Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020
Повторение изученного
Функции русского языка в современном мире
1. Проведите исследование по теме «Русский язык в современном мире», опираясь на приведённые ниже вопросы. Составьте сообщение, используя найденный материал. В конце сообщения укажите источники информации. Подготовьте презентацию с целью визуализации сообщения. Помните, что текст сообщения не должен быть полностью перенесён на презентацию. На слайдах презентации советуем помещать самую главную (опорную) информацию, цифры и картинки.
Вопросы.
Что такое язык мирового общения?
Является ли русский язык языком мирового общения?
Сколько человек в мире сегодня говорят на русском языке?
Какое место по распространённости занимает русский язык среди других языков?
Приведите примеры распространения русского языка в отдельных странах.
В каких странах русский язык является государственным языком?
В каких странах русский язык является официальным языком?
Сколько человек в России говорят на русском языке?
Для скольких человек в России русский язык является родным?
Ответ
Фонетика и графика. Орфография
2. Определите ошибочные высказывания.
1) В слове дровосек первые три согласных звука звонкие.
2) В слове мебель все согласные звуки непарные по глухости-звонкости.
3) В слове шерсть первый согласный звук мягкий.
4) В слове пелёнка нет звука [о].
5) В предложении За окном цветёт черёмуха звук [о] встречается 1 раз.
6) В словах ёлка, юнга звуков больше, чем букв.
7) В словах лебедь, моль букв больше, чем звуков.
8) В словах вьюга, объём букв больше, чем звуков.
9) В слове вприпрыжку дважды встречается оглушение звонкого согласного перед глухим.
10) В слове экзамен происходит озвончение глухого согласного перед звонким.
Ответ
3. Запишите слова в алфавитном порядке.
Корабль, вентиляция, фабрика, документ, галерея, комендант, революция, гладиолус, библиотека, лаборатория, директор, коридор, циферблат, капитуляция, терраса, вермишель, винегрет, баклажан, экспонат.
Ответ
4. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте орфограмму графически (выделите корень, поставьте ударение, подчеркните вставленную букву).
Уд..вительное путешествие, оч..ровательный малыш, пок..зательные выступления, ч..стота кол..баний, ч..стота пом..щений, т..жёлый ч..модан, сож..леть о прошлом, испытывать насл..ждение, увл..чение спортом, предст..витель д..л..гации.
Ответ
5. Спишите, раскрывая скобки.
Учас(?)ник соревнований, почу(?)ствовать тревогу, вкус(?)ный обед, интерес(?)ный поворот событий, опас(?)ный трюк, поверхнос(?)ный осмотр, чудес(?)ная прогулка, мес(?)ный обычай, неумес(?)ное предложение, чес(?)ный поступок.
Ответ
6. (Словарный диктант с взаимопроверкой). Запишите под диктовку. Проведите взаимопроверку. Объясните устно, с чем связан выбор орфограмм.
Лёгкое прикосновение, загореть на солнце, странное предложение, проснуться на заре, проскакать на лошади километр, подровнять волосы, уравнение с двумя неизвестными, известная пловчиха, плавательный бассейн, вырасти на грядке, замереть от неожиданности, расстелить скатерть, отдирать от стула, протирать насухо, начинать сначала, ненадолго вспоминать.
Ответ
Морфемика и словообразование
7. Разберите слова по составу. В каком слове и нулевой суффикс, и нулевое окончание?
Расписание, бесспорный, возврат, беспроигрышный, воздвигнул, известие, чрезмерный, воспитанный, испепелю, испечь, возник, распечатка, разгадываем, причёска, прекрасный, преобразиться, преувеличение, превозмочь, приукрасила, преграда, приосанился, приключение.
Ответ
8. Определите способ образования слов. Выполните задание по образцу.
Образец.
Осенний осень (суффиксальный).
Подумать, синеть, нагрубить, веселиться, подснежник, пришкольный, настенный, презабавный, разудалый, кассир, кожаный, болезнь, соломенный.
Ответ
Лексикология и фразеология
9. Подберите к данным словам синонимы.
Актёр, всадник, учитель, врач, больной, жёсткий (диван), результативный, плакать, спать, изучать.
Ответ
10. К приведённым ниже словам подберите синонимы русскоязычного происхождения.
