Скорая помощь по русскому языку - Рабочая тетрадь 8 класс Часть 1 - В. Д. Янченко Л. Г. Латфуллина 2016
Повторение изученного в V классах
4. Буквы н - нн в суффиксах прилагательных, причастий и наре
9. Дополните предложения и приведите свои примеры.
1) Причастие образуется от ...
2) Имеет суффиксы:
• -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-): ...;
• -ом-(-ем-), -им-: ...;
• -вш-> -ш-, -енн-(-ённ-), -ин-, -т-: ... .
3) Отвечает на вопросы ..., особые «глагольные» вопросы: ... или ... .
4) Если слово можно заменить глаголом, не изменив значения словосочетания, и подставить зависимое слово в Т. п., то это ... .
5) Если слово можно заменить другим прилагательным,
применить степени сравнения или образовать от слова наречие на -о, то это ... .
Ответ
10. Прочитайте рифмовки. Запомните написание выделенных слов. Выпишите слова, содержащие орфограмму н — нн в суффиксах: а) прилагательных; б) причастий.
Рифмовки
Священный и желанный?
Негаданный? Нежданный?
К чему сомненья и страданья? —
Пиши две «эн» без колебанья.
Купленный и данный,
брошенный — решённый,
пущенный — лишённый...
Приставки нет,
но совершенный вид,
поэтому две «эн» стоит.
В словах свиной, зелёный, рьяный,
румяный, юный, синий, пряный,
багряный суффикс не ищи
и одну лишь «эн» пиши.
А вот смышлёный, жёваный,
приданое да кованый
запомнить можно без труда:
одна в них «эн», одна всегда.
а) ...
б) ...
Ответ
11. Подчеркните ряд слов, в которых пишется одна н.
1) Соломе_ый, торжестве_ый, клюкве_ый.
2) Журавли_ый, ржа_ой, кожа_ый.
3) Утре_ий, стари_ый, серебря_ый.
Ответ: 2
12. Вставьте н или нн, обозначьте суффиксы. Приведите собственные примеры слов с этой орфограммой, объясняя выбор написания.
1) В завтрак был творог с пышками, потом Татьяна подала жаре_ую в сметане рыбу и гречневый кулеш*. 2) По воздуху потекли запахи клеверов, гречихи и скоше_ых трав.4 3) Настя подала миску с творогом, достала из печки жаре_ую с салом картошку и положила перед Аржановым варё_ых и сырых яиц. (Л. Леонов) 4) Доски были чистенькие, тщательно оструга_ые. (Г. Холопов)
*Куле́ш — рассыпчатая или жидкая каша.
Составьте схему 2-го предложения.
Ответ
13. Прочитайте текст, определите тип речи. Вставьте буквы, где нужно, на месте пропусков. Выпишите страдательные причастия, объясняя написание н или нн в суффиксах причастий (см. схему на с. 10 — 11 тетради и алгоритм в упр. 12).
Вскоре из дома вышел человек, которого я узнал с трудом, — в бр_зентовой робе, вымазан_ой в глине, в выл_нявшей кепочке со сломан_ым к_зырьком, порыжевших, сморщен_ых сапогах. Поверх робы у него был надет кожан_ый фартук с двумя заплатами, тоже сильно испачкан_ый глиной. (Г. Холопов)
Образуйте от выделенных слов краткие причастия и объясните их написание. Составьте с одним из полученных вами слов предложение, запишите и подчеркните причастие как член предложения.
Ответ
14. Сочинение-миниатюра. Нравятся ли вам изделия из керамики? Что вы знаете о гончарном искусстве? На основе рисунка и текстов (упр. 13 и 14) постарайтесь описать гончара за работой. В своём сочинении используйте причастия и прилагательные в полной и в краткой форме.
Всё создаётся и живёт в движении.
И я начинаю это движение — движение гончарного круга. Капризно и своенравно гончарное искусство. Гончарная керамика требует внутреннего равновесия, душевного покоя...
Вот я сижу за гончарным кругом, сгорбившись и наложив руки на комок сырой красной глины. Под моими руками Небытие.
Начинаю работать, если это можно назвать работой, точнее — начало праздника + праздника созидания. Раскачиваю круг всё быстрее и быстрее, руки наложены на влажное глиняное полушарие. Вся мускульная сила и сила духа сосредоточены в сомкнутых кистях. Сейчас их надо превратить в когти орла, смыкающиеся замком на добыче. Они совершенно неподвижны, и только пальцы давят всё сильнее и сильнее, не позволяя вырваться глине...
...Но вот все тревоги и опасения позади — длинный, ровный цилиндр возвышается над кругом. Из этого стройного подростка ещё предстоит образовать красивую фигуру. Это первое рождение. Потом будет второе, третье... и наконец — последнее. И будет Жизнь. (По А. Бузланову)
Выберите и подчеркните пословицу(ы), которую(ые) можно было бы использовать как подпись(и) к данным в упражнении фотографиям.
Больше мастерства нет драгоценности. Ремесло — золотой браслет на руке. Люби дело — мастером будешь. К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
Ответ
15. Вставьте вместо пропусков н или нн. Выпишите словосочетания с наречиями. Укажите, как вы определили, сколько букв н следует писать в этих словах.
Торжестве_ое собрание, торжестве_о произносить слова клятвы, самоотверже_ый поступок, самоотверже_о служить Отчизне, удач_ый бросок, удач_о попасть в цель, упор_о стремиться к цели, уважитель_о относиться к старшим, увере_о вести корабль, выполнять аккурат_о, рассказывать интерес_о.
Ответ
16. Вставьте, где нужно, буквы на месте пропусков. Расставьте недостающие знаки препинания. От выделенных глаголов образуйте причастия и запишите их.
Хлеб
«Без хлеба нет песен». Это только одна из многих п_сло- виц о хлебе. В нашем языке сотни тысяч_ слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, слово «хлеб» надо поставить на самое первое место. Древнейшая проф_ес_ия на земле — хлебопашец.4 В египе_ской гробнице был найден (печь) ... хлеб (простоять) ... три с половиной тысячи лет.4 Кусок хлеба, уже (окаменеть) ..., хранит_ся в музее Цюриха. Его нашли археологи в иле древнего озера. Шесть тысяч_ лет назад был (испечь) ... этот хлеб.
Хлеб! Нет на земле важнее работы, чем вОвремя бросить семена в поднятую землю и во́время взять у земли уже (созреть) ... зёрна. (По В. Пескову)
Ответ
17. Самодиктант. Вспомните слова с н и нн из упр. 10 (рифмовки) и запишите их.
Н: ...
НН: ...
Ответ