Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Двусоставные предложения
Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Обращение и знаки препинания при нём

179. Подчеркните обращения. В каких случаях обращение называет незнакомых для говорящего людей? Как вы это поняли? Какие из обращений выражены словосочетаниями?

1) Я свернул на боковую дорожку — там белел в темноте небольшой каменный домик, какие бывают во всех городских садах; какая-то будка или сторожка. А около её стены стоял маленький мальчик лет семи или восьми и, опустив голову, громко и безутешно плакал.

Я подошёл и окликнул его:

— Эй, что с тобой, мальчик? (Л. Пантелеев)

2) Морозова, хочешь давай будем сидеть со мной? — предложила ей Лиза Кумачёва. — У меня место свободное. (Л. Пантелеев)

3) Старшая вожатая Лёля поманила Вовку к себе:

— Ну-ка, подозрительная личность, подойди сюда! Вовка подошёл. Их окружили ребята. (Ю. Сотник)

4) — Анатолий, голубчик! Если тебе неинтересно, можешь выйти из класса, но другим слушать, пожалуйста, не мешай, — сказал он сдержанно и продолжал чтение. (Ю. Сотник)

5) Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:

— В Москву едем, молодой человек?

Боря кивнул. (Ю. Сотник)

Ответ

180. Вспомните, из каких сказок А. С. Пушкина приведены данные отрывки. Какие людские пороки в них показаны? Выделите обращения. Определите, для чего они нужны в сказочном тексте. В чём их особенность? Какие из обращений являются распространёнными? Для чего обращения распространяются?

1) «Смилуйся, государыня рыбка,

Разбранила меня моя старуха.

Не даёт старику мне покою:

Надобно ей новое корыто;

Наше-то совсем раскололось».

2) «Свет мой, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

3) Пристают к заставе гости;

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их он кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы, гости, торг ведёте

И куда теперь плывёте?»

4) Снова князь у моря ходит,

С синя моря глаз не сводит;

Глядь — поверх текучих вод

Лебедь белая плывёт.

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ж ты тих, как день ненастный?

Опечалился чему?»

— Говорит она ему.

Ответ

181. Найдите в примерах обращения. Объясните знаки препинания при них.

1) Когда все расселись и в классе наступило временное затишье, Зинка Фокина закричала: «Ой, ребята! Это просто какое-то несчастье! Новый учебный год ещё не успел начаться, Баранкин и Малинин уже успели получить две двойки!..» (В. Медведев)

2) Я готовлюсь к новогоднему вечеру. И представляю себе, как всё будет! Мой брат сыграет одну вещь, только одну!

— Что ты сыграешь, Лёва? (А. Алексин)

3) «Дорогая Анисия Ивановна, добрый наш гений! Спешу написать вам лично, а Верочке пошлю письмо завтра...» (А. Алексин)

4) Ёлку украшали девочки с учительницей второго класса.

Учительница стояла на табурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выбирая их из картонок.

— Ой, Марья Николаевна! Этот шар как фонарик!

— А вот с серебром! Девочки, с серебром! (В. Осеева)

5) — Послушай, красавица, — сказал я девушке. — Покажи мне, пожалуйста, дорогу на Ириновский шлях, а то из вашего болота во веки веков не выберешься. (А. Куприн)

6) Я взял свои книжки и пошёл домой. В коридоре меня встретила Ольга Николаевна.

— Ну, Витя, как ты думаешь учиться в этом году? — спросила она. — Пора тебе, дружочек, браться за дело как следует. (Н. Носов)

Ответ

182. Выделите обращения. Определите, распространённые или нераспространённые они. Для чего авторы используют в художественном тексте обращения?

