Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Повторение изученного в 8 классе

Синтаксис и морфология

213. Определите синтаксическую функцию и частеречную принадлежность выделенных слов и словоформ. Выделите обособленные определения и обстоятельства, определите, чем они выражены. Зачитайте предложения со сравнительными оборотами. Найдите образные средства выразительности речи. Проанализируйте их.

Через минуту бричка тронулась в путь. Путники видели то же самое, что и до полудня. Холмы всё ещё тонули в лиловой дали, и не было видно их конца. Мелькал бурьян, булыжник, проносились сжатые полосы, и всё те же грачи да коршун, солидно взмахивающий крыльями, летали над степью. Воздух всё больше застывал от зноя и тишины, покорная природа цепенела в молчании... Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка.

Но вот, наконец, когда солнце стало спускаться к западу, степь, холмы и воздух не выдержали гнёта и, истощивши терпение, измучившись, попытались сбросить с себя иго. Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако. Оно переглянулось со степью - я, мол, готово - и нахмурилось. Вдруг в стоячем воздухе что-то порвалось, сильно рванул ветер и с шумом, со свистом закружился по степи. Тотчас же трава и прошлогодний бурьян подняли ропот, на дороге спирально закружилась пыль, побежала по степи и, увлекая за собой солому, стрекоз и перья, чёрным вертящимся столбом поднялась к небу и затуманила солнце. По степи, вдоль и поперёк, спотыкаясь и прыгая, побежали перекати- поле, а одно из них попало в вихрь, завертелось, как птица, полетело к небу и, обратившись там в чёрную точку, исчезло из виду. За ним понеслось другое, потом третье, и Егорушка видел, как два перекати-поле столкнулись в голубой вышине и вцепились друг в друга, как на поединке. (217 слов) (А. Чехов)

Ответ

214. Найдите ошибки в морфологическом разборе имён существительных, выбранных из текста А. Чехова предыдущего задания.

Путники видели то же самое, что и до полудня.

Путники — имя сущ. Нач. форма — путник. Пост. признаки: собств., одуш., м. р., 2-е скл. Непост. признаки: в вин. п., мн. ч. (Кто?) путники.

Из-за холмов неожиданно показалось пепельно-седое кудрявое облако.

(Из-за) холмов — имя сущ. Нач. форма — холмы. Пост. признаки: нариц., неодуш., м. р., 1-е скл. Непост. признаки: в род. п., ед. ч. Показалось (откуда?)

Оно переглянулось со степью — я, мол, готово — и нахмурилось.

(Со) степью — имя сущ. Нач. форма — степь. Пост, признаки: нариц., неодуш., ж. р., 2-е скл. Непост. признаки: в дат. п., ед. ч. Переглянулось (с чем?)

Ответ

215. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Выполните полный морфологический разбор слов, выделенных индексом 3.

У самой дороги в..порхнул стрепет. Мелькая3 крыльями и хвостом он залитый3 солнцем походил на рыболовную блесну или на прудового м..тылька, у которого, когда он м..лькает над водой, крылья сл..ваются с усиками и кажется, что усики р..стут у него и (с)переди и (с)зади и (с)боков... Дрожа в воздухе3 как насекомое играя своей пестротой стрепет поднялся высоко (в)верх по пр..мой линии потом3 вероятно испу- га(н, нн)ый облаком пыли понёсся в сторону и долго ещё было видно3 его мелькание...

А вот встр.. воженный вихрем и (не)пон..мавший в чём дело из травы вылетел3 коростель. Он летел за ветром, а не против, как все птицы. От этого его перья вз..ерошились весь он раздулся до в..личины курицы и имел очень сердитый внушительный вид. Одни только грачи состар..вшиеся в степи и пр..выкшие к степным переполохам спокойно носились над травой или же равнодушно н.. на что не обращая внимания д..лбили своими толстыми клювами ч..рствую3 землю.

За холмами глухо прогр..мел гром; подуло свеж..стью. Хорошо, если(бы) брызнул дождь!

