Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Двусоставные предложения
Второстепенные члены предложения

85. Сравните нераспространённые и распространённые предложения. В каких предложениях мысль выражена более детально?

1) Кончался март. Моросил дождь. Голые тополя стояли в тумане. (К. Паустовский) 2) Дождь кончился. Звёзды угрюмо горели за окнами. Всё громче шумела река. Вода быстро подымалась. (К. Паустовский) 3) Прошёл месяц. Привыкла Каштанка и к незнакомцу, и к своим новым сожителям. Жизнь потекла как по маслу. Все дни начинались одинаково. (А. Чехов) 4) Надвинулась туча, и в комнатке Андрея Николаевича потемнело. (Л. Андреев) 5) Тепло. Пригревает костёр. Я начинаю дремать, и мне кажется, что это поют не птицы, а тёмные кроны деревьев, поёт старый, заглохший парк. (Г. Скребицкий)

Ответ

Дополнение

86. Спишите. Подчеркните прямые дополнения. Опираясь на примеры упражнения, сформулируйте, как могут быть выражены прямые дополнения.

1) Каштанка разлеглась на матрасике и закрыла глаза. (А. Чехов) 2) Проснувшись, Каштанка начинала ходить по комнатам и обнюхивать углы. (А Чехов) 3) Луна светила весело и спокойно; она заливала своим серебром поляны и дороги, пронизывала лучами леса, золотила реки. (Н. Телешов) 4) Дятел долбит кору и острым, крепким, как игла, языком вытаскивает из неё короедов. (В. Бианки)

Ответ

87. Спишите. Подчеркните косвенные дополнения.

1) Говорят, что у каждого человека в жизни должна быть цель. (А. Алексин) 2) Тихая дача огласилась громким говором, скрипом колёс и грязным топотом людей, переносящих тяжести. (Л. Андреев) 3) Кусты и деревья городских садов и кладбищ нуждаются в охране. (В. Бианки) 4) Шумит ветер мокрой листвой деревьев, мокро блестят старые железные крыши домов. (В. Тендряков)

Ответ

88. Спишите. Подчеркните выделенные словосочетания как члены предложения.

1) Она обнюхала углы и мебель, заглянула в переднюю и не нашла ничего интересного. (А Чехов) 2) Каштанка вошла в маленькую комнатку с грязными обоями и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. (А. Чехов) 3) Длинный подъезд этого дома с тремя стеклянными дверями был освещён дюжиной ярких фонарей. (А Чехов)

Ответ

Определение

89. Спишите. Подчеркните согласованные определения. Определите, словами каких частей речи они выражены.

1) Большие, чисто вымытые окна школьной читальни были открыты. (Ю. Сотник) 2) Никаких неприятностей за это время не случилось. (Ю. Сотник) 3) Мы проплыли под небольшим пешеходным мостиком. (Ю. Сотник) 4) В раскрытое окно тёк сухой жар июльского утра. (Ю. Бондарев) 5) Георгий Лаврентьевич всё шагал по кабинету, по толстому ковру, мимо дубовых книжных шкафов, кожаных кресел; волнами колыхался его длинный халат перед глазами Никиты. (Ю. Бондарев) 6) В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с тёмными окнами. (А. Чехов) 7) Дождь то принимался идти, то утихал, и всё пространство между почерневшею землёй и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. (Л. Андреев)

Ответ

90. Спишите. Подчеркните как члены предложения выделенные слова, словоформы и словосочетания. Определите, словами каких частей речи они выражены.

1) За обедом всех потешал князь Василий Львович. У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. (А Куприн) 2) Дома в четыре этажа были редкостью. (Н. Телешов) 3) Когда к сладкому запаху цветущего боярышника примешивается горький запах кострового дыма и над лугами не стихает густой гул пчёл, наступает пора летних лагерей. (Ю. Яковлев) 4) Через несколько секунд с треском распахнулась дверь комнаты. (Ю. Сотник) 5) Ребята посильнее принялись тянуть верёвки вверх. (Ю. Сотник)

Ответ

Приложение

91. В выделенных словах-парах найдите определяемое слово и приложение. Приложение подчеркните волнистой линией.

1) В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики-гнёзда проворные белки. 2) Особенно хороша ель зимою, когда тяжёлые шапки белого чистого снега висят на её раскидистых ветвях-лапах. 3) Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. 4) В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы, белки-проказницы складывают на зиму свои запасы. 5) Учёные-агрономы считают васильки сорняками, но удивительно милые и скромные цветы васильков люди любят, упоминают их в песнях. 6) Дроздов можно считать птицами-путешественниками. 7) Случается, что в гнездо ласточки заберётся нахал-воробей. 8) Изредка простучит, перепорхнёт меж стволами деревьев неутомимый труженик-дятел. 9) Есть клесты-еловики, живущие в еловых лесах, и есть клесты-сосновики, обитающие в высоких сосновых борах. 10) Колышутся над костром освещённые пламенем густые еловые лапы-ветви. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

92. Подчеркните приложения волнистой линией. Объясните постановку тире в предложениях.

