Русский язык 8 класс - Тематические тесты - Н. А. Сенина 2014


Односоставные предложения

Вариант 1

1. Укажите ошибочное утверждение.

1) Односоставным называется предложение, в котором имеется только один главный член.

2) Главный член определённо-личного предложения называет действие неизвестного лица.

3) Обобщённо-личное предложение обозначает действие, в равной мере относящееся к любому лицу.

4) В безличных предложениях действие или состояние представляется как не зависящее от деятеля.

Ответ: 2

2. Укажите двусоставное предложение.

1) Его было не узнать.

2) Родные сочли бы его недостойной партией для Кити (Л. Толстой).

3) Верьте мне, Ольга Михайловна!

4) А её всё нет и нет.

Ответ: 2

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Сударыня, ведь русским же языком вам объясняют (В. Вересаев).

2) И идут без имени святого

Все двенадцать вдаль... (А. Блок)

3) Увидеть и услышать этого поэта было бы для меня ослепительным счастьем.

4) Надолго запомнился ему один день в конце января.

Ответ: 1

4. Укажите верную характеристику предложения Смотри дерево в плодах, а человека в делах (пословица).

1) двусоставное

2) односоставное обобщённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

Ответ: 2

5. Укажите верную характеристику предложения Весной птицам спать долго некогда.

1) двусоставное

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

Ответ: 4

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и их характеристика.

A. Печаль мою не скрыть.

Б. К ним в комнату вошли.

B. Раннее утро.

Г. В саду вечерело.

Д. Тёмное враждебное облако висело над нами.

Е. Приснись мне ещё хоть однажды (А. Тарковский).

1. Двусоставное предложение.

2. Определённо-личное предложение.

3. Неопределённо-личное предложение.

4. Обобщённо-личное предложение.

5. Безличное предложение.

6. Назывное предложение.

1) А1, Б2, В1, Г4, Д5, Е4

2) А1, Б3, В4, Г5, Д1, Е3

3) А5, Б3, В6, Г5, Д1, Е2

4) А5, Б2, В6, Г3, Д5, Е2

Ответ: 3

7. Укажите односоставное предложение.

1) Тебе бы всё расставаться на некоторое время (А. Чехов).

2) Что это у тебя?

3) Понимать — значит сочувствовать (Д. Гранин).

4) А взгляды его — как лучи (А. Ахматова).

Ответ: 1

8. Найдите определённо-личное предложение.

1) Ой, не избежать мне его гнева (А. Чехов).

2) Егорушку обогрели, напоили чаем и уложили на отдых (А. Чехов).

3) Без веры жить нельзя.

4) К птичьему прислушиваюсь крику (Ю. Левитанский).

Ответ: 4

9. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) После драки кулаками не машут (пословица).

2) Лодырю всегда нездоровится (пословица).

3) За эту провинность меня на рыбалку не пустили.

4) Нет худа без добра (пословица).

Ответ: 3

10. Найдите обобщённо-личное предложение.

1) Нет нигде лучше обучения (А. Чехов).

2) Времена не выбирают, в них живут и умирают (А. Кушнер).

3) Несмотря на поздний час, в деревне не спали (А. Гайдар).

4) Всё больше люблю рассветы, всё меньше люблю закаты (Ю. Левитанский).

Ответ: 2

11. Найдите безличное предложение.

1) Мне стало страшно, стало как-то смутно (А. Ахматова).

2) Его душа была согрета приветом друга, лаской дев (А. Пушкин).

3) Умри, завистник злобный мой! (А. Пушкин)

4) Пить чай долгими зимними вечерами было для нас единственным развлечением.

Ответ: 1

12. Какое предложение не является безличным?

1) У меня нет времени с тобой разговаривать.

2) В выходные дождь не прекращался ни на минуту.

3) От этой шутки друзьям стало весело.

4) Нет дыма без огня (пословица).

Ответ: 2

13. Отметьте назывное предложение.

1) Увидеть бы её!

2) Воды́, воды́!

3) На стенах — ковры.

4) А вот и река!

Ответ: 4

Прочитайте текст и выполните задания 14 — 18.