Ещё бы кажется (не)большое усилие, одна потуга, и степь взяла бы верх. Но (не)видимая гнетущая сила мало- помалу ск..вала ветер и воздух, ул..жила пыль, и опять, как будто (ни)чего3 не было, наступила тишина. Облако спряталось, заг..релые холмы нахмурились, воздух покорно застыл, и одни только встр..воже(н, нн)ые чибисы где-то плакали и жаловались на судьбу... (208 слов) (А. Чехов)

Ответ

216. Прочитайте текст. Обсудите его название. Предложите свой вариант. Выполните задания к предложениям: 1) в предложении 1 подчеркните местоимения, определите их разряд; 2) в предложении 2 подчеркните причастие, употреблённое в функции существительного, как член предложения; 3) в предложении 3 подчеркните как член предложения краткое страдательное причастие, разберите его по составу; 4) в предложении 4 найдите фразеологический оборот; по фразеологическому словарю определите его значение; 5) в предложении 5 выделите причастия и деепричастие; определите их постоянные грамматические признаки; 6) объясните, почему в предложении 6 перед «что» не нужно ставить запятую; 7) в предложении 7 выделите прилагательные; определите их лексико-грамматический разряд; 8) в предложении 8 определите частеречную принадлежность слов «чудесно» и «страшно»; составьте с ними три предложения так, чтобы эти слова выступали в роли наречий, кратких прилагательных и слов категории состояния.

Небылицы Пантелея

(1) Пантелей рассказал ещё кое-что, и во всех его рассказах одинаково чувствовался вымысел. (2) Слышал ли он эти рассказы от кого-нибудь другого, или сам сочинил их в далёком прошлом и потом, когда память ослабела, перемешал пережитое с вымыслом и перестал уметь отличать одно от другого? (3) Всё может быть, но странно одно, что теперь и во всю дорогу он, когда приходилось рассказывать, отдавал явное предпочтение вымыслам и никогда не говорил о том, что было пережито. (4) Теперь Егорушка всё принимал за чистую монету и верил каждому слову. (5) Впоследствии же ему казалось странным, что человек, изъездивший на своём веку всю Россию, видевший и знавший многое, обесценивал свою богатую жизнь до того, что всякий раз, сидя у костра, или молчал, или же говорил о том, чего не было.

(6) За кашей все молчали и думали о только что слышанном. (7) Жизнь страшна и чудесна, а потому какой страшный рассказ ни расскажи на Руси, как ни украшай его разбойничьими гнёздами, длинными ножиками и чудесами, он всегда отзовётся в душе слушателя былью, и разве только человек, сильно искусившийся на грамоте, недоверчиво покосится, да и то смолчит. (8) Крест у дороги, тёмные тюки, простор и судьба людей, собравшихся у костра, — всё это само по себе было так чудесно и страшно, что фантастичность небылицы или сказки бледнела и сливалась с жизнью. (208 слов) (А. Чехов)

Ответ

Синтаксис и пунктуация

217. Прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания в нём. Подчеркните подлежащие, выраженные словосочетаниями. Приведите примеры простого глагольного, составного глагольного и составного именного сказуемого. Найдите односоставные предложения. Определите их тип.

Дятлы

Побывав в лесу, наверное, каждый из вас слышал стук дятла. Идёшь зимою на лыжах или по летней лесной тропинке и вдруг над самой головою услышишь громкий, настойчивый стук. Это долбит старое высокое дерево, добывая себе пищу, труженик-дятел. Известно, что дятлов называют иногда лесными докторами. Долбя кору и ствол старых деревьев, они добывают вредных насекомых и их личинки. На конце языка дятла есть маленькие цепкие крючочки, которыми он вытаскивает из древесины спрятавшихся насекомых.

Не все из вас знают, что дятлы бывают первыми вестниками близкой весны. Идёшь по лесу в февральский или мартовский погожий день — и вдруг слышишь странный звук. Весною дятлы выбирают сухие вершины деревьев и барабанят так быстро, что их трель можно принять за непрерывный скрип старого дерева. Но как же может скрипеть дерево, если нет ветра? Странный звук далеко разносится по тихому лесу. Это весеннюю барабанную трель пускает сидящий на сухой, звонкой вершине барабанщик-дятел. Если, остановившись, прислушаться хорошенько, можно услышать в лесу далёкие ответные трели. Так звонкими трелями встречают наши пёстрые дятлы русскую весну.

