Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021
Односоставные и неполные предложения
Работа 1
Вариант 1
1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) В двусоставном предложении оба главных члена нужны для понимания смысла предложения.
2) В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена.
3) Односоставное предложение всегда нераспространённое.
4) Определённо-личные предложения могут выражать побуждение к действию собеседника.
Ответ: 3
2. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Неопределённо-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем или будущем времени и в форме множественного числа в прошедшем времени.
2) Сказуемое в безличном предложении может выражаться неопределённой формой глагола.
3) В безличных предложениях сказуемое — глагол в форме 3-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени или в форме среднего рода в прошедшем времени.
Ответ: 3
3. Укажите односоставные предложения. Запишите номера ответов.
1) Я люблю дождь.
2) Идёт дождь.
3) Люблю дождь.
4) Быть дождю.
Ответ: 3, 4
4. Укажите верную характеристику предложения. Запишите номера ответов.
1) Ветром повалило дерево. Предложение двусоставное, грамматическая основа — повалило дерево.
2) Сделали проект новой школы. Предложение двусоставное, грамматическая основа — сделали проект.
3) Пойдёмте на выставку. Предложение односоставное с главным членом — сказуемым пойдёмте.
4) В окно стучат. Предложение односоставное с главным членом — сказуемым стучат.
Ответ: 3, 4
5. Укажите неверную характеристику предложения. Запишите номер ответа.
1) Люблю дымок спалённой жнивы. Предложение односоставное с главным членом — сказуемым люблю.
2) Жизнь правде посвящай. Предложение двусоставное, грамматическая основа — жизнь посвящай.
3) Нет силы более могучей, чем знание. Предложение односоставное, с главным членом — сказуемым нет.
4) На улице было тихо. Предложение односоставное, с главным членом — составным именным сказуемым было тихо.
Ответ: 2
6. Укажите неверную характеристику предложения. Запишите номер ответа.
1) Меня называли орлёнком в отряде. Предложение односоставное, неопределённо-личное.
2) Мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви. Предложение односоставное, безличное.
3) Помним грохот металла и друзей боевых имена. Предложение двусоставное.
4) В саду приятно пахло сиренью. Предложение односоставное, безличное.
Ответ: 3
7. Укажите неверную характеристику предложения. Запишите номер ответа.
1) Там хорошо рассвет встречать вдвоём. Предложение односоставное, безличное.
2) Теплеет. Предложение односоставное, назывное.
3) За окном смеркалось. Предложение односоставное, безличное.
4) Вечер. Предложение односоставное, назывное.
Ответ: 2
8. Укажите назывные предложения. Запишите номера ответов.
1) Мелкая заводь.
2) Идёт снег.
3) Вот дом.
4) Цветы жасмина.
Ответ: 1, 3, 4
9. Укажите неопределённо-личные предложения. Запишите номера ответов.
1) Каких только цветов не увидишь в бабушкином саду!
2) Дни поздней осени бранят обыкновенно...
3) Пойдёмте к реке.
4) Пришли за яблоками.
Ответ: 2, 4
10. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Всю ночь не спалось. Предложение безличное.
2) Пятый час утра. Неполное предложение.
3) Ночь тиха. Двусоставное предложение.
4) Вот моя деревня. Назывное предложение.
Ответ: 2
11. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.
1) Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей... Предложение определённо-личное.
2) Подойди к окну. Предложение определённо-личное.
3) Никого не было на улице. Предложение двусоставное.
4) Любите живопись, поэты! Предложение безличное.
Ответ: 1, 2
Прочитайте текст и выполните задания 12 — 16.
(1)Летний день. (2)Фёдорово. (3)Фёдорово — наше имение. (4)Я очень люблю, этот старый дом, особенно сад и оранжерею с розами. (5)Мой долг — заботиться о них, ведь сад и розы были посажены ещё при моём деде.
(6)В один из дней к нам начали съезжаться гости. (7)Сад стал заполняться их голосами. (8)Ещё с вечера на улицу выкатили кадки с розами. (9)Утром поставили часть цветов в беседку. (10)К полудню — вдоль аллеи. (11)А к обеду — к воротам. (12)Все восхищались красотой роз. (13)Особенно барышни.
(По В. Белякову)
12. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) тире ставится между подлежащим и сказуемым. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
13. Найдите неполное(-ые) предложение(-я). Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
14. Найдите односоставное(-ые) предложение(-я) с главным членом — сказуемым. Напишите его(их) номер(-а), определите тип.
