Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Двусоставные предложения
Составные сказуемые

Составное глагольное сказуемое

67. Рассмотрите и проанализируйте таблицу «Вспомогательный компонент в составном глагольном сказуемом и его значения».

Ответ

68. Составьте пять предложений по теме «Школьная жизнь» с составным глагольным сказуемым, вспомогательный компонент в котором выражен глаголом со значением «начало, продолжение, окончание действия».

Ответ

69. Составьте пять предложений по теме «Моя будущая профессия» с составным глагольным сказуемым, вспомогательный компонент в котором выражен глаголом со значением «указание на способность, возможность, желание, стремление совершать действия».

Ответ

70. Составьте пять предложений по теме «Мои увлечения» с составным глагольным сказуемым, вспомогательный компонент в котором выражен глаголом со значением «эмоциональное отношение к действию».

Ответ

71. Спишите предложения, подчеркните в них грамматические основы, включающие составное глагольное сказуемое.

1) Настал вечер. Красивое сияние на небе стало блекнуть. Кое-где зажглись звёзды. (В. Арсеньев) 2) Солнце только что успело скрыться за горизонтом. Лучи его играли ещё в облаках и этим отражённым сиянием напоследок освещали землю. (В. Арсеньев) 3) Одни пчёлы прилетали, а другие с ношей торопились вернуться и вновь набрать мёду. (В. Арсеньев) 4) Я умею спать где угодно. (В. Катаев) 5) Летом 1932 года я задумал написать книгу об уничтожении пустынь. (К. Паустовский) 6) На Поганое озеро бабы ходить опасались. (К. Паустовский) 7) Мать быстро повернулась, нахмурила брови, по-видимому, собиралась выругать меня, потом раздумала ругать. (А. Гайдар) 8) Капитан отчаялся попасть в свой полк на границу и хотел получить назначение в какую-нибудь артиллерийскую часть здесь, на месте. (К. Симонов) 9) Зоя Владимировна устала считать, сколько раз в своей жизни она провожала выпускников из школы. (В. Тендряков) 10) С деревьев продолжали падать ещё крупные капли. (В. Арсеньев) 11) Мало-помалу хвойный лес начал заменяться смешанным. Всё чаще и чаще стали попадаться тополь, клён, осина, берёза и липа. (В. Арсеньев) 12) Умные животные шли хорошо и всячески старались не зацеплять вьюками за деревья. (В. Арсеньев) 13) Надя любила подтрунивать над собой. (А. Алексин)

Ответ

72. Выделите составное глагольное сказуемое, вспомогательный компонент в котором выражен кратким прилагательным.

1) Кто как не она должен поблагодарить свою школу. (В. Тендряков) 2) На войне человек не волен распоряжаться собой. (В. Распутин) 3) Гибнет человек, сам видит это и бессилен остановиться. (В. Тендряков) 4) Водитель не склонен был лишний раз останавливаться. (В. Катаев) 5) Вера всегда готова всплакнуть над чужой бедой, помирить поссорившихся, похлопотать за провинившихся. (В. Тендряков) 6) Пусть боятся его, а он сегодня бояться не намерен. (В. Распутин) 7) «Как я рада видеть вас снова!» — воскликнула Елена Наумовна. (А Волос) 8) Я должен восстановить разрозненные детали. (А Алексин)

Ответ

73. Подчеркните составное глагольное сказуемое, вспомогательный компонент в котором выражен словосочетанием.

1) Я отдал приказание седлать лошадей. (В. Арсеньев) 2) Как я ругал себя за то, что не взял с собой спичек. Я мысленно дал себе слово на будущее время не отлучаться без них от бивака даже на несколько метров. (В. Арсеньев) 3) Васёк почувствовал острую необходимость видеть отца, рассказать ему о том, что было в классе, посоветоваться. (В. Осеева) 4) Он выразил желание познакомиться с заступником за русский лес. (Л. Леонов) 5) Двадцать лет назад я имел несчастье неудачно посоветовать. (В. Тендряков) 6) В праздник и взрослые не упустят случая позабавиться. (М. Пришвин)

Ответ

74. Подчеркните составное глагольное сказуемое, в позиции инфинитива в котором именное словосочетание.