Фиаско, превалировать, негативный, флексия, триумф, премировать, анализ, диалог, дебаты, игнорировать, конструировать, ликвидация, модель, хобби, эксперимент, юриспруденция, толерантность.
Ответ
11. Подберите к данным словам антонимы.
Восход, болезнь, рождение, прибытие, смех, горе, ненависть, друг, тёплый, грустный, положительный, низкий, грубый, опускаться, засыпать, молчать, плакать, работать.
Ответ
12. Составьте с данными паронимами словосочетания или предложения с целью их разграничения. В случаях затруднения обратитесь к словарю паронимов.
Надеть — одеть, болотный — болотистый, вековой — вечный, генеральный — генеральский, героический — геройский, дипломатический — дипломатичный, единичный — единственный, представить — предоставить, ограниченный — ограничительный, признание — признательность, требование — требовательность.
Ответ
13. Соедините фразеологизмы из двух групп, образовав пары фразеологизмов-синонимов. Объясните орфограммы.
1. Бок о бок, поджилки трясутся, как пить дать, обводить вокруг пальца, заткнуть за пояс, в чёрном теле, задирать нос, кот наплакал, маменькин сынок, два сапога — пара.
2. Пускать пыль в глаза, плечом к плечу, тепличное растение, капля в море, в ежовых рукавицах, высоко летать, одного поля ягода, утереть нос, душа ушла в пятки, как дважды два.
Ответ
14. Соедините фразеологизмы из двух групп, образовав пары фразеологизмов-антонимов. Объясните орфограммы.
1. Важная птица, душа в душу жить, заваривать кашу, резать правду-матку, с гулькин нос, душа болит.
2. Душа радуется, хоть пруд пруди, как кошка с собакой, мелкая сошка, расхлёбывать кашу, петь сладкие песни.
Ответ
15. Определите значения приведённых ниже фразеологизмов и составьте с ними предложения.
Восходящая звезда, вставлять палки в колёса, от корки до корки, краем глаза, палец в рот не клади, подливать масла в огонь, уму непостижимо, чужими руками жар загребать.
Ответ
Морфология и синтаксис
16. Прочитайте предложения. 1) Объясните постановку знаков препинания в известных вам случаях. 2) Расскажите о разных частях речи, приводя примеры из предложений. 3) Произведите морфологический разбор слов, отмеченных индексом 3.
1) В переходе от дня к ночи всегда есть что-то3 таинственное. В лесу в это время становится сумрачно3 и тоскливо. Кругом воцаряется жуткое безмолвие. Затем появляются какие-то едва уловимые ухом звуки. Как будто слышатся3 глубокие вздохи. Откуда они исходят? Кажется, что вздыхает сама тайга. (В. Арсеньев) 2) Она засмеялась, и как странно, как неожиданно изменилось её красивое3 лицо! Прежней суровости в нём и следа не осталось: оно вдруг сделалось светлым, застенчивым, детским. (А. Куприн) 3) Всею своею собачьей душою расцвела Кусака. У неё было имя3, на которое она стремглав неслась из зелёной глубины сада. Она принадлежала людям и могла им служить. Разве недостаточно этого для счастья собаки? (Л. Андреев) 4) Первой, с кем познакомилась собака, была хорошенькая девушка в коричневом форменном платье, выбежавшая в сад. (Л. Андреев)
Ответ
Буквы Н — НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий
17. Спишите словосочетания с отыменными прилагательными, вставьте букву Н, где это нужно. Объясните выбор орфограммы.
Клюквен..ый морс, кожан..ая куртка, «Революцион..ый этюд» Шопена, повесть А.С. Пушкина «Станцион..ый смотритель», барабан..ая дробь, соловьин..ая трель, петушин..ый крик, в глинян..ом сосуде, румян..ые щёчки, гуман..ое отношение, соломен..ое чучело, ветрян..ая мельница, пустын..ый берег, карман..ый фонарик, Пенсион..ый фонд России, курин..ый бульон, в картин..ой галерее, деревян..ые рамы, сказка Андерсена «Стойкий оловян..ый солдатик», стеклян..ая терраса.
Ответ
18. Спишите словосочетания с отглагольными прилагательными и причастиями, вставьте букву Н, где это нужно. Объясните выбор орфограммы.
