Русский язык 8 класс - 10 вариантов итоговых работ для подготовки к всероссийской проверочной работе - Ж. И. Дергилёва 2020


Вариант 2

1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

Текст 1

(В)доль поля т..нулась пр(о/а)сёлочная дорога в(е/и)дущая к селу. Это место издавн(о/а) было заселе(н,нн)о людьми. Среди новых (не)давно построе(н,нн)ых домов виднелись стари(н,нн)ые избы. (По)середине (не)большой сельской площади возвышалась деревя(н,нн)ая церковь огороже(н,нн)ая (не)высоким част(о/а) колом. (Не)далеко от неё распол..жились каме(н,нн)ые сооружения напом(е/и)нающие амбары. (По)зади церкви т..нулась улица изв(е/и)ваясь на п(о/а)воротах.

Было заметно что людей в селе совсем (не)много: (не)которые дома были заколоче(н,нн)ы поч(е/и)рневшими от сыр(о/а)сти досками другие стояли (по)одаль сверкая беле(н,нн)ыми извёсткой стенами. Вот (в)переди пок(о/а)залась телега запряжё(н,нн)ая парой л..шадей. Пор(о/а)внявшись с нами извоз(ч/щ)ик(2) повернул лошадей высокому зданию где видимо ра(з/с)пол(о/а)гался сельсовет.

Пр(е/и)ближался вечер и нам нужно было где(то) ост(о/а)новит..ся на ночлег. В тёмных окнах домов заж(о/ё)гся тёплый свет(4). (В)дали п(о/а)слышался(3) свист кнута и мычание коров это пастух вёл стадо на вечернюю дойку.

Ответ:

Вдоль поля тянулась просёлочная дорога, ведущая к селу. Это место издавна было заселено людьми. Среди новых, недавно построенных домов, виднелись старинные избы. Посередине небольшой сельской площади возвышалась деревянная церковь, огороженная невысоким частоколом. Недалеко от неё расположились каменные сооружения, напоминающие амбары. Позади церкви тянулась улица, извиваясь на поворотах.

Было заметно, что людей в селе совсем немного: некоторые дома были заколочены почерневшими от сырости досками, другие стояли поодаль, сверкая белеными извёсткой стенами. Вот впереди показалась телега, запряжённая парой лошадей. Поравнявшись с нами, извозчик(2) повернул лошадей к высокому зданию, где, видимо, располагался сельсовет.

Приближался вечер, и нам нужно было где-то остановиться на ночлег. В тёмных окнах домов зажёгся тёплый свет(4). Вдали послышался(3) свист кнута и мычание коров — это пастух вёл стадо на вечернюю дойку.

2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:

(2) — морфемный разбор слова;

(3) — морфологический разбор слова;

(4) — синтаксический разбор предложения.

Ответ:

Морфемный разбор слова

извозчик(2)

извозчик (из — приставка, воз — корень, чик — суффикс, нулевое окончание, извозчик — основа слова).

Послышался(3)

1. Свист (что сделал?) послышался — глагол.

2. Н. ф.: послышаться. Морф. признаки: сов. в., II спр., ед. ч., прош. вр., м. р., возвр., неперех.

3. В предложении является сказуемым.

Синтаксический разбор предложения

В тёмных окнах домов зажёгся тёплый свет(4).

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое. Грамматическая основа: свет (подлежащее, выражено существительным), зажёгся (сказуемое, выражено простым глаголом в изъявительном наклонении).

Второстепенные члены предложения: (зажёгся) в окнах — обстоятельство места, выражено именем существительным с предлогом; (свет) тёплый — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (в окнах) тёмных — согласованное определение, выражено именем прилагательным; (окнах) домов — косвенное дополнение, выражено именем существительным (возможно: несогласованное определение).

3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.

1) живёт (не)близко, (не)предсказуемый результат, никем (не)написанный.

2) (не)крепкого телосложения, (не)распечатанный приказ, идти (не)далеко

3) (не)глядя на товарища, (не)прибитый мной гвоздь, совсем (не)сделанная

4) (не)растраченная молодость, решение (не)возможно, (не)норковая шапка

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: не глядя на товарища, не прибитый мной гвоздь, совсем не сделанная;

2) объяснение условия выбора раздельного написания: не глядя (деепричастие) на товарища, не прибитый (причастие, есть зависимое слово) мной гвоздь, совсем не сделанная (причастие, есть зависимое слово).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.

1) задание выполне(н,нн)о, разряже(н,нн)ое ружьё, девушки изыска(н,нн)ы и красивы

2) кова(н,нн)ая ограда, казнё(н,нн)ые за измену, кожа(н,нн)ая куртка

3) вручё(н,нн)ое послание, надкуса(н,нн)ый хлеб, писал медле(н,нн)о

4) стекля(н,нн)ая ваза, письмо написа(н,нн)о, изда(н,нн)ая книга

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) правильный выбор ряда слов: вручённое послание, надкусанный хлеб, писал медленно;

2) объяснение условия выбора написания НН: вручённое (причастие сов. вида, есть приставка) послание, надкусанный (причастие сов. вида, есть приставка) хлеб, писал медленно (наречие, образовано от слова с двумя НН).

