Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020
Двусоставные предложения
Односоставные предложения с главным членом сказуемым
Предложения определённо-личные
104. Подчеркните главные члены. Какими формами глаголов выражено сказуемое? Определите тип предложений.
1) Любишь ли ты гулять в осеннем лесу? 2) Утром встаю чуть свет, совершаю пробежку и делаю зарядку. 3) Приходите к нам в гости в субботу, устроим пикник. 4) Пойдём купаться на речку? 5) Обязательно зайду к вам на чашку чая. 6) Хотите посмотреть наши окрестности?
Ответ
105. Прочитайте пословицы. Разделите их на тематические группы: о труде, о дружбе, о добре, о родине, о языке и т. п. Подчеркните в них глаголы. Определите их форму. Являются ли данные предложения (или простые предложения в составе сложных) односоставными? Докажите. К какой группе односоставных предложений их нужно отнести?
1) Любишь кататься — люби и саночки возить. 2) Суди о человеке по его труду. 3) Не за своё дело не берись, а за своим — не ленись. 4) Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь. 5) Слезами делу не поможешь. 6) Не бойся работы — пусть она тебя боится. 7) Родителей чти — не собьёшься с истинного пути. 8) Дружбу помни, а зло забывай. 9) Без труда не вынешь и рыбку из пруда. 10) Крепкую дружбу и топором не разрубишь. 11) Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай. 12) Береги Родину, как зеницу ока. 13) Без русского языка не сколотишь и сапога.
Ответ
Предложения неопределённо-личные
106. Выделите неопределённо-личные предложения, в том числе в составе сложных.
1) В доме уже обедали, и на столе стояла полная миска пельменей. (Р. Фраерман) 2) Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стёкла. На крокетной площадке стучали шары. (К. Паустовский) 3) Улицы мостили круглым булыжником и умышленно делали горбатыми для водостока. (Н. Телешов) 4) Каштанка уже привыкла к тому, что её каждый вечер кормили вкусным обедом и звали Тёткой. (А. Чехов) 5) Из Москвы мне привезли небольшой перочинный ножичек с костяной ручкой и двумя зеркальными лезвиями. (В. Солоухин) 6) В госпиталь мы попали сразу же после январского прорыва восточнопрусских укреплений. Нас подобрали в Мазурских болотах, промозглых от сырых ветров и едких туманов близкой Балтики. (Е. Носов) 7) Оперировали меня в сосновой рощице, куда долетала канонада близкого фронта. (Е. Носов) 8) Очередного раненого переносили на отдельный стол, лицо его накрывали толсто сложенной марлей, чем-то брызгали на неё, и по палате расползался незнакомый вкрадчивый запах. (Е. Носов)
Ответ
107. Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете их смысл. Подчеркните в них глаголы. Определите их форму. Являются ли данные предложения (или простые предложения в составе сложных) односоставными? Докажите. К какой группе односоставных предложений их нужно отнести?
1) Дерево ценят по плодам, а человека — по делам. 2) За дружбу дружбой платят. 3) Расставшись с другом, плачут семь лет, расставшись с Родиной — всю жизнь. 4) Пашню пашут, руками не машут. 5) За добро добром и платят. 6) От добра добра не ищут.
Ответ
108 (Изложение). Прочитайте текст. В первом абзаце выделите односоставное предложение, определите его тип. Объясните, как вы понимаете слово «пажити». Перескажите письменно текст, сократив его.
«Осенний день в Сокольниках» Исаака Левитана
Лето кончилось. Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Её узкие руки белели из-под чёрных кружев. Кружевами были оторочены рукава платья. Мягкая туча закрыла небо. Шёл редкий дождь. Горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелах зажгли фонари.
Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он раскрылся, и дождь зашуршал по его шёлковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел её лица: оно было закрыто зонтиком. Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он увидел бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым.
Левитан вернулся в свою каморку и лёг. Чадила свеча, гудел дождь. Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.
Этой же осенью Левитан написал картину «Осенний день в Сокольниках». Это была первая его картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь, как жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.
По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости.
«Осенний день в Сокольниках» — единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то его написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на его полотнах. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласные и одинокие, как был в то время безгласен и одинок человек. (264 слова) (К. Паустовский)
Ответ
Безличные предложения
109. Подчеркните грамматические основы. Определите, чем выражены главные члены в безличных предложениях. Найдите неопределённо-личное предложение.
