Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020
Двусоставные предложения
Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них
198. Заполните примерами пустые клетки таблицы.
Схема предложения с прямой речью |
Пример |
А: «П». |
|
А: «П!» |
|
А: «П?» |
|
«П», — а. |
|
«П!» — а. |
|
«П?» — а. |
Ответ
199. Заполните пустые клетки схемами предложений.
Схема предложения с прямой речью |
Пример |
«А у нас сегодня гости!» — радостно сказала бабушка. |
|
Директор школы объявил: «Завтра в школе сбор макулатуры». |
|
«Ты сделал уроки?» — спросила мама. |
|
Брат уточнил: «Ты действительно можешь мне помочь?» |
|
«Убери со стола, пожалуйста», — попросила Татьяна. |
|
Дети радостно воскликнули: «Здравствуйте, Анна Петровна!» |
Ответ
200. Заполните пустые клетки таблицы.
Схема предложения с прямой речью |
Пример |
«Кирилл! — позвала мама. — Подойди ко мне, пожалуйста». |
|
«А ты подготовил доклад? — спросил учитель географии ученика. — Нужно выступить на следующем уроке». |
|
«Мне нужно сделать реферат, — сказала Таня, — но я ещё не подобрала необходимую литературу по теме». |
Ответ
201 (Изложение). Прочитайте текст. Кратко изложите его содержание, сохраняя по возможности употребление предложений с прямой речью.
Рыбная ловля
Дымов и Кирюха от долгого пребывания в воде стали лиловыми и охрипли, но за рыбную ловлю принялись с охотой. Сначала они пошли по глубокому месту, вдоль камыша. Тут Дымову было по шею, а малорослому Кирюхе с головой. Последний захлёбывался и пускал пузыри, а Дымов, натыкаясь на колючие корни, падал и путался в бредне. Оба барахтались и шумели, и из их рыбной ловли выходила одна шалость.
Раз над бреднем блеснула крупная рыбёшка. Все ахнули, а Дымов ударил кулаком по тому месту, где она исчезла, и на лице его выразилась досада. «Эх!» — крикнул Пантелей и притопнул ногами.
Забирая влево, Дымов и Кирюха мало-помалу выбрались на мелкое, и тут ловля пошла настоящая. Видно было, как они, молча и еле двигая ногами, стараясь забирать возможно глубже и поближе к камышу, волокли бредень, как они, чтобы испугать рыбу и загнать её к себе в бредень, били кулаками по воде и шуршали в камыше. От камыша они шли к другому берегу, тащили там бредень, потом с разочарованным видом, высоко поднимая колена, шли обратно к камышу. А солнце жгло им в спины, кусались мухи, и тела их из лиловых стали багровыми. За ними с ведром в руках, засучив рубаху под самые подмышки и держа её зубами за подол, ходил Стёпка. После каждой удачной ловли он поднимал вверх какую- нибудь рыбу и, блестя ею на солнце, кричал: «Поглядите! Таких уж штук пять есть!»
Видно было, как, вытащив бредень, Дымов, Кирюха и Стёпка всякий раз долго копались в иле, что-то клали в ведро, что-то выбрасывали. Изредка что-нибудь попавшее в бредень они брали с рук на руки, рассматривали с любопытством, потом тоже бросали... «Что там?» — кричали им с берега.
Стёпка что-то отвечал, но трудно было разобрать его слова. Вот он вылез из воды и, держа ведро обеими руками, забывая опустить рубаху, побежал к подводам. «Уже полное! — кричал он, тяжело дыша. — Давайте другое!»
Егорушка заглянул в ведро: оно было полно. Из воды высовывала свою некрасивую морду молодая щука, а возле неё копошились раки и мелкие рыбёшки. Егорушка запустил руку на дно и взболтал воду. Щука исчезла под раками, а вместо неё всплыли наверх окунь и линь. (344 слова) (По А. Чехову)
Ответ
202. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях с прямой речью.
(Не)знакомец
Послышались шаги. Кто-то торопливо шёл.
Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра н..кого (не)было видно. Наконец разд..лись шаги (в)близи, кто-то кашлянул; м..гавший свет точно рас..тупился, с глаз спала завеса и подводчики вдруг увидели перед собой человека.
