Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020
Двусоставные предложения
Главные члены предложения
Подлежащее
55. Подчеркните грамматические основы. Определите, чем выражено подлежащее.
1) Зимняя ночь тянулась долго-долго, и чёрные окна пустой дачи угрюмо глядели на обледеневший неподвижный сад. Иногда в них как будто вспыхивал голубоватый огонёк: то отражалась на стекле упавшая звезда, или остророгий месяц посылал свой робкий луч. (Л. Андреев) 2) Под тяжёлыми шагами заскрипели половицы, и стукнула упавшая табуретка. (Л. Андреев) 3) Меня в жизни никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. (В. Короленко)
Ответ
56. Подчеркните подлежащее, выраженное местоимением. Определите разряд местоимений.
1) Вдруг я почувствовал, что меня кто-то трясёт за плечо. 2) За этот переход все сильно устали. (В. Арсеньев) 3) Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. (А Алексин) 4) Происхождение Драба было покрыто мраком самой таинственной неизвестности. Некоторые приписывали ему аристократическое имя. (В. Короленко) 5) У берега в густой траве что-то сильно зашлёпало, завозилось. (Г. Скребицкий) 6) В лесу белки всегда осенью грибы на сучьях сушат. Вот и наша поспешила. Видно, почуяла зиму. (Г. Скребицкий) 7) Тёма считает, что, кроме матери и отца, никто не смеет его ругать. (Н. Гарин-Михайловский)
Ответ
57. Каким членом предложения являются выделенные словосочетания? Разберите структуру (состав) словосочетания. Подумайте, почему всё словосочетание целиком является одним членом предложения.
1) Сегодня мы имели случай наблюдать, как казаки охотятся за пчёлами. Когда мы пили чай, кто-то из них взял чашку, в которой были остатки мёда. 2) Вечером, после ужина, все мы сидели у костра и разговаривали. Вдруг что-то белесоватосерое пролетело мимо, бесшумно и неторопливо. 3) В стороне от дороги находился большой водоём. Около него сидело несколько серых скворцов. 4) Бой изюбров продолжался минут десять. Наконец стало ясно, что один из них должен уступить. 5) Решено было, что двое из нас пойдут на охоту, а остальные останутся на биваке. 6) Навстречу нам вышли женщина и трое ребятишек. 7) Перед вечером два казака вновь пошли к улью, но уже ни мёда, ни пчёл не нашли. 8) В уссурийской тайге растёт много цветковых растений. 9) Слои ила, бурелом, рытвины и пригнутый к земле кустарник — всё это указывало на недавнее большое наводнение. (В. Арсеньев)
Ответ
58. Спишите предложения, подчеркните грамматическую основу, прокомментируйте, чем выражено подлежащее.
1) Кто-то незнакомый вошёл в комнату и громко со всеми поздоровался. 2) Случилось что-то невероятное. 3) Все мы старались помочь Кириллу учиться, так как он долго отсутствовал в школе из-за болезни. 4) Друзьями они были ещё со школы. Все четверо занимались в школьной секции по волейболу. 5) Со мной никто из мальчишек не разговаривал, и всё это напоминало о конфликте. 6) Кто-то из ребят забыл в классе книгу. 7) Один из вас должен остаться и привести в порядок комнату.
8) Трое из нашей команды получили на олимпиаде призовые места. 9) Две берёзки и три тополя росли на поляне. 10) Несколько книг лежали на столе. 11) В этом озере водится много рыбы. 12) Мы с братом учились в одной школе, но в разные годы, 13) Отец с братом работали на станкостроительном заводе.
Ответ
59. Составьте предложения, употребив в них следующие конструкции в позиции подлежащего:
1) «кто-то + прилагательное»; 2) «что-то + прилагательное»; 3) «все мы (вы, они)»; 4) «все трое (четверо, пятеро и т.п.)»; 5) «всё это»; 6) «кто-то + из (местоимение или существительное)»; 7) «один + из (местоимение или существительное)»; 8) «никто + из (местоимение или существительное)»; 9) «двое (трое и т. д.) + из (местоимение или существительное)»; 10) «два (две), двое (и другие количественные числительные) + существительное»; 11) «несколько (много, мало) + существительное»; 12) «мы (вы, они) + с (местоимение или существительное)»; 13) «существительное + с (существительное)».
Ответ
60. Спишите, подчеркните грамматические основы.
