Контрольные работы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова и др. - Е. Н. Груздева 2021


Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Работа 1

Вариант 1

1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На дворе не было (1) видно (2) ни зги.

Видно (3) ещё письмо не дошло по адресу.

Поезд мчал меня (4) к счастью.

Станция (5) к счастью (6) была недалеко.

Ответ: 3, 5, 6

2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Вскоре (1) однако (2) недоумение наше рассеялось.

Однако (3) вскоре недоумение наше рассеялось.

Я (4) знаете (5) не пойду туда.

Вы это (6) знаете?

Ответ: 1, 2, 4, 5

3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Очевидно (1) сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

Впрочем (2) писательство имеет и свои хорошие стороны.

Это всё(3)очевидно.

Друзья (4) прекрасен наш союз.

Земля родная (5) о тебе и сны, и думы наши.

Ответ: 1, 2, 4, 5

4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Здравствуй (1) красавица Волга.

Как (2) по-вашему (3) всё получилось не так уж плохо?

Он всё сделал (4) по вашему (5) указанию.

Отвечайте (6) немедленно!

Ответ: 1, 3

5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К несчастью его (1) никто (2) конечно (3) не остался равнодушным.

К несчастью (4) проливные дожди продолжали затапливать поле. Я твой (5) родимая дубрава.

Ответ: 2, 3, 4

6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я (1) вряд ли (2) успею вернуться.

Матвей (3) разумеется (4) не знал ещё (5) к своему несчастью (6) местных обычаев.

Хороша ты (7) долгая и печальная (8) зимняя ночь.

Ответ: 3, 4, 5, 6, 7

7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По всей видимости (1) случилось что-то из ряда вон выходящее.

Наш сосед (2) должно быть (3) уезжает.

Строительство к осени (4) должно быть (5) закончено.

Шуми, шуми (6) послушное ветрило (7) волнуйся подо мной (8) угрюмый океан. (А. Пушкин)

Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8

8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Эта маленькая птичка с большой головой и большим клювом (1) казалось (2) дремала.

Сквозь тучи на небе неясно просвечивало солнце, и это (3) казалось (4) мне хорошим знаком.

Безмолвное море (5) лазурное море (6) стою очарован над бездной твоей. (В. Жуковский)

Ответ: 1, 2, 5, 6

9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Не раз в осенние дождливые вечера (1) бывало (2) тоскливо.

Но (3) бывало (4) бродишь по лесу и не видишь ни одного птичьего гнезда.

Ой (5) ты (6) Волга (7) родимая Волга (8) кто не любит твоих берегов! (В. Лебедев-Кумач)

Ответ: 3, 4, 6, 7, 8

10. Расставьте знаки препинания. Напишите номера предложений со вставной конструкцией.

1) Мне кажется начинается дождь.

2) Сторожка лесника как успели мы заметить была поставлена на сваях.

3) Многие разумеется до сих пор верят в это.

4) К нашей группе примкнула Ольга мы когда-то учились с ней в одном классе.

5) Нет сегодня не будет гостей.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания. Напишите номера предложений со вставной конструкцией.

1) Где же это всё случилось позвольте вас спросить?

2) Вечером однако идти никуда уже не хотелось.

3) Бабушка моя а было ей тогда уже под девяносто прекрасно вышивала.

4) Да мы непременно придём к вам на ужин.

5) Рыбачьи лодки они были привязаны к пирсу дремали на морской глади.

Ответ

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во-первых (1) мы (2) вроде (3) всё решили, во-вторых (4) наверное (5) надо подумать, что делать дальше.

Ответ

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С одной стороны (1) предложение поехать в деревню выглядело заманчивым.

С одной стороны (2) дороги приближались наши войска.

Ты (3) догадался (4) мой читатель (5) с кем бился доблестный Руслан. (А. Пушкин)

Ответ

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Кстати (1) он сам (2) видимо (3) не знал о случившемся.

Всё, что мы принесли, оказалось (4) кстати.

О муза (5) ты была мне другом! (Н. Некрасов)

Ответ

15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мне (1) вообще (2) там делать было нечего.

Вы (3) Петя (4) расскажите лучше о планетах.

Между тем (5) наступила ночь, лунная, светлая.

Ответ

Вариант 2

1. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К удивлению мальчиков (1) примешивались испуг и растерянность.

К удивлению мальчиков (2) дорога оказалась не столь утомительной.

Ты (3) письмо моё (4) милый (5) не комкай. (А. Ахматова)

Ответ

2. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Очевидно (1) сторож укрылся от непогоды и теперь спал где-нибудь.

Я видел счастливого человека (2) заветная мечта которого осуществлялась так(3)очевидно.

Красуйся (4) град Петров (5) и стой неколебимо, как Россия, да умирится же с тобой и побеждённая стихия... (А. Пушкин)

Ответ

3. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я (1) возможно (2) уеду на этой неделе.

Я думаю, что это (3) возможно.