Крашен..ые скамейки, крашен..ые в оливковый цвет стены, золочён..ые купола храмов, позолочен..ые часы, сгущён..ое молоко, мочён..ые яблоки, ранен..ый боец, ранен..ый в руку солдат, изранен..ые воины, сушён..ая рыба, высушен..ое бельё, жарен..ая на масле форель, непрожарен..ое мясо, несолён..ый суп, копчён..ый окорок, закопчён..ый потолок, печён..ый в золе картофель, зелён..ый горошек, стрижен..ая чёлка, коротко стрижен..ые волосы, сломан..ая игрушка, говорить на ломан..ом русском языке.
Ответ
19. Спишите словосочетания с наречиями, словами категории состояния и краткими причастиями, вставьте букву Н, где это нужно. Объясните выбор орфограммы.
Медлен..о передвигаться, кругом пустын..о, вести себя безответствен..о и недисциплинирован..о, (сердце) бешен..о колотится, выглядит растерян..о, отвечать путан..о, одевается современ..о, над рекой туман..о, выполнять работу сосредоточен..о, внимание сосредоточен..о на одном вопросе, поступил необдуман..о, (дождик) капает монотон..о, на улице ветрен..о, прийти неждан..о-негадан..о, разбить вазу нечаян..о, торжествен..о объявить о вручении награды, провели собрание организован..о, письмо отправлен..о и получен..о вовремя, ответить на вопросы квалифицирован..о.
Ответ
20. Выпишите слова с орфограммой «Н и НН в суффиксах прилагательных, причастий и наречий», распределяя их по трём колонкам в зависимости от частеречной принадлежности. Объясните правописание выписанных слов.
1) Эта ягода формой похожа на малину, но растёт не на кусте, а на травя(н, нн)ом стебле, как земляника. 2) В некоторых местностях почва каменистая, в других — песча(н, нн)ая или глинистая. 3) Ловят в реках и озёрах тундры рыбу и заготовляют рыбий жир и вяле(н, нн)ую рыбу. 4) Как только начнутся холода и станут застывать воды, улетает постепе(н, нн)о на юг вся птица. 5) Кочевник должен хорошо знать местность и пути перекочёвок других оленеводов, чтобы не устраивать стоянок на сильно вытравле(н, нн)ых пастбищах. 6) Кочевники оставляют стада на пастбищах под надзором своих семей или пастухов, а сами с несколькими гружё(н, нн)ыми нартами едут на ярмарки и там продают свою добычу или меняют на товар. (Б. Житков) 7) Тоскливо и медле(н, нн)о проходили дни и вечера. 8) Капитан хотел что-то ответить, но в это время на палубу вбежал офицер; вид у него был возбуждё(н, нн)ый, глаза растеря(н, нн)ые. 9) Пароходные колёса моното(н, нн)о шумели и будоражили воду. 10) На пусты(н, нн)ом берегу вдалеке пылали костры. 11) Все удивлё(н, нн)о глядели на учителя и молчали. (И. Телешов)
Ответ
21. Спишите, раскрывая скобки. Расставьте знаки препинания и объясните их постановку.
1) Они пошли в дом через большую каме(н, нн)ую террасу. Чёрные обильные гроздья винограда издававшие слабый запах клубники тяжело свисали между тёмной кое-где озолоче(н, нн)ой солнцем зеленью. (По А. Куприну) 2) Парк в нашем городе большой стари(н, нн)ый. (Ю. Сотник) 3) До ивовых кустов было метров пятьсот. Наша лодочка тяжело нагруже(н, нн)ая сильно осевшая медле(н, нн)о продвигалась против течения. Песча(н, нн)ый пляж кончился. Справа потянулся почти отвесный глиня(н, нн)ый обрыв со множеством крошечных пещерок. Десятки ласточек носились в этом месте над рекой то пикируя к самой воде то высоко взлетая. Временами какая- нибудь из них исчезала в одной из пещерок и через несколько секунд выпархивала оттуда снова. (Ю. Сотник) 4) Рот его в это время был полон жёва(н, нн)ым хлебом перемеша(н, нн)ым с жёлтым маслом и розовой ветчиной. (В. Солоухин) 5) Когда настала пора сворачивать с шоссе на обыкнове(н, нн)ую дорогу начало темнеть. (В. Солоухин) 6) Струилось намасле(н, нн)ое шоссе и беше(н, нн)о вращались колёса. (Ю. Казаков) 7) Редкие домики мелькавшие иногда по полям поражали своей утре(н, нн)ей белизной. (Ю. Казаков) 8) Собака бежала деловито целеустремлён, нн)о не глядя по сторонам. (Ю. Казаков)
Ответ
Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи
22. Объясните правописание выделенных слов, определите, какой частью речи они являются.