1) Друзья мои читатели, очень советую вам полюбоваться восходом солнца, чистой ранней утренней зарёю. (И. Соколов- Микитов) 2) И пусть запомнит каждый из вас, ребята: те, кто бессмысленно стреляют птиц, разоряют гнёзда, ломают кусты и деревья, — это враги природы. (Г. Скребицкий) 3) В различных местах нашей страны работники биостанций, краеведческих музеев, а нередко и просто любители природы организуют спасение диких животных от паводка. В этой работе и вы, юннаты, тоже могли бы быть очень полезны. (Г. Скребицкий)

Ответ

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них

183. Объясните, почему в одних случаях выделенные слова выделяются с двух сторон запятыми, а в других нет.

1) Низко вдавленные в воду нефтеналивные баржи, казалось, застыли среди реки. — Всё это сейчас казалось Серёже значительным и необыкновенно интересным. (Ф. Кнорре) 2) Тётка внутренне насторожилась, однако ответила вполне равнодушно. (Ф. Кнорре) Скоро, однако, в деревьях показался просвет, и ребята вышли к прямой, широкой просеке, на которой то здесь, то там росли приземистые кустики можжевельника. (Ю. Сотник) 3) Ни на дороге, ни в деревне, ни на лугу не было видно ни души. (Ю. Сотник) Всё было выпукло и отчётливо видно под огнями огромной люстры, настольной лампы, зажжённого торшера над журнальным столиком. (Ю. Бондарев) Это уж был по- настоящему хороший номер. Ляля плясала так, что редкий мальчишка с ней сравнится. Видно, Вере Фёдоровне очень нравился танец. Она играла, глядя на Лялю через плечо, и всё время улыбалась. (Ю. Сотник) 4) Вы, кажется, устали, Никита? Вы, очевидно, плохо спали в вагоне. (Ю. Бондарев) — Кажется, ещё никогда в жизни я так не радовался, как обрадовался в эту минуту. (Л. Пантелеев) Ночью город спал. И хотя каждый звук, раздающийся вдалеке, кажется ночью близким, но нечего было слушать в безмолвии города. (Р. Фраерман) Алексей не готовился к зачёту. Это стало очевидно, когда он начал отвечать.

Ответ

184. Выделите вводные слова и сочетания и определите их группу по значению. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Устно объясните выбор орфограмм.

1) Вам, наверное, извес..но, что (не)мудрё(н, нн)ые свои гнёзда солов..и в..ют на земле под кустами. (И. Соколов- Микитов) 2) Олеся поздоровалась со мной, как и всегда, ласково, но разговор у нас (не)в..зался. По-видимому, она слушала меня рассея(н, нн)о и отвечала (не)впопад. На её красивом лице лежала тень какой-то бе(з, с)пр..ста(н, нн)ой внутре(н, нн)ей заботы. (А. Куприн) 3) По моим соображениям, теперь мы должны были находит(?)ся (не)д..леко от куполообразной горы. (В. Арсеньев) 4) Вероятно, при солнечном освещени.. мес..ность эта очень живописна, но теперь она имела (не)пр..ветл..вый вид. (В. Арсеньев) 5) Я ожидал увидеть высокие горы и остроконечные пр..чудливые вершины. Оказалось, наоборот, около Сихотэ-Алиня были пологие холмы, и(з, с)реза(н, нн)ые мелкими руч(?)ями. (В. Арсеньев) 6) День, как на грех, выпал тихий, бе(з, с)ветре(н, нн)ый, и потому жара стояла (не)вын..симая. (В. Арсеньев) 7) В тех местах, где деревья подверже(н, нн)ы влиянию морских ветров, они низкорослы и имеют жалкий вид. Во всякой лощинке, которая защище(н, нн)а от ветра, ра(з, с)в..вает(?)ся р..стительность более пышная, чем на склонах, обращ..(н, нн)ых к морю. Таким образом, по р..стительности можно судить о пр..обл..дающих ветрах в данной мес..ности и ук..зать, где находит(?)ся море. (В. Арсеньев) 8) По совести говоря, Филька был совершенно сбит с толку. (Р. Фраерман) 9) Кн..гиня Вера Николаевна н..когда (не)читала газет, потому что, во-первых, они ей пачкали руки, а во-вторых, она никогда (не)могла разобрат(?)ся в том языке, которым нынче пишут. (А. Куприн)

Ответ

185. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите вводные слова и объясните пунктуацию при них.