1) Ветром доносило свистки паровозов, и уже можно было рассмотреть станционные постройки. (В. Арсеньев) 2) За эти дни мы очень утомились. Хотелось остановиться и отдохнуть. (В. Арсеньев) 3) Осенью в пасмурный день всегда смеркается рано. (В. Арсеньев) 4) Празднично, чисто в освещённом лесу. (И. Соколов-Микитов) 5) В комнате не было ни души. (А. Чехов) 6) У Тётки запестрило в глазах и в душе. (А. Чехов) 7) Долгое сидение в лодке наскучило, и потому всем хотелось выйти и размять онемевшее тело. Меня тянуло в поле. (По В. Арсеньеву) 8) Хорошо в осеннем цветистом лесу, долго не хочется уходить из него, прощаться с золотыми осенними днями. (И. Соколов-Микитов) 9) В душных комнатах пахло мятой. (К. Паустовский) 10) В лицо дуло дикой свежестью разлива, оттаявшей земли. (К. Паустовский) 11) Было тихо, в окно веяло запахом накалённых крыш. В дверь внезапно постучали. (Ю. Бондарев)
Ответ
110. Спишите текст. Подчеркните грамматические основы. Найдите безличные предложения. Проанализируйте их. Что означает слово «седловина»?
Я не знаю, что труднее — подъём или спуск. Правда, при подъёме в работе участвует дыхание, зато положение тела устойчивее. При спуске приходится всё время бороться с тяжестью собственного тела. Каждый знает, как легко подыматься по осыпям вверх и как трудно по ним спускаться книзу.
Надо всё время упираться ногой в камни, в бурелом, в основание куста, в кочку, обросшую травой. При подъёме на гору это не опасно, но при спуске всегда надо быть осторожным. В таких случаях легко сорваться с кручи и полететь вниз головой.
Восхождение на гору Тудинзу отняло у нас целый день. Когда мы спустились в седловину, было уже поздно. (В. Арсеньев)
Ответ
111. 1) Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. 2) Подчеркните грамматическую основу в безличных предложениях. Проанализируйте, чем выражено сказуемое. 3) Найдите устаревшие слова. Определите их значение по словарю. Каким словарём вы собираетесь воспользоваться?
Темнеет. Наступает предпраздничный вечер. Разыгрывается на дворе метель, всё больше заносит снегом окошко, всё холоднее и сумрачнее становит(?)ся в «девич(?)ей». Это стари(н, нн)ая комнатка с низким потолком, с бревенчатыми, чёрными от времени стенами и почти пустая. Под окном дли(н, нн)ая лавка, около лавки простой деревя(н, нн)ый стол, у стены комод, в верхнем ящике которого стоят т..релки. Девич(?)ей по справедливости она называлась уже давным(давно), лет сорок — пятьдесят тому назад, когда тут сидели и плели круж..ва дворовые девки. Теперь девич(?)я — одна из жилых комнат самого Якова Петровича. Одна половина дома, окнами на двор, состоит из девич(?)ей, лакейской и к..бинета среди них. Другая, окнами в вишнёвый сад, — из гости(н, нн)ой и залы. Но зимой лакейская, гости(н, нн)ая и зала не топят(?)ся, и там так холодно, что насквозь промерзает и ломберный стол, и портрет Николая I. В этот непогожий предпраздничный вечер в девич(?)ей особенно (не)уютно. Слышно, как дребезжат от ветра разбитые стёкла в окнах гос- ти(н, нн)ой. (По И. Бунину)
Ответ
112. Прочитайте пословицы. Подчеркните в них глаголы. Опре
делите их форму. Являются ли данные предложения (или простые предложения в составе сложных) односоставными? Докажите. К какой группе односоставных предложений их нужно отнести?
1) В гостях хорошо, а дома лучше. 2) В недружной семье добра не бывает. 3) Для дружбы нет расстояний. 4) Лучше споткнуться ногою, нежели словом. 5) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 6) Ленивому Микишке всё не до книжки. 7) С охотой можно и в камень гвоздь забить. 8) Чтоб в почёте быть — надо труд свой любить. 9) Не устоять худу против добра. 10) Нет худа без добра.
Ответ
113. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте знаки препинания. Выделите безличные предложения. Подчеркните в них грамматическую основу.
Пёстрый дятел
Громко долбящего дерево пёстрого дятла легко пр..манить. Нужно спрятат(?)ся за ствол одного из ближних деревьев и взяв в руку сучок или палочку стучать по стволу подр..жая дятлу. Занятый своим делом, любопытный дятел прислушается к стуку палочки и (не)пр..ме(н, нн)о к вам подлетит. Переходя осторожно от дерева к дереву можно долго манить за собою любопытного дятла.
Много раз мне пр..ходилось находить в лесу гнёзда дятлов. В стволах деревьев с мягкой древесиной они выдалбл..вают глубокие дупла с аккуратно сдела(н, нн)ым круглым входом. В этих дуплах дятлы устра..вают свои гнёзда выводят и выкармливают детей. Часто я наблюдал, как взрослые дятлы кормят своих подр..стающих птенцов высов..вающих из дупла носатые головки точно повяза(н, нн)ые красными пл..точками. Однажды мне дов..лось видеть вылет подросших птенцов из дупла. Молодые оперивш..еся дятлы сидели на ветках ближних деревьев и громко кричали призывая мать и отца. (По)видимому, им было страшно на первых порах ост..ват(?)ся на воле.