Я очень люблю наблюдать дятлов. Они оживляют наш зимний притихший лес. То и дело слышишь резкий крик дятла, перелетающего с одного дерева на другое. Усевшись на нижнюю часть древесного ствола, дятел, опираясь на свой крепкий хвост, спиралью поднимается выше и выше. Удивительно красивы пёстрые наши большие и малые дятлы. Они похожи на пёстро раскрашенных экзотических птиц. На зиму дятлы не отлетают в далёкие тёплые страны, а зимуют в родных лесах. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

218. Прочитайте текст. Запишите его основное содержание двумя-тремя предложениями. Объясните постановку знаков препинания в исходном тексте.

Вспоминаются интересные беседы об искусстве с таким оригинальным и замечательным мастером, как Левитан, стоящим совершенно особняком среди русских пейзажистов. Он рано начал художническую жизнь и в восемнадцать лет уже выставлял свои работы, которые и тогда, в его юные годы, обращали на себя внимание. Коренной москвич, он не однажды выезжал за границу знакомиться там с мировым искусством в его лучших образцах. Но к тамошней природе он остался холоден и равнодушен, не полюбив ни запада, ни юга, и не увлёкся их красотой. Он любил только родную природу, преимущественно средней полосы России и подмосковную, которую понимал и чувствовал, как немногие. Наш Крым он тоже считал, по его словам, слишком сладким, и южные красоты не пленяли его. (Н. Телешов)

Ответ

Синтаксис и культура речи

219. Составьте простые предложения, употребив в них приведённые ниже сочетания существительных с предлогами и словосочетания.

Благодаря маме, согласно расписанию, вопреки ожиданиям, наперекор судьбе, по окончании школы, по завершении изучения темы, по приезде в город, по прилёте в командировку, по возвращении из похода, по прибытии на вокзал, по истечении срока годности.

Ответ

220. Исправьте ошибки в предложениях с причастными оборотами.

В доме мы сделали ремонт, построенном ещё маминым дедом.

Мы пили в саду чай, расположенном за домом.

Мы шли по лесной дороге, протоптанная не одним путником.

Ученикам, увлечённом опытами, было не до разговоров.

Домой мы возвращались автобусом, курсирующем по маршруту «Москва — Ступино».

В селе, раскинувшимся на высоком косогоре, было много домов со старинной резьбой.

Мы встретились возле дороги с путником, ведущей в лес.

Ответ

221. Выберите правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота.

Приготовив обед, 1) мама пригласила всех к столу; 2) дети были приглашены к столу; 3) маме некогда было обедать с нами.

Вернувшись из школы, 1) Оле надо было сделать много домашних дел; 2) Оля стала заниматься домашними делами; 3) Олю ожидали домашние дела.

Отдыхая летом на даче, 1) мы каждый день ходили на озеро купаться и загорать; 2) озеро стало нашим любимым местом; 3) нам хотелось купаться и загорать.

Изучая синтаксис и пунктуацию, 1) восьмиклассникам надо учить правила и писать упражнения; 2) восьмиклассники учат правила и пишут упражнения; 3) упражнения выполняются учениками.

Ответ

222. Проанализируйте синонимичные предложения разной структуры. Есть ли между ними смысловая разница?

У соседей шумят. У соседей шум. У соседей шумно.

На улице идёт дождь. На улице дождь. На улице дождливо. За окном падает снег. За окном снег. За окном снегопад.

Я хочу поехать к мору. Мне хочется поехать к морю.

Я должен выполнить эту работу. Мне следует выполнить эту работу.

Ответ

Синтаксис и орфография

223. Прочитайте текст. Удачно ли он озаглавлен? Как бы вы назвали текст? Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в нераспространённых предложениях. Как члены предложения подчеркните причастные и деепричастные обороты. Письменно несколькими предложениями ответьте на вопрос, почему описываемая картина показалась автору величественной.

Вереницы птиц

Тысячи тысяч птиц большими и малыми стаями т..нулись к югу. Некоторые шли в обратном направлении другие наискось в сторону. Верениц.. их то подымались (к)верху то опускались (в)низ и все разом ближние и дальние проектировались на фоне неба в особенности (в)низу около гор..зонта, который (в)следстви.. этого казался как(бы) затянутым п..утиной. Я смотрел как очарованный.

