Тренажёр по русскому языку ко всем действующим учебникам 8 класс - Т. Н. Назарова 2020


Обособленные определения

1. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Мокрый, я сразу замёрз. (Н. Чуковский)

2) Закутанные, в санях, мы ползём по узкой дорожке в лесу. (Е. Дубровский)

3) Передо мной открылось большое пространство, поросшее вереском. (Р. Рома)

4) Водопад летел вниз из большого зелёного пруда, полного ручейков, головастиков и лягушек. (Р. Рома)

5) Привыкшего к берёзам и осинам, северянина в Крыму прежде всего поражают очертания невиданных деревьев. (Е. Дубровский)

6) Увлёкшийся журавлём, посетитель незаметно для себя подошёл к клетке барсов. (Е. Дубровский)

7) Колючий-преколючий, худой, идёт ёж вперевалку, пропитание ищет. (А. Стрижёв)

8) Пронзённая острой верхушкой столетней ели, поднималась всё выше и выше луна. (С. Прокофьева)

9) Сад был в зелёном дыме только что лопнувших почек. (Н. Чуковский)

10) В зловещей тишине стоял засыпанный снегом лес. (Е. Дубровский)

Ответ

2. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Все они усталые молча двигались вперёд. (Ж. Верн)

2) Мы направились в комнату сопровождаемые зловещим шёпотом обывателей. (С. Довлатов)

3) Верный наказам своего учителя Ломакина он щадил человеческое достоинство подневольных людей. (Ю. Нагибин)

4) Я в тучах комаров сидел у дороги голодный мокрый грязный до ушей. (Е. Дубровский)

5) Гулявший по песчаной дорожке он [журавль] спокойно продолжал шагать мне навстречу. (Е. Дубровский)

6) Коротенький толстенький в светло-бурой шляпке стоит он [гриб-боровик] среди редкой травы. (Е. Дубровский)

7) И теперь занятая хлопотливыми обязанностями хозяйки она заботливо поглядывала через двери в гостиную. (А. Куприн)

8) Бесконечно жалким и маленьким казался я себе бывший тогда ростом с аршин одетый в длинную казённую блузу. (И. Крашенинников)

9) Исхудавший скучный вялый он [кот] пришёл домой есть стал но не очень жадно всё спал предложенную мышь взял погонял немного и бросил. (Е. Дубровский)

10) Опрокидываемые ураганным ветром они [матросы] перетаскивали мешки с мукой ящики перекатывали цистерны с горючим бочонки обкладывали их досками подпирали тяжёлыми камнями. (М. Эгарт)

Ответ

3. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) С лицами посещающими вас всегда и во всех случаях нужно быть вежливым и любезным.

2) Люди одарённые живой чувствительностью и тонкой впечатлительностью по большей части наиболее тактичны.

3) Людей говорящих хорошо очень много.

4) Очень редки люди умеющие хорошо выслушивать.

5) Особам не обладающим даром слова вовсе не следует брать на себя роль рассказчика и пускаться в длинные повествования.

6) Гораздо лучше ограничиваться ролью слушателя и только время от времени позволять себе дополнять чужой рассказ какой-нибудь подробностью упущенной рассказывающим.

7) Для поддержания весёлого расположения духа людей сидящих за столом в некоторых домах хозяева стараются в центре стола усадить гостя отличающегося своим весёлым характером остроумием и умением говорить.

8) Выражать свою радость чересчур громким смехом сопровождаемым громким хлопанием в ладоши значит относиться с пренебрежением к правилам приличия.

9) Никогда не следует подбирать хлебом соус или подливку оставшиеся на тарелке.

10) К чаю также подаются особые маленькие салфеточки туго накрахмаленные и сложенные вчетверо для подкладывания под стаканы и чашки.

(Правила...)

