Дидактические материалы по русскому языку 8 класс к учебнику С. Г. Бархударова - И. Н. Политова 2020

Двусоставные предложения
Односоставные предложения с главным членом подлежащим

Назывные предложения

119. Найдите назывные предложения. Разделите их на следующие группы: 1) бытийные (называют предмет); 2) указательно-бытийные (указывают на предмет); 3) оценочно-бытийные (оценивают предмет); 4) эмоционально-бытийные (называют предмет и выражают эмоции, им вызванные).

1) Вот мой дом. Я живу здесь с детьми и мужем. 2) Ну и мороз! Все окна покрылись узорами. 3) Что за чудо! Радуга выскочила из-за тучи и перекинулась разноцветным мостом через луг. 4) Какая красивая девушка! Хочу с ней познакомиться. 5) Вот твоя чашка. Пей чай из неё. 6) Ночь. Тишина. Звёзды рассыпались по тёмному небу. 7) Разумный ответ! Советую прислушаться к Сергею. 8) Город. Раннее утро. Улицы пустынны. 9) Вот так встреча! 10) Лазурное море. Песчаный берег. Волны набегают на песок.

Ответ

120. Найдите назывные предложения в приведённых фрагментах текстов. Подумайте, какую роль они выполняют в контексте.

1) Конец апреля. Два-три дня стояла тёплая, почти жаркая погода. С полей стаял последний снег, да и в лесу его осталось немного. 2) Вот и поляна, на которой охотник уже побывал в конце зимы, приглядывая место для весенней охоты. Но как сильно она изменилась за какие-нибудь три недели! 3) Море и горы розовые, и с каждой минутой этот цвет становится всё ярче, всё теплее, пока наконец не выглянет солнце и не начнёт новый весенний день. А вот и солнце. Оно показалось из-за горы и золотым дождём рассыпалось по тихой поверхности моря. (Г. Скребицкий)

Ответ

Синтаксический разбор односоставного предложения

121. Выделите односоставные предложения. Произведите их синтаксический разбор.

1) У каждой реки есть своя душа, и много в этой душе таинственного и загадочного. Пока не поймёшь её, не почувствуешь, всегда будет тревожно. (В. Солоухин) 2) За окном по-мартовски моросило, отовсюду веяло холодом, пустотой, стылой, непроницаемой тишиной. (Ю. Бондарев) 3) Её бывший театр пригласили на гастроли в Москву. (Г. Щербакова) 4) Пыль набивалась в нос, в горле першило. Пете это надоело. (В. Катаев) 5) Утро. Выглядываю в кусочек окна, не запушённый морозом, и не узнаю леса. Какое великолепие и спокойствие! (И. Бунин) 6) Давно вырубили вокруг деревни сосну, берёзу и ель, остались ольха да осина. (Н. Сладкое)

Ответ

122. Спишите. Подчеркните грамматические основы. Выделите односоставные предложения. Разберите их по членам предложения. Проанализируйте известные орфограммы и пунктограммы.

Унылая дорога

Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же: небо, равнину, холмы. Музыка в траве приутихла. Куропаток не видно. Над поблекшей травой от нечего делать носятся грачи. Все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной.

Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью. И непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями ветряная мельница.

Для разнообразия мелькнёт в бурьяне булыжник, вырастет на мгновение серая каменная глыба или высохшая, перебежит дорогу суслик, и опять бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи. (По А. Чехову)

Ответ

123. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Разберите по членам предложения односоставные предложения.

Егорушка

Наступило утро. Небо было пасмурно но дождя уже (не)было. Дрожа и кутаясь в мокрое пальто Егорушка прош.лся по грязному двору, пр..слушался к тишине.

В его тяж..лой голове путались мысли во рту было сухо и противно от металлического вкуса. Он огл..дел свою шляпу поправил на ней павлинье перо и вспомнил, как ходил с мамашей покупать эту шляпу. Сунул он руку в карман и достал (от)туда комок бурой, липкой зама..ки. Как эта зама..ка попала ему в карман? Ага, это пряник! Как он, бедный, размок!

Егорушка огл..дел своё пальто. А пальто у него было серенькое, с большими костя(н, нн)ыми пуговицами сшитое на манер сюртука. Как новая и дорогая вещь дома висело оно не в передней, а в спальной, рядом с мамашиными платьями. Над..вать его позволялось только по праздникам. Погл..дев на него Егорушка почу..ствовал к нему жалость и зарыдал. (По А. Чехову)

Ответ

124 (Сочинение). Напишите рассказ о посещении вами парка

в вечернее время. Постарайтесь использовать односоставные предложения разных видов. Проанализируйте, какие именно виды односоставных предложений вы употребили.

Ответ

125. Составьте в электронном варианте обобщающую таблицу по теме «Односоставные предложения», включив в неё три колонки: 1) вид односоставного предложения; 2) признаки видов; 3) примеры.

Ответ

126. Составьте презентацию по теме «Односоставные предложения». Включите в неё интерактивное задание.

Ответ

Неполные предложения

Понятие о неполных предложениях

127. Определите неполные предложения. Какие члены предложения в них пропущены? Составьте схемы этих предложений. Пропущенные члены в схемах заключите в скобки.

1) От места нашего ночлега долина стала понемногу поворачивать на запад. Левые склоны её были крутые, правые — пологие. (В. Арсеньев) 2) Перед нами развернулась красивая панорама. Земля внизу казалась морем, а горы — громадными окаменевшими волнами. (В. Арсеньев) 3) Чижи и чечётки занялись ольховыми и берёзовыми семенами. Свиристели, снегири — рябиной и другими ягодами. Крестоносые клесты — сосновыми и еловыми шишками. И все сыты. (В. Бианки)

Ответ

128 (Письмо по памяти). Прочитайте текст несколько раз. Напишите его по памяти.

Винсент Ван Гог

На своих холстах Ван Гог преобразил землю. Он как бы промыл её чудотворной водой, и она осветилась красками такой яркости и густоты, что каждое старое дерево превратилось в произведение скульптуры, а каждое клеверное поле — в солнечный свет, воплощённый во множестве скромных цветочных венчиков.

Он остановил своей волей непрерывную смену красок, для того чтобы мы могли проникнуться их красотой.

Разве можно утверждать после этого, что Ван Гог был равнодушен к человеку? Он подарил ему лучшее, чем обладал, — свою способность жить на земле, сияющей всеми возможными цветами и всеми их тончайшими переливами. (К. Паустовский)

Ответ

129. Составьте 3 — 4 сложносочинённых предложения, вторая часть которых является неполной.

Образец. Я пишу реферат по литературе, а брат — по изобразительному искусству.

Ответ