1) На высоких старых соснах селятся, строят гнёзда хищные птицы — ястребы и орлы. 2) Там и тут видны под ними красноватые шляпки поздних грибов — подосиновиков. 3) Тихо охотится за мушками, перепархивая с ветки на ветку, пристально осматривая просвеченные солнцем листья, зорянка — маленькая серая птичка с оранжево-бурой грудкой. 4) Из всех певчих птиц — лесных музыкантов — самая скрытная и красивая золотисто-жёлтая иволга. (И. Соколов-Микитов)

Ответ

Обстоятельство. Основные виды обстоятельств

93. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Подчеркните выделенные слова, словоформы и словосочетания как члены предложения. Определите виды обстоятельств.

1) Как-то в сентябре случился холодный и дождливый денёк. (Д. Емец) 2) Сум..рки в лесу всегда наступают рано. (В. Арсеньев) 3) Лицо его стало грус(?)ным от переж..ваемых воспом..наний. (В. Арсеньев) 4) Где-то за лесом ломким, (не)окрепшим голосом поёт труба, и, подражая грому, рассыпа..т весёлую дробь барабан. (Ю. Яковлев) 5) Он потоптался у входа и (не)уверенно пер..ступил порог. (Ю. Яковлев) 6) В это время в зал бодрым шагом вошёл д..ректор п..вильона. (Ю. Яковлев) 7) (В)близи послышался лё..кий топот, и на полянку со всех ног вылетел мальчишка в лыжном к..стюме. (Ю. Сотник) 8) Осторожно, в молчани.. проб..ралась сквозь зар..сли пятёрка разведчиков. (Ю. Сотник) 9) В одну из ночей на озере разр..зился шторм. (Ю. Нагибин)

Ответ

Инфинитив в роли второстепенного члена

94. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения является инфинитив.

1) Её шустрый, но (не)определё(н, нн)ый ответ заставил Надю замедлить шаги. (А. Алексин) 2) Ограниче(н, нн)ые запасы продовольствия з..ставили нас торопит(?)ся. (В. Арсеньев) 3) Люди закинули лошадям поводья на шею и пред..ставили им самим выб..рать дорогу. (В. Арсеньев) 4) Наш директор дал указание уб..рать мусор на школьном дворе. (В. Распутин) 5) Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. (К. Паустовский) 6) На рассвете Левитан уходил с Антоном Павловичем удить рыбу на Истру. (К. Паустовский) 7) Тусклый свет лежал на холстах, краски хмурились. Он (ни)как (не)мог заставить их улыбат(?)ся. (К. Паустовский) 8) До жизни в Плёсе он (не)верил в ласковость народа, в его разум, в способность много понимать. (К. Паустовский) 9) Ж..лание петь возникает в нём рефлекторно. (Ю. Олеша) 10) Та большая кампания, где сидела женщина, предлагала мне пр..соед..нит(?)ся, и я готов был принять приглашение. (Ю.Олеша) 11) Путники ра(з, с)пол..жились у руч..я отдыхать и к..рмить лошадей. (А. Чехов) 12) У него появилась привычка в разговоре кивать головой. (В. Распутин) 13) Старинные путеводители усиленно рекомендовали путешествовать по Владимирской земле. (В. Солоухин)

Ответ

Синтаксический разбор двусоставного предложения

95. Разберите предложения по членам.

1) На фоне бледного неба резко выделялись вершины деревьев с пожелтевшими листьями. (В. Арсеньев) 2) Километров через пять мы достигли железнодорожного моста и остановились на отдых. (В. Арсеньев) 3) В раскисших полях стояла дождевая вода. В ней отражались пролетавшие галки. (К. Паустовский) 4) Я сам лично принимал участие в испытании одного из Вовкиных изобретений. (Ю. Сотник) 5) Ночью собака подкралась к заснувшей даче и бесшумно улеглась на своё место под террасой. (Л. Андреев) 6) С улицы проникал слабый свет фонаря. (Л. Андреев) 7) Усталое солнце едва выглянуло из серых туч. И вдруг заиграли под ним на чёрном ольшанике весёлые пёстрые цветы. Они обсыпали чёрные ветви ольх, броскими пятнами запестрели на белой коре берёз, падают на землю, трепещут в воздухе яркими крыльями. (В. Бианки) 8) Тёмный поздний рассвет чуть забрезжил над болотами. (В. Катаев) 9) Ухаживать за этим телёнком Сергей Фёдорович назначил свою дочку Люсю. (М. Пришвин) 10) Учил я когда-то одну маленькую девочку читать и писать. (Л. Пантелеев)

Ответ

96. 1) Прочитайте текст и озаглавьте его. 2) Спишите, вставляя

пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания. 3) Выделенные словоформы и словосочетания подчеркните как члены предложения. Обоснуйте, почему некоторые словосочетания нужно подчеркнуть как один член предложения. 4) Что означает слово «кукан»?

Мы пришли в отчаяни.. . Мы (не)знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворов..вал нас каждую ноч(?). Он так ловко прятался что (ни)кто из нас его толком (не)видел. Только через неделю удалось, наконец, уст..новить, что у кота разорва(н, нн)о ухо и отрубле(н, нн) кусок грязного хвоста. Это был кот пот..рявший всякую совесть кот бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.

