Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Однородные члены предложения

Вариант 1

1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.

1) Однородными членами называется ряд одинаковых членов предложения, соединённых между собой только сочинительной связью.

2) Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова.

3) Повторяющиеся слова не являются однородными членами.

4) В предложении может быть только один ряд однородных членов.

Ответ: 4

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вопросы восклицания рассказы посыпались наперерыв.

2) Ни справа ни слева ни на воде ни на берегу никого не было.

3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.

4) С чужими я либо робел либо важничал.

5) Пушкин любит в благочестивом старце Пимене не только своё создание но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

Ответ: 4, 5

1) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв.

2) Ни справа, ни слева, ни на воде, ни на берегу никого не было.

3) Цветы лучше всего собирать утром или под вечер.

4) С чужими я либо робел, либо важничал.

5) Пушкин любит в благочестивом старце Пимене не только своё создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.

1) В жизни приходится очень много спорить и возражать опровергать мнение других и не соглашаться.

2) Дашкова — государственный деятель учёный организатор науки.

3) Я или зарыдаю или закричу или в обморок упаду.

4) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.

5) Он не столько удивился сколько обрадовался.

Ответ: 2, 3

1) В жизни приходится очень много спорить и возражать, опровергать мнение других и не соглашаться.

2) Дашкова — государственный деятель, учёный, организатор науки.

3) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду.

4) Алёша подал ему маленькое складное кругленькое зеркальце.

5) Он не столько удивился, сколько обрадовался.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Буран крутит и швыряет снегом высвистывает и заливается жутким воем.

2) Он разъезжал в беговых дрожках либо в красивой карете.

3) Быть может, посетит меня восторг и творческая ночь и вдохновение.

4) Весь вечер Ленский был рассеян то молчалив то весел вновь.

5) Он был то молчалив то весел.

Ответ: 1, 5

1) Буран крутит и швыряет снегом, высвистывает и заливается жутким воем.

2) Он разъезжал в беговых дрожках либо в красивой карете.

3) Быть может, посетит меня восторг, и творческая ночь, и вдохновение.

4) Весь вечер Ленский был рассеян, то молчалив, то весел вновь.

5) Он был то молчалив, то весел.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.

2) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.

3) Стало просторно и голо прохладно и облачно.

4) В доме пахло пирогами и холодцом и ёлкой.

5) Снопами вылетает из них пламя и коптит крышу и стену дома.

Ответ: 3, 4

1) Тяжёлые холодные тучи лежали на вершинах окрестных гор.

2) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака.

3) Стало просторно и голо, прохладно и облачно.

4) В доме пахло пирогами и холодцом, и ёлкой.

5) Снопами вылетает из них пламя и коптит крышу и стену дома.

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.

1) Иван работал усердно и перечёркивал написанное и вставлял новые слова.

2) Из открытых окон тесных и грязных гостиниц слышалась заунывная и удалая венгерская музыка звон посуды и шумные разговоры.

3) Александров не только очень любил танцевать но он также и умел танцевать.

4) Маргарита подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо.

5) Вечером приходили поодиночке то гимназист то настороженно глядящая барышня то просто одетый человек с интеллигентным лицом.

Ответ: 1, 5

1) Иван работал усердно, и перечёркивал написанное, и вставлял новые слова.

2) Из открытых окон тесных и грязных гостиниц слышалась заунывная и удалая венгерская музыка, звон посуды и шумные разговоры.

3) Александров не только очень любил танцевать, но он также и умел танцевать.

4) Маргарита подняла голову к луне и сделала задумчивое и поэтическое лицо.

5) Вечером приходили поодиночке то гимназист, то настороженно глядящая барышня, то просто одетый человек с интеллигентным лицом.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Из залы кухни и коридора непрерывно нёсся захлебывающийся криками голос Анны Петровны.

2) Ты иди или оставайся у нас до завтра.

3) В избе было и тесно и душно.

4) Холод плавный бег саней и тишина улиц постепенно утолили печаль.

5) Мальчишки громко и торопливо стали говорить и перебивать друг друга.

Ответ: 2, 4

1) Из залы, кухни и коридора, непрерывно нёсся захлебывающийся криками голос Анны Петровны.

2) Ты иди или оставайся у нас до завтра.

3) В избе было и тесно, и душно.

4) Холод, плавный бег саней и тишина улиц постепенно утолили печаль.

5) Мальчишки громко и торопливо стали говорить и перебивать друг друга.

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.

