Тренажёр по русскому языку ко всем действующим учебникам 8 класс - Т. Н. Назарова 2020


Обособленное приложение

1. Подчеркните грамматические основы данных предложений.

Найдите в предложениях одиночные приложения. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Ястребы-старики упорно возвращаются на гнездо много лет. (Е. Дубровский)

2) В течение всей зари тетерева-полевики кувыркаются, дерутся и бормочут на полянках. (Е. Дубровский)

3) Это был клёст-сосновик с перьями кирпичного и клюквенного цвета. (Ю. Коваль)

4) Корень-выворотень весь зарос мхом и стоял торчком среди осинника, как белый горбатый бык. (Ю. Коваль)

5) Русачок-травник посидел в рогатых васильках и пошёл по саду. (Ю. Коваль)

6) Очень много налимов в озёрах, длинной цепью протянувшихся по течению Клязьмы-реки. (Е. Дубровский)

7) Рыбак, живущий лет тридцать на берегу реки Клязьмы, хорошо знает её характер. (Е. Дубровский)

8) Птица аист не имеет никакого голоса, только щёлкает клювом. (Е. Дубровский)

9) Гриб трюфель человек ищет обычно с помощью собаки или свиньи. (Е. Дубровский)

10) Город этот был маленьким, грязненьким, с улочками-закоулочками, то в гору, то под гору, с лавочками-прилавочками, с садами-садочками и, наконец, с курортным базарчиком над самым-пресамым морем. (Ю. Домбровский)

Ответ

2. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях одиночные приложения. Расставьте знаки препинания.

1) Гераклу удалось справиться с кобылицами (людоедицами). (М. Гаспаров)

2) Дионис был богом (покровителем) винограда и виноградарства. (М. Гаспаров)

3) В (реке) Нерли тихой богатой глубокими излучинами местами тинистой налимов много, и попадаются они очень крупные. (Е. Дубровский)

4) Учёные (фольклористы) объехали весь мир в поисках сказок. (А. Шаров)

5) Могучая Вуокса (река) стремительно несёт нас к водопаду. (Е. Дубровский)

6) Март это месяц (поворот). (А. Стрижёв)

7) Молчаливый слуга (англичанин) сидел рядом с ямщиком и удивлённо поглядывал на необъятные просторы. (Е. Фёдоров)

8) Огненное солнце высоко висело над пустыней тающего озера (моря). (Е. Дубровский)

9) У бабочки (адмирал) на вторых крыльях снизу на мраморно-коричневом поле ясно отпечатаны чёрные цифры 18 и 81. (Е. Дубровский)

10) Разряженные в пурпур и лазурь бабочки (красавицы) медлительно купавшиеся в лучах тепла и света куда-то исчезают. (Е. Дубровский)

Ответ

3. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Брюллов, побывавший в Ватикане, решил копировать картину Рафаэля «Афинская школа».

2) По требованию Общества поощрения художников Брюллов в пару «Итальянскому утру» написал новую картину — «Итальянский полдень».

3) Целые дни проводил Брюллов в окрестностях города Неаполя, находящегося близ подножия вулкана Везувия.

4) Русский вельможа Анатолий Демидов предложил Брюллову вместе поехать осмотреть развалины города Помпеи.

5) Не только в Италии, но и всюду в Европе проявляли тогда большой интерес к старинному римскому городу Помпеям, разрушенному сильнейшим извержением Везувия.

6) Брюллов приступил к работе над картиной «Последний день Помпеи».

7) Через шесть лет весь Рим хлынул в мастерскую Брюллова на Виа Сан-Клавдио смотреть полотно «Последний день Помпеи».

8) После успеха, выпавшего на долю его произведения в Риме, Брюллов решил выставить его в Милане.

9) Демидов, ставший владельцем картины Брюллова, преподнёс её Николаю I.

10) В 1834 году газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщала о прибытии картины Брюллова «Последний день Помпеи» в Петербург и выставке её в Античном зале Академии художеств.