Ответ

4. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Река вырвалась из зелёных объятий подлеска и привольно покатилась вдоль заливных лугов уставленных крупными стогами сена. (А. Стрижёв)

2) Домик С. Конёнкова на Пресне притягивал всех к себе совсем особой жизнью полной поэзии и труда. (Н. Кончаловская)

3) Пламя свечи почти невидное в свете утреннего солнца горело не колеблясь. (П. Романов)

4) Впереди стояла высокая тёмная стена леса молчаливая и таинственная. (В. Курочкин)

5) От затворнической жизни московских цариц и боярынь чаще протекавшей в душных теремах резко отличалось положение женщин-дворянок в Петербурге. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

6) Царица с царевнами и знатные дамы одетые по последней европейской моде присутствовали на проводившихся ассамблеях маскарадах на приёмах иностранных послов посещали театр различные торжества. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

7) Редкие осины чуткие к малейшему дуновению ветра шелестели листьями. (Р. Федичев)

8) На стенах портреты сподвижников Петра часто посещавших Летний дворец. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

9) На сопках лежали облака тяжёлые и неподвижные будто вытесанные из бурого камня. (М. Эгарт)

10) В воздухе носились длинные цепкие паутинки задевавшие по лицу щекотавшие щёки и шею. (М. Эгарт)

Ответ

5. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Влюблённый в народное творчество не менее Пушкина Гоголь всю жизнь собирал песни своей родной Украины. (С. Сергеев-Ценский)

2) Написанные более ста лет назад работы Гарина-Михайловского не утратили своей свежести и с захватывающим интересом читаются и в наши дни. (В. Зайчиков)

3) Нервный дерзкий несдержанный до буйства князь Голицын был научен видеть в участниках своей капеллы равных с ним перед лицом искусства сотоварищей. (Ю. Нагибин)

4) Почти пустая скучная наполненная полками с какими-то книгами эта комната не была привлекательна для мальчика. (АЛ. Алтаев)

5) Стройный крепкий с выпуклыми тёмными глазами сын многим напоминал Никите Акинфиевичу деда бывшего когда-то тульским кузнецом. (Е. Фёдоров)

6) Спевший уже несколько песен глухарь затаился. (Е. Дубровский)

7) Умеющие уже летать молодые перепёлки всё-таки любят бегать по полю. (Е. Дубровский)

8) Потревоженная врагом на гнезде самка вальдшнепа берёт яйцо в лапы и улетает с ним. (Е. Дубровский)

9) Родившийся в самом начале весны щенок рос в наиблагоприятных погодных условиях. (Е. Дубровский)

10) Резкий и неприятный вблизи голос павлина издали красив необыкновенно. (Е. Дубровский)

Ответ

6. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Птичка словно уронила что-то на дно и теперь опечаленная летает над рекой и разыскивает свою потерю. (Е. Носов)

2) Попадались и крупные следы в виде трилистника принадлежавшие какому-то большому зверю. (Ю. Нагибин)

3) Изредка доносимый ветром слышался редкий тревожный звон сторожевого колокола. (П. Романов)

4) Луна светила прямо в окно огромная окружённая холодным желтоватым заревом. (А. Шаров)

5) Сопровождаемый четырьмя телохранителями в чёрной одежде медленно катился экипаж среди полей похожий на мрачное привидение... (Е. Фёдоров)

6) Пахнущий солью морем водорослями плоско пригнул пламя свечей ветер. (С. Прокофьева)

7) Уже тронутые осенним золотом встретили нас сухим шелестом и шорохом деревья. (С. Прокофьева)

8) Клёст ударился головой о стекло и ошеломлённый упал вниз на крышу клетки... (Ю. Коваль)

9) Защищённые ёлками неторопливо с достоинством роняли клёны листья. (Ю. Коваль)

10) В человеческий рост жёсткий жилистый весь в цепких шапках слепившихся в большие лепёшки репейник похожий на огромное войско встретил нас молчаливо и враждебно. (Е. Носов)

Ответ

7. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Роща росла под отвесом горы на неширокой обрывавшейся поодаль площадке. (Б. Пастернак)

2) В этом окованном железом подвале ей представлялись какие-то чудовищные преступления. (Н. Чуковский)

3) Освобождённый от наказания Кучурин поместился рядом со мною и с аппетитом уничтожал принесённую ему кем-то кашу. (Н. Крашенинников)