1) Знаете что, не согласитесь ли вы принять участие в ряде опытов? (В. Солоухин) 2) Теперь нам стали доставлять радость нежданные гости. (В. Тендряков) 3) И ничем другим не могу выразить свою благодарность. (В. Тендряков) 4) Обычно равнодушные редакции научных журналов начали проявлять интерес к его статьям. (В. Гроссман) 5) Ольга Васильевна не хотела вести разговор в коридоре. (Ю. Трифонов) 6) Я ничего не буду писать Вам о состоянии моего духа, ибо боюсь увлечься и впасть в жалобный тон. (П. Чайковский)

Ответ

Составное именное сказуемое

75. Подчеркните грамматические основы, определите тип сказуемого.

1) Хозяин оказался человеком весьма любезным. 2) Места эти казались весьма удобными для земледелия. 3) Небо из чёрного сделалось синим, а потом серым, мутным. 4) С каждым километром тропа становилась шире и лучше. 5) Чем дальше, тем долина всё более и более принимала характер луговой. 6) Ночь выпала ветреная и холодная. 7) Вся долина была затоплена водой. 8) Возвышенные места казались островками. 9) Этой сноровкой отличаются именно местные лошади, привыкшие к путешествиям в тайге и с вьюками. 10) Вершина горы представляет собой небольшую площадку, покрытую травой и обставленную по краям низкорослой ольхой и берёзой. (В. Арсеньев)

Ответ

76. Найдите составное именное сказуемое. Чем выражена именная часть?

1) Сказочным кажется ночной лес. (И. Соколов-Микитов) 2) Евдокия Савельевна была в брюках, старомодной шляпе с обвислыми полями и с рюкзаком за спиной. (А. Алексин) 3) Боря был самым высоким в классе и всегда что-нибудь или кого-нибудь собой загораживал. (А Алексин) 4) Что именно произошло, я не знал. И неизвестность, как всегда в таких случаях, была самым страшным. (А. Алексин) 5) С этих пор я весь был поглощён моим новым знакомством. (В. Короленко) 6) Молчание становилось тягостным. (В. Осеева) 7) Генка выплюнул изо рта травинку и засмеялся. Смех у него был чистый, звонкий, заливчатый. (В. Осеева) 8) Праздность является матерью всех пороков. (В. Солоухин) 9) Вода в реке казалась чёрной, и на спокойной поверхности её отражались пламя костра и мигающие на небе звёзды. (В. Арсеньев) 10) К вечеру мороз утих. Небо было чистое, с редкими звёздами. (В. Осеева)

Ответ

77. Подчеркните грамматические основы. Определите тип сказуемых. Докажите наличие в сказуемом нулевой связки.

1) Чудесны лунные мартовские ночи! Крепким настом покрыты снега. Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету. 2) Полон жизни зимний, казалось бы, мёртвый лес. 3) Затейливой грамотой звериных и птичьих следов исписана поверхность глубоких сугробов. 4) Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. 5) Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. 6) От дерева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. 7) Дуб — теплолюбивое и светолюбивое дерево. 8) Из всех деревьев русского леса милее всех мне наша берёза. 9) Сосна, несомненно, одно из древнейших деревьев. 10) В пурпурно-красный и жёлтый цвет окрашена листва. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

78. Прочитайте предложения. Определите, в позиции какого члена предложения употреблена конструкция «один из ...». Приведите свои примеры, в которых данная конструкция в одном случае является подлежащим, в другом — частью сказуемого.

1) По всей вероятности, это был один из политических преступников, бежавших из Китая. 2) Один из спящих стрелков проснулся, удивлённо посмотрел на нас обоих, пробормотал что-то про себя и заснул снова. (В. Арсеньев) 3) Оленёнок в Архангельских тундрах зовётся пыжиком. Часто пыжики пропадают от морозов и непогод, а то и колют их для получения шкур. Это один из товаров, который получается от оленьего хозяйства и идёт в торговлю. (Б. Житков) 4) К маленькой станции Прохоровке, куда был нацелен один из клещевых вражеских ударов, сапёры свозили с окрестных полей изувеченные танки — свои и чужие. (Е. Носов) 5) Он понимал, что один из них обязан доставить данные разведки в часть. (В. Катаев) 6) Однажды один из старшеклассников, высокий бледный гимназист, протяжно свистнул. (К. Паустовский)

Ответ

79. Подумайте, почему именно так выделены главные члены предложения и почему во втором предложении инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Попытайтесь доказать, что грамматическая основа выделена правильно.