Огонь ли так м..лькнул, или (от)того, что всем хотелось разглядеть прежде всего лицо этого человека, но только странно так вышло, что все при первом взгляд.. на него увидели прежде всего (не)лицо, (не)одежду, а улыбку. Это была улыбка (не)обыкнове(н, нн)о добрая, широкая и мягкая, как у ра(з, с)буже(н, нн)ого ребёнка, одна из тех зар..зительных улыбок, на которые трудно (не)ответить то(же) улыбкой. (Не)знакомец, когда его разглядели, ок..зался человеком лет тридцати, (не)красивым собой и н..чем (не)зам..чательным. Это был высокий мужчина, длинноносый, длиннорукий и длинноногий; вообще всё у него казалось длинным и только одна шея была так коротка, что делала его сутул..ватым. Одет он был в чистую белую рубаху с шитым воротом, в белые шаровары и новые сапоги и в сравнени.. с подводчиками казался щ..голем. В руках он держал что-то большое, белое и на первый взгляд странное, а из-за его плеча выгляд..вало дуло ружья, то(же) длинное.
Попав из потёмок в световой круг, он остановился, как вкопа(н, нн)ый, и с (пол)минуты глядел на подводчиков так, как будто хотел сказать Поглядите, какая у меня улыбка! Потом он шагнул к костру, улыбнулся ещё светлее и сказал Хлеб да соль братцы! (228 слов) (А. Чехов)
Ответ
203 (Диктант). Напишите текст под диктовку.
Ночное происшествие
В этот день мне нездоровилось немного, и потому я не стал дожидаться ужина и лёг спать. Во сне мне грезилось, будто бы я попал в капкан, и от этого сильно болели ноги. Когда я проснулся, было уже темно.
Осмотревшись, я понял причину своих снов. Обе собаки лежали у меня на ногах и смотрели на людей с таким видом, точно боялись, что их побьют. Я прогнал их. Они перебежали в другой угол палатки.
— Вот диво! — сказал мой спутник. — Не хотят собаки идти наружу.
Поведение собак действительно было странное. В особенности удивил меня Леший. Он всегда уходил в кусты и ложился где-нибудь за палаткой, а теперь жался к людям. Наконец мы собак выгнали, но не надолго. Через несколько минут они вновь пробрались в палатку и расположились около изголовья. В это время в лесу раздался какой-то шорох. Собаки подняли головы и насторожили уши. Я встал на ноги. Край палатки приходился мне как раз до подбородка. В лесу было тихо, и ничего подозрительного я не заметил. Мы сели ужинать. Вскоре опять повторился тот же шум, но сильнее и дальше в стороне. Тогда мы стали смотреть втроём, но в лесу, как нарочно, снова воцарилась тишина. (193 слова) (В. Арсеньев)
Ответ
204. Выделите в приведённых ниже предложениях слова автора. Какие слова обозначают речь, а какие — действия и чувства, которые сопутствуют речи?
1) Фёдор вбежал в комнату и радостно закричал: «А я стал призёром региональной олимпиады!» 2) «Не знаю, как поступить в этой ситуации», — задумчиво пробормотала мама. 3) Учитель посмотрел на ребят из-под блестящих очков и строгим голосом повторил: «В поход в выходные дни мы не пойдём». 4) Татьяна Петровна, соседка с четвёртого этажа, пожилая женщина, жалобно попросила нас: «Вы не можете помочь мне сумки поднять на этаж?» «Конечно, поможем!» — сразу же согласились мы. 5) Бабушка ласково гладила внука по голове и певучим голосом приговаривала: «Не плачь, маленький. Всё заживёт!»
Ответ
205. Устно объясните правописание слов с известными орфограммами и постановку знаков препинания. Устно перескажите краткое содержание текста, заменив 1-е лицо на 3-е.
Ночной гость
Я подложил дров в огонь и стал делать записи в дневнике. В это время обе собаки подняли головы и стали глухо ворчать. Я встал со своего места, осмотрелся и хотя ничего не увидел, но зато услышал удаляющийся шорох. «Вероятно, барсук или енот», — подумал я и сел снова за работу.