Что (4) дремучий лес (5) призадумался, грустью тёмною затуманился? (А. Кольцов)

Ответ

4. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Читатель (1) друг (2) я не нарушу условий дружбы дорогой. (А. Твардовский)

Утром (3) однако (4) никто не пришёл.

Однако (5) утром никто не пришёл.

Ответ

5. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

К радости моей (1) примешивалось какое-то чувство досады.

К радости моей (2) все собрались на террасе и пили чай.

О (3) море (4) кого же мне вызвать на бой! (А. Толстой)

Ответ

6. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он (1) безусловно (2) талантливый художник.

Николай (3) беспрекословно (4) согласился с мнением остальных. Не шей ты мне (5) матушка (6) красный сарафан...

Ответ

7. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я пошёл (1) кажется (2) в сторону леса.

Наверное (3) мне это всё (4) кажется.

Как хорошо (5) ты (6) о (7) море ночное! (Ф. Тютчев)

Ответ

8. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На дне оврага (1) к счастью (2) лежал песок.

Нужно пойти именно по той дороге, которая приведёт (3) к счастью.

Ответ

9. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сегодня (1) я думаю (2) можно пойти в горы.

С утра (3) я думаю (4) о предстоящем испытании.

Стыдно тебе (5) Андрей (6) упрекать меня в необдуманной глупости.

Ответ

10. Расставьте знаки препинания. Напишите номера предложений со вставной конструкцией.

1) Витторио именно так он просил его называть оказался немолодым уже человеком.

2) Он безусловно был человеком образованным.

3) До города оставалось приблизительно километров двадцать.

4) К нашей радости отец задержался у нас ещё на пару дней.

5) Оленька а было ей тогда года два очень смешно начинала говорить.

Ответ

11. Расставьте знаки препинания. Напишите номера предложений со вставной конструкцией.

1) Когда же вы к нам приедете разрешите узнать?

2) Вскоре однако начинало темнеть.

3) Однако было уже поздно.

4) Дом деда он стоял высоко на горе был виден ещё с дороги.

5) По утрам мы непременно должны были читать в библиотеке книги.

Ответ

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Во-первых (1) нужно (2) непременно (3) посадить ночную фиалку (4) во-вторых (5) не забывайте поливать рассаду на окне.

Ответ

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Бесспорно (1) мы приняли правильное решение.

Это решение было (2) бесспорно.

Ответ

14. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

По-моему (1) пирог по бабушкиному рецепту удался.

Кстати (2) как обстоят дела с твоим докладом на форуме?

Ни слова (3 ) о (4) друг мой (5) ни вздоха... (А. Плещеев)

Ответ

15. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Он (1) буквально (2) весь состоял из тонких солнечных лучей.

Это (3) поистине (4) герой.

Степь широкая (5) степь безлюдная (6) отчего ты так смотришь пасмурно? (И. Никитин)

Ответ

Работа 2

Вариант 1

1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

1) Куда бежишь, тропинка милая?.. (А. Пришелец)

2) Ветер, бушевавший весь день, к вечеру затих.

3) Сыпь ты, черёмуха, снегом! (С. Есенин)

4) Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке, задумавшись. (А. Чехов)

5) Не пой, красавица, при мне... (А. Пушкин)

6) Храни меня, мой талисман. (А. Пушкин)

7) Вот вам, Ольга Семёновна, наша жизнь. (А. Чехов)

8) Работаешь, стараешься, мучишься, ночей не спишь, всё думаешь... (А. Чехов)

9) Пылай, камин, в моей пустынной келье... (А. Пушкин)

10) Проплывая мимо нас, Оська помахал рукой.

Ответ

2. В данном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Я живу в маленьком доме,(1) расположенном на дюнах. Всё Рижское взморье,(2) конечно,(3) уже в снегу. Он всё время слетает с высоких сосен длинными прядями и рассыпается в пыль.

Слетает он,(4) во-первых,(5) от ветра,(6) а во-вторых,(7) от прыгающих по соснам белок. Когда очень тихо,(8) то слышно,(9) как они шелушат сосновые шишки.

Дом стоит у самого моря,(10) что,(11) несомненно,(12) очень меня радует.

(По К. Паустовскому)

Ответ

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Одуванчики цв..тут с весны и до осени. Пожалуй (в)течени.. целого лета (не)выбер..шь дня когда нельзя было бы увид..ть этот цв..ток. Но всё же быва..т в мае пора когда р..зливает(?)ся по земле их самая яркая волна.

Москвичи поезжайте в Коломенское! Вам пр..дётся пройти сначала всю з..лёную п..ляну до музея а потом оглянут(?)ся. На прот..воположном от вас конце ровной п..ляны стоит (бело)сахарная Казанская церковь. Всё пространство между вами и церковью мягко и ласково осл..пит вас чистым т..плом золото одуванчиков.

Кажется одуванчики (с/з)десь (не)ра..цвели вчера а остались вместе с самим Коломенским от семнадцатого века.

Но в человеческое сознание это р..стение входит может быть больше пушистой головкой а не самим цветом. У него и название н.. по цвету а — одуванчик. Скажем могло бы быть желтоцвет солнцецвет солнечник и т. д. В самом деле при слове «одуванчик» больш..нство увид..т мысле(н,нн)ым в..глядом (не) ж..лтый цв..ток а белый пушистый шарик.