15. Найдите назывное(-ые) предложение(-я). Напишите его(их) номер(-а).
16. Выпишите грамматическую основу предложения 7. Определите тип сказуемого.
Вариант 2
1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Односоставные предложения могут быть как распространёнными, так и нераспространёнными.
2) По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с главным членом — сказуемым; с главным членом — подлежащим.
3) В неопределённо-личных предложениях важно само действие, а не лица, которые его производят.
4) В односоставных предложениях нет и не может быть сказуемого.
Ответ
2. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.
1) Определённо-личные предложения — это односоставные предложения со сказуемым — глаголом в форме 1-го или 2-го лица.
2) Сказуемое в безличном предложении может выражаться именем существительным.
3) Назывные предложения — это односоставные предложения, которые имеют один главный член — подлежащее.
4) Неполные предложения часто употребляются в диалоге.
Ответ
3. Укажите односоставные предложения. Запишите номера ответов.
1) Мы пойдём на соревнования.
2) Пойдём на соревнования.
3) Соревнования проходят в ледовом дворце.
4) Люблю смотреть соревнования.
Ответ
4. Укажите верную характеристику предложения. Запишите номера ответов.
1) С утра собираем грибы. Предложение двусоставное, грамматическая основа — собираем грибы.
2) Пойдём на встречу с ветеранами. Предложение односоставное с главным членом — сказуемым пойдём.
3) Не спится. Предложение односоставное.
4) Из-за непогоды плохо собрали урожай. Предложение двусоставное, грамматическая основа — собрали урожай.
Ответ
5. Укажите неверную характеристику предложения. Запишите номер ответа.
1) Ему разрешалось ходить по парку. Предложение односоставное с главным членом — сказуемым разрешалось.
2) Цыплят по осени считают. Предложение двусоставное, грамматическая основа — цыплят считают.
3) В лес её посылали на целый день. Предложение односоставное, с главным членом — сказуемым посылали.
4) В доме стало темно. Предложение односоставное, с главным членом — составным именным сказуемым стало темно.
Ответ
6. Укажите неверную характеристику предложения. Запишите номер ответа.
1) Мне пришлось долго ждать у двери. Предложение односоставное, неопределённо-личное.
2) За окном светало. Предложение односоставное, безличное.
3) В окно постучались. Предложение односоставное, неопределённо-личное.
4) Всю ночь в саду пел соловей. Предложение двусоставное.
Ответ
7. Укажите безличные предложения. Запишите номера ответов.
1) Похолодало.
2) Вечер.
3) Быть грозе.
4) Спешу домой.
Ответ
8. Укажите назывные предложения. Запишите номера ответов.
1) Моросит дождь.
2) Вот сосна.
3) Это старинный романс.
4) Рассвело.
Ответ
9. Укажите определённо-личные предложения. Запишите номера ответов.
1) Идите, выполняйте приказание.
2) Отвели бы мне участок неподалёку от реки.
3) Жду со дня на день начало навигации.
4) Всё более светало.
Ответ
10. Укажите верное суждение. Запишите номер ответа.
1) Меня ждут. Предложение определённо-личное.
2) Ночь. Неполное предложение.
3) Множество цветов. Назывное предложение.
4) Мне холодно и хочется есть. Двусоставное предложение.
Ответ
11. Укажите верные суждения. Запишите номера ответов.
1) Дорожки в саду посыпали галькой. Предложение неопределённо-личное.
2) Встаю в пять утра. Предложение определённо-личное.
3) Помнишь рощу над рекой? Безличное предложение.
4) Весенний ветерок. Предложение безличное.
Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 12 — 16.
(1)Дедушкин дом. (2)Как же я его люблю! (3)Деревянный, с резными наличниками.
(4)В одной его комнате стоит резной буфет. (5)Во второй — прялка. (6)В третьей — китайская ширма. (7)А в четвёртой комнате находится библиотека. (8)Моё самое любимое место в доме —это библиотека. (9)Я очень люблю забраться в её дальний угол и читать. (10)Люблю приключенческие романы. (11)Я читаю их запоем. (12)Читаю и представляю себя то пиратом, то благородным разбойником. (13)Приключения — моя страсть.
(По И. Резанову)
12. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) тире ставится между подлежащим и сказуемым. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
13. Найдите неполное(-ые) предложение(-я). Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
14. Найдите односоставное(-ые) предложение(-я) с главным членом — сказуемым. Напишите его(их) номер(-а), определите тип.
