Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020
Вариант 1
1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Стари(н,нн)ый дом стоял на (не)высоком обрыве у реки(4). Сразу было видно, что в нём никто (не)живёт: деревя(н,нн)ые ставни заколоче(н,нн)ы (в)доль стены ра(з/с)росся никем (не)коше(н,нн)й бур(ь/ъ)ян. Свале(н,нн)ые (по)середине двора кучи досок и щебня мешали нам пройти. Иногда казалось что кто(то) ходит по двору гремя(3) свя(з/с)кой ключей. Но нет. Это ветер налетая(2) порывами ра(з/с)кач..вал (не)закреплё(н,нн)ую дверь гр(е/и)мящую оловя(н,нн)ым засовом.
За воротами заброше(н,нн)ого особняка нас ждал (не)обыкнове(н,нн)ой красоты вид. (В)дали виднелись (не)убра(н,нн)ые поля золотой пшениц(и,ы) ра(з,с)броса(н,нн)ые тут и там одинокие дерев..я и кустарники. На краю поля бл(е,и)стел ярко(зелёной) гладью пруд заросший тиной и водор..слями.
(В)верху в самой вышине пели стрижи ра(с,сс)..кавшие воздух с веселым свистом. Всё дышало покоем и сердце (не)вольно радовалось (не)обычайной красоте созда(н,нн)ой матушкой(природой).
Ответ:
Старинный дом стоял на невысоком обрыве у реки(4). Сразу было видно, что в нём никто не живёт: деревянные ставни заколочены, вдоль стены разросся никем не кошенный бурьян. Сваленные посередине двора кучи досок и щебня мешали нам пройти. Иногда казалось, что кто-то ходит по двору, гремя(3) связкой ключей. Но нет. Это ветер, налетая(2) порывами, раскачивал незакреплённую дверь, гремящую оловянным засовом.
За воротами заброшенного особняка нас ждал необыкновенной красоты вид. Вдали виднелись неубранные поля золотой пшеницы, разбросанные тут и там одинокие деревья и кустарники. На краю поля блестел ярко-зелёной гладью пруд, заросший тиной и водорослями.
Вверху, в самой вышине, пели стрижи, рассекавшие воздух с веселым свистом. Всё дышало покоем, и сердце невольно радовалось необычайной красоте, созданной матушкой-природой.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный разбор слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Ответ:
Морфемный разбор слова
налетая(2)
налетая (на — приставка, лет — корень, а, я — суффиксы)
Морфологический разбор слова
Гремя(3)
1. Ходит (как?) гремя — деепричастие.
2. Морф. признаки: неизм. ф., несов. в., наст. вр., невозвр.
3. В предложении является обстоятельством.
Синтаксический разбор предложения
Старинный дом стоял на невысоком обрыве у реки(4).
Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: дом (подлежащее, выражено существительным), стоял (сказуемое, выражено простым глаголом в изъявительном наклонении).
Второстепенные члены предложения: (переправлялись) через ручьи — дополнение, выражено именем существительным с предлогом; (обрыве) невысоком — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (дом) старинный — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (стоял) у реки — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (стоял) на обрыве — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом.
3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) ушёл (не)далеко, (не)возможная ситуация, ничем (не)прибитый
2) (не)высокого роста, (не)написанный роман, идти (не)близко
3) (не)смотря по сторонам, (не)унывающий клоун, нисколько (не)весёлый
4) (не)пристёгнутая ремнём, задание (не)выполнено, (не)столовый прибор
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: не пристёгнутая ремнём, задание не выполнено, не столовый прибор;
2) объяснение условия выбора раздельного написания: не пристёгнутая (причастие, есть зависимое слово) ремнём, задание не выполнено (краткая форма причастия), не столовый (относительное прилагательное) прибор.
Ответ может быть дан в иной формулировке.
4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) желание исполне(н,нн)о, выбра(н,нн)ое платье, люди сдержа(н,нн)ы и молчаливы
2) жёва(н,нн)ая пища, неписа(н,нн)ые законы, пря(н,нн)ая зелень
3) присла(н,нн)ое письмо, подли(н,нн)ая правда, работал ответстве(н,нн)о
4) оловя(н,нн)ая ручка, решение найде(н,нн)о, собра(н,нн)ая компания
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) правильный выбор ряда слов: присланное письмо, подлинная правда, работал ответственно;
2) объяснение условия выбора написания НН: присланное (причастие сов. вида, есть приставка) письмо, подлинная (прилагательное, образовано от слова «длинный») правда, работал ответственно (наречие, образовано от слова с двумя НН).
Ответ может быть дан в иной формулировке.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Позвала, дышащий, прибыв, эксперт
Ответ:
Позвала́, ды́шащий, прибы́в, экспе́рт
6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По прилёте в аэропорт мы получили багаж.
2) По прибытии на место службы мы разместились в казарме.
3) Наша речка глубока и широкая.
4) Придя домой, нас встретил отец.
Ответ:
Наша речка глубока и широка. Когда мы пришли домой, нас встретил отец.
или
Наша речка глубокая и широкая. Когда мы пришли домой, нас встретил отец.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.
Текст 2
(1)Есть много книг, рассказывающих о «хороших манерах». (2)Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слух, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. (3)Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. (4)Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем они нужны.
(5)В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.
(6)Не мешайте друг другу, не шумите. (7)От шума не заткнёшь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. (8)Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. (9)Старайтесь не только развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. (10)Манеры, одежда, походка — всё должно быть сдержанным и красивым. (11)И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл.
(12)Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. (13)Своим поведением вы выявляете свою суть. (14)Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в них: бережное отношение к миру, к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям.
(15)Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. (16)А если у вас будет это и ещё немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придёт память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.
(По Д. С. Лихачёву)
7. Определите и запишите основную мысль текста.
Ответ:
Основная мысль текста.
Хорошие манеры — это не только умение опрятно одеваться, но и стремление уважительно относиться к другому человеку, обществу, природе.
8. Определите и запишите микротему 3 абзаца текста.
Ответ:
Верный вариант ответа:
Манеры, одежда, походка человека — всё должно быть сдержанным и красивым, поскольку в этом проявляется уважение к окружающим.
Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.
9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение не оскорбляя зрение окружающих из предложения 2. Запишите ответ.
Ответ: метафора.
10. В предложениях 2 — 4 найдите слово с лексическим значением «способ держать себя, внешняя форма поведения и обращения с другими людьми». Выпишите это слово.
Ответ: манеры.
11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) отношение к миру
2) глубокий смысл
3) это будет
4) противно смотреть
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение подчинительных словосочетаний: отношение к миру, глубокий смысл, противно смотреть;
2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: отношение к миру (управление), глубокий смысл (согласование), противно смотреть (примыкание). Ответ может быть дан в иной формулировке.
12. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
Ответ: вы выявляете.
13. Определите тип односоставного предложения 6. Запишите ответ.
Ответ: определённо-личное.
14. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) определение вводного слова: к сожалению;
2) подбор синонима к вводному слову.
Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: к несчастью, вот только, к великому сожалению.
Могут быть подобраны другие синонимы.
15. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 1
2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова — имени существительного и завершает предложение.
или
Обоснование условии обособления может быть сформулировано иначе.
16. Среди предложений 1 — 3 найдите предложение с обособленным(-ми) согласованным(-ми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) распознавание предложения: 2
2) обоснование условий обособления: в предложении два обособленных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, один из которых находится в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми, а второй стоит в конце предложения и поэтому выделяется запятой с одной стороны.
или
Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.
17. Среди предложений 7 — 10 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
Ответ: 10.