Выше всех были орлы. Распластав свои могучие крылья они парили опис..вая большие круги. Некоторые из них кружились так высоко что едва были заметны. Ниже их но всё же высоко над землёй летели гуси. Эти осторожные птицы шли правильными кос..ками и тяжело (в)(раз)брод махая крыльями оглашали воздух своими сильными криками. Рядом с ними летели казарки и лебеди. (В)низу близко к земле с шумом неслись торопливые утки. Тут были стаи грузной кряквы, которую легко можно было узнать по свистящему шуму издаваемому её крыльями. И совсем над водой тысячами летели чирки и другие мелкие утки. Грациозные и подвижные чайки своей снежной белизной мелькали в синеве лазурного неба. Кроншнепы летели легко плавно и при полёте своём делали удивительно красивые повороты. Остроклювые крохали (на)лету посматривали по сторонам точно выискивая место где(бы) им можно было остановит(?)ся. Сивки-моряки держались болот..стых низин. Лужи стоячей воды видимо служили для них вехами, по которым они и держали направление.

И вся масса птиц неслась к югу. Величестве(н, нн)ая картина! (214 слов) (В. Арсеньев)

Ответ

224. Прочитайте текст. Определите главную тему текста и его основную идею. Подберите в сети Интернет иллюстрации, по тематике близкие картинам, описанным в тексте. Объясните постановку знаков препинания. Выберите примеры слов со следующими орфограммами: 1) безударные гласные в корнях слов, проверяемые ударением; 2) приставки пре- и при-, 3) н и нн в суффиксах прилагательных.

Суздальские церкви

Как жалко, что, усталые, измокшие, мы больше смотрели под ноги, чем по сторонам, потому что в минуту «прозрений» вдруг отдалялся в разные стороны горизонт и зелёное степное раздолье окружало нас. В следующую минуту мир опять суживался до крохотного участка грязной дороги и собственных ног, старавшихся преодолеть этот участок. Но преодолеть его было не дано, ибо он двигался вместе с нами. Если из того большого мира западали в память причудливое облако, живописная группа деревьев, колокольня, поднимающаяся изо ржи, то из этого микромира запоминались раздавленная былинка, ручеёк дождевой воды шириной в ладонь, солома, прилипшая к подмёткам башмаков вместе с грязью. Так и шли мы, перекидываясь из одного мира в другой.

А однажды подняли глаза и остановились заворожённые. С лёгким поворотом дорога врезалась в высокую густую рожь. Далеко над рожью сверкнула белизной островерхая башенка с голубой луковкой над нею, а рядом ещё — с золотистой луковкой, а рядом пять башенок и пять луковок вместе, а левее — высокая тонкая колокольня, а ещё левее розоватые, как бы крепостные стены монастыря — тоже все с башнями, а там уж ещё и ещё подымались изо ржи колокольни да церкви. Они рассыпались в длинную цепочку, взгляд не схватывал их все сразу, но нужно было поворачивать голову то вправо, то влево. Небо в том краю совсем разголубелось, и, значит, кроме полутонов, участвовали в создании сказочной картины три основных цвета: зелёно-золотистый — ржаного поля, тёмноголубой — небесного фона и сверкающий белый — многочисленных суздальских церквей. (230 слов) (В. Солоухин)

Ответ

225. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы в простых предложениях. Определите, к каким частям речи относятся выделенные слова. Найдите в тексте просторечное слово, замените его разговорным синонимом. Почему автор выбрал именно данное слово? Напишите лингвистический этюд о слове «шарманка». Воспользуйтесь словарями: толковым, этимологическим. Сопроводите свой этюд презентацией. В один из слайдов обязательно включите картинку с изображением шарманки.

Бр..дячая труппа

Узкими горными тропинками проб..ралась вдоль южного берега (К, к)рыма мал..нькая бр..дячая труппа. Впереди обыкнове(н, нн)о бежал свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто остриже(н, нн)ый (на)подоби.. льва. У перекрёстков он останавливался и махая хвостом вопросительно огляд..вался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и весело болтая мохнатыми ушами кидался галопом вперёд. За собакой шёл двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свёрнутый ковёр для акр..батических упражнений, а в правой нёс тесную и грязную клетку со щеглом обуче(н, нн)ым вытаск..вать из ящика (разно)цветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плёлся старший член труппы дедушка Мартын Лодыжкин, с ш..рманкой на скрюче(н, нн)ой спине.