(По Л. Вагнеру)

Ответ

4. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Расставьте знаки препинания.

1) Айвазовский был пенсионером Петербургской Академии художеств посланным в Италию для усовершенствования в живописи.

2) Первое время он переезжал из одного места Италии в другое посетил Венецию Флоренцию Неаполь и обосновался в Риме.

3) На выставке открывшейся в Риме внимание зрителей привлекли картины Айвазовского Неаполитанская ночь Буря а также Хаос.

4) Папа римский Григорий XVI приобрёл картину Хаос для галереи Ватикана.

5) Самая известная картина Айвазовского называется Девятый вал. (По Н. Григорович)

6) В 1848 году к экзамену в Петербургской Академии художеств Павел Федотов представил две картины: Свежий кавалер и Разборчивая невеста.

7) Замысел новой картины был подсказан художнику автором Ревизора и Женитьбы.

8) Сюжет картины Сватовство майора приезд жениха майора в купеческий дом.

9) В поисках натуры художник часто гулял по Гостиному двору и по Невскому проспекту бывал на Андреевском рынке и на Апраксином дворе.

10) За картины Свежий кавалер Разборчивая невеста и Сватовство майора совет Академии художеств признал Павла Андреевича Федотова академиком по «живописи домашних сцен». (По Н. Харджиеву)

Ответ

5. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Он, лев, царь зверей, трусливо убегал от шакалов! (С. Седов)

2) Близнецы, длинный Джек и толстый Джон, затянули песню. (С. Прокофьева)

3) Его братья, однодворцы, только что не молились на него, шапки перед ним издали ломали, гордились им. (И. Тургенев)

4) Барон фон Штенберг, Михаил Михайлович, студент института путей сообщения, был молод, лет 23 — 24. (А. Чехов)

5)

Льдина — хрупкая старуха —

Будет морю отдана.

   (В. Шефнер)

6) Небо над городом ещё черно от нерастаявшей тучи дыма — дыхания недавней битвы. (В. Кожевников)

7) Лена, или по-домашнему Лёлька, преобразилась — повзрослела, расцвела. (Д. Гранин)

8) У меня, как у человека европейского сознания, главное — равенство шансов. (Ф. Искандер)

9) В Саратове девушка оказалась как волонтёр, то есть гуманитарный доброволец Корпуса Мира. (А. Слаповский)

10) Несравненная краса русского леса, в лесу зацвела сосна. (А. Стрижёв)

Ответ

6. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Какой установится она нынешняя весна? (А. Стрижёв)

2) Разве вот только мы старые хранители былых традиций ещё держимся. (П. Романов)

3) Мы Великаны отличаемся от обычных людей прежде всего огромной мудростью и великой проницательностью. (С. Седов)

4) За столиком открытого кафе в Афинах мы несколько членов нашей группы сидели и громко разговаривали. (Ф. Искандер)

5) И откуда она взялась эта старуха? (Б. Екимов)

6) Известный учёный полиглот он изучил множество языков и наречий кавказских народов и затерянных горных племён. (С. Прокофьева)

7) Какой он толстый плотный чистый этот осенний вальдшнеп. (Е. Дубровский)

8) Как всякого вольнонаёмного его произвели для однообразия рядов в младший офицерский чин. (О. Павлов)

9) Развитая начитанная одарённая художница прекрасная музыкантша ученица Гензельта она бегло играла самые трудные фортепьянные пьесы очаровательно пела. (Ю. Нагибин)

10) Уже не маленькая студентка выросшая у него на глазах и на руках она тем не менее таила в себе неразгаданную загадку. (В. Быков)

Ответ

7. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Паровая машина гордость мастеров заставляла двигаться токарные станки цеха. (А. Чапковский)

2) Через двести лет после Марко Поло знаменитого венецианского путешественника побывал на Востоке русский человек тверской купец Афанасий Никитин. (А. Волков)