Ответ

80. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя недостающие знаки препинания. В предложениях, отмеченных индексом 4, выделите грамматическую основу и определите тип сказуемого.

Вскоре я убедился что (во)время моего бега огибая кусты и пни и совсем не думая о дороге я заблудился. Тогда я начал кричать Ярмоле.4 Он не откликался.

Между тем машинально я шёл всё дальше лес редел (по)немногу почва опускалась и становилась кочковатой.4 След оттиснутый на снегу моей ногой быстро темнел и нал..вался водой. Несколько раз я уже проваливался по колена. Мне пр..ходилось перепрыг..вать с кочки на кочку; в покрывавшем их густом буром мху ноги тонули, точно в мягком ковре.

Кустарник скоро совсем окончился. Передо мной было большое круглое болото занесённое снегом из-под белой белены которого торчали редкие кочки. На противоположном конце болота, между деревьями, выглядывали белые стены какой(то) хаты. «Вероятно, здесь живёт лесник, — подумал я. — Надо зайти и расспросить у него дорогу».

Но дойти до хаты было (не)так-то легко. Каждую минуту я ув..зал в тр..сине. Сапоги мои набрали воды и при каждом шаге громко хлюпали; становилось (не)вмочь тянуть их за собою.

Наконец я перебрался через это болото, взобрался на маленький пригорок и теперь мог хорошо рассмотреть хату.4 Это даже была не хата а именно сказочная избушка на курьих ножках.4 Она не к..салась полом земли а была построе(н, нн)а на сваях, вероятно, (в)виду половодья зат..пляющего весною весь лес. Но одна сторона её от времени осела, и это придавало избушке хромой и печальный вид. В окнах (не)доставало нескольких стёкол; их заменили какие(то) грязные ветошки вып..равшиеся горбом наружу.

Я отв..рил дверь. В хате было очень темно, а у меня, после того как я долго глядел на снег, ходили перед глазами фиолетовые круги; поэтому я долго не мог разобрать, есть ли кто(нибудь) в хате. (А. Куприн)

Ответ

81 (Контрольное). Спишите, подчеркните грамматические основы.

1) Мы с Надюшей были очень довольны, что Оля ещё ни в кого пока не влюблялась. (А. Алексин) 2) Характерной чертой Ярмолы была упорная несловоохотливость, и я уж не надеялся добиться от него ничего больше об этом интересном предмете. (А. Куприн) 3) Командир был вдовцом и потому вынужден был всюду возить девочку с собой. Но на этот раз он решил расстаться с дочерью и отправить её к сестре в Руан. (К. Паустовский) 4) Я был мальчишкой, и лес представлялся мне бесконечным и таинственным, как океан. (Н. Сладкое)

Ответ

Тире между подлежащим и сказуемым

82. Прочитайте пословицы и обсудите их значения. Подчеркните в них грамматическую основу. Объясните постановку тире.

1) Без труда жить — только небо коптить. 2) Безделье — мать всех пороков. 3) Труд, труд и труд — вот три вечных сокровища. 4) Мать приветная — ограда каменная. 5) Человек без братьев и сестёр — одинокое дерево. 6) Дружба — дело святое. 7) Родина — мать, чужбина — мачеха. 8) Главное в жизни — служить отчизне.

Ответ

83. Спишите, вставляя тире. Подчеркните грамматическую основу. Определите, чем выражено подлежащее и сказуемое. Объясните необходимость постановки тире между главными членами.

1) Можжевельник очень крепкое и сильное деревце. 2) Прилёт скворцов верный признак близкой, надёжной весны. 3) Песня дрозда лучшая музыка весны в пробуждённом от зимней спячки лесу. 4) Певчий дрозд это небольшая серая птичка, величиною с обыкновенного скворца. 5) Зимою единственный корм клестов еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают из шишек своим клювом, немного похожим на клюв попугая. 6) Дуб теплолюбивое и светолюбивое дерево. (И. Соколов-Микитов) 7) Поднять общий улов рыбы дело не простое и не быстрое. (Ю. Нагибин) 8) Грести против течения дело нелёгкое, особенно без тренировки. (Ю. Сотник) 9) Дело художника рождать радость. (К. Паустовский) 10) Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас величайший дар, доставшийся нам от детства. (К. Паустовский) 11) Вдохновение это строгое рабочее состояние человека. (К. Паустовский) 12) Улыбки, вежливость, демократическое похлопывание по плечу модная форма самозащиты. Люди изо всех сил хотят оставить о себе приятное впечатление. (Ю. Бондарев) 13) Драхва птица осторожная и человека близко не подпускает. (И. Тургенев) 14) Известно, что подростки самый прожорливый народ. (В. Солоухин)