Шарманка была стари(н, нн)ая, страдавшая хрипотой, кашлем и перенёсшая на своем веку (не)один десяток починок. Дедушка любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое пожалуй даже родстве(н, нн)ое существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжёлой бр..дячей жизни он стал наконец видеть в ней что-то одухотворённое почти сознательное. Случалось иногда, что ночью шарманка стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем вдруг издавала слабый звук печальный, одинокий и др..жащий точно старческий вздох. Столько же, сколько шарманку, может быть, даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных ск..таниях пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги вдового сапожника об..завшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою, и мелкими ж..тейскими интересами. (А Куприн)

Ответ

226. (Диктант с предварительной подготовкой). Подготовьтесь писать текст под диктовку. Найдите и запишите информацию об имене собственном Ай-Петри. Уточните, как возникло это название.

Ночное путешествие

Миновав белую мечеть, окружённую молчаливой толпой тёмных кипарисов, мальчик спустился по тесному кривому переулку на большую дорогу. Для лёгкости Сергей не взял с собой верхней одежды, оставшись в одном трико. Месяц светил ему в спину, и тень мальчика бежала впереди его чёрным, странным, укороченным силуэтом. По обоим бокам шоссе притаился тёмный курчавый кустарник. Какая-то птичка кричала в нём однообразно, через ровные промежутки, тонким, нежным голосом: «Сплю! Сплю!» И казалось, что она покорно сторожит в ночной тишине какую-то печальную тайну, и бессильно борется со сном и усталостью, и тихо жалуется кому-то. А над тёмными кустами и над синеватыми шапками дальних лесов возвышался, упираясь своими двумя зубцами в небо, Ай-Петри, такой лёгкий, резкий, воздушный, как будто он был вырезан из гигантского куска серебряного картона.

Сергею было немного жутко среди этого величавого безмолвия, в котором так отчётливо и дерзко раздавались его шаги. Но в то же время в сердце его разливалась какая-то щекочущая, головокружительная отвага. На одном повороте вдруг открылось море. Огромное, спокойное, оно тихо и торжественно зыбилось. От горизонта к берегу тянулась узкая серебряная дорожка. Среди моря она пропадала — лишь кое-где изредка вспыхивали её блёстки — и вдруг у самой земли широко расплёскивалась живым, сверкающим металлом, опоясывая берег. (195 слов) (А. Куприн)

Ответ

227. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Выделите односоставные предложения. Определите их тип. Подчеркните однородные члены предложения во всём тексте. Докажите, что выделенные вами определения действительно являются однородными.

Беззвучно проск..льзнул Сергей в деревя(н, нн)ую калитку ведущую в парк. Там под густыми деревьями было совсем темно. Издали слышался шум (не)угомо(н, нн)ого ручья и чу..ствовалось его сырое холодное дыхание. Отч..тливо застучала под ногами деревя(н, нн)ая настилка моста. Вода под ним была ч..рная и страшная. Вот наконец и высокие чугу(н, нн)ые ворота узорч..тые точно кружево и обвитые ползучими стеблями глиц..ний. Лу(н, нн)ый свет прорезавшись сквозь чащу деревьев скользил по резьбе ворот слабыми ф..сф..рическими пятнами. По ту сторону был мрак и пугливая тишина.

Было (не)сколько мгн..вений, (в)течени.. которых Сергей испыт..вал в душе кол..бание почти страх. Взобрат(?)ся ему было (не)трудно. Изящные чугу(н, нн)ые завитки сост..влявшие рисунок ворот служили верными точками опоры для цепких рук и маленьких мускулистых ног. Над воротами на большой высоте пер..кинулась со столба на столб широкая каме(н, нн)ая арка. Сергей (на)ощупь взлез на неё потом лёжа на животе спустил ноги вниз на другую сторону и стал (по)(не)многу сталкивать туда(же) всё туловище (не)пер..ставая искать ногами какого(нибудь) выступа.