Я не знаю что труднее подъём в гору или спуск с горы. Правда при подъёме в работе участвует дыхание зато положение тела устойчивее. При спуске однако приходится всё время бороться с тяжестью собственного тела. Конечно каждый знает как легко подниматься по осыпям вверх и как трудно по ним спускаться книзу. Надо всё время упираться ногой в камни в бурелом в основание куста в кочку обросшую травой. При подъёме на гору это не опасно но при спуске всегда надо быть осторожным. В таких случаях легко сорваться с кручи и полететь вниз головой. (В. Арсеньев)

Ответ

186. Определите статус выделенных фрагментов предложений: вводное слово, вводное сочетание или вводное предложение.

1) Однажды в середине июня, под вечер, я, по обыкновению, ожидал Олесю на повороте узкой лесной тропинки между кустами цветущего боярышника. (А Куприн) 2) Всем, наверное, хорошо известно, что есть ласточки городские и ласточки деревенские — касатки. (И. Соколов-Микитов) 3) Кто знает, быть может, красота северного сияния — одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север. (И. Соколов-Микитов) 4) Кажется, подо льдом застыла, спит река. (И. Соколов-Микитов) 5) Из лагеря доносился шум. Взрослые, должно быть, уже уехали домой, и шумели одни только дети. (Р. Фраерман) 6) У восточной части Ладожского озера я знал небольшое глухое лесное озерко, на котором из года в год гнездилась пара лебедей. К сожалению, эту пару убили безжалостные охотники-браконьеры, и лебедей я больше там не видел. (И. Соколов-Микитов) 7) Птица, как говорят охотники, шла валом и в беспорядке. (В. Арсеньев) 8) В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Уже кончился холодный, вьюжный февраль — «кривые дороги», как называют его в народе. По народному меткому слову, ещё «зима зубы показывает». В первых числах марта нередко возвращаются морозы. (И. Соколов-Микитов) 9) Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. (И. Соколов-Микитов) 10) По моим соображениям, до реки оставалось не более двух с половиной километров. (В. Арсеньев)

Ответ

187. Спишите. Расставьте недостающие запятые. Объясните пунктограммы.

1) Пантелей бормотал и по-видимому не заботился о том, слышит его Егорушка или нет. Говорил он вяло себе под нос не повышая и не понижая голоса но в короткое время успел рассказать о многом. Всё рассказанное им состояло из обрывков имевших очень мало связи между собой и совсем неинтересных для Егорушки. Быть может он говорил только для того, чтобы теперь утром после ночи проведённой в молчании произвести вслух проверку своим мыслям. (А. Чехов) 2) Снегири по многу лет могут жить в клетке по-видимому совсем не тоскуя о свободе. Весною, когда начинается гнездование лесных птиц, снегири разумеется немножко тоскуют, сидят в клетке понуро. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

188 (Диктант с предварительной подготовкой). Подготовьтесь писать текст под диктовку. Обратите внимание на выделенные вводные конструкции.

За перевалом мы сразу попали в овраги. Местность, на удивление, была чрезвычайно пересечённая. Глубокие распадки, заваленные корчами, водотоки и скалы, обросшие мхом, — всё это создавало обстановку, которая, по моему мнению, живо напоминала картину Вальпургиевой ночи. Трудно представить себе местность более дикую и неприветливую, чем это ущелье.

Иногда случается, что горы и лес имеют привлекательный и весёлый вид. Так, кажется, и остался бы среди них навсегда. Иногда, наоборот, горы кажутся угрюмыми, дикими. И странное дело! Чувство это, я считаю, не бывает личным, субъективным, оно, по обыкновению, является общим для всех людей в отряде. Я много раз проверял себя и всегда убеждался, что это так. То же было и теперь. В окружающей нас обстановке, как мне казалось, чувствовалась какая-то тоска, было что-то жуткое и неприятное, и это жуткое и тоскливое понималось всеми одинаково. (129 слов) (В. Арсеньев)

Ответ

189 (Контрольное). Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.