1) Изредка набегающий ветерок чуть-чуть шелестел дубовой листвой, ещё не опавшей на землю. (В. Арсеньев) 2) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря. (И. Соколов-Микитпов) 3) Мы шли обочиной дороги, сплошь покрытой бурыми прошлогодними листьями, ещё не высохшими после снега. (А. Куприн) 4) Но почему всё, о чём я теперь вспоминаю, так долго не обнаруживало себя? (А. Алексин) 5) Встречаясь, мы говорили друг другу «здрасьте!», не называя имён, потому что не знали их. (А. Алексин) 6) Жил у нас в доме огромный толстый кот — Иваныч: ленивый, неповоротливый. (Г. Скребицкий) 7) Попав в незнакомое помещение, Иваныч начал всё осматривать, обнюхивать, пока наконец не добрался до маминой кровати. (Г. Скребицкий) 8) Медленно заживающие раны зудели, и это было нестерпимой пыткой, не дававшей покоя ни днём, ни ночью. (Е. Носов) 9) Неуютно в лесу: исхлёстанные дождями, голые, чёрные стоят деревья. (В. Бианки) 10) Андрей Николаевич даже рассмеялся от удовольствия, но оно было непродолжительным. (Л. Андреев)
Ответ
23. Спишите, раскрывая скобки. Устно объясните выбор правописания.
1) Писатель, выражая себя, тем самым выражает и свою эпоху. Это — простой и (не)опровержимый закон. 2) Всюду отец (не)уживался с начальством. Он был очень самолюбивый, горячий и добрый человек. Прослужив (не)долго, отец (не)ожиданно, без всякой видимой причины, бросил службу и уехал в старую дедовскую усадьбу Городище. (Не)объяснимый поступок отца смутил всех родственников, но больше всего мою мать. 3) Отцу было всего пятьдесят лет. Я всегда помнил его (не)много сутулым, но стройным, изящным, темноволосым, с (не)обыкновенной его печальной улыбкой и серыми внимательными глазами. Сейчас он сидел в кресле, трудно дышал, смотрел (не)отрываясь на меня, и по сухой его щеке сползла слеза. 4) Бабка ведала хозяйством. Её чёрный глаз замечал малейший (не)порядок в доме. 5) Я был ещё совсем маленьким мальчиком и выдумывал всякие (не)былицы. 6) В детстве я представлял себе далёкую страну, куда (не)пременно поеду, как холмистую равнину, заросшую до горизонта травой и цветами. 7) (Не)ожиданно из-за поворота дорожки вышел загорелый бородатый человек без шапки. 8) В глубине были видны (не)успевшие ещё дотянуться до поверхности воды круглые листики кувшинок. (К. Паустовский)
Ответ
Строение текста. Стили речи
24. Прочитайте предложения. Являются ли они текстом? Докажите, что перед вами текст. Объясните, почему именно так разделён он на абзацы.
Прогулка по окрестностям реки
За последние дни все так утомились, что нуждались в более продолжительном отдыхе, чем ночной сон. Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует. Было не до наблюдений. Только сегодня, после сытного завтрака, я решил сделать прогулку по окрестностям.
С правой стороны реки тянутся двойные террасы, с левой — скалистые сопки. Около террас можно видеть длинное болото. Это место, где раньше проходила река. Во время какого-то большого наводнения она проложила себе новое русло.
