Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Обособленные и уточняющие члены предложения

Работа 1

Вариант 1

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

К ночи все сильно устали (1) и (2) добравшись до дома лесника (3) остановились там на ночлег.

Ответ: 2, 3

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После перехода через перевал (1) мы (2) утомлённые долгой дорогой (3) легли прямо на землю (4) и уснули (5) накрывшись бушлатами.

Ответ: 2, 3, 5

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Тёмно-синие вершины гор (1) изрытые морщинами (2) покрытые слоями снега (3) рисовались на бледном небосклоне (4) ещё сохранившем последний отблеск зари.

Ответ: 1, 2, 3, 4

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Солнце (1) быстро поднимавшееся над степью (2) начинало нещадно палить (3) истребляя своим жаром каждую (4) подвернувшуюся травинку.

Ответ: 1, 2, 3

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но вот (1) набрав скорость (2) водитель дал по тормозам (3) и (4) что-то прокричав (5) резко остановил машину.

Ответ: 1, 2, 4, 5

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Услышав такую приятную новость (1) мы решили незамедлительно отправиться в экспедицию (2) и (3) собирая рюкзаки (4) обсуждали план нашего действия.

Ответ: 1, 2, 3, 4

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мы (1) ученики (2) хотели всячески поддержать Ольгу Николаевну (3) и (4) верные своему обещанию (5) написали коллективное письмо в дирекцию.

Ответ: 1, 2, 4, 5

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дом старого бакенщика (1) деревянный (2) с маленькими окошечками (3) стоявший на берегу реки (4) и (5) поражавший своими резными ставнями (6) был построен лет пятьдесят тому назад ещё отцом этого самого бакенщика.

Ответ: 1, 2, 3, 6

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несмотря на мороз (1) ребята (2) взяв санки (3) побежали на горку (4) находящуюся недалеко (5) прямо за домом.

Ответ: 1, 2, 3, 4, 5

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В шкафу (1) стоявшем в правом углу комнаты (2) кроме старинных шкатулок и вазочек (3) лежала маленькая (4) бархатная туфелька-игольница (5) украшенная каменьями (6) и (7) расшитая золотыми нитками.

Ответ: 1, 2, 5

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Месяц (1) чистый и острый (2) стоял над землёй (3) укутанной тёмной (4) южной ночью.

В поросших буйной растительностью лугах (5) водилось много птиц.

На митингах мы (6) газетчики (7) узнавали много новостей. Внизу (8) у нагромождённых камней (9) плещется море.

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9

12. Укажите неверные суждения. Напишите номера предложений.

1) Орлы, спутники войск, поднялись над горою. Предложение с обособленным уточняющим членом.

2) Раздвигая носом заросли камыша, лодка упорно двигалась к берегу. Предложение с обособленным обстоятельством.

3) Встающее из-за гор солнце осветило долину. Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Осенняя пора, очей очарованье, приятна мне твоя прощальная краса... Предложение с обособленным приложением.

Ответ

13. Укажите неверные суждения. Напишите номера предложений.

1) Онегин, добрый мой приятель, родился на брегах Невы. Предложение с обособленным приложением.

2) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья. Предложение с обособленным обстоятельством.

3) Кругом было поле, безжизненное и унылое. Предложение с обособленными нераспространёнными однородными определениями.

4) Разбежавшись, Оська перепрыгнул через канаву. Предложение с обособленным приложением.

5) Несмотря на ранний час, на улице было много прохожих. Предложение с обособленным обстоятельством.

Ответ

14. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при уточняющих членах.

Ольга, (1) встревоженная всем происшедшим, (2) сидела долго, (3) до самого вечера, (4) в дальней комнате, (5) раздумывая, (6) что делать ей дальше.

Ответ

15. В данном ниже предложении пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) знак(-и) препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом.

Они, (1) спортсмены, (2) занимающиеся горнолыжными видами спорта, (3) и альпинисты, (4) покоряющие вершины, (5) рискуют попасть под снежную лавину, (6) соскальзывающую с крутых горных склонов.

Ответ

Вариант 2

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

К полудню ветер усилился (1) и (2) подняв песок на дорожках парка (3) стал срывать провода (4) и обламывать ветки деревьев.