2) Шелест листьев и звёзды и тёплый запах земли напомнили ей о доме.

3) Он не столько говорил сколько молчал.

4) Он был мал ростом и худ.

5) Мать молча опять расцеловала его и в глаза и в губы.

Ответ: 3, 5

1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.

2) Шелест листьев, и звёзды, и тёплый запах земли напомнили ей о доме.

3) Он не столько говорил, сколько молчал.

4) Он был мал ростом и худ.

5) Мать молча опять расцеловала его и в глаза, и в губы.

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.

1) Наталья не отходила от матери и то задумывалась то принималась за работу.

2) В старом саду распустились сирень и жасмин и розы.

3) С бледным покривившимся лицом он вдруг вскочил и схватил себя за голову.

4) Он или играл с нами или слушал моё чтение.

5) Извозчик чмокает губами вытягивает по-лебединому шею приподнимается и машет кнутом.

Ответ: 3, 5

1) Наталья не отходила от матери и то задумывалась, то принималась за работу.

2) В старом саду распустились сирень и жасмин, и розы.

3) С бледным, покривившимся лицом, он вдруг вскочил и схватил себя за голову.

4) Он или играл с нами, или слушал моё чтение.

5) Извозчик чмокает губами, вытягивает по-лебединому шею, приподнимается и машет кнутом.

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

2) На краю оврага стоял маленький деревянный дом.

3) Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы.

4) С чужими он робел либо важничал.

5) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

Ответ: 3, 5

1) Я видел только верхушки лозняка да извилистый край противоположного берега.

2) На краю оврага стоял маленький деревянный дом.

3) Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы.

4) С чужими он робел либо важничал.

5) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах.

11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить двоеточие. Запишите номера этих предложений.

1) Всё спало крепким сном и люди и дороги и межи и росистые хлеба.

2) В сундуке я нашёл пожелтевшую гетманскую грамоту.

3) Маленькая рыбка порывисто металась вверх и вниз и в стороны.

4) Вещмешок он не смог поднять на себя и оставил его на скамейке зато взял с собой гранату.

5) Ничего заметно не было оживляющего картину ни отворяющихся дверей ни выходивших откуда-нибудь людей.

Ответ: 1, 5

1) Всё спало крепким сном: и люди, и дороги, и межи, и росистые хлеба.

2) В сундуке я нашёл пожелтевшую гетманскую грамоту.

3) Маленькая рыбка порывисто металась вверх, и вниз, и в стороны.

4) Вещмешок он не смог поднять на себя и оставил его на скамейке, зато взял с собой гранату.

5) Ничего заметно не было оживляющего картину: ни отворяющихся дверей, ни выходивших откуда-нибудь людей.

12. Найдите предложения, в которых тире ставится перед обобщающим словом. Запишите номера этих предложений.

1) Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич.

2) Вера — главная сила человека.

3) Ни пения птиц, ни шороха листвы, ни журчанья реки — ничего не было слышно.

4) Лось посмотрел на ребят, а они — на него.

5) Женщины и мужчины, лошади и собаки, клоуны и музыканты — все точно старались перещеголять один другого.

Ответ: 3, 5

1) Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич.

2) Вера — главная сила человека.

3) Ни пения птиц, ни шороха листвы, ни журчанья реки — ничего не было слышно.

4) Лось посмотрел на ребят, а они — на него.

5) Женщины и мужчины, лошади и собаки, клоуны и музыканты — все точно старались перещеголять один другого.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) У окошка росла молодая белоствольная берёзка.

2) Ровное монотонное бормотанье обрывается.

3) Это была красивая старинная гравюра.

4) Это случилось тихим летним днём.

5) Дом был чистый уютный.

Ответ: 2, 5

1) У окошка росла молодая белоствольная берёзка.

2) Ровное, монотонное бормотанье обрывается.

3) Это была красивая старинная гравюра.

4) Это случилось тихим летним днём.

5) Дом был чистый, уютный.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Дела шли ни шатко ни валко.

2) Аллеи с липами и вязами сиренью и тополями вели к эстраде.

3) Луг был залит ярким солнечным светом.

4) Утром и днём вечером и ночью был слышен гул водопада.

5) Дорогу заносило снегом или заливало дождём.

Ответ: 1, 4

1) Дела шли ни шатко, ни валко.

2) Аллеи с липами и вязами, сиренью и тополями, вели к эстраде.

3) Луг был залит ярким солнечным светом.

4) Утром и днём, вечером и ночью был слышен гул водопада.

