Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Двусоставные предложения
Предложения с обособленными членами

142. Выполните тестовую работу, выбрав один из вариантов ответов.

1) Что такое обособление?

A. Обособление — это выделение главных членов по смыслу.

Б. Обособление — это выделение второстепенных членов по смыслу.

B. Обособление — это выделение членов предложения по смыслу.

2) Как выделяются обособленные члены в устной речи?

A. В устной речи обособленные члены никак не выделяются.

Б. В устной речи обособленные члены выделяются интонационно.

B. В устной речи обособленные члены выделяются знаками препинания.

3) Как выделяются обособленные члены на письме?

A. На письме обособленные члены обычно выделяются запятыми.

Б. На письме обособленные члены обычно выделяются скобками.

B. На письме обособленные члены обычно не выделяются.

4) Кто ввёл в науку термин «обособленные члены предложения»?

A. В науку термин «обособленные члены предложения» ввёл А. М. Пешковский.

Б. В науку термин «обособленные члены предложения» ввёл В.В. Виноградов.

B. В науку термин «обособленные члены предложения» ввёл А. А. Шахматов.

5) Какие члены предложения могут быть обособленными?

A. Обособленными могут быть любые члены предложения.

Б. Обособленными могут быть только главные члены предложения.

B. Обособленными могут быть только второстепенные члены предложения.

Ответ

Обособленные определения и приложения

143. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Выделите определяемые слова и обособленные определения. Укажите, чем выражены обособленные члены: причастным оборотом, оборотом с именем прилагательным, одиночным прилагательным.

1) Этот первый день в школе радостный для всех других детей был тяжёлым днём для Тани. Она вошла одна на школьный двор вытоптанный детскими ногами. (Р. Фраерман) 2) Дима хмурый насупленный брёл по аэродрому, сунув руки в карманы брюк. (Ю. Сотник) 3) Крохотный лесок такой уютный днём теперь глухо ворчал сухим валежником под ногами и не хотел пропускать. (Ю. Сотник) 4) За холмом тянулась поляна голубая от лунного света. (Ю. Сотник) 5) В комнату ворвался тёплый ветер пахнущий сыростью и гниющими листьями и зашелестел бумагой на столе. (Л. Андреев) 6) Длинными рядами тянулись дома облицованные светлой керамикой. Очень тоненькие липки высаженные вдоль улицы уже пробовали шелестеть редкими листиками на ветру, но получалось у них это ещё очень слабо, точно они только начинали робко учиться своему делу. Против каждого дома стояли скамеечки, и у каждой такой скамеечки лениво поскрипывали детские колясочки подталкиваемые руками матерей. (Ф. Кнорре) 7) На улице широкой и людной всё в этот час было оживлённо, шумно, всё было по-июльски жарко и пёстро: добела выцветшие над витринами полотняные тенты; сверкающие стёклами газетные киоски заваленные журналами; настежь открытые двери в глубине прохладных кафе, где перед зеркальными стенами люди пили соки и ложечками ели мороженое. (Ю. Бондарев)

Ответ

144. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания. Выделите определяемые слова и обособленные определения.

1) Теперь перед нами расст..лалась р..внина покрытая сухой буро-ж..лтой травой и занесё(н, нн)ая снегом. 2) Большое дерево повале(н, нн)ое на землю пр..граждало нам путь. 3) Речка Владимировка имеет вид обыкнове(н, нн)ого горного ручья прот..кающего по болот..стой д..лине ок..ймлё(н, нн)ой ср..внительно высокими горами. 4) Кругом в лесу и на поляне стояла мёртвая тишина наруша..мая только однообразным жу(ж, жж)анием комаров. 5) Северный г..ризонт был затянут какой-то мглой похожей на дым. 6) Мы переправились через реку и вступили в лес полный таинстве(н, нн)ого сумрака. 7) По обе стороны полотна железной дороги т..нулись большие кочк..ватые болота залитые водой и ок..ймлё(н, нн)ые чахлой р..стительностью. 8) Лес становился гуще и крупнее, кое-где м..лькали тупые вершины кедров и (остро)конечные ели всегда пр..дающие лесу угрюмый вид. 9) Перед нами было глубокое ущелье завале(н, нн)ое камнями и бур..ломом. Вода ст..кающая каскадами во многих местах выбила множество ям зам..скирова(н, нн)ых папоротниками и представляющих собой настоящие л..вушки. 10) Лошади испуга(н, нн)ые нашим пр..ближением шарахнулись в сторону и начали храпеть. 11) В период летних дождей вода ст..кающая с окрес..ных гор переполняет реку и разл..вает(?)ся по д..лине. (В. Арсеньев)

Ответ

145. Спишите, графически объясните постановку знаков препинания при обособленных определениях. Проанализируйте условия обособления.