3) Зевс бог неба грома и молнии был главным греческим богом. (М. Гаспаров)

4) Крынки и миски эти чудесные в своей простоте живые поделки деревенского гончара не выдержали натиска металлической посуды. (П. Пинчуков, Б. Зайцев)

5) Чёрный Билль лесничий королевских лесов встретил позднего гостя на пороге. (М. Гершензон)

6) Пчёлы и шмели ещё быстрее стали летать от цветка к цветку и роняли в ландышевые колокольчики своеобразные чашечки капли цветочного нектара. (А. Шаров)

7) Деятель разного рода искусства художник поэт музыкант видит и осмысляет всё не совсем так, как обычный человек. (Е. Маймин)

8) Дальше шоссе самая скучная дорога на свете... (И. Бунин)

9) Здесь некогда жил граф Пётр Ильич известный хлебосол богатый вельможа старого века. (И. Тургенев)

10) В отличие от матери женщины избалованной и капризной он почти не замечал материальных лишений. (Л. Улицкая)

Ответ

8. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Гордость предвоенной столицы предвоенной страны Московский метрополитен стал огромным и надёжным бомбоубежищем. (К. Ваншенкин)

2) Крупный композитор влиятельный и злой музыкальный критик искренний горячий человек при вздорном порой мелочном характере Серов редко кого так безоговорочно признавал в мире музыки, как князя Голицына. (Ю. Нагибин)

3) Высокоодарённый музыкант (любитель) один из лучших виолончелистов тогдашней России меломан тонкий музыкальный критик Николай Борисович Голицын удостоился дружбы нелюдимого Бетховена. (Ю. Нагибин)

4) Натура поэтическая Никита Козлов увлекался игрой на балалайке и гитаре не был лишён интереса к стихотворству и сочинял сказки. (С. Гейченко)

5) Юное время года весна любит нежные краски. (А. Стрижёв)

6) Краса всей природы вода манит людей ласковой прохладой сокровенными картинами глубоких эстетических переживаний. (А. Стрижёв)

7) Вершина лета июль обычно бывает месяцем жарким погожим но и щедрым на дожди и грозы. (А. Стрижёв)

8) Краса древонасаждений к середине июля поспевает ирга. (А. Стрижёв)

9) Обладательница исключительно полезных свойств спелая костяника излюбленное блюдо промысловых птиц. (А. Стрижёв)

10) Предвестник листопада в августе начинается осенняя раскраска листвы. (А. Стрижёв)

Ответ

9. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Моевка или трёхпалая чайка «истинная чайка открытого моря» во многом не похожа на других чаек. (И. Акимушкин)

2) Рыночная площадь в Афинах или агора самое оживлённое место в городе. (М. Гаспаров)

3) По сторонам агоры строили длинные колоннады с навесами или по- гречески стой. (М. Гаспаров)

4) Греческие полисы то есть независимые города окружили Средиземное море. (К. Булычёв)

5) Остров взорвавшийся от извержения вулкана назывался Фера или Санорин. (К. Булычёв)

6) Паровую телегу или дилижанс надумали мы мастерить! (Е. Фёдоров)

7) Моя комната или мой отсек находится в самом конце коридора. (В. Белоусова)

8) В путеводителях подробно описывалась дорога от Владимира до Суздаля или так называемая Стромынка. (В. Солоухин)

9) Теория эта была связана с явлением иррациональным или попросту с чудом. (Ф. Горенштейн)

10) «Ораниенбаум» по-немецки означает «оранжевое или апельсиновое дерево». (К. Паустовский)

Ответ

10. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) К. И. Росси вошёл в историю русской и мировой архитектуры как создатель монументальных ансамблей Петербурга во многом определивших архитектурный облик города. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

2) Летний сад остался в стихах Пушкина как живой штрих петербургского быта девятнадцатого века. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