Ответ

84 (Изложение). 1) Прочитайте текст. По толковому словарю

уточните значение незнакомых слов. Например, что означает слово «волок»? 2) Составьте план. Письменно перескажите текст, опираясь на план. В ходе пересказа используйте разные приёмы сжатия текста: а) исключение (фрагментов предложений и некоторых предложений); б) обобщение (замена частей предложений обобщающим наименованием); в) упрощение (слияние нескольких предложений в одно, замена сложных предложений простыми; замена части предложения более коротким синонимичным выражением).

Суздаль

Суздаль древнее иных русских городов, в том числе и Владимира, не говоря про Москву. Когда он возник, в точности неизвестно. Также неизвестно, почему называется Суздалем. Мы должны признать, что Суздаль — слово дославянского происхождения, так же как Нерль, что течёт невдалеке, так же как Клязьма. Как и все остальные, слово «Суздаль» не расшифровано, и смысл его для нас тёмен.

Однако, если мы не можем прояснить этот вопрос, совершенно ясно другое и более важное, почему именно здесь возник, а потом развился до столицы обширнейшего княжества город Суздаль.

Среди песчаных малопригодных почв, вскормивших к тому же дремучие леса, лежит небольшой чернозёмный клин. Происхождение его загадочно. Так вот Суздаль — центр, как бы столица этого окружённого лесами куска полевой, хлебородной земли.

Суздаль вовсе не в стороне от больших торговых путей, а как раз на бойком торгу. Это теперь он остался в стороне, потому что пути изменились, а раньше было так: один путь из Новгорода к Чёрному морю, другой путь — из Новгорода на Каспий. Суздаль возник на этом последнем.

Там, где мы видим теперь красивые жёлтые кувшинки, текла река Каменка. В четырёх верстах отсюда Каменка впадает в Нерль. Нерль выносит свои воды в Клязьму, Клязьма — в Оку, Ока — в Волгу. И вот уж брезжит в голубой дымке сказочный Восток — благовония, ковры, пряности, прочая роскошь.

Где теперь Волго-Дон, был волок до Дона, а там уж брезжут в голубой дымке иные заморские края — Византия, Венеция, арабы. Вот почему при раскопках мы находим в суздальском чернозёме персидские, индийские, арабские деньги.

Суздаль возник в языческие времена. Христианство, идущее из Киева, не сразу и не мирно привилось в Суздале. Известен бунт волхвов. В связи с этим бунтом находим первое упоминание о Суздале в древних летописях. Это было в 1024 году.

Собор Рождества Богородицы строили южные, киевские мастера. Они не учли морозов и сырости северного климата — заложили мелкий фундамент, и собор упал. Однако был восстановлен.

Юрий Владимирович Долгорукий избрал Суздаль столицей, но осел в Кидекше, в четырёх верстах отсюда, где Каменка впадает в Нерль. Вспомним, что и Андрей Боголюбский, считая столицей Владимир, сидел тоже в своём Боголюбове, на впадении Нерли в Клязьму. Так было безопаснее.

Когда Суздаль был цветущим могучим городом, на западе в дремучих лесах дымилась десятком труб деревушка Москва.

Одному из сыновей князя Александра Невского, а именно младшему, Даниилу, после смерти отца дали в удел заброшенную, затерянную Москву, основанную Юрием, — незначительный пригород Владимира и Суздаля. Даниил уехал туда, и с этих времён начинается усиление Москвы. Оно продолжалось при детях Даниила и при детях его детей, до тех пор, пока всё не перевернулось наоборот, то есть Москва стала столицей, а Владимир и Суздаль её владениями. (424 слова) (В. Солоухин)

Ответ