4) Росшие правильными рядами ели пересекали шедшие крест-накрест дороги. (О. Кузнецова и Б. Борзин)

5) В большое окно покрытое лёгким зимним узором был виден занесённый глубоким снегом сад с белыми от инея деревьями и уголок балкона с колоннами. (П. Романов)

6) Я вышел из-за берёз и увидел Катерину Ивановну посреди занесённой снегом полянки. (Н. Чуковский)

7) Рыжий оглянулся на приятеля запнулся о невесть откуда взявшийся в песке камень и в полный рост растянулся перед Антоном. (Е. Каретникова)

8) Вчера ещё скованная сегодня река внезапно обрела необыкновенную буйную силу и сейчас то кипела и кружилась водоворотами на просторе то бросалась на плотину. (Е. Фёдоров)

9) Из проворно проделанной во льду маленькой проруби рыбак живо вытащил какую-то палку а за ней верёвку. (Е. Дубровский)

10) Угольное ядро ударяется о ствол ещё не тронутого огнём дерева рассыпается пылающими осколками. (Е. Дубровский)

Ответ

8. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) На полях росли зерновые хлеба местами уже начинавшие желтеть.

2) Утомлённые и измученные жарой они нуждались не столько в пище сколько в отдыхе.

3) Поднимались стога сена сложенные в виде громадных ульев.

4) За Белым озером раскинулась чудесная равнина вся пестревшая хризантемами.

5) Мак-Наббс принял этот необычный свет за распространившийся по земле пожар.

6) Эта огромная панорама пересекаемая полосами света и теней то и дело изменялась по прихоти света.

7) Как бы руководимый инстинктом он привёл своих спутников прямо к гостинице «Северная Британия».

8) После недолгого нездорового сна тяжёлого и утомительного майор проснулся.

9) Кругом виднелись широчайшие разливы желтоватой воды похожие на мутные грязные пруды.

10) Весь день путешественники ехали по чрезвычайно неровной дороге очень утомившей и лошадей и быков. (Ж. Верн)

Ответ

9. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Большие кусты с ниспадающими ветвями производили в этой чаще впечатление зелёных вод льющихся из переполненных водоёмов.

2) Какие-то правильно расположенные холмики разделяли территорию на квадраты напоминавшие шахматную доску.

3) Встревоженные неожиданной гибелью лошадей капитан и майор внимательно осмотрели уцелевших животных.

4) В нижнем этаже дома сложенного из толстых брёвен находилась большая светлая недавно отстроенная зала.

5) Многие колонисты спавшие до тех пор с открытыми настежь дверями и окнами теперь запирались на все засовы.

6) Половина расстояния отделявшего наших путешественников от цели была пройдена.

7) Собаки спущенные с цепи заливались лаем при приближении посторонних.

8) Паганель сразу понял назначение этих пустынно зеленеющих луговин так поэтично приспособленных для вечного покоя.

9) Дом был расположен над широкой долиной расстилавшейся на восток до самых гор.

10) В течение четырёх часов кавалькада объезжала аллеи и дороги парка по величине своей не уступавшего какому-нибудь маленькому германскому государству. (Ж. Верн)

Ответ

10. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) Огромные часы на стене видные со всех сторон зала неизменно показывали половину третьего. (Н. Чуковский)

2) С террасы открывался безбрежный зеркальный пруд с островками покрытыми яркой зеленью тенистых дубрав приятных своей освежающей прохладой. (Г. Фёдоров)

3) Свет исходящий от двух конусообразных ламп свисавших с потолка переливался на каштановых волосах девушки. (Н. Соколовская)

4) Под берёзой почти до самой земли опустившей ветви высился стол очень похожий на огромный почерневший мухомор. (Р. Федичев)

5) Саше помнились виделись в памяти ослепительные в своей солнечной желтизне поляны поросшие куриной слепотой красные сосны и ярко-голубая чистая речка с каменистым дном. (Г. Семёнов)

6) В современной живописи литературе музыке мы постоянно сталкиваемся с творениями навеянными античными мифами. (Г. Каширина)