Северное сияние

Северное сияние или сполохи как его называют живущие на севере люди мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. Соб..раясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью я остановился в маленьком стари(н, нн)ом городке.

Ночью я вышел на улицу и меня пор..зило ещё (не)вида(н, нн)ое мною зрелище. По звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес. Он то сужался то расширялся соб..рался в складки м..нял свой цвет. Я был оч..рован чудес(?)ным небесным зрелищем.

(В)последстви.. мне (н..)раз доводилось любоват(?)ся северным сиянием. Особенно памятна полярная ноч(?) в Арктике, где я учас(?)вовал в экспедици.. по спасению ледокола «Малыгин». Надо льдами и снежной пустыней над горами покрытыми снегом ра(з, с)г..ралось сияние и при его свете я узн..вал лица людей. Казалось мы находимся где-то на (не)ведомой планете.

Красота северного сияния одна из причин (не)удержимо пр..влекающих человека на холодный и пусты(н, нн)ый север. (135 слов) (По И. Соколову-Микитову.)

Ответ

Вставные конструкции

190. Объясните расстановку знаков препинания. Выделите вставные конструкции. Для чего они вставлены автором в текст?

Пастуший рожок

День шёл к концу. Становилось сумрачно. Как бывает всегда перед дождём, мир затихал. В такое время случайный звук в соседней даже деревне (звякнет ведро у колодца, крикнет гусь, скрипнет тележное колесо) слышен всеми в окрестностях.

В такую вот тихую минуту заиграл рожок. Казалось, он поёт совсем близко за холмом. Нужно только перебежать реку и взобраться на холм, как тотчас увидишь, кто играет.

Мы перебежали реку по дощатому мосту и, стараясь сохранить направление (рожок перестал играть), пошли по луговым травам. За холмом оказался широкий и глубокий овраг с глинистыми склонами. Кругом следы коров, овец, коз. Направо овраг расширялся, налево терялся в кустах, уводил к дальнему лесу. Мы пошли налево.

Кто-то изорвал находившую тучу в клочья, как неприятное письмо, и выбросил эти клочья на ветер. Теперь они летели по небу, кувыркаясь и перегоняя друг друга. Несколько капель упало на нас, но большого дождя можно было не бояться. Стало заметно светлее.

Никакого стада не попадалось. Когда кустарник кончился, оказалось, что прямо перед нами сосновый лес, а левее, над ржаным полем, соломенные крыши неведомой деревеньки.

Наверно, мы решили бы ночевать в ней, потому что наступал вечер, но снова заиграл рожок, на этот раз сзади, в овраге. Через четверть часа с пригорка открылась картина: по сумеречному полю идёт человек в брезентовом плаще и брезентовой фуражке. Идёт он тихо, не оглядываясь, а за ним, рассыпавшись по полю, также тихо движется стадо. Наше появление было неожиданностью для пастуха, ведь поблизости нет ни тропы, ни дороги. (238 слов) (В. Солоухин)

Ответ

191 (Изложение). Прочитайте текст. Изложите коротко его содержание, сохраняя по возможности употребление вводных слов и вставных конструкций. Какие способы сокращения текста вы планируете использовать?

Путешествие по географическим картам

В Москве я достал подробную карту Каспийского моря и долго странствовал (в своём воображении, конечно) по его безводным восточным берегам.

Помнится, ещё в детстве у меня появилось пристрастие к географическим картам. К удивлению моего отца, я мог сидеть над ними по нескольку часов, как над увлекательной книгой. Я изучал течения неведомых рек, прихотливые морские побережья, проникал в глубину тайги.

Постепенно все эти места оживали в моём воображении с такой ясностью, что, кажется, я мог бы написать вымышленные путевые дневники по разным материкам и странам.