(1)Волшебная осень парков. (2)Тихо. (3)Чуть-чуть сыровато. (4)Листья нехотя отрываются и словно повисают на невидимых паутинках. (5)Долго-долго падают кленовые листья. (6)Как они хороши! (7)Хотелось сказать садовнику, чтобы не подметал. (8)Пусть бы ходили люди по золотому ковру.

(9)Как же снять? (10)Как поймать это дыхание осени? (11)Кажется, листья падают не беззвучно. (12)Кажется, полёт сопровождает какая-то музыка. (13)Бом-бом. (14)Один лист, другой, третий! (15)Стройная музыка в парке. (16)Музыка листопада. (17)Один ли я её слышу?

(18)Нет. (19)Вот девочка подняла голову, блестящими глазами провожает листья. (20)Рядом женщина под зонтиком. (21)Книга. (22)Но она не читает. (23)Она слушает золотой хоровод. (24)Вспоминаю. (25)Скорее, скорее снимать. (26)Поймать хоть отрывок музыки листопада.

(По В. Пескову )

14. Выпишите из текста номера назывных предложений. Подумайте, какова их роль в тексте.

Ответ: 1, 14, 15, 16, 21

15. Есть ли в тексте определённо-личное(-ые) предложение(я)? Укажите его (их) номер(-а).

Ответ: 24

16. Укажите номера безличных предложений.

Ответ: 2, 3, 7 (в СП), 9, 10, 25, 26*

17. Замените одно из безличных предложений текста синонимичным двусоставным предложением и запишите его.

Ответ: я хочу поймать....

18. Как вы думаете, двадцатое (20) предложение текста Рядом женщина под зонтиком двусоставное или односоставное? Свой ответ мотивируйте.

Ответ: предложение простое, двусоставное, распространённое, неполное, так как в нём есть обстоятельство рядом, которое зависит от пропущенного сказуемого (сидит)

Вариант 2

1. Укажите ошибочное утверждение.

1) Главный член неопределённо-личного предложения называет действие неопределённого лица.

2) Односоставное предложение, в котором нет и не может быть подлежащего, называется безличным.

3) Глагол-сказуемое в определённо-личных предложениях не нуждается в наличии подлежащего, так как значение конкретного лица передаётся личными окончаниями глагола.

4) Назывными называются односоставные предложения с главным членом подлежащим, выраженным существительным в каком-либо падеже.

Ответ: 4

2. Укажите двусоставное предложение.

1) Весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика (М. Лермонтов).

2) Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (А. Кольцов).

3) В тёплое апрельское утро сидеть в саду и слушать птиц чрезвычайно приятно.

4) В одно тихое, тёплое утро в больницу принесли письмо (А. Куприн).

Ответ: 3

3. Отметьте односоставное предложение.

1) Длинна зимняя ночь в деревне!

2) В деревне ложатся рано.

3) Вошедший резко отличался красотой и силой.

4) Вот чудо так чудо!

Ответ: 2

4. Укажите верную характеристику предложения Общаться с этим великим учёным было наслаждение.

1) двусоставное

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

Ответ: 1

5. Укажите верную характеристику предложения Добрые феи, мне вас не хватает! (Ю. Левитанский)

1) двусоставное

2) односоставное определённо-личное

3) односоставное неопределённо-личное

4) односоставное безличное

Ответ: 4

6. Укажите вариант ответа, в котором правильно соединены предложения и их характеристика.

A. После дождя в эту деревню обычно не проехать.

Б. Снявши голову, по волосам не плачут (пословица).

B. Весь день сегодня в городе мимозой торговали (А. Кушнер).

Г. Любить — это великое искусство.

Д. Вот эта школа.

Е. Благословляю ежедневный труд (М. Цветаева).

1. Двусоставное предложение.

2. Определённо-личное предложение.

3. Неопределённо-личное предложение.

4. Обобщённо-личное предложение.

5. Безличное предложение.

6. Назывное предложение.

1) А1, Б3, В4, Г5, Д1, Е6

2) А5, Б4, В3, Г1, Д6, Е2

3) А3, Б1, В2, Г1, Д5, Е3

4) А1, Б4, В2, Г5, Д6, Е3

Ответ: 2

7. Укажите односоставное предложение.