1) Исцарапанные, они вышли из леса на край маленького оврага, на дне которого журчал ручей. (Ю. Сотник) 2) Усталый, я сел отдохнуть под большим кедром и стал рассматривать подлесье. (В. Арсеньев) 3) В сырой чаще около речки ютились рябчики. Испуганные приближением собак, они отлетели в глубь леса и стали пересвистываться. (В. Арсеньев) 4) Надежда Петровна первая встречала Таню на пороге. Тихая, простая в обращении, с милым лицом, она трепала Таню по плечу или целовала в голову. (Р. Фраерман) 5) Я вспомнил раннее своё детство, то время, когда мы, весёлые и счастливые, приезжали сюда на лето из Киева. (К. Паустовский)

Ответ

146. Спишите, подчеркните обособленные определения волнистой чертой и отметьте крестиком определяемое слово. Объясните постановку знаков препинания.

1) Один раз на Дерсу напал тигр и сильно изранил. Жена искала его несколько дней подряд и по следам нашла, обессиленного от потери крови. (В. Арсеньев) 2) Берёзка горела без искр, но с лёгким шумом, со всех сторон окружённая сумраком. (Р. Фраерман) 3) Таня положила письмо на постель и, босая, прошлась по комнате. (Р. Фраерман) 4) Учительница шла к Тане, огорчённая, и взгляд её сурово блестел, устремлённый неподвижно вперёд. (Р. Фраерман) 5) На том берегу у самой воды росли две большие корявые вётлы. За ними виднелась лужайка, отлого спускавшаяся к реке, а в конце лужайки, наполовину закрытые вётлами, неясно белели стены большого дома. (Ю. Сотник) 6) Ребята переправились через ручей, взобрались на освещённую луной вершину холма и остановились там, молчаливые, насторожённые. (Ю. Сотник) 7) Каштанка [собака] потянулась, зевнула и, сердитая, угрюмая, прошлась по комнате. (А. Чехов) 8) Кусака [собака] долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и, промокшая, грязная, вернулась на дачу. (Л. Андреев)

Ответ

147. Выделите графически определяемые слова и обособленные определения.

1) От жара подымавшегося вместе с дымом кверху качались ветки старой ели, у подножия которой мы расположились, и то закрывали, то открывали тёмное небо усеянное звёздами. Стволы деревьев казались длинной колоннадой уходившей в глубь леса и незаметно сливавшейся там с ночным мраком. (В. Арсеньев) 2) Пожелтевшая листва деревьев стала уже осыпаться на землю. Лес повсюду начинал сквозить, и только дубняки стояли ещё одетые в свой наряд поблёкший и полузасохший. (В. Арсеньев) 3) Попадались и большие поляны, где лес был весь вырублен. Залитые солнцем паслись на таких полянах маленькие сосенки. (В. Солоухин) 4) День насыщенный событиями и впечатлениями пролетает быстро, но зато потом, в воспоминаниях, он кажется огромным. (В. Солоухин) 5) Вот прогретая лучами мартовского солнца сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжёлая белая шапка. И, точно живая, долго колышется, как бы машет рукой, зелёная ветка освобождённая от зимних оков. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

148. Объясните, почему обособлены определения, стоящие перед определяемым словом. Определите дополнительное обстоятельственное значение, присущее обособленным определениям.

1) Подгоняемая шестами, лодка наша хорошо шла по течению. (В. Арсеньев) 2) Утомлённые хлопотами последних дней, убаюкиваемые покачиванием вагона и ритмическим стуком, все очень скоро уснули. (В. Арсеньев) 3) С виду флегматичный, угрюмый, Гриша был человеком страстным, увлекающимся. (Ю. Сотник)

Ответ

149. Подчеркните необособленные причастные обороты. Объясните, почему причастный оборот не нужно выделять.