5) Дорогу заносило снегом или заливало дождём.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.

1) Строить новую школу пришли и стар и млад.

2) Пусть он или перебирается на второй этаж или вообще уходит отсюда.

3) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в его голове.

4) Ранняя суровая зимняя заря проступила сквозь серую дымку.

5) Вечерами мы любили слушать музыку и сказки и рассказы.

Ответ: 3, 5

1) Строить новую школу пришли и стар, и млад.

2) Пусть он или перебирается на второй этаж, или вообще уходит отсюда.

3) Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в его голове.

4) Ранняя суровая зимняя заря проступила сквозь серую дымку.

5) Вечерами мы любили слушать музыку, и сказки, и рассказы.

Вариант 2

1. Укажите неверное суждение. Запишите номер ответа.

1) Знаки препинания, используемые в предложениях с однородными членами, называются разделительными.

2) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то за ними ставится тире.

3) Повторяющиеся слова относятся к однородным членам.

4) В предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Ответ

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Солнце выглянуло в последний раз осветило мрачную сторону небосклона и скрылось.

2) Паустовский любил природу не только солнечной или нарядной.

3) Берсенев взял руку Елены и пошёл с ней по саду.

4) Теперь море сияло не сплошь а лишь местами.

5) Мы с сестрой сидим дома либо гуляем в парке.

Ответ

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

2) Справа от нас то уходил за горизонт то приближался пустынный берег.

3) Вдруг во тьме раздалось тревожное конское ржанье.

4) Дни стояли пасмурные однако тёплые.

5) Были лето и осень дождливые.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Для Алевтины Васильевны хотя и привычна но тяжела была власть Ерофея Кузьмича.

2) На стене террасы висела большая старинная сабля.

3) Она умела вязать и вышивать шить и плести кружево.

4) В чёрном ночном небе вдруг засветилась звезда.

5) Мы покрутили в руках найденную вещицу и так и сяк.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Пошёл сильный мокрый снег.

2) Впереди были мрачные чёрные горы.

3) В книге были сказки и рассказы стихи и поэмы.

4) Из-под повязанного платка и светилось и улыбалось доброе лицо.

5) Из-под повязанного платка светилось и улыбалось доброе лицо.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Иван Ильич почувствовал жажду и голод и повернул в сторону костра.

2) На зелёной и светлой лужайке играли дети и взрослые.

3) К нам оттуда родные берёзы тянут ветки и ждут и зовут. (А. Ахматова)

4) На лице у него попеременно выступал не то страх не то страх и досада.

5) Мал золотник да дорог.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Осень снимала с лесов с полей густые цвета.

2) Осенью изменяется не только цвет земли но и сам воздух.

3) Сын или дочь помогут вам донести вещи до дома.

4) На улице солнечно и тепло.

5) Зазеленели травы и кусты и деревья.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я любуюсь и пёстрой раскраской его оперения и его смышлёностью.

2) Я любуюсь пёстрой раскраской его оперения и его смышлёностью.

3) Весной тихая дача огласилась громким говором скрипом колёс и топотом людей.

4) Лес оживает наполняется голосами птиц трескотнёй лесных барабанщиков.

5) Воробьи начинают громко чирикать и топорщить крылышки.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить две запятые. Запишите номера этих предложений.

1) Девочка смотрела на нас и то щурилась то улыбалась.

2) Вечерняя заря пыталась было бороться с надвигающейся тьмой и ушла за горизонт.

3) От села дорога идёт сначала около левого края долины а затем отклоняется вправо и постепенно подходит к реке.

4) Собака или играла с мячиком или спала в углу или бегала по двору.

5) Северное сияние то переливается то падает лёгкой занавесью то вытягивается длинной колеблющейся лентой.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вера подняла крышечку и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный золотой браслет.

2) Распевают на солнышке весенние весёлые гости — скворцы.

3) Начальство гордилось не только историей этой гимназии но и её зданием.

4) Сизые голуби постукивали когтями по карнизу и в поисках тени заглядывали в комнату.

5) Я любил бывать в деревне не только летом но и зимой.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить двоеточие. Запишите номера этих предложений.

1) По дороге я встретил отца и брата.

2) После пурги всё в степи казалось безжизненным и пустынным.

3) В этом доме мне нравилось всё старинные картины на стенах мягкие кресла резные наличники на окнах.

4) Ничто не могло его остановить ни пурга ни метель ни ветер.

5) Ничто не привлекало его в этом удивительном пейзаже.

