочитайте текст и выполните задания 10 — 16.

(1)Каштанка съела много, но не наелась, а только опьянела от еды. (2)После обеда она разлеглась среди комнаты, протянула ноги и, чувствуя во всём теле приятную истому, завиляла хвостом. (3)Пока её новый хозяин, развалившись в кресле, курил сигару, она виляла хвостом и решала вопрос: где лучше — у незнакомца или у столяра? (4)У незнакомца обстановка бедна и некрасива. (5)Кроме кресел, дивана, лампы и ковров, у него нет ничего. (6)Его комната кажется пустою. (7)У столяра же вся квартира битком набита вещами. (8)Там есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка с чижиком, лохань... (9)Квартира незнакомца не пахнет ничем, а у столяра же в квартире всегда великолепно пахнет клеем, лаком и стру..ками. (10)3ато незнакомец даёт много есть.

(По А. Чехову)

10. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 — сложное.

2) Предложение 2 — простое.

3) Предложение 3 — сложное.

4) Предложение 5 — простое.

5) Предложение 9 — простое.

Ответ

11. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений. Запишите номера ответов.

1) Каштанка съела, не наелась, опьянела (предложение 1)

2) Она разлеглась, протянула, чувствуя (предложение 2)

3) Обстановка бедна и некрасива (предложение 4)

4) Есть стол, верстак, куча стружек, рубанки, стамески, пилы, клетка, лохань (предложение 8)

5) Комната кажется (предложение 6)

Ответ

12. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.

1) В предложении 2 сказуемое — составное глагольное.

2) В предложении 4 сказуемые — составные именные.

3) В предложении 10 дополнение выражено неопределённой формой глагола.

4) В предложении 3 обстоятельство выражено деепричастным оборотом.

5) В предложении 6 определение выражено прилагательным пустою.

Ответ

13. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Запишите номера ответов.

1) Жизнь прекрасна и удивительна!

2) Ненадёжное это время поворот зимы на весну.

3) Антон не ученик нашего класса.

4) Хотеть значит победить.

Ответ

14. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым не ставится тире. Запишите номера ответов.

1) Расстояние не помеха для друзей.

2) Это не ответ.

3) Он прекрасный врач.

4) Первая победа мартовских лучей приствольные круги.

Ответ

15. Укажите верное объяснение постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым в предложении. Запишите номер ответа.

О решённом говорить (?) только путать.

1) Тире ставится, так как оба главных члена выражены неопределённой формой глагола.

2) Тире не ставится, так как оба главных члена выражены неопределённой формой глагола.

3) Тире ставится, так как один главный член выражен неопределённой формой глагола.

4) Тире не ставится, так как между главными членами предложения тире никогда не ставится.

Ответ

16. Укажите верное объяснение постановки или отсутствия тире в предложении. Запишите номер ответа.

Пруд (?) как зеркало.

1) Тире между подлежащим и сказуемым обычно не ставится, если сказуемое присоединяется сравнительным союзом.

2) Тире между подлежащим и сказуемым всегда ставится, если сказуемое присоединяется сравнительным союзом.

3) Тире между подлежащим и сказуемым всегда ставится, если оба главных члена выражены именем существительным в именительном падеже.

4) Тире между подлежащим и сказуемым не ставится, так между главными членами тире не ставится.

Ответ

Вариант 2

1. Укажите варианты ответа, в которых нет словосочетания. Запишите номера ответов.

1) они говорят

2) около двери

3) свет и тень

4) читать вслух

Ответ: 1, 3

2. Укажите глагольные словосочетания. Запишите номера ответов.

1) идти быстро

2) очень много

3) тихо отвечать

4) участие в соревновании

Ответ: 1, 3

3. Укажите вариант ответа, в котором неверно указаны главное и зависимое слово. Выпишите это словосочетание, исправив ошибку. Запишите номер ответа.

Ответ: 3 (читать(гл) вслух(з))

4. Укажите словосочетание со связью примыкание. Запишите номер ответа.