К сожалению, мой романтически настроенный отец не одобрял этого чрезмерного увлечения географическими картами, считая, что оно сулит мне много разочарований.

Но, как бы то ни было, я ничего не мог поделать с этим увлечением. В зрелом возрасте для меня с очевидностью выяснилось, что отец был не совсем прав. Когда я впервые попал, например, в Крым (его я до того вдоль и поперёк изучил по карте), то, конечно, он оказался совсем другим, чем я о нём думал. Но, к счастью, моё предварительное представление о Крыме заставило меня увидеть его с гораздо большей зоркостью, чем если бы я приехал в Крым без всякого понятия о нём.

На каждом шагу я находил то, чего не было в моём воображении, и эти новые черты Крыма особенно резко запоминались.

Привычка странствовать по картам и видеть в своём воображении разные места, на мой взгляд, помогает правильно увидеть их в действительности. Другими словами, на этих местах всегда остаётся как бы легчайший след вашего воображения, дополнительный цвет, некая дымка, не позволяющая вам смотреть на них скучными глазами.

Итак, в Москве я уже странствовал по угрюмым берегам Каспийского моря. (264 слова) (По К. Паустовскому)

Ответ

192. Выделите междометия. Устно объясните, какие эмоции они выражают.

1) А тут ямщик ударил кнутом по коням — и рванули кони. Выскочили на дорогу и затанцевали два белых пушистых зайца. Ямщик закричал:

— Эй, эй! Ого-го!.. Берегись: задавим! (А. Гайдар)

2) В сундуке, на куче всякого тряпья, овчин, мешков, укрывшись своей шубёнкой и подложив под голову шапку, крепко и спокойно спал Гек.

Когда его вытащили и разбудили, то, хлопая сонными глазами, он никак не мог понять, отчего это вокруг него такой шум и такое буйное веселье. Мать целовала его и плакала. Чук дёргал его за руки, за ноги, подпрыгивал и кричал:

— Эй-ля! Эй-ли-ля!.. (А. Гайдар)

3) — Ай-яй-яй-я-а-а-а! — вопил мальчик, извиваясь по балкону и отчаянно болтая ногами.

Несмотря на своё крайнее волнение, он всё-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей, которые от этого, впрочем, довольно ловко уклонялись. (А. Куприн)

4) Арто неистово лаял и скакал по берегу. Его беспокоило, что мальчик заплыл так далеко.

«К чему эти дурацкие фокусы? Сидел бы у берега, рядом со стариком. Ах, сколько беспокойства с этим мальчишкой!»

— Эй, Серёжа, вылезай, что ли, в самом деле, будет тебе! — позвал старик.

— Сейчас, дедушка Лодыжкин, пароходом плыву. У-у-у- ух! (А. Куприн)

Ответ

193. Выделите междометия. Расставьте недостающие знаки препинания. В каких предложениях междометия не надо выделять запятыми? Определите, какие чувства выражают междометия.

1) Ах если бы только знали они, до какой беды доведёт их эта ссора, то ни за что бы в этот день они не поссорились! (А. Гайдар)

2) Где твой хозяин? Должно быть, ты потерялась? Ах бедный пёсик! (А. Чехов)

3) Новый хозяин вышел и через минуту вернулся, держа в руках маленький матрасик.

— Эй ты, пёс, поди сюда! — сказал он, кладя матрасик в углу около дивана. — Ложись здесь. Спи! (А. Чехов)

4) Дорога! Ох дорога! — вечное несчастье Густоборовского района. Поколение за поколением машины раньше срока старились на ней, гибли от колдобин, от засасывающей грязи. (В. Тендряков)

5) — Ой да вы устали, еле на ногах стоите! Пойдёмте в избу, я провожу. Идёмте, идёмте, что зря торчать в этой сырости. (В. Тендряков)

6) Мерин покорно вышел на берег, остановился у костра и долго смотрел, помахивая головой, как мы кипятили в котелке чай, потом тяжело вздохнул, будто сказал: «Эх вы, ничего-то вы не понимаете!» (К. Паустовский)

7) — А Ольга Николаевна сказала маме, что ты не ходил в школу? — спросил я Костю.