1) По мере того как разгорался костёр, ярче освещались выступавшие из темноты кусты и стволы деревьев. (В. Арсеньев) 2) Забытый на огне чайник настойчиво напоминал о себе шипением. (В. Арсеньев) 3) Дальние горы, освещённые последними лучами заходящего солнца, казались фиолетовыми. Оголённые от листвы деревья приняли однотонную серую окраску. (В. Арсеньев) 4) Вера подняла крышечку, подбитую бледно- голубым шёлком, и увидела втиснутый в чёрный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. (А. Куприн)

Ответ

150 (Диктант). Напишите текст под диктовку.

Путь к морю

Низкое солнце ослепительно било в глаза. Море под ним горело. Серебряные кусты, окружённые кипящим воздухом, дрожали над пропастью.

До первого поворота Петя ещё кое-как боролся с силой земного притяжения. Он подворачивал каблуки и хватался за сухие нитки корней, повисших над дорожкой. Мальчик был окружён облаком пыли, тонкой и коричневой. Пыль набивалась в нос, в горле першило, и Пете это надоело. Он закричал во всё горло, взмахнул руками и очертя голову ринулся вниз. Шляпа, полная ветра, колотилась за спиной. Матросский воротник развевался. В чулки впивались колючки. И мальчик, делая страшные прыжки по громадным ступеням естественной лестницы, вдруг с размаху вылетел на ещё не обогретый солнцем песок берега. Вязкий и глубокий, сплошь истыканный ямками вчерашних следов, оплывших и бесформенных, песок напоминал манную крупу самого первого сорта. (124 слова) (По В. Катаеву)

Ответ

151. Подчеркните обособленные приложения. Объясните постановку знаков препинания при них.

1) На землю пала обильная роса — верный признак, что завтра будет хорошая погода. (В. Арсеньев) 2) Раза два мы встречали болотных курочек-лысух — чёрных ныряющих птичек с большими ногами, легко и свободно ходивших по листьям водяных растений. (В. Арсеньев) 3) Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пёстрым платочком перелетел на другое место — к своей «кузнице», устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. (И. Соколов-Микитов) 4) Скоро придёт апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков. (И. Соколов-Микитов) 5) Распевают, греясь на солнышке, весенние весёлые гости — скворцы. (И. Соколов-Микитов) 6) Котята за лето выросли, и самый маленький из них, по прозвищу Орёл, уже не боялся ни червей, ни утки. (Р. Фраерман)

Ответ

152. Спишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные приложения.

1) Сёстры радостно поцеловались. Они с самого раннего детства были привязаны друг к другу тёплой и заботливой дружбой. По внешности они до странного не были схожи между собою. Старшая Вера пошла в мать красавицу англичанку своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах. Младшая Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца татарского князя дед которого крестился только в начале XIX столетия. (А. Куприн) 2) Лето вступало в свои права жаркое лето с его страшными грозами шумом деревьев прохладными струями речной воды рыбной ловлей зарослями ежевики с его сладостным ощущением беззаботных и разнообразных дней. (К. Паустовский)

Ответ

153 (Диктант). Напишите текст под диктовку.

Знакомство с лесными цветами

Дед показал Валентинке ветреницу — лёгкий белый цветок, задумчиво глядевший из полумрака чащи. Раскопал слой листвы, и она увидела закрученные спиралью бледные ростки папоротника. Отыскал для неё странное растение — Петров крест. Почти целый год живёт оно под землёй и только ранней весной, когда ещё светло в лесу, выкидывает из-под земли толстый чешуйчатый стебель и начинает цвести, а потом снова убирается под землю. Правда, эти чешуйки вовсе не похожи на цветы. Ну что же? Каждый цветёт, как умеет. Всё удивляло Валентинку, всё приманивало её: и лимонная бабочка, прилетевшая на медуницу, и красные шишечки, чуть наклюнувшиеся на концах еловых лап, и лесной ручеёк в овражке, и птицы, перелетающие с вершины на вершину. (Л. Воронкова)

Ответ

154. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения и обособленные определения и приложения.

Цветы в сосновом бору

Пор..жает разнообразие цветов в сосновом бору.

Вот почти белые но всё же розовые колокольчики собрались в поникшую кисть на кончике тёмно-зелёной ветки. Каждый колокольчик не больше спич..чной головки, а как пахнет! Это и есть цветы брусники.