(По В. Солоухину)

Вариант 2

1. Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений назовите пунктограмму.

1) Отвори мне, страж заоблачный, голубые двери дня. (С. Есенин)

2) Облака плыли, обгоняя друг друга.

3) Что вьёшься, ласточка, к окну, что, вольная, поёшь? (А. Дельвиг)

4) Татьяна, милая Татьяна! С тобой теперь я слёзы лью... (А. Пушкин)

5) Дом был старый, деревянный.

6) Опять ты, Иван Николаич, взял мои ножницы? (А. Чехов)

7) Фиалки, распустившиеся к вечеру, наполнили сад сладким ароматом.

8) Кажется, уже восьмой час.

9) Приветствую тебя, пустынный уголок... (А. Пушкин)

10) Держись, мой мальчик, на свете два раза не умирать! (К. Симонов)

Ответ

2. В данном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.

Звёзды(1) казалось,(2) только ещё начали выцветать. Сам воздух,(3) густой и туманный,(4) был слегка подсвеченным. Отвесный утёс,(5) вдоль которого поднималась тропа(6) уходил далеко в море. Во время бури(7) вероятно(8) здесь очень опасно. Но вот и конец дороги. Путник вздохнул полной грудью(9) к счастью(10) он может немного отдохнуть.

(По В. Набокову)

Ответ

3. Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

Друзья посмотрите на розу! Бе(с,сс)порно она к..ролева цв..тов!

У розы дли(н,нн)ая и инт..ресная история. Кр..сота розы воспета в бе..числе(н,нн)ых песнях и ст..хотворениях.

Предком розы сч..тается шиповник. Видимо из цв..тков шиповника и выв..ли многочисле(н,нн)ые сорта роз.

В громадном к..личестве розы выращ..вались в Древней Греции и Персии. Конечно же розы были извес(?)ны и в Египте. Римляне награждали розами за выдающ..еся з..слуги. Римские воины верили что роза вс..ляет мужество. Они часто вместо шлемов над..вали в..нки из роз. В Древней Греции храмы богини кр..соты Афродиты окружали обширнейшие сады из роз.

Во многих местах Франции был обычай еж..годно выб..рать наиболее кр..сивую девушку в к..ролевы роз. Ей над..вали особый в..нок из роз, называемый шапель. От этого слова пр..изошло название «шляпа».

Но розы однако имеют не только эстетическое зн..чение но и пр..ктическое. Из их л..пестков получают (а/о)роматическое масло делают духи и варенье. Но наиболее це(н,нн)ы округлые пл..ды шиповника которые (е/я)вляются це(н,нн)ейшим в..тами(н,нн)ым пр..дуктом.

(По Н. М. Верзилину)

Диктанты

Таёжный олень

Я сел на пень, принесённый водою, и стал смотреть на реку. Ночь была ясная. Одна сторона реки была освещена, другая — в тени. При лунном свете листва деревьев казалась серебристой, стволы голубоватыми, а тени — чёрными. Кусты низко склонились над водою. Казалось, они хотели скрыть что-то около своих берегов.

Кругом было тихо, безмолвно, только река слабо шумела на перекатах.

Вдруг до слуха моего донёсся шорох. Он исходил из кустов. К ужасу своему, я вспомнил встречу с тигром и немного испугался. Правда, шорох ещё не означает опасности. Часто причиной его бывает какое-то мелкое животное. Я взял себя в руки и остался на месте. Через минуту шорох повторился, потом послышался треск сучьев. После этого на отмель вышел олень. Я не смел шевельнуться и минуты две любовался прекрасным животным.

В это время наши собаки почуяли зверя и подняли лай. К сожалению, олень встрепенулся, выбежал из реки, прыгнул на берег и скрылся в лесу. Я поднялся с пня и возвратился в лагерь.

(По В. Арсеньеву)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений (по вариантам).

2. Выпишите сказуемое из второго предложения, укажите его вид.

3. Выполните морфемный разбор выделенных слов.

* * *

Распахнёшь, бывало, на ранней заре окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, и смотришь. Сквозь ветви ярко блестит кое-где утреннее солнце. Мелкая листва, кажется, почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе. Вода под лозинами стала прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая. Она мгновенно прогоняет ночную лень. Умывшись и позавтракав с работниками горячими картошками и чёрным хлебом с крупной сырой солью, с наслаждением едешь на охоту.

Осень — пора престольных праздников. Народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору. К тому же наши Выселки спокон веку, ещё со времён дедушки, славились «богатством». Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу (а это первый признак богатой деревни) и были все высокие, большие и белые. Только и слышишь: «Панкрат, тебе лет сто, наверное, а Агафье, кажется, восемьдесят минуло?»

(По И. Бунину)

Задания

1. Выполните синтаксический разбор первого предложения.

2. Найдите в тексте деепричастие и выполните его морфологический разбор.