Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020
Синтаксис и пунктуация
Предложение
Строение и грамматическое значение предложений
45. Выделите грамматическую основу предложений. Прокомментируйте, какие главные члены она включает. Устно проанализируйте, о чём этот текст, какие чувства он в вас вызывает.
Разбуженный громкими весёлыми голосами, я открываю глаза. Вижу спинку кровати, окно, в которое бьёт утреннее горячее солнце. Сон ещё одолевает меня, я весь в сонном, зыбком и призрачном мире, который мне жалко покинуть. Я закрываю глаза, зарываюсь в подушки, стараюсь заснуть. Но громче слышатся голоса, всё дальше уплывает, неуловимее становится покинутый мною ночной призрачный мир.
Я опять открываю глаза и вижу отца. Он стоит надо мною, огромный и бодрый, ласково щекочет меня большой загорелой рукой. Я беру и целую его пахнущую душистым сеном руку.
И просыпаюсь совсем. Чувство радости жизни, яркого летнего утра полно охватывает меня. Я одеваюсь торопливо и, стуча бурыми от загара ногами, выбегаю на волю.
Солнце высоко. Под зелёной развесистой берёзой лежит седая роса. В тени по-утреннему прохладно, свежо, а на крыльце уж по полуденному начинает припекать. Широкая, искусно наведённая за ночь паутина, вся серебряная от капелек росы, отчётливо, каждой своей ниточкой выделяется на фоне густой тёмной листвы. В небе ни облачка; ни единый не двинется лист. (И. Соколов-Микитов)
Ответ
Интонация предложения
46. Приведите примеры предложений, которые можно произнести с разной интонацией.
Ответ
47. Приведите примеры предложений с повествовательной интонацией.
Ответ
48. Составьте вопросительные предложения. Можно ли их прочитать с разной интонацией? Попробуйте сделать это.
Ответ
49. Спишите, расставляя знаки препинания в конце предложений. Прочитайте предложения, соблюдая нужную интонацию.
Зимой в лесу хорошо — Как хорошо в лесу зимой
Сегодня на улице морозно — Ну и мороз
Он приедет — Неужели он приедет
Встреча была неожиданной — Вот так встреча
Ответ
50. Прочитайте предложения, выражая с помощью интонации предлагаемые чувства.
1) Прекратите разговаривать! (резкое замечание)
2) Пожалуйста, не разговаривайте громко! (просьба)
3) Молчать! (приказ)
4) Разве можно разговаривать на уроке? (недоумение)
5) А кто у нас разговаривает? (полушутливый тон)
6) Мы работаем, а некоторые всё разговаривают, (ворчливый тон)
7) Неужели нельзя помолчать?! (возмущение)
8) Разговаривайте-разговаривайте, посмотрим, как на экзамене заговорите! (ехидный тон, с издёвкой)
Ответ
Характеристика человека
51. Прочитайте текст, устно перескажите описание девушки своими словами.
Олеся
В то время когда она вытянутой правой рукой показывала мне направление дороги, я невольно залюбовался ею. В ней не было ничего похожего на местных «дивчат», лица которых под уродливыми повязками, прикрывающими сверху лоб, а снизу рот и подбородок, носят такое однообразное, испуганное выражение. Моя незнакомка, высокая брюнетка лет около двадцати — двадцати пяти, держалась легко и стройно. Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала её молодую, здоровую грудь. Оригинальную красоту её лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать. Прелесть его заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности; в смугло-розовом тоне кожи, в своевольном изгибе губ, из которых нижняя, несколько более полная, выдавалась вперёд с решительным и капризным видом. (А Куприн, «Олеся»)
Ответ
Простое предложение
Порядок слов в предложении. Логическое ударение
52. Разберите по членам предложения, отмеченные индексом 4.
В каких из них обратный порядок слов? Определите значение слова «запруда».
От осенних дождей разлилась вода в запруде.4 По вечерам прилетали дикие утки.4 Мельникова дочка Анютка любила слушать, как они плещутся и возятся в темноте.
Мельник часто уходил на охоту по вечерам.4
Анютке было очень скучно сидеть одной в избе. Она выходила на плотину, звала: «Уть-уть, уть!» — и бросала хлебные крошки в воду.
Только утки не плыли к ней. Они боялись Анютки и улетали с запруды, свистя крыльями.4
Это огорчало Анютку.
«Не любят меня птицы, — думала она. — Не верят мне».
Сама Анютка очень любила птиц. Мельник не держал ни кур, ни уток. Анютке хотелось приручить хоть какую-нибудь дикую птицу. (В. Бианки)
Ответ
53. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите, прямой или обратный порядок слов в предложениях текста. Перепишите текст, изменив порядок слов. Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Устно объясните орфограммы.
В школе шли последние приготовления к празднику. В классной комнате, разл..жив на полу лист бумаги, мальчик в синей куртке с белым воротником, лёжа на животе, выводил красной туш..ю громадные ц..фры: «1941 год».
В большой зал дверь была закрыта. У двери т..лпились школьники и школьниц.., пытаясь загл..нуть в щ..лку или (не)заметно прошмыгнуть в зал. На страже, прислонившись спиной к двери, стоял (бело)брысый мальчуган. Он молча и решительно отталкивал любопытных, показывая всем своим видом, что скорее умрёт, чем пропустит кого-нибудь.
Ёлку украшали девочки с учительницей второго класса. Учительница стояла на т..бурете, а девочки подавали ей шары и бусы, осторожно выб..рая их из к..ртонок.
(В)глубине зала ребята заканчивали выставку. Полочки и лесенки с широкими ступеньками были задр..пирова(н, нн)ы тёмной материей. (Не)брежно ра(з, с)кинутые коврики и выш..тые платочки ярко выделялись на тёмном фоне. (В)низу стояли модели самолётов, моторных лодок. Ледокол, выкраш..(н, нн)ый в голубую краску, разр..зая острым носом волны, иску(с, сс)но сдела(н, нн)ые из материи, как(бы) плыл (на)встречу школьникам.
У каждого класса здесь было отдельное место, и к каждой вещи была пр..колота бума..ка с фамилией того, кто её сделал. (В. Осеева)
Ответ
54. Прочитайте предложения, изменяя логическое ударение и смысл вопроса.
1) Ты поедешь в театр? 2) Папа вернулся из командировки? 3) Завтра пойдём на море? 4) Бабушке нужно дать лекарство? 5) В нашем озере водится карась?
Ответ