Он воровал всё: рыбу мясо сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестя(н, нн)ую банку с червями. Их он не с..ел но на разрытую банку сбежались куры и скл..вали весь наш запас червей. Об..евшиеся куры лежали на солнце и стонали. Мы ходили около них и ругались но рыбная ловля всё равно была сорва(н, нн)а.

Почти месяц мы потратили на то, что(бы) высл..дить рыж..го кота. Деревенские мальчишки помогали нам в этом. Однажды они пр..мчались и запыхавшись рассказали что на рассвете кот пронёсся пр..седая через огороды и пр..тащил в зубах кукан с окунями. Мы бросились в погреб и обн..ружили пропажу кукана. На нём было десять жирных окуней пойма(н, нн)ых на Прорве. Это было уже (не)воровство, а грабёж(?) средь бела дня. Мы покл..лись поймать кота и в(з, с)дуть его за б..ндитские пр..делки. (К. Паустовский)

Ответ

97 (Изложение). Прочитайте текст. Какова его главная тема?

Назовите микротемы. Составьте план текста. Напишите по плану краткое изложение. Какова главная мысль (идея) текста? Придумайте свой заголовок, отразив идею текста.

Лес зимой

Может ли мороз убить дерево?

Конечно, может.

Если дерево промёрзнет всё насквозь, до самой сердцевины, оно умрёт. В особенно суровые, малоснежные зимы у нас погибает немало деревьев, большей частью молоденьких. Пропали бы и все деревья, если б каждое дерево не хитрило, чтобы сберечь в себе тепло, не допускать мороз глубоко внутрь себя.

Кормиться, расти, производить на свет потомство — всё это требует большого расхода сил, энергии, большого расхода своего тепла. И вот деревья, собрав за лето силы, к зиме отказываются от еды, перестают питаться, перестают расти, не тратят силы на размножение. Становятся бездеятельными, погружаются в глубокий сон.

Много выдыхают тепла листья — долой на зиму листья! Деревья сбрасывают их с себя, отказываются от них, чтобы сохранить в себе необходимое для жизни тепло. А сброшенные с ветвей, гниющие на земле листья сами дают тепло и предохраняют нежные корни деревьев от промерзания.

На каждом дереве есть панцирь, защищающий живую плоть растения от мороза. Всё лето, каждый год откладывают деревья под кожицей своего ствола и веток пористую пробковую ткань — мёртвую прослойку. Пробка не пропускает ни воды, ни воздуха. Воздух застаивается в её порах и не даёт источаться теплу из живого тела дерева. Чем старше дерево, тем толще в нём пробковый слой, вот почему старые, толстые деревья лучше переносят холод, чем молоденькие деревца с тонкими стволиками и ветвями.

Мало и пробкового панциря. Если лютый мороз сумеет и под него пробиться, он встретит в живом теле растения надёжную химическую оборону. К зиме в соках деревьев откладываются различные соли и крахмал, превращённый в сахар. А раствор солей и сахара очень холодоустойчив.

Но самая лучшая защита от морозов — пушистое снежное покрывало. Известно, что заботливые садовники нарочно пригибают к земле зябкие молодые фруктовые деревца и забрасывают их снегом: так им теплее. В многоснежные зимы снег, как пуховое одеяло, накрывает лес, и уж тогда лесу не страшна никакая стужа.

Нет, как ни лютуй мороз — не убить ему нашего северного леса! (310 слов) (В. Бианки)

Ответ

Повторение

98. Составьте словарный диктант по теме «Н — НН в суффиксах различных частей речи».

Ответ

99. Составьте пять примеров простых двусоставных предложений с разными типами сказуемого. Разберите их по членам предложения.

Ответ

Ораторская (публичная) речь

100 (Сочинение). Напишите сочинение по теме «Известный человек в моём городе (в моей стране)». Охарактеризуйте выбранную личность. Чем занимается этот человек, чем он знаменит, чем он вам интересен? Подготовьте выразительное чтение своего сочинения.

Ответ

101. Составьте сообщение на одну из предложенных ниже тем. Выступите с ним перед классом.

Для чего нужны синонимы?

Для чего нужны антонимы?

Для чего нужна пунктуация?

Что изучает синтаксис?

Должен ли быть грамотным современный человек?

Нужно ли знать орфографические правила?

Ответ

102. Подготовьте сообщение, в котором будет раскрыта история происхождения и значение фразеологизма. Выберите с этой целью любой из фразеологизмов, приведённых ниже.

Ахиллесова пята, вавилонское столпотворение, глас вопиющего в пустыне, содом и гоморра, олух царя небесного, бить баклуши, до рождества Христова, метать бисер перед свиньями, как зеницу ока.

Ответ

Односоставные предложения

Основные группы односоставных предложений

103. Составьте односоставные предложения по теме «Зима».

Определите, чем выражен главный член — именем существительным, словом состояния или глаголом.

Ответ