Прошло с полчаса. Вдруг я услышал, как в стороне, слева от палатки, посыпалась галька. Кто-то спускался с обрыва к реке. По моим расчётам, это было от нашего костра метрах в пятидесяти. Прикрыв рукою глаза от света, я стал смотреть на реку. Собаки выражали крайний испуг и забились в глубь палатки. Вслед за тем я услышал, как кто-то осторожно шёл по отмели.
Это не было копытное животное: изюбр или олень стучат сильнее ногами. Это не могло быть и маленькое животное, потому что вес его тела был бы недостаточен для того, чтобы производить такой шум. Это было крупное животное, у которого большая и мягкая лапа. Бренчанье гальки удалялось по направлению к реке, и вдруг я увидел на краю отмели около воды какую-то длинную тень. «Тигр!» — мелькнуло у меня в голове. Не спуская глаз с зверя, я потянулся за ружьём, но, как на грех, оно не попадалось мне под руку. Дальше случилось что-то похожее на суматоху, и в это мгновенье я выстрелил. Животное, стоявшее на отмели, издало короткий отрывистый звук, похожий на храп, и бросилось в воду, затем быстро взобралось на противоположный берег и исчезло в кустах. (236 слов) (В. Арсеньев)
Ответ
Диалог
206. 1. Прочитайте текст. Какую роль в данном отрывке играет диалог? Сколько реплик в диалоге? Какие герои в нём участвуют? Можно ли по репликам восстановить информацию о героях? 2. Вспомните, что такое диалектные слова. Найдите их в тексте. Замените диалектные слова литературными словами. В случае затруднения обратитесь к словарю.
Голос, певший песню, вдруг оборвался совсем близко около хаты, и в просвете быстро распахнувшейся двери показалась рослая смеющаяся девушка. Обеими руками она бережно поддерживала полосатый передник, из которого выглядывали три крошечные головки с красными шейками и чёрными блестящими глазёнками.
— Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались, — воскликнула она, громко смеясь, — посмотри, какие смешные. Голодные совсем. А у меня, как нарочно, хлеба с собой не было.
— Вот барин зашёл... Пытает дорогу, — пояснила старуха.
— Послушай, красавица, — сказал я девушке. — Покажи мне, пожалуйста, дорогу на Ириновский шлях, а то из вашего болота во веки веков не выберешься.
Должно быть, на неё подействовал мягкий, просительный тон, который я придал этим словам. Она бережно посадила на печку, рядом со скворцами, своих зябликов, бросила на лавку скинутую уже короткую свитку и молча вышла из хаты. (136 слов) (А. Куприн)
Ответ
Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной
207. Составьте два предложения с чужой речью, в одном из которых речь говорящего передаётся буквально (дословно), в другом — недословно, с передачей лишь её основного содержания.
Ответ
208 (Изложение). Прочитайте текст. Составьте его план. Устно перескажите текст, придерживаясь плана. Запишите краткое содержание текста. Предложения с прямой речью замените предложениями с косвенной речью.
Бим
Жалобно и, казалось, безнадёжно он вдруг начинал скулить, неуклюже переваливаясь туда-сюда, — искал мать. Тогда хозяин сажал его себе на колени и совал в ротик соску с молоком.
Да и что оставалось делать месячному щенку, если он ничего ещё не понимал в жизни ровным счётом, а матери всё нет и нет, несмотря ни на какие жалобы. Вот он и пытался задавать грустные концерты. Хотя, впрочем, засыпал на руках хозяина в объятиях с бутылочкой молока.
Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека. Щенки очень быстро начинают отзываться на ласку.
Имени своего он ещё не знал, но через неделю точно установил, что он — Бим.
В два месяца он с удивлением увидел вещи: высоченный для щенка письменный стол, а на стене — ружьё, охотничью сумку и лицо человека с длинными волосами. Ко всему этому быстренько привык. Ничего удивительного не было уже и в том, что человек на стене неподвижен: раз не шевелится — интерес небольшой.