1) морозный день

2) лететь на самолёте

3) смелый поступок

4) смотреть укоризненно

Ответ: 4

5. Укажите словосочетание со связью согласование. Запишите номер ответа.

1) прекрасный день

2) записывать на слух

3) простить обидчика

4) рассказать сказку

Ответ: 1

6. Укажите словосочетание со связью управление. Запишите номер ответа.

1) выступать с критикой

2) прекрасный вид

3) совсем простой

4) бежать быстро

Ответ: 1

7. Замените словосочетание говорил улыбаясь, построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: говорил с улыбкой

8. Укажите верное суждение. Запишите номер ответа.

1) Простые предложения по строению грамматической основы могут быть только двусоставными.

2) С помощью порядка слов мы выделяем наиболее важное в предложении слово.

3) В предложении может быть только прямой порядок слов.

4) Грамматической основой предложения является словосочетание.

Ответ: 2

9. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.

1) В зависимости от наличия второстепенных членов предложения делятся на распространённые и нераспространённые.

2) Предложение — основная синтаксическая единица, выражающая относительно законченную мысль, содержащая сообщение, вопрос или побуждение.

3) Предложение всегда имеет грамматическую основу.

4) Двусоставные предложения всегда распространённые.

Ответ: 4

Прочитайте текст и выполните задания 10 — 16.

(1)В ноябре Гагры стояли тихими, безлюдными. (2)Они были полны света и осеннего тепла. (3)В маленьких садиках вызревали оранжевые центнеры мандаринов и апельсинов.

(4)Мне отвели комнату в санаторном корпусе, расположенном над самым береговым обрывом.

(5)Ночью я проснулся. (6)Кто-то грубо тряс балконную дверь. (7)Я потушил свет и подошёл к балконной двери. (8)Из тьмы на одном уровне с балконом неясно возникали огромные волны, одно лишь оконное стекло отделяло меня от ревущей воды. (9)При каждом ударе волны дом дрожал, а затем слышался новый, непривычный всплеск. (10) Это шумела вода, поднятая штормом выше прибрежной стены.

(11)Я вышел в полутёмный пустой коридор, но потом вернулся в комнату, снова подошёл к балконной двери. (12)Мне стало страшно. (13)Я лёг, накрылся одеялом и не стал думать о волне.

(По В. Гроссману)

10. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 — простое.

2) Предложение 4 — сложное.

3) Предложение 5 — нераспространённое.

4) Предложение 8 — сложное.

5) Предложение 11 — простое.

Ответ

11. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений. Запишите номера ответов.

1) Мне отвели (предложение 4)

2) Я потушил и подошёл (предложение 7)

3) Неясно возникали (предложение 8)

4) Я вышел, вернулся, подошёл (предложение 11)

5) Я лёг, накрылся, не стал (предложение 13)

Ответ

12. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 сказуемое — простое глагольное.

2) Сказуемое в предложении 2 — составное именное.

3) В предложении 13 дополнение выражено неопределённой формой глагола.

4) В предложении 11 слово коридор является обстоятельством.

5) В предложении 10 определение выражено причастным оборотом.

Ответ

13. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире. Запишите номер ответа.

1) Услуга в дружбе вещь святая.

2) Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.

3) Хотеть значит победить.

4) Он интересный рассказчик.

Ответ

14. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире. Запишите номера ответов.

1) Пруд словно зеркало.

2) Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь к России.

3) Я ваш новый учитель.

4) Пятью пять двадцать пять.

Ответ

15. Найдите верное объяснение постановки тире или его отсутствия в предложении.

Конный пешему (?) не попутчик.

1) Тире ставится, так как оба главных члена выражены именем существительным.

2) Тире не ставится, так как один главный член выражен прилагательным.

3) Тире ставится, так как один главный член выражен именем существительным в именительном падеже.

4) Тире обычно не ставится, если при сказуемом есть отрицательная частица не.

Ответ

16. Объясните постановку тире или его отсутствие в предложении.

Долг наш (?) защищать крепость до последнего нашего издыхания. (А. Пушкин).