(И. Соколов-Микитов)
Ответ
114. Прочитайте текст и озаглавьте его. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните постановку знаков препинания. Определите типы выделенных предложений (двусоставное или односоставное, если односоставное, какое именно).
Солнце жгло (по)вчерашнему, воздух был (не)подвижен и уныл. На берегу стояло (не)сколько верб, но тень от них падала не на землю, а на воду, где пропадала даром, в тени же под возами было душно и скучно. Вода, голубая (от)того, что в ней отражалось небо, страс(?)но м..нила к себе.
Стёпка быстро разделся, сбежал (в)низ по крутому бережку и бултыхнулся в воду. Он раза три нырнул, потом поплыл на спине и закрыл от удовольствия глаза. Лицо его улыбалось и морщилось, (как)будто ему было щекотно, больно и смешно.
В жаркий день, когда (не)куда деват(?)ся от зноя и духоты, плеск воды и громкое дыхание купающегося человека действуют на слух, как хорошая музыка.
Дымов и Кирюха, глядя на Стёпку, быстро ра(з, с)делись и, один за другим, с громким смехом и предвкушая насл..ждение, поп..дали в воду. И тихая, скромная речка огл..силась фырканьем, плеском и криком. Кирюха кашлял, смеялся и кричал так, (как)будто его хотели утопить, а Дымов г..нялся за ним и старался схватить его за ногу. (А. Чехов)
Ответ
115. Спишите. Подчеркните грамматическую основу в односоставных предложениях. Определите их типы.
В комнате было тихо, темно и очень душно. Кусались блохи. Тётка [собака] раньше никогда не боялась потёмок, но теперь почему-то ей стало жутко и захотелось лаять. В соседней комнате громко вздохнул хозяин, потом немного погодя в своём сарайчике хрюкнула свинья, и опять всё смолкло. Когда думаешь о еде, то на душе становится легче, и Тётка стала думать о том, как она сегодня украла у Фёдора Тимофеича [гуся] куриную лапку и спрятала её в гостиной между шкафом и стеной, где очень много паутины и пыли. Не мешало бы теперь пойти и посмотреть: цела эта лапка или нет? (А. Чехов)
Ответ
116. Спишите. Подчеркните главные члены в безличных предложениях.
Широко разливалась перед Сёмкой река. Солнце уже закатилось, и багрянец неба ярко отражался в воде. Было красиво и тихо, но всюду было так пусто, что Сёмка смутился. Вдалеке, на противоположном берегу, виднелось какое-то селение, а направо и налево тянулись рощи.
Спустившись по круче к самой воде, Сёмка начал вглядываться то в одну, то в другую сторону, но было по-прежнему всё пусто и немо, только у ног его сердито плескалась холодная река да по небу тянулись гуськом какие-то птицы.
В смущении он побрёл вдоль по берегу, но нигде не было ни души, не слышалось ни единого звука. Между тем багрянец заката начал медленно угасать; бледнее становилось небо, и на дальних полях закурилась роса.
Сёмка задумался. Потом он сел на песок и только тогда почувствовал, что устал и что идти более не может. Да и куда же уйдёшь, когда перед глазами вода? (И. Телешов)
Ответ
117 (Изложение). Прочитайте текст. Проанализируйте правописание слов и постановку знаков препинания. Составьте план. Изложите текст по плану, используя различные способы сжатия текста.
Ночь становилась всё красивее. Река играла и золотилась, и звёзды точно купались в её зыби. Чёрной зубчатой стеной тянулись по берегу холмы. Ни звука не доносилось с земли. Не виделось нигде огня. Не чувствовалось близости человека. Только внизу под бортами шумела вода.
Отвернувшись от компании, офицер сидел без фуражки, с расстёгнутым воротом мундира и глядел на луну, на берега. Одной рукой он приглаживал волосы, разлезавшиеся в разные стороны, а другой рукой придерживал холщовый мешок, только что принесённый ему Душковым.
— Это гусли... простые дешёвые гусли, — проговорил он, развязывая мешок и вытаскивая нечто похожее на большую треугольную чиновничью шляпу. Он тронул струны ловким и лёгким движением пальцев и приложил ухо почти к самым гуслям, любовно прислушиваясь к их голосу.
Засучив немного рукава мундира, он начал что-то играть, что-то грустное, лёгкое, точно сказочное. Все притихли. Никто не ожидал, что этот офицер с грубым лицом и грубым голосом, мог извлекать из дощатого ящика такие звуки, полные тоски и вместе с тем неги. Даже лицо его преобразилось в эти мгновения. Оно потеряло выражение грубости, власти и довольства, оно стало кротким, задумчивым и ясным.
Все с удивлением глядели на офицера, а он, не обращая ни на кого внимания, играл и, видимо, наслаждался. (Н. Телешов)
Ответ
118 (Сочинение). Напишите мини-сочинение на тему «Как
музыка влияет на жизнь человека?» или «Какова роль музыки в жизни человека?» В качестве аргументов используйте примеры из предыдущего текста Н. Телешова.
Ответ