— Сказала. И маме сказала и тёте Зине сказала! Знаешь, какая мне за это была головомойка! Ох и стыдили меня — век помнить буду! (Н. Носов)

Ответ

194. Рассмотрите таблицу. Опираясь на её содержание, составьте устный ответ на тему «Осложнение простого предложения».

Осложняющий элемент

Входят ли в структуру предложения (то есть являются ли членом предложения)?

Примеры

Однородные члены предложения

Да

Мы рисовали горы, лес, речку.

Обособленные члены предложения

Да

В деревне, расположенной на пригорке, осталось всего пять домов.

Вводные слова, сочетания и предложения

Нет

К счастью, погода установилась безветренная.

Обращения

Нет

Дорогой друг, ждём тебя в гости с нетерпением.

Междометия

Нет

Ах, как здесь красиво!

Ответ

195. Произведите синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1) Семён Иванович, нельзя ли у вас взять интервью? (В. Солоухин) 2) Лето прошло, можно сказать, без приключений. (В. Солоухин) 3) Леонид Леонов, всю жизнь разводивший кактусы и создававший время от времени бесценные коллекции этих удивительных растений, мог бы, вероятно, рассказать нечто интересное из жизни кактусов. (В. Солоухин) 4) Ой, да вы устали, еле на ногах стоите! (В. Тендряков) 5) Мария Петровна, Витя Снегирёв, значит, не был у вас? Кажется, он в прошлом году заезжал сюда. (Ю. Бондарев) 6) Все гости пили чай из серебряных самоваров, ели всё необыкновенное (например, зимою, на Рождество, подавались малина и клубника) и плясали под музыку. (А. Чехов) 7) Тане Зарубиной (она у них поэтесса) заказали стихи о дружбе написать. (Ю. Сотник) 8) Ай, злая собака! (Л. Андреев)

Ответ

Повторение

196. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Объясните постановку знаков препинания.

Сказать по правде, у меня всю жизнь возникали в голове всякие трудноосуществимые желания и фантазии.

Одно время я, например, мечтал изобрести такой аппарат, с помощью которого можно было у любого человека на расстоянии отключить голос. По моим расчётам, этот аппарат должен был действовать так. Вхожу я, допустим, в класс, а Зинка Фокина налетает на меня и начинает ругать. Я щёлкаю в кармане рычажком и выключаю голос Фокиной на весь день.

Или в прошлом году ужасно захотелось стать взрослым. Ложишься спать мальчишкой, а просыпаешься солидным и с усами. Утром проснулся, конечно, пораньше и вижу, что лежу в постели, к моему большому разочарованию, таким же, как уснул, без усов, и надо идти в школу. (По В. Медведеву)

Ответ

197. Спишите, расставляя знаки препинания. Выделите конструкции, грамматически не связанные с предложениями.

Юный разведчик

Ване Солнцеву было мало того что его берут в разведку проводником. Он знал что быть проводником почётное ответственное задание. Но ему этого было мало. Его слишком горячее ненасытное сердце требовало большего. Ему захотелось прославиться удивить всех.

Перед тем как отправиться в разведку, Ваня втайне от всех раздобыл себе компас. Как выяснилось потом он его просто-напросто стащил у одного разведчика. Точнее сказать он его потихоньку взял с койки рассчитывая после разведки положить на прежнее место. Он в том не видел ничего дурного так как разведчик всегда давал ему этот компас поносить и даже объяснил как им надо пользоваться. Карандаш у Вани уже был. А вместо записной книжки он решил воспользоваться букварём.

Таким образом снарядившись по всем правилам пастушок и стал действовать как настоящий разведчик. (123 слова) (По В. Катаеву)

Ответ