1) Тире ставится, так как оба главных члена выражены неопределённой формой глагола.

2) Тире не ставится, так как оба главных члена выражены неопределённой формой глагола.

3) Тире ставится, так как один главный член выражен неопределённой формой глагола, а второй — именем существительным.

4) Тире не ставится, так как между главными членами предложения тире не ставится.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

1. Выпишите словосочетания, составьте их схемы, укажите способ связи.

Весёлая история, приведём примеры, быстро говорить, чёрное и белое, строить дома, интересный случай, чёрный от сажи, смотреть картину, мы говорим, написать изложение, дом с мезонином, начинается рассвет, начать сначала, уважать старших, в течение ночи, на рассвете, говорить улыбаясь, написать ответ, около дома.

Ответ:

Весёлая история (согласование), приведём примеры (управление), быстро говорить (примыкание), чёрное и белое, строить дома (управление), интересный случай (согласование), чёрный от сажи (управление), смотреть картину (управление), мы говорим, написать изложение (управление), дом с мезонином (управление), начинается рассвет (управление), начать сначала (примыкание), уважать старших (управление), в течение ночи, на рассвете, говорить улыбаясь (примыкание), написать ответ (управление), около дома.

2. Охарактеризуйте предложения по интонации и цели высказывания.

1. Подними и встряхни на ладони рыжеватые лёгкие снежинки.

2. О чём вздохнули так глубоко? Нельзя ль узнать? (А. Пушкин)

3. Произведение поражает глубиной искреннего чувства.

4. Пример ужасный вероломства! (М. Лермонтов)

Ответ:

1. Невосклицательное, побудительное

2. Невосклицательное, вопросительное

3. Невосклицательное, повествовательное

4. Восклицательное, повествовательное.

3. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите, какие из предложений односоставные, а какие — двусоставные, какие распространённые, какие — нераспространённые.

Вскоре рассвело. ... Настало утро. ... На небе нет ни облачка. ... На траве лежат серебристые жемчужины росы. ... Щебечут птицы. ... Тёмно-голубой колокольчик склонил свою головку к самой земле. ... В душе ощущается какой-то необыкновенный прилив счастья. ...

Ответ:

Вскоре рассвело(ск.). (односост., распр.) Настало(ск.) утро(п.). (двусост., нераспр.) На небе нет ни облачка(п.). (однос., распр.) На траве лежат(ск.) серебристые жемчужины(п.) росы(п.). (двусост., распр.) Щебечут(ск.) птицы(п.). (двусост., распр.) Тёмно-голубой колокольчик(п.) склонил(ск.) свою головку к самой земле. (двусост., распр.) В душе ощущается(ск.) какой-то необыкновенный прилив(п.) счастья. (двусост., распр.)

4. Разберите предложения по членам, укажите, чем выражены члены предложения. Определите вид сказуемого.

1. Пётр и Алексей долго не могли сказать ни слова.

2. Мы сидели на песке около причала. (М. Лермонтов)

3. Танцующие теснились и толкали друг друга.

4. Отец был рад этой встрече.

5. Слово — серебро, молчание — золото.

6. Я буду долго гнать велосипед... (Н. Рубцов)

7. Весь сад стал наполняться запахом цветущей сирени.

Ответ:

1. Пётр(п.; сущ.) и Алексей(п.) долго(обст.; наречие)не могли сказать(ск.; гл.) ни слова(доп.; сущ.).

2. Мы(п.; мест.) сидели(ск.; гл) на песке(обст.; сущ.) около причала(доп.; сущ.) (М. Лермонтов)

3. Танцующие(п., прил.) теснились(ск., гл.) и толкали(ск., гл.) друг(доп., сущ.) друга(доп., сущ.).

4. Отец(п., сущ.) был рад(ск., гл.) этой(опр., прил.) встрече(доп., сущ.).

5. Слово(п., сущ.) — серебро(ск., сущ.), молчание(п., сущ.) — золото(ск., сущ.).