1) По словам туземцев, в прежние годы в этих местах водилось очень много пятнистых оленей. (В. Арсеньев) 2) Что-то особенное было в этом лесу. (В. Арсеньев) 3) В переходе от дня к ночи в тайге всегда есть что-то торжественное. (В. Арсеньев) 4) Начало смеркаться, и одновременно с тем в воздухе закружилось несколько снежинок. (В. Арсеньев) 5) Он понимал, что один из них обязан доставить данные разведки в часть. (В. Катаев) 6) В это лето, несмотря на свои тридцать два года, капитан Енакиев немного поседел в висках, стал суше, скучней, строже. Мало кто в полку знал его горе. (В. Катаев) 7) Мы с Надей работали в конструкторском бюро на одном этаже, но в разных концах коридора. (А. Алексин) 8) Оля с Люсей и Борей шли впереди. А мы с Евдокией Савельевной немного отстали. (А. Алексин) 9) Несколько ребят из четвёртого класса «Б» озабоченно советовались между собой. (В. Осеева) 10) Мальчики уселись рядом. Все трое, запрокинув головы, смотрели в тёмное, глубокое небо. (В. Осеева) 11) Учительница с ребятами устроили для тетерева в светлой кладовке подобие лесного уголка, настелили моху и поставили несколько сосёнок. (Г. Скребицкий)
Ответ
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое
61 (Сочинение). Напишите мини-сочинение на грамматическую г тему «Что такое сказуемое и для чего оно необходимо?». Рассуждение обязательно иллюстрируйте речевыми примерами.
Ответ
62. Составьте двусоставные предложения со сказуемыми, отвечающими на такие вопросы: что делает предмет (лицо)?, что делал предмет (лицо)?, что будет делать предмет (лицо)?, что начал делать предмет (лицо)?, что должен делать предмет (лицо)?, каков предмет?, что он такое?, кто он такой?
Обратите внимание на то, что предмет в грамматике понимается широко. К ниму относятся и неодушевлённые предметы, и лица, и другие живые существа.
Ответ
63. Рассмотрите таблицу «Способы выражения простого глагольного сказуемого». На основе таблицы подготовьте устный ответ.
Ответ
64. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Устно выделите простое глагольное сказуемое.
1) Мальчики прошли парк и начали спускат(?)ся к пруду. Пуш..стые берега с занесё(н, нн)ыми снегом деревьями во(з, слышались как (не)проходимые горы. Старые ели глубоко зарывшись в сугробы ра(з, с)пл..стали на снегу свои густые м..хнатые ветви. Метель нам..ла на пруду высокие снежные холмы. Вокруг было так тихо и пусты(н, нн)о что мальчики говорили ш..потом. (В. Осеева) 2) И нач..нало мне представлят(?)ся что годы и десятки лет будет тянут(?)ся этот ненас(?)ный вечер будет тянут(?)ся вплоть до моей смерти и так(же) будет реветь за окнами ветер так(же) тускло будет г..реть лампа под убогим зелёным абажуром так(же) тр..вожно буду ходить я (в)зад и (в)перёд по моей комнате, так(же) будет сидеть около печки молч..ливый сосредоточе(н, нн)ый Ярмола. (А Куприн)
Ответ
65. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Определите тип сказуемого.
За стволами старых лип огромный пылающий шар подн..мался над проснувш..йся землёю. Казалось, он раздувался сиял радос..ным светом играл улыбался. Детская душа моя л..ковала. На всю жизнь запомнилось мне лицо матери освещё(н, нн)ое лучами восходящего солнца.
В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу когда перед ра(с, сс)ветом проходит (в)верху над макушками предутре(н, нн)ий ветер. Одна за другою гаснут в небе чистые звёзды чё..че и чё..че обозначают(?)ся на посветлевш..м небе чёрные вершины. На траве лежит роса. Множеством блёс(?)ков св..ркает ра..тянутая в лесу паутина. (И. Соколов-Микитов)
Ответ
66. Какого типа сказуемое выделено в каждом предложении?
1) Русые волосы, крупные черты лица и небольшие усы дадут читателю некоторое представление о его лице. (В. Арсеньев) 2) Когда всё было готово, приступили к переправе. (В. Арсеньев) 3) Когда мы окончили осмотр пещер, наступил уже вечер. (В. Арсеньев) 4) Мальчики позволяют себе всякие глупые шутки, пересмеиваются, а девочки только обиды свои перебирают. (В. Осеева) 5) Кто-то из женщин дал ему легонько шлепка. (В. Осеева) 6) Дед вёл разговор неторопливо и без лишних расспросов. (К. Тахтамышев) 7) Братья всё время собирались увидеться, строили планы путешествий, однако после семнадцатого года все эти планы рухнули, да и переписка заглохла. (В. Аксёнов) 8) Подрезов объявил благодарность передовикам, отчитал разгильдяев и головотяпов. (Ф. Абрамов) 9) Он уверен, что я сделала ошибку, выбрав путь педагога, научного работника. (В. Гинзбург) 10) Платья трещали по всем швам, а юбки из года в год наливались такой полнотой, что Искра впадала в отчаяние. (Б. Васильев)
Ответ