15. Найдите назывное(-ые) предложение(-я). Напишите его(их) номер(-а).
16. Выпишите грамматическую основу предложения 9. Определите тип сказуемых.
Работа 2
Вариант 1
1. Определите и запишите, какое это предложение: двусоставное или односоставное. В односоставных предложениях подчеркните главный член — сказуемое. Укажите, в какой форме употреблён в этом предложении глагол-сказуемое.
1) Вы вчера были на экскурсии в Русском музее?
2) Иду на экскурсию в Русский музей.
3) Ребята, не опаздывайте на экскурсию!
4) Идём скорее на экскурсию в Русский музей.
5) Вы идёте на экскурсию в Русский музей?
Ответ:
2) Иду (1 лицо, наст. время), идём — (мн. ч., повелит. наклон.).
2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Найдите односоставные предложения, в том числе и те, которые являются частями сложного предложения. Обозначьте в них грамматическую основу. Определите тип односоставных предложений, а также тип сказуемого в каждом предложении.
1) Пр..хладную т..шину наруша..т только сытое квохтанье др..здов на кора(л,лл)овых р..бинах.
2) Воздух чист.
3) К ночи становит(?)ся очень холодно и р..систо.
4) Тихий вечер только из(за) реки доносят(?)ся звуки с лесопилк.. .
5) На улиц.. темне..т и в окнах заж..гаются огни.
6) Давайте вн..мательно прочита..м послан..е.
7) Дорогу (не) стали з..сыпать щебнем.
8) Сильно подморозило когда мы вышли на ул..цу.
9) Иду л..сной тр..пой любуюсь пробуждающ..йся пр..родой.
10) Вот моя д..ревня.
11) Бездо(н,нн)ую боч(?)ку водой (не)наполн..шь.
12) Люблю когда в воздух.. пахн..т сеном.
Ответ:
1) Прохладную тишину нарушает только сытое квохтанье дроздов на коралловых рябинах.
2) Воздух чист.
3) К ночи становится очень холодно и росисто.
4) Тихий вечер, только из-за реки доносятся звуки с лесопилки.
5) На улице темнеет и в окнах зажигаются огни.
6) Давайте внимательно прочитаем послание.
7) Дорогу не стали засыпать щебнем.
8) Сильно подморозило, когда мы вышли на улицу.
9) Иду лесной тропой, любуюсь пробуждающейся природой.
10) Вот моя деревня.
11) Бездонную бочку водой не наполнишь.
12) Люблю, когда в воздухе пахнет сеном.
3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выполните задания 1, 2.
(1)Как хорош и кр..сив наш лес. (2)Особе(н,нн)о в осе(н,нн)..е дни!
(3)В красный и з..лотистый цвет ..крашена л..ства. (4)Цв..тным ковром ра..стилаются под д..ревьями опавшие листья. (5)Под осиной красные. (6)Под б..рёзой ж..лтые. (7)Вот смотрят на меня кр..сноватые шапки поз(?)них под..синовиков а я на них. (8)Так и просятся в к..рзинку. (9)Ещё цв..тут последн..е цв..ты слышны птич(?)и г..лоса. (10)И только х..лодные осе(н,нн)ие ночи пр..двещают скорые заморо..ки.
(По И. С. Соколову-Микитову)
Ответ:
(1)Как хорош и красив наш лес. (2)Особенно в осенние дни!
(3)В красный и золотистый цвет окрашена листва. (4)Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. (5)Под осиной красные. (6)Под берёзой жёлтые. (7)Вот смотрят на меня красноватые шапки поздних подосиновиков, а я на них. (8)Так и просятся в корзинку. (9)Ещё цветут последние цветы, слышны птичьи голоса. (10)И только холодные осенние ночи предвещают скорые заморозки.
1. Найдите неполные предложения. Запишите их номера.
2. Выполните синтаксический разбор одного неполного предложения.
Вариант 2
1. Определите и запишите, какое это предложение: двусоставное или односоставное. В односоставных предложениях подчеркните главный член — сказуемое. Укажите, в какой форме употреблён в этом предложении глагол-сказуемое.
1) Давайте пообедаем!
2) Иду на обед.
3) Ребята, идите скорее на обед!
4) Идём на обед в школьную столовую.
5) Вы будете обедать?
Ответ
2. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, поставьте знаки препинания. Найдите односоставные предложения, в том числе и те, которые являются частями сложного предложения. Обозначьте в них грамматическую основу. Определите тип односоставных предложений, а также тип сказуемого в каждом предложении.