6. Я(п., м.) буду долго(обст., нар.) гнать(ск., гл.) велосипед(доп., сущ.)... (Н. Рубцов)

7. Весь сад(п., сущ.) стал наполняться(ск., гл.) запахом(доп., сущ.) цветущей(опр., прил.) сирени(доп., сущ.).

5. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1) Пр..восходная должность быть на з..мле человеком! (М. Горький)

2) Сем..ю семь сорок девять.

3) Он скептик и м..териалист. (М. Лермонтов)

4) У неё сер..це очень доброе... (И. Тургенев)

5) Пруд как бл..стящая сталь. (А. Фет)

6) О решё(н,нн)ом говорить только путать. (М. Горький)

7) Бедность (не)порок. (Поговорка)

Ответ:

1) Превосходная должность — быть на земле человеком! (М. Горький)

2) Семью семь — сорок девять.

3) Он скептик и материалист. (М. Лермонтов)

4) У неё сердце очень доброе... (И. Тургенев)

5) Пруд как блестящая сталь. (А. Фет)

6) О решённом говорить — только путать. (М. Горький)

7) Бедность не порок. (Поговорка)

6. Отредактируйте предложение, в котором нарушена норма управления.

Мы обменялись документами, телефонами, заверили другу друга о благонадёжности и распрощались.

Ответ:

Мы обменялись документами, телефонами, заверили друг друга о благонадёжности и распрощались.

7. Выполните синтаксический разбор предложения.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. (А. Чехов)

Ответ:

Однажды(вв. сл.), возвращаясь домой(дееприч. об.), я(п., выраж. сущ.) нечаянно(обст. образа дейсстия, выраж. наречием) забрёл(ск., выраж. гл.) в какую-то(соглас. опред., выраж. местоим.) незнакомую(согл. опред., выраж. прил.) усадьбу(обст. места, выраж. сущ. с предлогом(в усадьбу)).

(Повеств., невоскл., простое, двусост., полное, распр., осложнено дееприч. оборотом).

Вариант 2

1. Выпишите словосочетания, составьте их схемы, укажите способ связи.

Отличная новость, ответим на вопросы, медленно двигаться, сладкое и солёное, нести ответственность, стеклянная чернильница, бледный от страха, слушать музыку, я молчу, решить задачу, вид на море, солнце встаёт, напиток из клюквы, любить родину, в продолжение недели, у дома, идти оглядываясь, исполнить сонату, между деревьев.

Ответ

2. Охарактеризуйте предложения по интонации и цели высказывания.

1. Уступи мне, скворец, уголок,

Посели меня в старом скворешнике. (Н. Заболоцкий)

2. А альбом хорошенький! (А. Чехов)

3. Он захохотал, покачнулся и, умилившись, поцеловал Сонечке руку.

4. Ты хозяйский сын? (М. Лермонтов)

Ответ

3. Подчеркните в предложениях грамматические основы. Укажите, какие из предложений односоставные, а какие — двусоставные, какие распространённые, какие — нераспространённые.

Ночь. ... В горах очень холодно. ... Светит луна. ... Смотрю на небо. ... Мириады звёзд! ... Вдруг моя душа наполняется необыкновенным чувством радости! ... Мне хочется кричать. ... Я набираю полную грудь воздуха и громко-громко кричу в ночное небо. ...

Ответ

4. Разберите предложения по членам, укажите, чем выражены члены предложения. Определите вид сказуемого.

1. Мы с друзьями посетили выставку современной живописи.

2. Учащиеся встали в шеренгу и запели гимн школы.

3. Кто-то стал тихо постукивать по стеклу.

4. Гости были очень довольны обедом.

5. Всё казалось нереальным, ненастоящим.

6. Море сегодня было спокойным, умиротворённым.

7. В мае птицы будут петь с раннего утра.

Ответ

5. Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

1) Точ(?)ность и краткость вот первые д..стоинства прозы. (А. Пушкин)

2) Трижды два шесть.