А вот тоже колокольчик но очень странный. Он совсем круглый и похож больше на готовую ягоду уже и покрасневшую с одного бока. А ещё он похож на крохотный ф..рфоровый аб..журчик но такой нежный и хрупкий, что вряд(ли) можно сделать его человеческими руками. Будет чем полакомиться и ребятишкам и тетеревам. Ведь на месте каждого аб..журчика вызреет сочная ч..рная с синим налётом на кожице ягода черника.

А вот собрались в кисточку крохотные белые кувш..нчики с яркими красными горлышками. Кувш.нчики опрокинуты горлышками вниз и из них целый день л..ётся и л..ётся аромат. Это толокнянка ц..лебная трава. Нет, только издали похожи друг на друга боровые цветы. Если вглядет(?)ся, по тонкости работы по изящности и хрупкости (ни)чем (не)уступит брусничный колокольчик другому, большому цветку. У ювелиров, например, мелкая работа ходит в большей цене.

Временами между кочками или пнями поп..дались аккуратно постланные светло-шоколадные коврики кукушкина льна непр..менного об..тателя сухих сосновых лесов. (183 слова) (По В. Солоухину)

Ответ

Обособленные обстоятельства

155. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Объясните, почему в предложении 9 не нужно выделять одиночное деепричастие.

1) Обманывая слух под прозрачной коркой льда журчит весенний ручей и вторя ему на лесных обсохших полянах бормочут тетерева-косачи. (И. Соколов-Микитов) 2) Вникая в некоторые слова в самое их звучание мы находим их первоначальный смысл. (К. Паустовский) 3) Так прошли они всю просеку не сказав друг другу ни слова и вышли на противоположный склон горы. (Р. Фраерман) 4) Собрав последние остатки сил мы потащились к станции, но не дойдя до неё каких-нибудь двухсот-трёхсот шагов сели отдыхать на шпалы. 5) Большое красное солнце только что зашло оставив за собой на горизонте тусклое сияние. 6) Увидев нас гуси сразу взмывали кверху но обойдя опасное место опять выстраивались в прежний порядок и снова спускались к земле. 7) По берегам горных ручьёв качая хвостиками перебегали с камня на камень горные трясогузки. 8) Часов в восемь утра солнечные лучи прорвались сквозь тучи и стали играть в облаках тумана освещая их своим золотистым светом. (В. Арсеньев) 9) Погода была пасмурная. Дождь шёл не переставая. (В. Арсеньев)

Ответ

156 (Диктант с предварительной подготовкой). Подготовьтесь писать текст под диктовку.

Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, широким красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей. Лишь немногие наблюдательные люди знают, что эти весёлые, общительные птички всю зиму проводят в хвойных лесах. В самую лютую стужу они искусно устраивают в густых сучьях тёплые гнёзда, выводят и выкармливают птенцов. Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички своими кривыми клювами теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег лёгкие шелушинки. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

157. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Подчеркните волнистой чертой обособленные определения и пунктирной линией с точкой — обособленные обстоятельства.

1) На макушке берёзы покрывшейся дымкой молодой листвы громко кукует кукушка и точно поперхнувшись неожиданно вдруг умолкает. (И. Соколов-Микитпов) 2) Чей-то женский голос свежий звонкий и сильный пел приближаясь к хате. (А. Куприн) 3) Красная юбка Олеси слегка колеблемая ветром ещё виднелась на крыльце хаты выделяясь ярким пятном на ослепительно-белом, ровном фоне снега. (А. Куприн) 4) Арто услышавший сзади себя разговор повернулся и подбежал к людям. Его голубые добрые глаза щурились от жары и глядели умильно а высунутый длинный язык вздрагивал от частого дыхания. Собака напряжённо зевнула завив язык трубочкой затряслась всем телом и тонко взвизгнула. (А. Куприн) 5) Вода из бочки всё текла текла маленький водопад всё шумел и прыгал оставленный без всякого внимания. Давно наполнил он жестяную лейку Тани бежал по земле теперь уже никого не боясь и добежав до Тани притронулся к её ногам. Но и это не заставило её обратить на него внимание. Тогда он побежал дальше к грядке с цветами сердясь и шелестя по-змеиному меж чёрных камешков валявшихся повсюду на дорожке. (Р. Фраерман)

Ответ

158 (Диктант). Напишите текст под диктовку. Подчеркните как члены предложения причастные и деепричастные обороты.