7) И винтовая деревянная лестница и весь брошенный банк всё это была наша общая тайна, моя и Варина, принадлежавшая нам двоим и так нас сблизившая. (Н. Чуковский)

8) Холодом веяло оттуда сохранившимся холодом закрытого помещения не отапливавшегося всю зиму. (Н. Чуковский)

9) В избушке с поскрипывающими кое-где выщербленными половицами пахло сухой мятой одуванчиками и первыми грибами выглядывающими из лукошка стоящего на широком столе. (В. Максимов)

10) Изумительной красоты петух словно сошедший с японской гравюры чёрный в жёлтой штрихами нанесённой накидке с красной резной гривкой на точёной голове вышагивал меж кустов. (Д. Рубина)

Ответ

11. Подчеркните грамматические основы данных предложений. Найдите в предложениях определения; выясните, обособленные они или нет. Расставьте знаки препинания.

1) В центре имения был выстроен по проекту модного архитектора двухэтажный дом-дворец с бесконечной анфиладой высоких комнат с двухсветными залами с дворцовыми ходами и переходами. (С. Званцев)

2) Морозов ввёл Серебряного в большую избу с изразцовою лежанкою с длинными дубовыми лавками с драгоценным оружием на стенах и со множеством золотой и серебряной посуды красиво установленной на широких полках. (А. К. Толстой)

3) Цапли серые с тёмными крыльями с хохолками на голове расхаживали взад-вперёд по залитой водой низине временами замирали на секунду и вдруг делали быстрый выпад длинными шеями. (Б. Воробьёв)

4) Голландская печь появившаяся в этой избе в начале нашего века стены и потолки обитые фанерой и оклеенные десятками слоёв обоев современная мебель всё это выглядит здесь чужим будто зашедшим на минуту. (Б. Зайцев и П. Пинчуков)

5) Будущая главная магистраль Северной столицы впоследствии названная Невским проспектом поразила воображение путешественника побывавшего во многих европейских столицах Париже и Берлине Брюсселе и Вене... (А. Чеснокова)

6) Я проходила мимо зелёных лесных пещер чешуйчатых рыжих сосен и мимо тёмных елей одетых в колючие широкие юбочки. (Р. Рома)

7) Навощённый паркет белые стулья размещённые в строгом порядке чёрный рояль в углу люстры в белых чехлах белые под мрамор стены лепные амуры и арабески на потолке придавали зале вид необыкновенно холодного и важного величия. (А. Эртель)

8) Робкое невидимое солнце осветило чугунную решётку с узором похожим на какой-то знакомый цветок зеленоватую рябую поверхность реки медленно движущейся на сером фоне гранита. (Р. Рома)

9) Обычно в это время я уже бежала в один из старинных садов расположенных неподалёку или в прозрачный продуваемый невским сквозняком садик у Зимнего дворца или в чопорный Летний сад украшенный скульптурами. (Р. Рома)

10) Это был человек в широкополой чёрной шляпе с высокой тульей и обвисшими полями в чёрном драповом потёртом в швах пальто накинутом на костлявые плечи в белых подвёрнутых брюках в огромных разношенных штиблетах с седой всклокоченной бородой седыми волосами и тёмными бровями нависшими над золотисто-карими устремлёнными в далёкую пустоту глазами. (Ю. Нагибин)

Ответ

12. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания.

Воздадим дань уважения австралийцам сумевшим выдержать суровый натиск природы лишившей их плодородных степей упрятавшей в пески источники живительной влаги уничтожившей леса и крупных животных. Будем благодарны ненцам и эскимосам освоившим безбрежные районы тайги и приполярной тундры — тех обширных просторов, куда вслед за ними устремляемся мы для преобразования этого края. Будем признательны первым мореходам-полинезийцам преодолевшим на долблёнках и катамаранах огромные пространства Тихого океана принесшим жизнь на безжизненные коралловые и вулканические острова Микронезии. Мы и они наши и их предки создавали то, что сейчас называется мировой цивилизацией.

(По Р. Итсу)

Ответ