3) В начале восемнадцатого века дуб как очень добротное и красивое после обработки дерево часто использовали для отделки помещений и изготовления мебели. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

4) Создание Невского как проспекта (ансамбля) связано прежде всего с именами трёх зодчих Захарова Воронихина Росси. (А. Чеснокова)

5) К середине XIX века Невский проспект всё более отчётливо воспринимался как своего рода символ живое олицетворение города на Неве. (А. Чеснокова)

6) Как послушный подданный он не стал ни о чём спрашивать лишь сдержанно поклонился и в сопровождении двух латников вышел из шатра. (В. Быков)

7) Как благонравная и воспитанная девица она показывает письмо почтенным родителям а также своему другу детства и жениху красивому молодому человеку Васе Шеину. (А. Куприн)

8) Основным элементом бала как общественно-эстетического действа были танцы. (Ю. Лотман)

9) Тбилиси мне запомнился как тёплый гостеприимный город полный добрых людей. (С. Прокофьева)

10) Дали ему как инвалиду войны бесплатную путёвку. (И. Грекова)

Ответ

11. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Часто в Летнем саду устраивались ассамблеи увеселительные и деловые собрания петербургской знати. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

2) В селе Ивановском всё ещё жив дом мельника простенькая избушка с миниатюрным хозяйственным двором и амбарчиком. (Б. Зайцев и П. Пинчуков)

3) Костюм теснейшим образом связан с этикой учением о морали. (А. Пономарёв)

4) Афанасий Никитин из Северной Руси добрался через Персию до далёкой Индии и своё путешествие описал в интересной книге «Хождение за три моря». (А. Волков)

5) Сельские жители с трудом расстаются с русской печью традиционной кормилицей верой и правдой служившей им. (Б. Зайцев и П. Пинчуков)

6) По окрестным холмам между оливами льющими по ветру серебро листвы между чёрными обелисками кипарисов кустами лиловой лаванды и тёмно-зелёного лавра была рассыпана белая Ницца город миллионеров и мировой элиты. (Д. Рубина)

7) Вдруг в этом залитом солнцем городе я увидела прозрачное северное лицо и узенькую фигуру нашей ленинградской приятельницы балерины из мюзик-холла. (Р. Рома)

8) Ещё в дохристианскую эпоху славяне окружали свои поселения остроколами оградами из вертикально поставленных брёвен с заострёнными верхними концами. (Г. Островский)

9) Во время ассамблей в боковых галереях танцевали любовались «потешными огнями» фейерверками устраиваемыми царём на Неве по случаю особых торжеств. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

10) Венера это звезда (пряха) звезда (вышивальщица): своими лучами золотыми и серебряными нитями она ткёт и вышивает покрывало тонкое полотно небес... (Р. Федичев)

Ответ

12. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) По тротуару прошёл Валька мальчишка живущий где-то за углом. (Р. Ролю)

2) Я долго любовался Академией художеств сим зданием достойным Екатерины покровительницы наук и искусства. (К. Батюшков)

3) Вот сей божественный Аполлон прекрасный бог стихотворцев! (К. Батюшков)

4) Для гнезда она выбрала подходящее место широкую сокрытую мхом сухую кочку. (И. Соколов-Микитов)

5) В букете были и ярко-синие звёздочки дикого цикория и белые крестики ярутки и даже нежная веточка полевой фиалки драгоценности оброненные улетевшим летом. (Е. Носов)

6) Никита Акинфиевич Демидов могущественный владетель многих уральских заводов находился в зените своей славы и богатства. (Е. Фёдоров)

7) Парис отдал яблоко приз прекраснейшей из богинь Афродите богине любви. (К. Булычёв)

8) Геракл освободил Пелопоннес от чудовищных кентавров буйных полулюдей (полузверей). (М. Гаспаров)

9) В 1876 году в Микенах начал раскопки Генрих Шлиман самый удачливый археолог в истории науки. (М. Гаспаров)