Ответ

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

После своего возвращения (1) отец (2) быстро сообщив о поездке (3) пошёл в библиотеку (4) и стал искать книгу (5) рассказывающую о курганах вятичей.

Ответ

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Посёлок (1) расположившийся около подножия гор (2) покрытых лентами горных речушек (3) был ещё совсем молодым (4) построенным лет десять тому назад.

Ответ

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Председатель (1) выступивший с речью перед собравшимися (2) стал собирать подписи (3) объясняя каждому (4) необходимость строительства станции.

Ответ

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ещё вчера (1) рассказав эту историю (2) Гошка не показывался во дворе (3) и (4) отвечая ребятам на приглашение пойти с ними на речку (5) неожиданно согласился.

Ответ

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Набрав полную корзину грибов (1) мы решили пойти за земляникой (2) и (3) собирая эту душистую ягоду (4) мечтали наварить из неё вкусного (5) ароматного варенья.

Ответ

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Они (1) студенты (2) работали (3) не покладая рук (4) и планировали завершить работу завтра (5) часам к пяти вечера.

Ответ

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Окна (1) резные (2) с деревянными наличниками (3) украшавшие фасад дома (4) и (5) радовавшие глаз каждого жителя нашей деревни (6) сделал мой дед.

Ответ

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несмотря на запрет (1) он тайком приносил книги (2) и старался читать их тайком (3) а (4) прочитав (5) куда-то прятал.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В доме (1) построенном ещё до революции (2) кроме старинных удивительных гравюр на стенах (3) была большая библиотека (4) собранная моей прабабушкой (5) и (6) насчитывающая более тысячи томов.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Несмотря на жгучее чувство страха (1) охватившее мичмана (2) величественное зрелище бушующего океана невольно приковало его взгляд (3) наполнив душу каким-то благоговейным смирением (4) и покорным сознанием слабости перед этим грозным величием стихийной силы.

Мы знаем Анну Николаевну (5) как прекрасного специалиста.

Наступило утро (6) тёплое (7) ласковое (8) без единого ветерка.

Ответ

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несмотря на поздний час (1) весь отряд (2) за исключением нескольких человек (3) свернув палатки (4) отправился к реке (5) находящейся в нескольких километрах от их стоянки.

Ответ

13. Укажите неверные суждения. Напишите номера предложений.

1) Ему ли, карлику, тягаться с исполином? Предложение с обособленным уточняющим членом.

2) Около дома стояла беседка, увитая плющом. Предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

3) Савельич, дремля, качался на облучке. Предложение с обособленным обстоятельством, выраженным одиночным деепричастием.

4) Утром, на западе, поднялось зарево пожара. Предложение с обособленным приложением.

Ответ

Работа 2

Вариант 1

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

Дальние горы овея(н,нн)ые с..неватой мглой реяли и ра..плавлялись у г..ризонта.

Лё..кий ветерок дул шевеля густые травы пестревшие (разно)цветными головками. Кое(где) открывались вдруг (не)большие озерки будто упавшие на землю и оправле(н,нн)ые в изумрудную зелень.

Мы м..новали (не)большую кучку юрт ра..положивш..хся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои м..лчаливые об..ятья. Горы где(то) там на другом б..регу уже (не)туманились. Всё ближе подступали х..лмы ра..делё(н,нн)ые у..кими лужками. Врем..нами в ущельях ра..давался топот конских копыт, и табун од..чавший и об..евшийся на буйных травах выскак..вал на луговину. Его пр..влекло ржание наших лошадей.

(По В. Г. Короленко)

Ответ:

Дальние горы, овеянные синеватой мглой, реяли и расплавлялись у горизонта.

Лёгкий ветерок дул, шевеля густые травы, пестревшие разноцветными головками. Кое-где открывались вдруг небольшие озерки, будто упавшие на землю и оправленные в изумрудную зелень.

Мы миновали небольшую кучку юрт, расположившихся на холме над озером. Зелёный луг опять принял нас в свои молчаливые объятья. Горы, где-то там, на другом берегу уже не туманились. Всё ближе подступали холмы, разделённые узкими лужками. Временами в ущельях раздавался топот конских копыт, и табун, одичавший и объевшийся на буйных травах, выскакивал на луговину. Его привлекло ржание наших лошадей.