Из пернатых я здесь видел восточносибирских жаворонков. На побережье моря была ещё весна, и потому их звонкое пение неслось отовсюду. Они то опускались к земле, то опять подымались высоко на воздух. Около ивняков кружился уссурийский малый дятел. Он действительно маленький, но так же пёстро окрашенный, как и другие его сородичи. Между листвой кое-где мелькали японские пеночки-непоседы. Они всё время были в движении, одновременно и веселились, и охотились за насекомыми. По сторонам дороги, в кустах, мелькали зеленью овсянки. В сообществе с полевыми воробьями они купались в пыли. Кроме того, в прибрежном районе водятся перепел и фазан. Первая птица весьма похожа на куропатку и держится по долинам рек в равнинных местах. Моя собака выгнала двух перепёлок. Они с криком поднялись у неё из-под самого носа. Отлетев шагов двести, перепёлки опять спустились в траву. На обратном пути я видел двух фазанов. (213 слов) (В. Арсеньев)
Ответ
25 (Диктант с предварительной подготовкой). Подготовьтесь писать текст из предыдущего задания под диктовку. В ходе подготовки выделите грамматические основы. Объясните постановку знаков препинания. Обратите внимание на правописание слов, найдите изученные орфограммы. Объясните, почему в слове терраса пишется удвоенная буква Р. Приведите однокоренные слова.
Ответ
26. Напишите небольшой текст на тему «Сентябрь». Докажите, что вами создан именно текст. Является ли текст синтаксической единицей? Из каких других синтаксических единиц он состоит?
Ответ
27. Составьте небольшой текст (5 — 10 предложений), включив в него диалог двух друзей. Какой стиль речи вы использовали? Укажите приметы этого стиля.
Ответ
28. Составьте воодушевляющую речь, обращённую к учащимся перед экзаменом. Какой стиль речи вы использовали? Укажите приметы этого стиля.
Ответ
29. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой разрешить вам посещать спортивную секцию или какой-либо кружок. К какому стилю речи относится жанр заявления? Какие другие жанры этого стиля вы знаете?
Ответ
30. Составьте текст научного стиля, используя материалы учебника по другому предмету (по литературе, истории, биологии, географии, математике, физике и др.). Докажите, что текст научный.
Ответ
31 (Изложение). Прочитайте текст. Устно разберите правописание слов с пропущенными орфограммами. Объясните постановку знаков препинания. Письменно перескажите основное содержание текста.
Самым любимым моим местом были пруды. Каждое утро отец ходил туда удить рыбу. Он брал меня с собой. Мы выходили из дому очень рано и осторожно шагали по тяжёлой мокрой траве. Тихими золотеющими пятнами светились среди тёмной, ещё ночной листвы ветки ив, озарё(н, нн)ые первым солнцем. В глухой воде пл..скались караси. Зар..сли кувшинок, рдеста, стрелолиста и водя(н, нн)ой гречихи висели, казалось, над чёрной бездной. Таинстве(н, нн)ый мир воды и р..стений ра(з, с)крывался передо мной. Оч..рование этого мира было так велико, что я мог просиж..вать на берегу пруда с восхода до захода солнца.
Отец бе(з, с)шумно закид..вал удочки. Я наб..рал в ведро воды из пруда, бросал в эту воду траву и ждал. Красные попл..вки (не)подвижно стояли в воде. Потом один из них начинал вздрагивать, пускал лёгкие круги, внезапно нырял или быстро плыл в сторону. Отец поде..кал, леска натягивалась, ореховое удилище сгибалось в дугу, и в тумане над прудом начиналось бульканье, плеск, возня. Вода разбегалась, качая кувшинки, торопливо уд..рали во все стороны жуки- водомеры, и наконец в загадочной глубине появлялся б..ющийся золотой блеск. Нельзя было разобрать, что это такое, пока отец (не)выволакивал на пр..мятую траву тяжёлого карася. Он лежал (на)боку, отдувался и шевелил пл..вниками. От его чешуи шёл уд..вительный запах подводного царства.
Я пускал карася в ведро. Он ворочался там среди травы, (не)ожиданно бил хвостом и обд..вал меня брызгами. Я слиз..вал эти брызги со своих губ, и мне очень хотелось напит(?)ся из ведра, но отец (не)позволял этого.
Мне казалось, что вода в ведре с карасём и травой должна быть такой же душистой и вкус(?)ной, как вода грозовых дождей. Мы, мальчишки, жадно пили её и верили, что от этого человек будет жить до ста двадцати лет. (К. Паустовский)
Ответ