Ответ

12. Найдите предложение(-я), в котором(-ых) тире ставится перед обобщающим словом. Запишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).

1) Землю солнце красит, а человека — труд.

2) Мещёра — остаток лесного океана.

3) На деревьях, крышах домов, на кустах — везде лежал снег.

4) Всюду: вверху и внизу — пели жаворонки.

5) Сила наша — в единстве.

Ответ

13. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Царственный дубовый лес подступал к самым окнам.

2) Сильная жгучая боль пронзила руку.

3) Ветер срывал с берёз мокрые пахучие листья.

4) Это случилось тихим летним днём.

5) Синие розовые блики появлялись на небе.

Ответ

14. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Дела шли ни шатко ни валко.

2) В результате получилось ни рыба ни мясо.

3) Мы либо косили траву либо сидели на завалинке.

4) Надо и знать и любить и беречь родную землю.

5) Дорогу или заносило снегом или заливало дождём.

Ответ

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Строить новую школу пришли и стар и млад.

2) Мы не могли продвинуться ни взад ни вперёд.

3) Не то муха не то оса жужжала в комнате и не давала покоя.

4) Мелкий дождик сеялся и на поля и на леса.

5) В золотистой глубине леса отражались и замирали звуки.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

1. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз и соединяет однородные члены.

1) Егорушка и в горы ходил и у русских воевал и два раза в остроге сидел.

2) Всё лето пришлось пробыть в отдалённом маленьком посёлке и только редкие поездки в райцентр были единственной моей радостью.

3) Я в этот день с утра рыбу на речке ловил вернулся домой только к вечеру и выбросил на дворе оставшихся от ловли червей.

4) Наступила весна и деревья покрылись лёгкой зеленоватой дымкой.

5) В доме всё наполнилось звуками и запахами готовящихся к Рождеству блюд.

6) Луна скрылась за тучей и в доме стало совсем темно.

7) Папа прибил скворечник к длинному шесту и прикрутил шест проволокой к стволу яблони.

Ответ

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения, союзы обведите. Запишите номера предложений с обобщающим словом при однородных членах.

1) Осень предупреждала о своём пр..ходе то сухим листком то маленькой зелёной гус..ницей спускавш..йся на п..утине мне прямо на голову.

2) Нет света н.. в домах н.. на улице.

3) Он слышал только глухие удары т..пора да шум падающих деревьев.

4) По вечерам мы садились на те(р,рр)асе и учились в..зать и выш..вать.

5) Снегопад начался неожида(н,нн)о и сразу всё засыпал.

6) После ра..крытия этой тайны я стояла долго и (не)подвижно и уже нач..нала всё понимать.

7) Мебель в доме как то стари(н,нн)ое бюро кресла книжный шкаф была из красного дерева.

8) В его жизн.. случалось как хорошее так и плохое.

9) В тот год снег долго л..жал и на крышах и на деревьях и на земле.

10) Н.. неба н.. земли н.. гор ничего (не)было видно.

11) Красные и ж..лтые зелёные и белые оранжевые и ф..олетовые цветы п..стрились в саду.

12) На полк.. стояла разная утв..рь горшки ку..шины кружки кастрюли.

13) (С,3)десь всё и небо и рощи и трава наполне(н,нн)о прошлым.

Ответ

3. Объясните постановку или отсутствие запятой между определениями.

1) Красивая чайная роза распустилась в нашем саду.

2) Светлые, весёлые дни наступили.

3) Новые современные автобусы выехали на улицы города.

4) В окна стучали крупные дождевые капли.

5) Вдруг мы почувствовали резкий, неприятный запах.

6) На другой день ни свет ни заря отряд уже двинулся дальше.

Ответ

Вариант 2

1. Подчеркните грамматические основы. Расставьте недостающие знаки препинания. Запишите номера предложений, в которых союз и соединяет однородные члены.

1) Бабушка любила угощать своими пирогами и киселём из собранной накануне черники.

2) Небо сначала нахмурилось и потемнело и вскоре по крыше застучали первые капли дождя.

3) Мы долго путешествовали по этому заброшенному краю и только иногда попадавшиеся деревни давали возможность отдохнуть а также хорошо поесть.

4) Пришли морозы и речка покрылась тонким слоем льда.

5) Никто из нас не был у него дома и ничего не знал о его жизни.

6) Солнце скрылось и сразу подул сильный ветер.

7) Она играла на фортепиано и неплохо пела.