Таким образом он уже совсем пер..весился через арку д..ржась за её край только пальцами выт..нутых рук но его ноги всё ещё (не)встречали опоры. Наконец он (не)выд..ржал. Его пальцы цеплявшиеся за острый угол ра..жались и он стр..мительно полетел (в)низ.

Он слышал, как заскрежетал под ним крупный гравий, и почу(?)ствовал острую боль в коленях. Несколько секунд он стоял (на)четвереньках оглуш..(н, нн)ый п..дением. Как и прежде в саду была глубокая, важная тишина. Только какой(то) низкий моното(н, нн)ый жу(?)жащий звук разн..сился по всему саду. Сергей поднялся на ноги. (А. Куприн)

Ответ

228. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тему текста и его основную мысль. Разграничьте простые и сложные предложения. Выделите однородные и неоднородные определения. Как вы их различаете? Произведите полный синтаксический разбор предложений первого абзаца.

Всё было страшно, таинственно, сказочно-красиво в саду, точно наполненном ароматными снами. На клумбах тихо шатались, с неясной тревогой наклоняясь друг к другу, словно перешёптываясь и подглядывая, едва видимые в темноте цветы. Стройные, тёмные, пахучие кипарисы медленно кивали своими острыми верхушками с задумчивым и укоряющим выражением. А за ручьём, в чаще кустов, кричала маленькая усталая птичка.

Ночью, среди перепутавшихся на дорожках теней, Сергей не узнал места. Он долго бродил по скрипучему гравию, пока не вышел к дому.

Никогда в жизни мальчик не испытывал такого мучительного ощущения полной беспомощности, заброшенности и одиночества, как теперь. Огромный дом казался ему наполненным беспощадными притаившимися врагами, которые тайно, с злобной усмешкой следили из тёмных окон за каждым движением маленького, слабого мальчика. Молча и нетерпеливо ждали враги какого-то сигнала, ждали чьего-то гневного, оглушительно грозного приказания.

Он обошёл дачу кругом. С задней стороны, на широком дворе, было расположено несколько построек, более простых и незатейливых с виду, очевидно, предназначенных для прислуги. Здесь, так же как и в большом доме, ни в одном окне не было видно огня. Только месяц отражался в тёмных стеклах мёртвым неровным блеском. (177 слов) (А. Куприн)

Ответ

229. Выделите в тексте простые осложнённые предложения и определите, чем они осложнены.

В поисках друга

Тонкий, словно стонущий визг вдруг коснулся слуха Сергея. Мальчик остановился, не дыша, с напряжёнными мускулами, вытянувшись на цыпочках. Звук повторился.

Кажется, он исходил из каменного подвала. Ступая по какой- то цветочной куртине, мальчик подошёл к стене, приложил лицо к одной из отдушин и свистнул. Тихий шум послышался где-то внизу, но тотчас же затих.

— Арто! Артошка! — позвал Сергей дрожащим шёпотом.

Неистовый, срывающийся лай сразу наполнил весь сад, отозвавшись во всех его уголках. В этом лае вместе с радостным приветом смешивались и жалоба, и злость, и чувство физической боли. Слышно было, как собака изо всех сил рвалась в тёмном подвале, силясь от чего-то освободиться.

Что-то стукнуло в подвале. Собака залилась длинным прерывистым воем.

Всё, что произошло потом, Сергей помнил смутно, точно в каком-то горячечном бреду. Дверь подвала широко с грохотом распахнулась, и из неё выбежал дворник. В одном нижнем белье, босой, бородатый, бледный от яркого света луны, светившей прямо ему в лицо, он показался Сергею великаном, разъярённым сказочным чудовищем.

В ту же минуту из темноты раскрытой двери, как белый прыгающий комок, выскочил с лаем Арто. На шее у него болтался обрывок верёвки.

Впрочем, мальчику было не до собаки. Грозный вид дворника охватил его сверхъестественным страхом, связал его ноги, парализовал всё его маленькое тонкое тело. Но, к счастью, этот столбняк продолжался недолго. Почти бессознательно Сергей испустил пронзительный, долгий, отчаянный вопль и наугад, не видя дороги, не помня себя от испуга, пустился бежать прочь от подвала. (А. Куприн)

Ответ

230. Выделите одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Подчеркните их как члены предложения.