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

(1)Вода — большое чудо на Земле. (2)Это жидкий минерал, очень лёгкий, быстро твердеет и превращается в лёд. (3)Может стать газообразным, превратившись в облака, а может и пушистым, в виде рыхлого снега. (4)Много её в океанах, но пресной воды не хватает.

(5)Вода — это самая мощная на Земле сила. (6)И вода — это жизнь. (7)Астрономы, изучая другие планеты, в первую очередь ищут присутствие воды. (8)Жизнь зародилась в воде, и сегодня это самая заселённая среда на земле.

(9)Вода — это ещё и краса Земли. (10)В ней, как в зеркале, отражаются звёзды и облака, костры и огни кораблей, зелёное царство деревьев.

(11)Человек всегда стремился жить у воды. (12)А если судьба посылала место, где этого не было, люди сами создавали запасы воды. (13)В пустынях — это колодцы на древних верблюжьих тропах. (14)В степях — большие и малые копаные пруды. (15)В каждой российской деревне был непременно «пожарный» пруд и пруд для скотины и птицы.

(16)Три года назад на орловской земле, у села Льгов, я рискнул забраться в топкие джунгли заросшего пруда, на котором Тургенев со спутником Ермолаем стрелял с «дощаника» уток. (17)От многих старинных дворянских усадеб никаких следов не осталось. (18)И только пруд, уже заросший тиной и водорослями, даёт представленье, как была организована и налажена жизнь. (19)А там, где усадьбу пощадили люди и время, можно увидеть пруды, чистые, ухоженные. (20)Такие пруды едва ли менее ценные, чем постройки около них.

(По В. Пескову)

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение(-я), в котором(-ых) подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

3. Среди предложений 1 — 5 найдите неполное предложение. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 3 — 8 найдите предложения с обособленным обстоятельством. Выпишите номера этих предложений.

5. Среди предложений 14 — 17 найдите предложение с уточняющим членом. Напишите номер этого предложения.

6. Среди предложений 17 — 20 найдите предложение с обособленными согласованными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

7. Сколько грамматических основ в предложении 16? Ответ запишите цифрой.

8. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение джунгли заросшего пруда из предложения16. Запишите ответ.

9. Замените словосочетание дворянские усадьбы, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Управление.

10. Из предложения 11 выпишите грамматическую основу.

Вариант 2

Спишите, вставляя буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

(Не)яркое осе(н,нн)ее солнце сокр..щая свой путь уже спускалось за сине..щие холмы. Я шагал (на)встречу косым солнечным лучам холодным и ре(с,з)ким. От пр..косновения этих лучей (тот)час пл..менели и зеркальце луговых озерков и (бело)сте(н,нн)ые хаты на косогор.. и дальний лес за деревушкой и даже яркая зел..нь луга.

Подходя к одной низинк.. ещё в весе(н,нн)ее половодье занесё(н,нн)ой песком я (не)вольно ост..новился. Над низинкой кружились деревенские ласточки. Они то ни(с,з)ко ск..льзили над самой землёй то круто взмывали вверх ра..правляя свой вильчатый хвостик то вдруг пр..саживались на п..сок и (не)складывая дли(н,нн)ых у(с,з)ких крыльев кружились и вспархивали (к)верху...

Я долго стоял (не)подвижно любуясь этим (не)обыкнове(н,нн)ым сюрпризом поздн..й осени.

(По В. Астафьеву)

Прочитайте текст и выполните задания 1 — 10.

(1)Как-то ясным, золотистым днём поздней осенью шёл я по лесу над Окой. (2)Камень, брошенный в реку, не булькнул, а покатился. (3)Замёрзшая вода отозвалась гулким, замирающим звуком.

(4)Тут, у замёрзшей воды, я услышал глухой, монотонный звук.

(5)Я пошёл на звук прямиком. (6)Но лес неожиданно кончился, и, запестрив разноцветными домами, показалась деревня дворов в пятнадцать.

(7)Возле одной избы, прямо под окнами, стояла глыба белого камня. (8)На крылечке сидел человек и тесал камень. (9)Я подумал, что тут, в деревенской тиши, поселился приезжий скульптор.