Ответ

2. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки. Подчеркните однородные члены предложения, союзы обведите. Напишите номера предложений с обобщающим словом при однородных членах.

1) Луг после дождя стал изумрудным свеж..м с ярк..ми цветами.

2) Дед был уже очень старым а всё равно мог уйти д..леко в лес и бр..дить там с утра до вечера то с к..рзинкой для грибов то с руж..ём и охотнич..ей собакой и об..зательно с фотоа(п,пп)аратом.

3) Прачка ра..гибала спину выт..рала ладонью покрасневшие глаза и п..качивала головой.

4) В комнате было множество т..атральных вещей шелка тюль круж..ва стари(н,нн)ые фетровые шляпы с ч..рными страусовыми перьями ботфорты с медными шпорами серебря(н,нн)ые туфли потёртые на сгибе.

5) Дядюшка смотрел как с ужасом так и с восх..щением.

6) В саду было тихо и пр..хладно и тёмные покойные тени л..жали на з..мле.

7) Ей пр..надлежали торговые ряды на ярмарк.. и стари(н,нн)ый дом с коло(н,нн)ами и садом.

8) Все в доме а име(н,нн)о бабушка мама отец брат с..дели на большом д..ване и ждали меня.

9) Барсук поджал лапу и вн..мательно посмотрел на меня потом бр..згливо фыркнул и (с,з)делал шаг к картошк.. .

10) Можно и..ти прямо или повернуть (на)лево.

11) Мы (не)столько отдыхали сколько зан..мались уборкой те(р,рр)итории.

Ответ

3. Объясните постановку или отсутствие запятой между определениями.

1) Луч солнца пронзил серое осеннее пространство.

2) В эту ночь случились первые осенние заморозки.

3) Вдруг из окна мы услышали радостную, праздничную песню.

4) Грин наделил своих героев смелыми, простодушными и добрыми характерами.

5) С той поры о нём ни слуху ни духу.

6) В усадьбе через речку был построен красивый мраморный мост.

7) Солнце то выглядывало, то пряталось за тучи.

Диктанты

Нюрка

Нюрка была очень смешная. Такая толстая, курносая и с торчащими во все стороны жёсткими усами.

Привезли её в зоопарк с острова Врангеля. Тяжёлый, далёкий путь совершила она на пароходе и поезде. Приехала худая, истощённая, с большими открытыми ранами на спине и по бокам. Я ухаживала за ней, промывала раны, чистила клетку, кормила.

Привыкла ко мне Нюрка скоро. Узнавала меня издали, приветствовала глухим, отрывистым гиканьем и, неуклюже переваливаясь, спешила навстречу.

Моржонок был не только ласковый, но и очень сообразительный. Она не любила, когда я уходила. Только я к двери, а Нюрка уже загораживает собой выход, злится, кричит, не пускает. Приходилось пускаться на хитрость. Брала я корм, относила его в самый дальний угол клетки. Нюрка его ела, а я скорей убегала. Однако в моей хитрости Нюрка скоро разобралась. Она приваливалась туловищем к двери и не давала её открыть. Держала Нюрка меня в плену, пока со мной не наиграется.

       (149 слов)        

(По В. Чаплиной)

Задания

1. Подчеркните грамматическую основу первого предложения. Определите вид сказуемого.

2. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

3. Найдите в тексте деепричастие и выполните его морфологический разбор.

Белая трава

Есть на нашей реке глухие, укромные места. Там чувствуешь себя в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире.

Будем теперь по капелькам увеличивать наше внимание. При этом почти одновременно с водой и зеленью увидим, что и небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. Оно то серое, то серо-розовое, то ярко-красное, то золотое, то золотисто-синее. А в разгаре ясного летнего дня оно голубое.

Висит над водой старая чёрная коряга. Отзвенела, отшумела своё. Её отражение чётко лежит на воде, прерываясь лишь в тех местах, где попадает на округлые листья кувшинок. У черёмух выросли гладкие, жёсткие ягоды. Листья ракиты повёрнуты своей ярко-зелёной либо серебряной стороной. У кромки воды растут белые пышные груды цветов. Цветы эти я вижу каждый раз, а вот названия их не знаю. Одуванчик, ромашка, василёк, подорожник, колокольчик, ландыш — все эти цветы знаю! А вот эти белые — нет. Мы вообще-то немного равнодушны ко всему, что окружает нас на земле.

      (154 слова)        

(По В. Солоухину)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Найдите в тексте односоставное предложение. Определите его вид.