3) Быть соучастником а не наблюдателем жизни вот самое це(н,нн)ое что можно посовет..вать любому пишущ..му. (В. Катаев)

4) Небольшой туман не помеха для похода в лес.

5) Грамоте учиться всегда пригодится. (Пословица)

6) Туристические походы моё главное увлечение.

Ответ

6. Отредактируйте предложение, в котором нарушена норма управления.

Слегка радуясь, что всё разрешилось без особых усилий с моей стороны, я достал из тумбочки трубку и позвонил к жене, чтобы обрадовать и её...

Ответ

7. Выполните синтаксический разбор предложения.

Кот лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы лапой у себя за ухом. (По К. Паустовскому)

Ответ

Диктанты

1

Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых елей стояли, образуя мрачную, красивую аллею. Я легко перелез через изгородь и пошёл по этой аллее, скользя по еловым иглам, которые тут на вершок покрывали землю. Было тихо, темно.

Высоко на вершинах кое-где дрожал яркий свет и переливал радугой в сетях паука. Сильно пахло хвоей. Потом я повернул на длинную липовую аллею. Запустение и старость — главная примета этого места. Прошлогодняя листва печально шелестела под ногами, и в сумерках между деревьями прятались тени. В старом фруктовом саду слабым голосом пела иволга. Но вот и липы кончились. Я прошёл мимо белого дома с террасой и с мезонином. Передо мною неожиданно развернулся вид на барский двор и на широкий пруд с купальней, с толпой зелёных ив, с деревней на том берегу, с высокой узкой колокольней. Крест колокольни горел, отражая в себе заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного.

        (151 слово)        

(По А. Чехову)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов прошлогодняя, заходившее (по вариантам).

2. Выполните морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

Ответ:

Вариант 1

1. Прошлогодняя

 Про — приставка, ш, год — корни, о — соед. гласная, л, н — суффиксы, яя — окончание, прошлогодн — основа слова.

2. Цветущей

 Имя прилагательное

 Н. ф. — цветущий (И. п., ед. ч., м. р.)

 П. пр.: относительное

 Непост. пр.: ед. ч., Р. п., ж. р., полная форма.

 Синтакс. роль — определение

3. Два ряда(п.) старых(опред.) елей(доп.) стояли(ск.), образуя мрачную, красивую аллею(дееприч. об., обстоят).

 (Повеств., невоскл., распр., простое, двусост., полное, осложнено дееприч. оборотом)

Весна

Весна — начало жизни.

Весеннее солнце било трепетавшими лучами. В траве, наливающейся зеленью, слышался какой-то шёпот и шорох. Это суетливо копошилось, бегало, ползало и цеплялось за тончайшие былинки множество разной мошки, паучков. По зелёному полю желтели махровые головки одуванчиков, над которыми носилось тонкое жужжание золотых пчёл. Из рощи тянуло смолистым запахом изжелта-зелёной берёзы. То вдруг пахнёт откуда-то миндальным ароматом цветущей рябины. В воздухе пахнет тем запахом, который издаёт земля, набирающаяся жизненной силы.

Ярко-румяное гигантское солнце стояло уже низко над землёй и кидало по оврагу полосы золотисто-розового света. С высей тёплого неба долетали ещё на землю последние рассыпчатые трели жаворонков, допевавших свои предвечерние песни. Все другие птицы уже умолкли. Но в самой чащобе защёлкал соловей — один из самых известных и прославленных певцов среди птиц. В воздухе гуще запахли белесоватые кисти цветков рябины.

     (130 слов)      

(По В. Крестовскому)

Задания

1. Выполните морфемный разбор слов трепетавшими, прославленных (по вариантам).

2. Выполните морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).

3. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

Ответ:

Вариант 1

1. Трепетавшими

Трепет — корень, авш — суф., ими — окончание, трепетавш — основа слова

2. Суетливо

Суетливо — имя прилагат.

Н. ф.: суетливый (И. п. ед. ч. м. р.)

П. пр.: качественное

Непост. пр.: ед. ч., ср. р., краткая форма

Синтакс. роль. — обстоят.