(10)Оказалось, что скульптор работает истопником-слесарем в доме отдыха по соседству, что в деревеньке он родился и вырос; искусству обращения с камнем нигде не учился, но имеет интерес к делу, пробовал тесать кое-что, благо камня в здешних местах на Оке много и камень податливый. (11)Сейчас мастер (назвался он Фёдором Куржуковым) делает памятник людям, погибшим тут, на Оке, в ноябре сорок первого года. (12)Скульптор рассказал, что памятник хотели заказать в Москве, а он возьми и скажи: «Давайте поставим камень с Оки. Ну, просто вырубим и привезём большую каменную глыбу; а всё, что полагается сделать на ней, я сделаю...». (13)« Ну вот и рублю как умею ».

(14)На крыльце лежал инструмент: всякого рода молотки, зубильца. (15)Рядом с этим грубоватым железом лежал чеканный орден Отечественной войны. (16)Этот орден — первая награда, появившаяся в годы Великой Отечественной войны. (17)Лучи, ребристые, золотые, ярко блестели вокруг звезды. (18)Орден войны в точности был повторен на камне, но только большим размером. (19)Мастер придирчиво отходил от глыбы на два-три шага и, вернувшись, высекал вокруг ордена белые брызги. (20)На лицевой стороне глыбы, кроме ордена, были строки: «Тут был остановлен враг. Октябрь — ноябрь. 1941 год».

(В. Песков)

1. Определите тему и основную мысль текста.

2. Среди предложений 15 — 18 найдите предложение(-я), в котором(-ых) подлежащее и сказуемое выражены именами существительными. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

3. Среди предложений 13 — 17 найдите односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.

4. Среди предложений 1 — 6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

5. Среди предложений 7 — 12 найдите предложение(-я) с уточняющим членом. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

6. Среди предложений 15 — 19 найдите предложение с обособленными согласованными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.

7. Среди предложений 12 — 18 найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах. Напишите номер этого предложения.

8. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение ясным, золотистым днём из предложения 1. Запишите ответ.

9. Замените словосочетание каменную глыбу, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью Управление.

10. Из предложения 19 выпишите грамматическую основу.

Диктанты

Океан

Пески и скалы, раскалённые за день, исходили жаром. Камни крошились и сыпались в поток, шумевший внизу. Где-то далеко-далеко грудью припадал к берегу океан. Его страстное дыхание отдавалось в недрах земли. Но сюда, в горы, свежесть не доходила, потому что скалы и пески иссушали её.

Было душно и тихо. Звёзды светились на вершинах скал и время от времени, падая вниз светлой каплей, тонули в океане. Сколько этих звёзд упало и скатилось на дно океана?

Недаром океан, когда тих и задумчив, переливается, искрится, светится. Тогда кажется, что его дно состоит из звёзд.

Луна уже скрылась. За дальнею грядою гор ярким тюльпаном стала набухать утренняя заря, и по ущельям потянулись белые жилы тумана. Сова, молча пролетая над вершиной, скрылась в камнях.

Всё унялось, всё затихло перед рассветом. Земля отдыхала.

(В. Астафьев)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение (по вариантам) стала набухать утренняя заря и белые жилы тумана из подчёркнутого предложения.

Кузнецкий Мост

Всё в этой улице необычно, начиная с названия. Узкая, изломанная, она пересекает три радиальные магистрали и не очень удобна для передвижения. Рельеф её неровен. Расположена улица на разных уровнях. Застройка её пестра, и архитектурных шедевров нет.

Кузнецкий Мост — старинная торговая улица Москвы. Особый московский отпечаток придаёт ей обаяние и привлекательность. Она вызывает в памяти и воображении образы далёкого прошлого Она дышит историей, не теряя при этом живого характера нашей современницы.

Почему же Кузнецкий и почему мост? В древности часть улицы к востоку от Неглинной называлась Неглинным верхом. Это был высокий берег притока Москвы-реки, протекающего под Неглинной улицей. В конце пятнадцатого века великий князь московский Иван III поселил здесь кузнецов, работавших на основанном тогда же Пушечном дворе, стоявшем на современной Пушечной улице. Мост, переброшенный через реку Неглинную, стал именоваться Кузнецким. Улица, поначалу носившая имя «Кузнецкая», постепенно получила название «Кузнецкий Мост».

       (141 слово)      

(По Ю. Федосюку)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Найдите в тексте слово с разным количеством букв и звуков. Выполните его фонетический разбор.