1) Ждать — тяжёлая участь.

2) Бледно-серое небо синело и холодело.

3) Город в дымном пламени костров.

4) Его любовь уж не вернуть никогда.

Ответ: 4

8. Найдите определённо-личное предложение.

1) Хотя бы часик поспать!

2) Люблю ваш гнев! (А. Пушкин)

3) Там под горой пасут овец (И. Крылов).

4) Голыми руками ежа не ухватишь (пословица).

Ответ: 2

9. Найдите неопределённо-личное предложение.

1) Рядом в лесу ни души.

2) Эту сову часто принимали за чучело.

3) Видишь вдали вон тот развесистый дуб?

4) Прозвучало над ясной рекою,

Прозвенело в померкшем лугу (А. Фет).

Ответ: 2

10. Найдите обобщённо-личное предложение.

1) Не думаю, не жалуюсь, не спорю (М. Цветаева).

2) Вам часто приходится заглядывать в словарь?

3) Подумай, человек, о жизни и её начале.

4) В ничтожно малом проступает великое.

Ответ: 3

11. Найдите двусоставное предложение.

1) Ему пришлось преодолеть свой страх.

2) Всё хорошо.

3) Утром не очень хочется делать зарядку.

4) А за окном мело уже не на шутку.

Ответ: 2

12. Какое предложение является безличным?

1) Эту новость везде обсуждают.

2) И слушаешь песни далёких сёл (А. Блок).

3) Около самой деревни далеко просматривались окрестности.

4) К сожалению, времени у нас не осталось.

Ответ: 4

13. Отметьте назывное предложение.

1) Осень в парках волшебна.

2) Волшебная осень парков (В. Песков).

3) Везде жёлтая листва.

4) А это дятел.

Ответ: 2

Прочитайте текст и выполните задания 14 — 18.

(1)Я рад предстоящей встрече с осенним лесом. (2)Иду, как в картинную галерею, ещё раз взглянуть на давно знакомые полотна, что ежегодно выставляет напоказ золотая осень. (3)Глаз насторожён и жаден: не хочется ничего упустить.

(4)У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (5)На его поверхности цветная мозаика из листьев, занесённых ветром. (6)Это Поленов.

(7)А на косогоре узнаю Левитана. (8)Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки, о чём-то перешёптываются сразу всеми своими листьями. (9)Трепещут листья на ветру и мелькают, поворачиваясь к солнцу то золотом, то серебром изнанки. (10)И путается в этом живом, колеблющемся кружеве и тоже трепещет синева осеннего неба.

(11)Позади молодого осинника высится многоколонным фасадом старый лес. (12)Из его глубин, как из музейного здания, тянет тонкими запахами древности. (13)Среди стволов-колонн затаилась гулкая тишина, и слышно, как, падая, шуршит, цепляясь за ветки, оброненный деревом лист.

(14)Мы идём мимо развешанных полотен по лесной дорожке. (15)Она то желтеет лимонными листьями берёз, то окрашивается в оранжевое и багровое, когда пробираемся под осинами. (16)Узорчатые листья рябины стали пунцово-красными, и в тон им пламенеют тяжёлые кисти ягод.

(По Е. Носову)

14. Напишите номера определённо-личных предложений (в том числе и номера сложных предложений, в которые входят определённо-личные).

Ответ: 2, 7, 15 (в СП)

15. Как вы думаете, почему во втором (2) сложном предложении автор использовал определённо-личное предложение, а не двусоставное?

Ответ: для избежания повтора, приводящего к синтаксическому однообразию, а также для усиления динамики

16. Укажите номера безличных предложений, включая те, которые входят в состав сложных предложений.

Ответ: 3 (в СП), 12, 13 (в СП)

17. Замените одно из безличных предложений текста синонимичным двусоставным предложением и запишите его.

Ответ: Разносится запах древности

18. Напишите характеристику шестого (6) предложения текста Это Поленов.

Ответ: простое, двусоставное, нераспространённое, полное. Это Поленов.