10) Самым знаменитым атлетом всех времён был Милот Кротонский ученик философа Пифагора. (М. Гаспаров)

Ответ

13. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях приложения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) На холме над рынком стоит в Афинах храм Гефеста бога ремесленников. (М. Гаспаров)

2) Первые греки в Греции или ахейцы были строителями Микен. (М. Гаспаров)

3) Циклопы одноглазые великаны складывали стены крепости в Микенах из огромных каменных глыб. (М. Гаспаров)

4) Правнук Персея по имени Геракл величайший герой греческих мифов. (М. Гаспаров)

5) Над дорогой главное здание Дельф длинный храм Аполлона. (М. Гаспаров)

6) В центре храма Аполлона стоял круглый камень «пуп земли» середина земного круга. (М. Гаспаров)

7) Замечательно сохранившаяся бронзовая статуя колесничного возницы память об одной из побед в Дельфийских играх гордость местного музея. (М. Гаспаров)

8) В зоологическом парке можно увидеть за железной решёткой живых волков этих лесных и степных разбойников так похожих на обыкновенную немецкую овчарку. (И. Соколов-Микитов)

9) Перед биологическим кабинетом толпились ребята а поодаль беседовали трое взрослых Василий Лукич Зайцев директор школы высокий старик с властным несколько насмешливым лицом Шаповалов и один незнакомец стройный черноволосый на вид совсем ещё молодой человек. (А. Шаров)

10) Блестящий публицист и литератор с первого своего выступления на литературном поприще в девяностых годах с повестью «Детство Тёмы» завоевавший широкую известность в русской литературе и значительно упрочивший её последующими художественными произведениями Гарин-Михайловский вместе с тем вынашивает планы создания полосы защитных лесонасаждений в Поволжье как преграды для движения песков с востока планы борьбы с обмелением Волги с развитием оврагов. (В. Зайчиков)

Ответ

14. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

И у меня стала складываться сказка про красавицу (царевну). О том, как её заколдовала злая баба (яга) и превратила в птичку (зимородка). Одежда на птичке так и осталась царская: из золотой парчи и голубого атласа. А печальна царевна (птица) оттого, что баба (яга) забросила в реку серебряный ключик, которым отмыкается кованый сундук. В сундуке на самом дне лежит волшебное слово. Овладев этим словом, царевна (птичка) снова станет царевной (девушкой). Вот и летает она над рекой грустная и скорбная ищет и никак не может отыскать заветный ключик.

(По Е. Носову)

Ответ

15. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

Ещё не редкость встретить в Подмосковье резные солнца на наличниках и воротах образец уникальной резьбы древнейшего приёма в украшении изб. И хотя давно уже ветряные мельницы риги курные избы стали реликтами то есть пережитками минувших эпох остатками далёкого прошлого но и их могут увидеть любознательные не пугающиеся дальних дорог туристы настоящие любители русской старины. И если придётся вам испытать усталость дальних переходов, то это с лихвой окупится встречей с прекрасным, имя которому народное творчество.

(По П. Пинчукову и Б. Зайцеву)

Ответ

16. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

В Нижнем Тагиле все хорошо знали и уважали хозяина рудовозной конницы Климентия Константиновича Ушкова. Прижимистый и строптивый он в то же время отличался большим умом и силой. Крепостной Демидовых незаурядный и волевой самородок он сумел пробиться в люди и заставил считаться с собой господ и управляющих. Похожий на кряжистый дуб он отличался крепостью, и казалось, что время не трогает его. Высокий плечистый бородатый с умными пронзительными глазами он каждый праздник, в сопровождении сыновей Михаила и Саввы рослых молодцов отправлялся в церковь. Все невольно любовались выходом Ушкова. Гордился и он сам своей семьёй. Степенный и важный в старомодном кафтане в чёрной шляпе вышагивал Климентий Константинович по широкой улице и как должное принимал поклоны встречных.

(По Е. Фёдорову)

Ответ