Погоня

Часть 1

Сергей мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружины. Рядом с ним скакал, заливаясь радостным лаем, Арто. Сзади тяжело грохотал по песку дворник, яростно рычавший какие-то ругательства.

С размаху Сергей наскочил на ворота, но мгновенно не подумал, а скорее инстинктивно почувствовал, что здесь дороги нет. Между каменной стеной и растущими вдоль неё кипарисами была узкая тёмная лазейка. Не раздумывая, подчиняясь одному чувству страха, Сергей, нагнувшись, юркнул в неё и побежал вдоль стены. Острые иглы кипарисов, густо и едко пахнувших смолой, хлестали его по лицу. Он спотыкался о корни, падал, разбивая себе в кровь руки, но тотчас же вставал, не замечая даже боли, и опять бежал вперёд, согнувшись почти вдвое, не слыша своего крика. Арто кинулся следом за ним.

Так бежал он по узкому коридору, образованному с одной стороны — высокой стеной, с другой — тесным строем кипарисов, бежал, точно маленький обезумевший от ужаса зверёк, попавший в бесконечную западню. Во рту у него пересохло, и каждое дыхание кололо в груди тысячью иголок. Топот дворника доносился то справа, то слева, и потерявший голову мальчик бросался то вперёд, то назад, несколько раз пробегая мимо ворот и опять ныряя в тёмную, тесную лазейку. (197 слов) (А Куприн)

Ответ

231. Выделите в тексте осложняющие предложения элементы. Какие из них являются членами предложения, какие нет?

Погоня

Часть 2

Наконец Сергей выбился из сил. Сквозь дикий ужас им стала постепенно овладевать холодная, вялая тоска, тупое равнодушие ко всякой опасности. Он сел под дерево, прижался к его стволу изнемогшим от усталости телом и зажмурил глаза. Всё ближе и ближе хрустел песок под грузными шагами врага.

Арто тихо подвизгивал, уткнув морду в колени Сергея.

В двух шагах от мальчика зашумели ветви, раздвигаемые руками. Сергей бессознательно поднял глаза кверху и вдруг, охваченный невероятною радостью, вскочил одним толчком на ноги. Он только теперь заметил, что стена напротив того места, где он сидел, была очень низкая, не более полутора аршин. Правда, верх её был утыкан вмазанными в извёстку бутылочными осколками, но Сергей не задумался над этим. Мигом схватил он поперёк туловища Арто и поставил его передними лапами на стену. Умный пёс отлично понял его. Он быстро вскарабкался на стену, замахал хвостом и победно залаял. Следом за ним очутился на стене и Сергей, как раз в то время, когда из расступившихся ветвей кипарисов выглянула большая тёмная фигура. Два гибких, ловких тела собаки и мальчика — быстро и мягко прыгнули вниз на дорогу. Вслед им понеслась, подобно грязному потоку, скверная, свирепая ругань. (185 слов) (А. Куприн)

Ответ

232. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Определите, чем являются выделенные фрагменты. Выберите ответ из следующих вариантов: 1) обособленное определение, выраженное причастным оборотом; 2) сравнительный оборот; 3) однородные подлежащие; 4) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; 5) однородные сказуемые. Найдите в тексте фразеологические обороты. Выпишите их и определите их значение по фразеологическому словарю.

Освобождение

Был ли дворник менее пр..ворным чем два друга устал ли он от круженья по саду или просто (не)наде..лся догнать беглец..в, но он (не)пр..следовал их больше. Тем не менее они долго ещё бежали без отдыха сильные ловкие точно окрылё- (н, нн)ые радостью изб..вления. К пуделю скоро вернулось его обычное легкомыслие. Сергей ещё огляд..вался бо..зливо назад, а Арто уже ск..кал на него восторже(н, нн)о болтая ушами и обрывком верёвки и всё изл..вчался лизнуть его (с)разбега в самые губы.