Девочка ловила форель

Тонкая леса была спущена в воду под толстый корень, шевелившийся от каждого движения волны. Девочка ловила форель. Она сидела неподвижно на камне, и река обдавала её шумом. Глаза её были опущены вниз. Но взгляд их, утомлённый блеском, рассеянным повсюду над водой, не был пристален. Она часто отводила его в сторону и устремляла вдаль, где крутые горы, осенённые лесом, стояли над самой рекой.

Воздух был ещё светел, и небо, стеснённое горами, казалось среди них равниной, чуть озарённой закатом. Но ни этот воздух, знакомый ей с первых дней жизни, ни это небо не привлекали её сейчас. Широко открытыми глазами следила она за вечно бегущей водой, силясь представить в своём воображении те неизведанные края, куда и откуда бежала река.

Девочка запела сначала тихо, потом громче. У неё был голос, приятный для слуха. Но пусто было вокруг. Лишь водяная крыса, испуганная звуками её песни, близко плеснулась возле корня и поплыла к камышам, волоча за собой в нору зелёную тростинку. Тростинка была длинна, и крыса трудилась напрасно, не в силах протащить её сквозь густую речную траву. Девочка с жалостью посмотрела на крысу и перестала петь. Потом поднялась, вытащив лесу из воды.

От взмаха её руки крыса шмыгнула в тростник, а тёмная, в пятнах, форель, до того неподвижно стоявшая на светлой струе, подпрыгнула и ушла в глубину. (211 слов) (Р. Фраерман)

Ответ

159. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните обособленные обстоятельства, выраженные существительным с предлогом несмотря на. Объясните постановку других запятых.

1) Иволги красивые оранжево-жёлтые птицы величиной с голубя сидели на высоких деревьях. Несмотря на величину и яркое оперение увидеть их всегда трудно. 2) Несмотря на постоянные задержки в пути отряд наш продвигался вперёд всё же довольно быстро. 3) Несмотря на утомление и на недостаток продовольствия все шли довольно бодро. 4) Несмотря на пройденный длинный путь моя собака всё время бегала по кустам выискивая птиц. 5) Вопреки ожиданиям ночь была тёплая несмотря на безоблачное небо. (В. Арсеньев) 6) Несмотря на свою силу дуб дерево нежное боится крепких морозов. (И. Соколов-Микитов) 7) В это лето несмотря на свои тридцать два года капитан Енакиев немного поседел в висках стал суше скучней строже. (В. Катаев)

Ответ

160 (Диктант с предварительной подготовкой). Подготовьтесь писать текст под диктовку.

Встреча с птицами на реке

Мы плыли по реке тихо и нередко подходили к птицам ближе, чем на ружейный выстрел. Иногда мы задерживались нарочно и подолгу рассматривали их. Прежде всего я заметил белую цаплю с чёрными ногами и жёлто-зелёным клювом. Она чинно расхаживала около берега, покачивала в такт головой и внимательно рассматривала дно реки. Заметив лодку, птица подпрыгнула два раза, грузно поднялась на воздух и, отлетев немного, снова спустилась на соседней протоке. Потом мы увидели выпь. Серовато-жёлтая окраска перьев, грязножёлтый клюв, жёлтые глаза и такие же жёлтые ноги делают её удивительно непривлекательной. Эта угрюмая птица ходила сгорбившись по песку и всё время преследовала подвижного и хлопотливого кулика-сороку. Кулик отлетал немного, и, как только садился на землю, выпь тотчас же направлялась туда шагом и, когда подходила близко, бросалась бегом и старалась ударить его своим острым клювом. Заметив лодку, выпь забилась в траву, вытянула шею и, подняв голову кверху, замерла на месте. (145 слов) (В. Арсеньев)

Ответ

161. Устно объясните постановку знаков препинания в предложениях с обособленными обстоятельствами. Выполните письменный разбор слов, обозначенных индексом 2. Разберите предложение под индексом 4 по членам предложения.

Зимородок

Низко над водой около берега на ветке лозняка уединённо сидел зимородок. Эта маленькая птичка с большой головой и с большим клювом, казалось, дремала. Вдруг она ринулась в воду, нырнула и снова показалась2 на поверхности, держа в клюве маленькую рыбку. Проглотив добычу, зимородок сел на ветку и опять погрузился в дремоту, но, услышав шум приближающейся2 лодки, с криком понёсся вдоль реки. Яркой синевой2 мелькнуло его оперенье.4 Отлетев немного, он уселся на куст, потом отлетел ещё дальше и наконец совсем скрылся за поворотом. (В. Арсеньев)

Ответ