Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Синтаксис и пунктуация
Словосочетание

Строение словосочетаний

32. Заполните пустые клетки таблицы.

Ответ

33. Какое словосочетание лишнее в каждом ряду? Объясните почему. Объясните орфограммы.

1) Разговор о матери, полёт над степью, живёт на даче, письмо брату.

2) Работать допоздна, модно одеваться, громко кричать, говорить заикаясь.

3) Прикосновение к руке, споткнуться о порог, дотронуться до плеча, положить на полку.

4) Чрезвычайно опасно, абсолютно безграмотный, очень глубоко, совсем неинтересно.

5) Кожаное пальто, берестяной короб, платье из парчи, деревянный шкаф.

Ответ

34. Подберите к словосочетаниям синонимичные пары по образцу. Главные слова в словосочетаниях должны быть выражены разными частями речи. Форма зависимого слова может сохраняться, а может изменяться. Определите строение словосочетаний.

Образец. Платить за проезд (гл. + сущ.) — плата за проезд (сущ. + сущ.).

Интересоваться музыкой — ..., беседовать об искусстве — ..., жалеть животных — ..., рад встрече — ..., способен к рисованию — ..., изучать математику — ..., готовиться к занятиям — ..., мыть посуду — ..., убирать квартиру — ..., походить на отца — ..., скандалить из-за прогула — ... .

Ответ

35. Подберите к словосочетаниям синонимичные пары по образцу. Зависимые слова в словосочетаниях должны быть выражены разными частями речи.

Образец. Платье из шерсти — шерстяное платье.

Подушки для дивана — ..., крыша из соломы — ..., склонен к преувеличению — ..., тарелка для супа — ...» компот из вишни — ..., рад знакомству — ..., привык работать — ...» относиться с пренебрежением — ...» отвечать высокомерно — ... .

Ответ

Виды связи в словосочетании

36. Спишите словосочетания, распределяя их по трём колонкам в зависимости от способа синтаксической связи: 1) управление; 2) согласование; 3) примыкание. Вставьте пропущенные буквы там, где это нужно; графически обозначьте орфограммы.

Бл..стит на солнце, на пр..вокзальной площад.., выр..сли в деревн.., непр..менно встрет..мся, в ненас..ную погоду, появился неждан..о-негадан..о, небез..нтерес(?)ное предл..жение, уг..щение для родствен..иков, от..явлен..ый хулиган, пр..градить дорогу, в соломен..ой шля..ке, поступить мужествен..о.

Ответ

37. Выпишите примеры словосочетаний с управлением. Отметьте главное слово, задайте вопрос от него к зависимому слову. Определите, какими частями речи являются слова в словосочетаниях.

1) Андрей Николаевич снял с подоконника горшок с засохшей геранью и стал смотреть на улицу. (Л. Андреев) 2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. (В. Солоухин) 3) Утром я без особых приключений добрался до родительского дома. (В. Солоухин) 4) Однажды мы поймали диких оленей и стали их кормить в домашнем питомнике бобами и кукурузой. (М. Пришвин)

Ответ

38. Выпишите примеры словосочетаний со связью согласование. Определите, какими частями речи являются слова в словосочетаниях.

1) Под тяжёлыми шагами заскрипели половицы, и стукнула упавшая табуретка. (Л. Андреев) 2) На улице послышались гнусавые и резкие звуки гармоники. (Л Андреев). 3) Из-за разорванных туч выглянуло на миг солнце и скупым, жёлтым светом озарило мокрую печальную улицу. (Л. Андреев) 4) Свежий ночной ветер врывался в открытые окна вагонов. (В. Осеева) 5) Из городского кино долетала заглушённая музыка. В домах зажигались огни. Самоварный дымок висел над садами. За голыми ветками деревьев уже блестели звёзды. (К. Паустовский)

Ответ

39. Замените словосочетания с управлением синонимичными словосочетаниями с согласованием.

Шкаф для книг, бутылка из-под молока, суп с курицей, вершина горы, отец Миши, участок при школе, портфель из кожи, группа студентов, жители города, аудитория для лекций, колёса от автомобиля, ночь без сна, сумка для школы, занятия музыкой.

Ответ

40. Вставьте пропущенные буквы. Замените словосочетания со связью управление синонимичными словосочетаниями со связью примыкание. Какой компонент словосочетания, главный или зависимый, вам пришлось изменить? Сформулируйте правило изменения словосочетания с управлением на синонимичное словосочетание с примыканием.

Проб..раться с трудом, поднял ч..модан с лёгкостью, ходит без шума, говорит с хрипотцой, посм..трел с жалостью, поехать на отдых.

Ответ

41. Выпишите словосочетания, определите способ подчинительной связи.

1) Медленно наступает день. Темно, угрюмо, буря не унимается. Сугробы под окнами почти прилегают к стёклам и возвышаются до самой крыши. От этого в кабинете стоит какой-то странный, бледный сумрак. (И. Бунин) 2) Взрослые весело подхватили знакомую песню. (В. Осеева) 3) Вокруг школьников столпилась вокзальная публика. Сквозь толпу с сияющими, размягчёнными лицами пробирались матери, отцы и хлопотливые, беспокойные бабушки. (В. Осеева) 4) Море иногда мелькало между деревьями. (А. Куприн) 5) Наконец барыня вышла на балкон, швырнула сверху в подставленную шляпу Сергея маленькую белую монетку и тотчас же скрылась. (А. Куприн)

Ответ

Грамматическое значение словосочетаний

42. Распределите словосочетания по группам: 1) предмет + признак; 2) действие + предмет; 3) признак действия или состояние + степень его проявления; 4) действие + обстоятельство, характеризующее действие.

Рыба под маринадом, приготовить рыбу, вкусно приготовить, очень вкусно, маринованная рыба; платье в горошек, лёгкое платье, купить платье, дорого купить, ничуть не дорого; встать рано, раннее утро, разбудить спозаранку, разбудить ребёнка; нуждаться в помощи, дружеская помощь, помочь другу; учиться на пятёрки, хорошо учиться, учиться рисованию.

Ответ

43. Из предложений выпишите словосочетания, определите их грамматическое значение. Является ли словосочетанием грамматическая основа предложения?

1) На улице послышались гнусавые и резкие звуки гармоники. (Л. Андреев) 2) Внешне Москва росла медленно, не спеша. Деревянные её кварталы подвергались время от времени опустошительным пожарам. Но зато духовный её облик был впереди её внешнего роста. (Н. Телешов) 3) Ветры сдувают снег с холмов и с ровных мест и сносят его в овраги. (Б. Житков) 4) Низкое солнце ослепительно било в глаза. (В. Катаев) 5) Медленно протекает зимний вечер. Не смолкая бушует метель за окнами... Но теперь старики уже не прислушиваются к её шуму. Поставили в сенцах самовар, затопили в кабинете печку и оба сели около неё на корточки. Славно охватывает тело теплом! (И. Бунин)

Ответ

44. Выпишите словосочетания. Произведите их синтаксический разбор. Из какого предложения словосочетания выписать не удалось? Почему?

День выпал хороший и тёплый. По небу громоздились массы кучевых облаков. Сквозь них прорывались солнечные лучи и светлыми полосами ходили по воздуху. Они отражались в лужах воды, играли на камнях, в листве ольшаников и освещали то один склон горы, то другой. Издали доносились удары грома. (В. Арсеньев)

Ответ