Мальчик пришёл в себя только у источника, у того самого, где накануне днём они с дедушкой завтракали. Пр..павши вместе ртами к холодному водоёму собака и человек долго и жадно гл..тали свежую, вкусную воду. Они отталкивали друг друга пр..подн..мали на минуту (к)верху головы, чтобы перевести дух (причём с губ звонко капала вода), и опять с новой жаждой пр..никали к водоёму (не)будучи в силах от него оторват(?)ся. И когда они наконец отв..лились от источника и пошли дальше, то вода пл..скалась и булькала в их переполне(н, нн)ых животах. Опас(?)ность миновала, все ужасы этой ночи прошли без следа, и им обоим весело и легко было идти по белой дороге ярко освещё(н, нн)ой луной, между тёмными кустарниками, от которых уже т..нуло утре(н, нн)ей сыростью и сладким запахом освежё(н, нн)ого листа. (А. Куприн)

Ответ

233. (Изложение). Прочитайте текст. Озаглавьте его. Разделите текст на части, их тоже озаглавьте. Запишите названия частей в форме плана. Изложите содержание текста, придерживаясь плана. При передаче сохраните предложения с прямой речью.

В холодное, дождливое утро произошло несчастье. Мы услышали писк, тревожное чириканье. На крыльце кто-то крикнул:

— Птенцы! Смотрите, птенцы!

Выйдя на крыльцо, мы увидели двух несчастных, обмокших птенцов. Сбитые дождём, дрожащие, они сидели в высокой мокрой траве и не имели сил взлететь. Над ними с криком тревоги порхали, останавливаясь и повисая в воздухе, взрослые птички.

Мы поймали обмокших птенцов и, приставив лестницу, посадили в гнездо. Ослабевшие, мокрые птенцы прижались к своим громко пищавшим сестричкам и братцам.

Родители продолжали кормить птенцов, и нам показалось, что всё кончилось благополучно. В полдень из гнезда вылетел ещё один птенец и сел на ступеньку деревянного крыльца. Поймать его было невозможно: при приближении человека он взлетел и уселся на закачавшуюся ветку сирени. К обеду из гнезда вылетели уже три птенца. Несомненно, для них наступило время вылета, и они соблюдали свой неписаный закон, несмотря на дурную погоду.

Мы очень боялись, что плохо летавших птенцов изловит наш чёрный кот Григорий, и заперли кота в чулан. Взрослые птички долго и беспокойно кружились над вылетевшими птенцами, как бы стараясь научить их летать.

На следующий день мне понадобилось на целых две недели выехать в город. Разумеется, в городской суете я забыл о трясогузках. Когда я вернулся, внук мне сказал:

— Посмотри-ка, дедушка: в гнезде трясогузок до сих пор живёт и не вылетает один взрослый птенец. Наверное, ему страшно вылететь из гнезда. Мать по-прежнему его кормит.

Я подошёл к окну. В гнезде сидел оперившийся крупный птенец, ничем не отличавшийся от взрослых трясогузок. Подлетевшая трясогузка-мать положила в его раскрытый клюв жирную гусеницу. Птенец взмахнул крыльями, но остался в гнезде.

Мы долго не могли понять, почему не вылетает из гнезда выросший птенец, и считали его трусишкой. Мать усердно кормила птенца. Держа в клюве крупного червяка или вкусную гусеницу, она присаживалась иногда на самый край крыши, старалась выманить из гнезда жалобно пищавшего, трепыхавшегося птенца. Случалось, кормилица-мать долго не прилетала, и тогда голодный птенец громко и жалобно пищал, зовя свою мать.

Заподозрив неладное, однажды я сказал внуку, чтобы он принёс лестницу и посмотрел, что происходит в гнезде трясогузок и почему не вылетает из гнезда выросший птенец.

Необъяснимая загадка раскрылась. Подросший птенец запутался лапкой в петле из конского волоса, которым была выстлана внутренность гнезда. Два пальца на лапке оказались сломанными. Мы освободили птенца, и он с радостным криком поднялся в воздух и в сопровождении матери исчез с наших глаз.

Самое трогательное в этой истории — привязанность матери трясогузки к своему птенцу, попавшему в негаданную ловушку. Трясогузка-мать не покинула своего несчастного птенца, продолжала его кормить. (404 слова) (И. Соколов-Микитов)

Ответ

234 (Сочинение). Напишите мини-сочинение по прочитанному тексту И. Соколова-Микитова. Ответьте в нём на вопрос: что такое, по вашему мнению, материнская любовь? Аргументы к своему рассуждению приведите с помощью примеров из текста.

Ответ