Вторая стена была занимательнее. Она вся состояла из разных брусочков, каждый из которых хозяин мог вытащить и вставить обратно. В возрасте четырёх месяцев, когда Бим уже смог дотянуться на задних лапках, он сам вытащил брусочек и попытался его исследовать. Но тот зашелестел почему- то и оставил в зубах Бима листок. Очень забавно было раздирать на мелкие части тот листок.
— Это ещё что?! — прикрикнул хозяин. — Нельзя!
После такого внушения даже человек откажется от чтения, но Бим — нет: он долго и внимательно смотрел на книги, склоняя голову то на один бок, то на другой. И, видимо, решил так: раз уж нельзя эту, возьму другую. Он тихонько вцепился в корешок и утащил это самое под диван, там отжевал сначала один угол переплёта, потом второй, а забывшись, выволок незадачливую книгу на середину комнаты и начал терзать лапами играючи.
Хозяин встал из-за стола и строго сказал:
— Нельзя! — и трепанул за ухо. Он ещё раз дёрнул за ухо и сказал, что книги трогать нельзя.
Так в раннем возрасте Бим получил от хозяина мораль.
Он уже любил, когда хозяин с ним разговаривал, но понимал пока всего лишь два слова: «Бим» и «нельзя». И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы. Зато Бим уже абсолютно точно умел определить — весёлый сейчас хозяин или грустный, ругает он или хвалит, зовёт или прогоняет. (Г. Троепольский)
Ответ
209. Переведите предложения с прямой речью в косвенную.
1) Учитель спросил ребят: «Вы подготовили рефераты к уроку?» 2) Ведущий концерта объявил со сцены: «Следующий номер нашей программы — выступление жонглёров». 3) По громкой связи в трамвае передали объявление: «Уважаемые пассажиры! Просим своевременно оплачивать проезд». 4) «Здравствуйте, Кирилл Иванович! — кричали дети. — А занятия в кружке сегодня будут?» 5) «Не надо трогать цветы, Петя, — предупредила Нина Семёновна. — Они не любят грубых прикосновений». 6) Светлана улыбнулась и сказала: «А вы чаю не желаете?» 7) Утром папа спросил меня: «Ты можешь помочь мне вечером с ремонтом машины?»
Ответ
Цитаты и знаки препинания при них
210. Прочитайте примеры, проанализируйте, как введены цитаты в текст.
1) Существовала в старину такая поговорка: «Что русскому здорово, то немцу смерть». (И. Телешов) 2) Имя Суворова, этого замечательного во многих отношениях человека, и славные дела, совершённые им, будут долго жить в памяти народной. «Справедливо и смело, — говорит историк Суворова, — пред лицом всех веков и всех народов можем назвать Суворова одним из величайших полководцев. Победа ни однажды не изменила ему, и тридцать лет беспрерывных торжеств на полях битв лучше всего свидетельствуют о военном гении Суворова». (Н. Телешов) 3) В море около посёлка лежит большой гранитный валун. На нём ещё давно рыбаки высекли надпись: «В память всех, кто погиб и погибнет в море». (К. Паустовский) 4) Ассоциация, по словам Ломоносова, «есть душевное Дарование с одной вещью, уже представленною, купно воображать другие, как-нибудь с ней сопряжённые, например: когда, представив в уме корабль, с ним воображаем купно и море, по которому он плавает, с морем — бурю, с бурею — волны, с волнами — шум в берегах, с берегами — камни и так далее». (К. Паустовский) 5) У Блока есть ранние малоизвестные стихи: «Ночь тёплая одела острова». В этих стихах есть одна строчка — протяжная и нежная, вызывающая в памяти всю прелесть туманной юности: «Весна моей мечты далёкой...» (К. Паустовский)
Ответ
211. Приведите 5 — 6 примеров цитирования известных писателей и поэтов. Введите цитаты разными способами.
Ответ
212. Напишите рассказ на тему «Встреча с интересным человеком», описав в нём ситуацию беседы с известным спортсменом, шоуменом, художником, ветераном Великой Отечественной войны и т. п., пришедшим в школу на встречу с учащимися. Обязательно включите в текст диалог и предложения с прямой и косвенной речью.
Ответ