Ответ может быть дан в иной формулировке.

5. Поставьте знак ударения в следующих словах.

Завезена, квартал, обострить, агент

Ответ:

Завезена́, кварта́л, обостри́ть, аге́нт

6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).

1) По завершению сделки партнёры пожали друг другу руки.

2) В заключении находился опасный преступник.

3) Тополь был высок и строен.

4) Сделав уроки, нас позвали на ужин.

Ответ:

По завершении сделки партнёры пожали друг другу руки. Когда мы сделали уроки, нас позвали на ужин.

или

По завершении сделки партнёры пожали друг другу руки. Сделав уроки, мы пошли на ужин.

Прочитайте текст 2 и выполните задания 7 — 17.

Текст 2

(1)Спросите кого угодно: «Почему одна из наших лесных птиц называется кукушкой?» (2)Вы наверняка получите твёрдый ответ: «Потому, что она кричит: «ку-ку!». (3)Я думаю, вы и сами считаете это несомненным. (4)Говоря так, вы, сами того не подозревая, примыкаете к сторонникам одной из языковедческих теорий о происхождении языка — «теории звукоподражания». (5)В чём она заключается? (6)На первый взгляд теория очень проста и убедительна. (7)Вспомним, как совсем маленькие дети называют животных, встреченных ими впервые. (8)Увидев, скажем, собачонку и услышав её, удивлённый маленький человек начинает передразнивать животное: «ав-ав», или «тяф-тяф», или «вау-вау». (9)Потом, немного спустя, он уже так и называет: собаку — «ав-ав», кошку — «мяу-мяу», свинью — «хрю-хрю». (10)Ещё позднее собака становится у него «авкой», поросёнок — «хрюшкой». (11)Смотрите-ка, из простых звукоподражаний родились уже имена существительные, слова!

(12)Что, если когда-то, очень давно, на заре истории, только начиная создавать язык, так же действовали и наши предки, первобытные люди? (13) Вот в весеннем лесу какая-то птица из года в год выкликала над их головами свое «ку-ку». (14)Может быть, её первоначально так и называли: «куку»? (15)А потом понемногу из этого имени-передразнивалки образовались уже настоящие, связанные с ним слова: «кукушка», «кукушонок», «куковать»... (16)Если это верно в отношении кукушки, то, очевидно, то же бывало и в других сходных случаях. (17)И, вполне возможно, многие из наших первых слов также родились из подражания голосам птиц, зверей, раскатам грома, свисту ветра, шуршанию камыша, шелесту листьев, рокоту бурных вод, грохоту обвалов. (18)Они-то и явились самыми ранними словами: стихии и звери научили человека говорить...

(19)Сегодня не всегда легко угадать старое первобытное слово-передразнивалку в наших словах. (20)За десятки тысяч лет с ними могли произойти большие перемены. (21)И всё же язык, по-видимому, родился именно из подражания простым звукам природы, которое сделало человека говорящим.

(По Л. Успенскому)

7. Определите и запишите основную мысль текста.

Ответ:

Основная мысль текста.

По мнению некоторых учёных-лингвистов, исследовавших теории возникновения языка, наша речь родилась из подражания простым звукам природы, что и сделало человека говорящим.

8. Определите и запишите микротему 1 абзаца текста.

Ответ:

Верный вариант ответа:

Сущность теории звукоподражания.

Микротема абзаца текста может быть приведена в иной, близкой по смыслу формулировке.

9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение язык родился из подражания звукам природы из предложения 21. Запишите ответ.

Ответ: метафора.

10. В предложениях 4 — 5 найдите слово с лексическим значением «средство для достижения какой-либо цели». Выпишите это слово.

Ответ: теория.

11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.

1) примыкаете к сторонникам

2) маленькие дети

3) это верно

4) легко угадать

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение подчинительных словосочетаний: примыкаете к сторонникам, маленькие дети, легко угадать;

2) определение вида подчинительной связи в словосочетаниях: примыкаете к сторонникам (управление), маленькие дети (согласование), легко угадать (примыкание). Ответ может быть дан в иной формулировке.

12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.

Ответ: теория проста, убедительна.

13.Определите тип односоставного предложения 19. Запишите ответ.

Ответ: безличное.

14. Среди предложений 15 — 16 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) определение вводного слова: очевидно;

2) подбор синонима к вводному слову.

Правильный ответ может содержать один из следующих синонимов: несомненно, действительно.

Могут быть подобраны другие синонимы.

15. Среди предложений 5 — 7 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 7

2) обоснование условий обособления: согласованное определение выражено причастным оборотом, который стоит после определяемого слова — имени существительного и завершает предложение.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

16. Среди предложений 1 — 4 найдите предложение с обособленным(-ми) согласованным(-ми) обстоятельством(-ами). Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.

Ответ:

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения: 4

2) обоснование условий обособления: в предложении два обособленных обстоятельства, выраженных деепричастными оборотами, один из которых находится в середине предложения и выделяется с двух сторон запятыми, а второй стоит в начале предложения и поэтому выделяется запятой с одной стороны.

или

Обоснование условий обособления может быть сформулировано иначе.

17. Среди предложений 15 — 16 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:

Выпишите номер этого предложения.

Ответ: 15.