1) Просто мне (не)здоровилось тогда.
2) На обратном пути ему пр..шлось п..режить (не)большое пр..ключение.
3) Ландыш(?) душист.
4) Солнце закатилось и стало холодать.
5) Ш..л снег и нач..налась м..тель.
6) Задувал (не)пр..ятный вет..р и было холодно.
7) Глупому в поле не давай воли.
8) Нам пр..казано было остават(?)ся дома.
9) Пишу п..сьмо и н..деюсь на скорую встречу.
10) Вот мой тебе ответ.
11) (Не)спит(?)ся что-то.
12) После дождя пахн..т свеж..стью.
Ответ
3. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Выполните задания 1, 2.
(1)Кому (не)ч..тали в детстве сказок об огне(н,нн)ых змеях л..тающих по небу. (2)В пр..роде есть такое явление. (3)Оно связа(н,нн)о с небесным телом называ..мым болидом.
(4)Его по..вление ост..вляет неизгладимое вп..чатление. (5)Особе(н,нн)о в ночное время. (б)Яркий свет болида зал..вает всё вокруг. (7)От него на небе долго остаёт(?)ся дли(н,нн)ый светящ..йся след. (8)Он постепе(н,нн)о искр..вляет(?)ся пр..нимая извилист..ю форму и становит(?)ся похож на змея. (9)Сказочного змея.
(По В. Мезенцеву)
1. Найдите неполные предложения и напишите их номера.
2. Выполните синтаксический разбор одного неполного предложения.
Диктанты
Деревня
Последний день июня. Ровной синевой залито всё небо. Безветрие, теплынь. Воздух — молоко парное! Пахнет дымком, травой и дёгтем маленько. И маленько кожей. Конопляники уже вошли в силу и пускают свой тяжелый, но приятный дух.
Глубокий, но пологий овраг. По оврагу бежит ручей, на его дне дрожат сквозь светлую рябь мелкие камешки. По одной стороне оврага стоят опрятные амбарчики, по другой — пять сосновых изб с тесовыми крышами. Вдали — синеватая черта большой реки.
Над каждой крышей виден высокий шест скворечницы, а над каждым крылечком — вырезной крутогривый конёк. Неровные стёкла окон отливают цветами радуги. Кувшины с букетами намалёваны на ставнях. Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка. На завалинках лежат кошки, свернувшись клубочком и насторожив прозрачные ушки.
Я лежу у самого края оврага на разостланной попоне. Кругом разбросаны целые вороха скошенного сена. То-то будет спать на нём славно!
(135 слов)
(По И. Тургеневу)
Задания
1. Подчеркните грамматические основы в первых двух абзацах (по вариантам). Найдите односоставные предложения. Выполните их синтаксический разбор.
2. Подчеркните неполные предложения.
3. Определите способ образования выделенных слов (по вариантам).
* * *
Еловый лес. В нём сыро и мрачно. Зато как радуют взгляд при выходе из ельника сверкающие белизной стволы берёз! Лёгкий ветер пробегает в высоте, и зелёная листва переливается, колышется, шумит, играет. Хорошо в лесу! Но вы больше смотрите себе под ноги, почти не замечая красот меняющейся растительности. Из вашей корзины виднеются коричневые, красные, жёлтые шляпки грибов. Вам хочется собрать побольше белых, подосиновиков, рыжиков, груздей. Но где искать те или иные грибы? Если бы вы, срезая гриб, замечали, под каким деревом он рос, то сделали бы интересные выводы.
Под соснами вы нашли рыжики и маслята, под осиной — красные подосиновики, под берёзами — подберёзовики. В молодом ельнике и дубравах — грузди. Белые — под соснами, елями и берёзами. Иногда вы эти грибы находите под другими деревьями. Но посмотрите хорошенько! И в этом месте найдёте остатки старых пней или корней деревьев, с которыми «дружны» грибы. Чем вызвана такая «дружба» грибов с деревьями?
Из-под шляпок старых грибов высыпаются мелкие споры. Из спор во влажной и богатой органическими веществами почве вырастают грибные нити, образующие грибницу.
(168 слов)
(По Н. М. Верзилину)
Задания
1. Найдите односоставные предложения, подчеркните в них грамматическую основу, определите вид односоставного предложения.
2. Подчеркните неполные предложения.
3. Выполните морфологический разбор выделенных слов (по вариантам).
4. Из предложения, выделенного курсивом, выпишите все словосочетания, определите тип связи.